«Внеурочная деятельность как средство более ранней подготовки к дальнейшему выбору профиля обучения»
консультация (3 класс)

Трошина Галина Петровна

Проект - "Успех каждого ребенка". Он призван воспитывать "гармонично развитые и социально ответственные личности". Это, в первую очередь, дополнительное образование, профориентация и поддержка талантливых детей.

        Каждый ребенок генетически наделен определенными способностями, предрасположен к изучению каких-то предметов в большей степени. В дальнейшем эти дисциплины могут стать основой будущей профессии.         База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий  с младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

  «Внеурочная деятельность как средство более ранней подготовки к дальнейшему выбору профиля обучения»

  Самая большая ценность у каждого из нас – это жизнь. И все мы хотим прожить её вдохновенно, интересно, полезно, счастливо. Однако на каждом шагу мы видим несовпадение мечты и реальности, желания и возможности, спроса и предложения. Хотеть – ещё не значит мочь.
Умение любить свой труд и ценить чужой – признак цивилизованного общества.
 Сегодня деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры.

         В мае 2018 года Президент  РФ Владимир Путин подписал указ "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года". Согласно указу, Правительству РФ поручено разработать национальные проекты или программы по ряду направлений, в число которых входят демография, здравоохранение, образование и наука. Одной из  ведущих задач этого указа является:

-формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

        В связи с этим одним из 9 федеральных проектов, разработанных Министерством образования в 2018 году,  является проект - "Успех каждого ребенка". Он призван воспитывать «гармонично развитые и социально ответственные личности. Это, в первую очередь, дополнительное образование, профориентация и поддержка талантливых детей.

 Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный вопрос. Как найти из 10 000 профессий и 40 000 специальностей то единственное, заветное своё? Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти своё место в мире профессий сложно и начинать над этим работать нужно с младшего школьного возраста. 

        Каждый ребенок генетически наделен определенными способностями, предрасположен к изучению каких-то предметов в большей степени. В дальнейшем эти дисциплины могут стать основой будущей профессии.         База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий  с младшего школьного возраста.

           Притча о выборе пути.  В поисках ответа на вопрос, как жить, куда податься, чем заниматься, юноша обратился к одному старцу: "Скажи, добрый человек, как мне жить? Плыть ли против течения, борясь и побеждая? Или по течению, растворяясь в потоке мира?"  "Суть заключается в том, чтобы плыть не по течению и не против, а туда, куда тебе нужно. В этом мудрость и разум твой должен быть твоим рулем, а душа – парусом". 

      От того, как начнёт формироваться новый для младших школьников теоретический тип мышления, позволяющий исследовать и понимать сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки, от того, как будут сформированы такие личностные качества, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за её пределами, ответственность за полученные результаты, желание и умение учиться, зависит в дальнейшем решение задач предпрофильного, профильного, профессионального и, самое главное, жизненного самоопределения.

         Прежде всего, профилизация- это не разовое мероприятие, а стройная система работы, охватывающая практически всех участников образовательного процесса на протяжении всех образовательных периодов и всех направлений деятельности в различных формах.

 Пропедевтика предпрофильной подготовки через индивидуализацию образовательного процесса начальной школы в рамках новых возможностей, заложена в федеральных государственных образовательных стандартах, особенность которых, заключается в том, что учащиеся начальных классов впервые получают возможность выбора курсов внеурочной деятельности, расширяющих образовательное пространство предметных областей. На наш взгляд, чтобы выпускник мог осуществить действительно осознанный выбор своей будущей профессии  и как следствие, образовательной траектории, ему на ранних этапах обучения следует научиться делать выбор и нести за него ответственность, принимать решение и выстраивать пути его достижения.  А чтобы ребенок этому научился, ему необходимо создать условия, в которых он будет иметь реальную возможность этого выбора.

          Содержание внеурочной деятельности нашло свое отражение в основной образовательной программе начального общего образования.

Это  позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

           -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

           -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

           -улучшить условия для развития ребенка;

           -учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ  научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя.

Работать над проблемой организации внеурочной деятельности с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка начинаем с  комплектование первых классов. Происходит это на основе диагностики склонностей и интересов детей на начальном уровне образования,  которая осуществляется на заявительной основе. Родители приводят детей на собеседование, а затем они совместно с педагогами определяют направление по которому будет обучаться ребёнок.

Внеурочная деятельность в начальной школе организована по стандартным, в соответствии с ФГОС направлениям: общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное,  спортивно -  оздоровительное. Общеинтеллектуальное   направление  представлено физико-математическим, химико-биологическим и лингвистическим модулями.

       Подробнее расскажу    о направлениях  внеурочной деятельности моего класса. Ребята занимаются по курсу химико-биологического модуля: «Занимательная химия», «Биология для малышей».

       Предметное содержание курса  «Занимательная химия» соответствует интересам и возрастным особенностям учеников. Дети с удовольствием в доступной и занимательной форме знакомятся с основными свойствами предметов, веществ и явлений. Программа  построена на опытах, что вовлекает учеников в исследовательскую деятельность, а игровая форма проведения эксперимента формирует у школьников познавательный интерес.

        Очень нравится детям кружок «Биология для малышей», они учатся ухаживать за растениями, изучать природные явления, проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

             Филологическое направление реализуется главным образом в рамках программ  «Говорим правильно», «Мир фантазий». Выразительное  чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание. На каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, проявить творчество, поощряется создание собственных произведений, литературных образов, ставить театрализованные сценки.

С целью всестороннего развития младшего школьника, сохранения его физического и психического здоровья в каждом классе предусмотрены часы внеурочной деятельности и по другим направлениям.

С большим интересом дети посещают занятия валеологии, на которых у них есть возможность позаниматься на спортивных тренажёрах, развить свои физические возможности, ну а интеллектуальные - можно показать на занятиях шахматами.

   В начальной школе закладываются основы проектирования и проектной деятельности на занятиях  «Я - исследователь». Учителя используют активные способы обучения – игровые методы, методы проектов, исследовательские и проблемные методы в ходе преподавания. И все эти методы благоприятно влияют на развитие личности и на подготовку к профилизации обучающихся, повышение уровня готовности их к обучению в 5-ом классе.

           Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения. Исходя из этого, ясно, что профессиональная ориентация - это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней.

Жизнь быстротечна, и также быстротечно меняется в ней все. Только тот, кто способен поспевать за временем, кто мобилен, кто решителен в приеме решений и храбр в их претворении, только тот может смело назвать себя современным, а значит, привлекательным для многих и успешным для себя.

           В заключении хотелось бы выделить принципы, которые помогают  нашим детям определиться в жизни.

Всеобщая талантливость. Бесталанных нет , а есть занятые не своим делом.

Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других, - значит, что – то получится лучше. Ищите.

Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня вы узнаете что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности как средство формирования УУД

Представление педагогического опыта( отчёт по теме самообразования)....

Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство повышения обучения окружающего мира.

В этой статье я рассказываю о том, как интерес учеников порождал всё новые и новые экологические проекты, которые  продолжаются уже 6 лет и не иссякают, наоборот только множатся....

Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности как средство формирования УУДеятельности

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подход...

Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности как средство формирования УУД

Стандарты второго поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее способность к непрерывному обучению в течение всей жизни. ...

Внеурочная деятельность в школе. Что обязательно и что по выбору.

Статья посвящена Внеурочной деятельностью школьников – различным видам деятельности, в которой учащиеся решают задачи со- циализации и развитие их интересов....