Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство повышения обучения окружающего мира.
статья (3 класс)

Ерофеева Татьяна Степановна

В этой статье я рассказываю о том, как интерес учеников порождал всё новые и новые экологические проекты, которые  продолжаются уже 6 лет и не иссякают, наоборот только множатся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

                    Международная научно-практическая конференция

«Реализация подходов в преподавании предметов естественнонаучного цикла: профессиональные компетенции и новые технологии (Интеграция дополнительного и общего образования)»

Секция: Эксперементальная и инновационная деятельность как средство повышения обучения на уроках и во внеурочной деятельности предметов естественного цикла.

Тема выступления: Экологическое воспитание во внеурочной деятельности

как средство повышения обучения окружающего мира.

                                                                             Выступление подготовила

                                                                             учитель начальных классов

                                                                             МОУ «СОШ №60», г.Саратова

                                                                             Ерофеева Т.С.

                                                                             

                                                                 

                                                       2019

          Охрана окружающей среды стала жизненно необходима для человечества, чтобы жить и быть здоровыми. Один из способов решить эту проблему : заниматься экологическим воспитанием учащихся.

      Цель экологического воспитания: подготовка экологически грамотного человека, способного оценивать экологические проблемы современного общества и по возможности участвовать в их решении.

Задачи: 1. Внедрение современных форм и методов экологической работы с детьми;

2.Воспитывать чувство ответственности за красоту и чистоту природы. 

      Система экологического воспитания у нас выросла из акций и конкурсов. Вначале были акции: «Птичьи кормушки», «Наши пернатые друзья», «Неделя в защиту животных»,  «Бумажный бум», «Живи, лес!»,  конкурсы «Юный исследователь», сбор батареек. Но всё это было эпизодично, бессистемно.

       А система стала выстраиваться в 2013 году, когда класс решил участвовать в областной экологической акции «Живи, лес!». Мы всем классом  с родителями пошли в Семхозный лес собирать жёлуди. Собрав желуди, мы их взвесили и отправили в Областной Центр Экологии и Туризма. На уроках изобразительного искусства ученики рисовали дубраву.

   Часть желудей ребята предложили оставить, посадить в горшки и высадить во дворе школы или в парке «Солнечный». Ни у школы, ни в парке ни одного дубка не росло. Что мы и сделали. Растили дубки и одновременно узнавали  о пользе дуба, где и для чего он используется, как  сажают дубы.  А весной дубки высадили на школьном дворе. Они и сейчас там радуют нас. Итог исследования подвели на классном часе.

     Когда ребята собирали жёлуди, они увидели на берегу черепаху. Восторгу детей не было конца. Ученики задавали много вопросов о черепахах и чтобы найти ответы на эти вопросы, мы создали проект «Черепахи». Ребята по группам собирали материал о черепахах: где живут, чем питаются, о самых больших и самых маленьких, морских, пресноводных, наземных и обитающих в Саратовской области. Нашу черепаху идентифицировали, как болотную.  Весь этот материал мы обобщили в устный журнал и провели его на классном часе.

     Ещё в Семхозном лесу ребята обратили внимание на грибы, которые росли на пеньках и на деревьях. И вновь много, вопросов. Ответы мы  так же искали в следующем проекте «Грибы». Ребята разбились  на группы и искали материал о грибах: Съедобных и условно – съедобных, ядовитых и несъедобных, галлюциногенных, трубчатых и пластинчатых. На уроках технологии ребята лепили грибы. Грибы, растущие на деревьях, ученики вначале сфотографировали, затем идентифицировали и узнавали об их пользе для людей и их влияние на деревья. Вот что у нас получилось. В лесу на деревьях растут: водоросли, лишайники, мхи,  съедобные и несъедобные грибы. Мы исследовали 48 деревьев, 67% были заражены грибами. Наши исследования показали, что этот симбиоз губителен для деревьев. Эти исследования нам пригодились на уроках окружающего мира.

  Во время первого посещения Семхозного пруда, ученики заметили как загрязнён пруд и лес. Осенью класс решил совершить экологический десант, очистить берег пруда от мусора. В начале мы мусор стаскивали на берег, затем выносили на свалку. Результатами экоуборки все были довольны.    

         Ребята заметили и ещё одну экологическую проблему Семхозного пруда: строительные компании расчищая  площадки под строительство, землю и строительный мусор ссыпали вокруг пруда, засыпая деревья. Перед ними мы-волонтёры - были бессильны. Чтобы озвучить эти экологические проблемы   решили участвовать в Областной экологической конференции младших школьников «Первые шаги в экологию»  и в социально — значимом проекте «Изменим мир  к лучшему»  в Академии Педагогики. Дополнив исследование обитателями пруда, в следующем году выступили на Всероссийской конференции по экологии для школьников («Оса- 2018» )в Саратовский технический университет имени Ю.А. Гагарина ( на кафедру экологии.)

         Родители нашего класса, оказались людьми неравнодушными. Они стали инициаторами встречи жителей (9 и 10) микрорайонов с губернатором В. Радаевым в 2017 и инициативной группы в 2018годах. Губернатор пообещал превратить пруд и дубраву в зону отдыха.

       Сейчас осень 2019 года. Что сделано: летом пруд и лес от мусора очищены, засыпать пруд прекратили, поставили мусорные баки.  На пруду появились дикие утки. Пока одна пара, но уже с утятами. Впереди каскады и прекрасный парк с сохраненной дубравой будут готовы.

     Вот фотография, которую мы сделала в воскресенье 06 октября 2019г.

    Конечно, не наш класс, и не родители нашего класса спасли Семхозный пруд и дубраву, но экологическое сознание наших учеников и родителей, принявших участие в судьбе пруда шагнуло далеко вперед. Они поняли, что  могут повлиять на экологию нашего города.

      Кроме того, ученики расширили знания о грибах, черепахах,  об экологии и на уроках окружающего мира при изучении тем: «Растения», «Грибы», «Пресмыкающиеся», «Экология» они получали  пятёрки.

   А наша экологическая работа продолжается. Сейчас ученики моего класса - орнитологи. Они наблюдают за птицами пруда «Зеркальный» и изучают его историю и проблемы, и, конечно, принимают участие в акциях и конференциях Областного Центра Экологии и Туризма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по внеурочной деятельности в 1 классе по окружающему миру, по ФГОС.

Занятие по внеурочной деятельности по окружающему миру в 1 классе " Юные исследователи, среди весенних цветов". Цель данного занятия, познакомить детей с разнообразием первоцветов их особенностями. Пл...

"Внеурочная деятельность как средство повышения качества образования"

Статья к секционному занятию учителей начальных классов....

Внеурочная деятельность как способ повышения качества экологического образования младших школьников

Внеурочная деятельность как способ повышения качества экологического образования младших школьников на уроках окружающего мира...

Внеурочная деятельность как средство повышения познавательных способностей младшего школьника Программа экологического кружка "Юный эколог"

Актуальность созданной программы вытекает из ее содержания. На сегодняшний день экологическое обучение и воспитание детей – это необходимое условие выживания человечества. Экологическое образова...

Фенологические экскурсии как средство повышения уроков окружающего мира.

Данный ресурс содержит эмоциональную сторону фенологических экскурсий, а также практическую значимость и деятельность. В разработке описаны как зимние, летние, осенние, весенние экскурсии, а также экс...

Внеурочная деятельность как средство повышения качества знаний

Презентация к выступлению на педагогическом совете " Внеурочная деятельность как средство повышения качества знаний. Курс "Мир деятельности"...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКИМ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Изучив данную статью вы сможете прийти к следующим выводам: нарушение зрение – это снижение способности видеть, которая порой не может быть восстановлена полностью. Данное нарушение имеет свои с...