Фенологические экскурсии как средство повышения уроков окружающего мира.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Обрезкова Ирина Геннадьевна

Данный ресурс содержит эмоциональную сторону фенологических экскурсий, а также практическую значимость и деятельность. В разработке описаны как зимние, летние, осенние, весенние экскурсии, а также экскурсии на водоем, на опушку леса, на луг. на овощной участок. Приведены  индивидуальные карты отслеживания за  фауной и флорой. В разработке предложена интересная "неделя природоведения", где каждый день расписан и посвящен чему-то очень интересному из прекрасного мира природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фенологические экскурсии44.14 КБ

Предварительный просмотр:


Фенологические экскурсии как средство повышения уроков окружающего мира.

Автор работы :Обрезкова И.Г

Основой всех материальных доброт, родником здоровья и духовного богатства людей является природа. Мир природы! Это и чарующий узор ярких цветов, и свежий воздух, вселяющий в нас новые силы. Это и несметные богатства, которые людям надлежит постоянно беречь и приумножать.

Сельские дети ещё до школы соприкасаются с природой самостоятельно. Их привлекает зелень лугов и лесов, яркие краски цветов, птицы, бабочки и т.д. Всё ли может быть воспринято правильно ребёнком при самостоятельном общении? Ведь может быть, что он оторвёт крылья у бабочки, нарвёт охапку цветов и тут же бросит их под ноги, сломает молодой тополь, посаженный взрослыми у дороги. Поэтому, с первых дней пребывания ребёнка в школе стараюсь влиять на его сознание, учу не просто любить природу, а воспитываю бережное и заботливое отношение к не. Хорошо известно, что ни в один отрезок человеческой жизни идеи добра, жажда творить добро, жажда справедливости не усваивается столь плодотворно, как в детстве и отрочестве, когда формируется нравственный мир будущего гражданина. В школе эта прекрасная способность детей углубляется, совершенствуя. На уроках природоведения детям прививаются любовь к природе, ответственность за её сохранение, что способствует воспитанию действительных хозяев своей земли. Главный ориентир в работе с прироведческим материалом, который помогает ответить на многие детские «почему?», пробуждает интерес к окружающему миру, учит охранять природу повсеместно, а не только в заповедных территориях, правильно относиться ко всему, что нас окружает.

Природу любят многие, но внимательно, бережно относиться к ней могут только глубоко понимающие её и хорошо воспитанные люди. Поэтому, так важно передать детям знания об окружающем мире, сообщить им умения и навыки, столь необходимые для их самостоятельного, активного, рачительного общения с природой, научить вдумчиво читать эту вечно молодую книгу природы, воспитывать у детей чувство ответственности за сохранение естественной природной среды, чувство бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на Земле. При ознакомлении детей с принципами охраны природы, бережным и заботливым отношением к ней не только использую технические средства, чтение книг природоведческого содержания, но и провожу беседу.

Словесными методами и конкретными примерами решается ряд задач. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность учителю раскрыть ученикам свои собственные взгляды на природу и бережное отношение к ней, сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. Развивается способность детей к пониманию речи и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также выработке у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения на уроке. Ученик приучается слушать и слышать речь учителя.

При подготовке к беседе стремлюсь к тому, чтобы она была построена с учётом ярких образов, отвечала требованиям достоверности, научности, правильности фактов. Большее значение придаю занимательности, яркости, динамичности. Обязательное требование к беседе: яркость, образность и конкретность языка. Делаю так, чтобы беседа действовала не только на ум, но и на сердце и чувства ученика, запомнилась им надолго. Яркость и образность стараюсь подчинить содержанию беседы. Каждую беседу сопровождаю иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами, цифровыми данными. В беседу включаю разнообразный материал основанный на собственных наблюдениях из жизни, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы. С целью занимательности включаю загадки, пословицы поговорки стихи о природе.

Обучение детей природоведению строю по принципу знать и уметь. Подчеркиваю, что дети о многообразии окружающей природы будут знать то, что уже изучено до них многими поколениями, но уметь всегда следует самому. Уметь оберегать природу, активно заботиться о зимующих птицах и зверях, уметь смастерить птичьи домики, кормушку, уметь замечать недостойные человека случаи обращения с живой и не живой природой, уметь бороться против расхищения природных ресурсов. Эти два подхода – знай и умей – органично дополняют друг друга. Например, при ознакомлении детей с темой «деревья» (2 класс) беседу начала с воспроизведения впечатлений о пребывании детей в природе летом. Как вели себя дети в лесу? Какие деревья растут в родных местах? Рассмотрели картинки, вспомнили конкретные случаи проявления детьми и взрослыми заботы о животных леса. Сообщаю, что дерево – живое существо, оно очищает воздух от пыли, поглощает углекислый газ. Деревья гасят шумы, дают тень и прохладу летом, зачищает зимой от ветров. Там, где много деревьев, кустарников всегда свежий воздух. Например, тополь не только интенсивно очищает воздух, но и выделяет вещества, которые губительно действуют на вредные микроорганизмы. Ведём разговор о том, какие деревья посажены у дома, во дворе, какие деревья посажены ими вместе с родителями. Затем решаем классом посадить деревья.

В процессе дальнейшей беседы говорю, что лес – это наряд Земли. Лес благоприятно воздействует на человека, создаёт радостное настроение. Он прекрасный строительный материал и источник ценнейшего сырья для химической и целлюлозно-бумажной промышленности. Наша страна – величайшая лесная держава. Более трети её территории покрыты лесами. Это пятая часть лесов планеты. На каждого жителя СССР приходится около 3 га леса. Продукцию нашей лесной и деревообрабатывающей промышленности покупают 60 стран мира.

Лес – дом для зверей и птиц, кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы, лекарственные растения. Вот почему охрана природы и правильное использование природных ресурсов нашей страны – одна из величайших задач. Всё для жизни человек получает от природы. Бережное отношение к природе – залог сохранения её богатства.

Сейчас в стране более 100 заповедников и заповедных хозяйств. Их число постоянно растёт. Объектами охраны в наше время становятся не только редкие растения, животные, минералы, но и вода, воздух, вся окружающая человека природная среда.

Охрана природы – это на только содержание того, что есть, это создание новых, лучших условий в окружении человека.

Важное место занимает проблемы нравственного развития личности, воспитания чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости, формирования ценностных ориентиров. Авторы надеются, что предлагаемые занятия не только стимулируют детскую любознательность, но и будут способствовать проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дадут детям основы знаний и навыков, позволяющих понять пути развития окружающего мира и осознать необходимость бережного отношения к природе.

Дети, как и взрослые, лучше усваивают учебный материал, когда они активно вовлечены в учебный процесс и испытывают добрые чувства по отношению друг к другу. Занятия вовлекают детей в разнообразные виды деятельности и основанные на участии всех органов чувств. Используются разнообразные приёмы, способы и формы вовлечения детей в активную деятельность:

  • Игровые моменты
  • Непосредственные наблюдения в окружающей среде
  • Поисковая работа на основе иллюстрированного природного материала
  • Использование психологических тестов при изучении отдельных тем
  • Использование вспомогательных приёмов: музыка, танец
  • Игры – задания для развития фантазии и творческих способностей
  • Игры – задания для пополнения словарного запаса и развития речи
  • Кукольные и игровые спектакли
  • Наглядные пособия и вспомогательный материал для развития всех чувств ребёнка
  • Коллективные формы деятельности с целью формирования опыта и творческого общения и работы в группе.

На уроках природоведения у школьников формируется целостное представление о природе и человеке, как важнейшем компоненте природы. На обобщающем уроке по теме «времена года», «природа и здоровье человека», «природа нашей родины» проводились на меж предметной основе с элементами игр, воображаемых путешествий драматизации. Подготовка к обобщающему уроку на меж предметной основе, но учащиеся её не ощущают. Например  на уроке русского языка они пишут свои первые сочинения и сказки о природе и природных объектах (на основе впечатлений, полученных от экскурсии), на уроках чтения заучивают прекрасные стихи о сезонном состоянии природы и самочувствия человека, на уроках изобразительного искусства языком красок и красочных образов пишут по своим представлениям образы русской природы, плакаты экологического содержания. Основная задача в процессе – умело скоординировать деятельность учащихся систематически и целенаправленно осуществлять меж предметные связи. Перед изучением нового сезона вожу детей в мир красок, форм, звуков, в проблемы взаимоотношений людей с этим миром, развивая любознательность и изученным объектам и явлениям природы. В день проведения урока класс в праздничном убранстве: на стенах стенды с рисунками и сочинениями учащихся, на партах подделки из природных материалов самодельные книжки-малютки о природе, на столе учителя букет из разноцветных листьев и горки овощей фруктов (осенью), ветки с распустившимися листьями (весной), на классной доске записаны пословицы и поговорки загадки, 1-2 репродукции с картин русских художников (А. Саврасов, И. Левитан). Вспоминают стихотворение А. Плещеева о весне «Уж тает снег, бегут ручьи». В классе звучит музыка П.И. Чайковского «времена года», запись голосов птиц. В гостях у празднично одетых детей родители, егерь, тракторист. Урок у детей оставляет неизгладимые впечатления, прочные знания и глубокое эмоциональное отношение к образом вечно меняющейся природы, к её красоте и многообразию неразрывной связи человека с природным окружением. Зависимости от него труда, настроения, состояния здоровья.

Большие резервы экологического воспитания младших школьников таят в себе экскурсии в природу, не сельскохозяйственные предприятия. Особое внимание уделяю заданиям и вопросам, направленных на распознавание природных объектов и явлений, на закрепление правил поведения в природе многообразие природы. Природе нужна твоя помощь.

Совершенно очевидно, что для детей экскурсия-путешествие, выход из тесных официальных стен учебного учреждения на вольные просторы. Любое путешествие создаёт особый своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъём и хорошее настроение. Люди становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется внутренне чувство свободы и своеобразное жадное желание бес всякого принуждения воспринимать окружающий мир.

Вся эта гамма положительных переживаний, рождённых даже кратковременным путешествием, делает его особенно привлекательным и желанным для детей. Вначале нашего века появился даже термин «путешественность», которой раскрывался как богатое сочетание эмоциональных познавательных и волевых проявлений, напряжённой активности, инициативы и творческого порыва. Каждый взрослый хорошо знает, каким магическим является слово «гулять» и какую бурю радости и восторга оно вызывает. Не случайно и любовь детей к книгам о путешествиях.

Есть ещё два момента, сопровождающих феномен «путешественности»: один связан с ожиданием путешествия, другой с воспоминаниями о нём.

Методика проведения любой экскурсии и должна исходить из специфики её как небольшого путешествия. Выделим несколько принципиально важных методических сторон экскурсий, которые проводятся с учащимися первого – второго классов.

Эмоциональная сторона выражается в поддержке того эмоционального состояния, которое вызвано экскурсией. Это достигается снятием прямого авторитарного руководства «встаньте здесь», «посмотрите на меня», «не бегайте», «отвечайте на вопросы» и т.п. Поддержанием чувства свободы, раскованности обеспечением возможности хоть не большое время побыть наедине с природой. В процессе экскурсий следует избегать дисциплинарных замечаний, прямых указаний и наказаний. Учитель должен обязательно запланировать время на свободную самостоятельную деятельность – игру, сбор природного материала и др.

Обычный, даже демократический стиль общения с детьми на экскурсии должен быть заменён на более доверительный, мягкий, задушевный. Резкий окрик, крик, грубо сделанное замечание разрушают эмоциональное состояние детей, возникшее от восприятия природы.

Содержательную сторону экскурсии составляет чётко определённое программное содержание наблюдений, их последовательность, целесообразный отбор объектов для рассматривания, система и последовательность вопросов, тематика групповых и индивидуальных заданий. Приведём здесь любопытную мысль И. Гёте, которая может стать для учителя руководством к действию при планировании наблюдений со школьниками: «Радость знания впервые пробуждается у человека благодаря тому, что он обнаруживает значительные явления, привлекшие его внимания. Чтобы она сохранилась, необходим более глубокий интерес, благодаря которому мы постепенно всё больше узнаём предметы». (избр. соч. по естествознанию. – М, АН СССР. 1957 стр 268)

Организационная сторона экскурсии выражается в чётком продуманном плане её организации. Учитель заранее посещает место экскурсии, продумывает наиболее целесообразный путь следования, расстановку детей для наблюдения. Необходимо также подготовить заранее оборудование, которое понадобится для экскурсии: корзинки для природного материала, альбомы для зарисовок и др.

Осенью и весной проводим День природы. Этот день, направленный на изучение природного окружения. При проведении дней природы провожу сюжетно-ролевые игры экологического характера «В гостях у леса». Дети учились ориентироваться в лесу, слушать лесные голоса, пользоваться лесными барометрами, знакомиться с лекарственными растениями и правилами их сбора и сушки, с многообразием растений, животных, приучились видеть и чувствовать их красоту. Собрали интересные коренья, причудливые ветки и шишки плоды, и сделали подделки из собранного материала: Дюймовочку, Лебединое озеро, Избушку на курьих ножках.


Экскурсия на овощной участок

План:

  1. Найди овощи:
  1. Бобовые
  2. Зелёные
  3. Капустные
  4. Клубневые
  5. Корнеплодные
  6. Луковые
  7. Плодовые овощи
  1. Какие органы или части растений составляют урожай у данной культуры на каждой из делянок?
  2. Рассмотри двулетнее растение (капусту, морковь, свеклу) первого года жизни и однолетнее (огурцы, редис). Сравни и определи главное отличие двухлетних от однолетних.
  3. Сравните двулетнее растение (морковь, свекла) первого и второго года жизни. Найдите отличия. Отметь те, где у этих растений откладывается запас питательных веществ для роста во второй год жизни.
  4. Сравнить размещение в почве корнеплодов моркови и столовой свеклы.
  5. Обнаружить признаки готовности к уборке свеклы (отмирание нижних листьев).
  6. Садовыми вилами подкопать корнеплоды, выкопать, вынести к месту обрезки ботвы.
  7. Отобрать корнеплоды для оформления выставки «Дары осени».

Осенняя экскурсия

План:

  1. Какая сегодня погода?

Какое небо?

Как светит солнце?

Теплее или холоднее сегодня, чем было летом?

  1. Посмотри на лес (парк, сквер). Как он изменился по сравнению с летом?
  2. Когда придёшь на экскурсию найди:

        деревья

        кустарники

        травы

Чем они отличаются друг от друга.

Обрати внимание, что у дерева ствол.

  1. Сравни листья берёзы и ели, орешника и можжевельника. Чем они отличаются?
  2. Как ты думаешь, что такое хвоя? Найди, покажи лиственные и хвойные деревья.
  3. Как изменились травянистые растения?
  4. Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения?
  5. Понаблюдай за насекомыми. Где их больше: на пригретых местах в тени?
  6. Что изменилось в поведении птиц? Обрати внимание, что перед отлётом птицы собираются в стаи. Для чего они собираются?

Зимняя экскурсия

Оборудование:

  1. Лопатка для раскапывания снега.
  2. Корм для птиц.
  3. Коробка или корзина.

План:

  1. Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Сравни эти наблюдения с тем, что ты видел на осенней экскурсии.
  2. Измерь и сравни глубину снега на открытом месте и среди деревьев. Объясни разницу.
  3. Посмотри, как изменился общий вид леса (парка) по сравнению с осенью.
  4. Найди хвойные и лиственные деревья и кустарники. Обратите внимание, как они изменились по сравнению с осенью.
  5. Найди на лиственных растениях – деревьев почки. Рассмотри их.
  6. Раскопай снег до почвы. Посмотри, как зимуют растения под снегом.
  7. Понаблюдай за птицами. Что изменилось в их поведении по сравнению с летом и осенью. Дай корм птицам. Найди на снегу следы серой вороны, сороки и воробья.
  8. Понаблюдай на снегу следы белки, зайца, лисы.

Весенняя экскурсия

План:

  1. Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Сравни с тем, что ты видел на зимней экскурсии.
  2. Посмотри на лес (парк, сквер). Как он изменился по сравнению с зимой. Почему?
  3. Если снег ещё не совсем растаял, посмотри, где он лежит. Почему? Сравни его с зимним снегом. В чём разница?
  4. Где быстрее растаял снег – на открытом месте или в тени? Какой снег тает быстрее грязный или чистый?
  5. Осмотрите снег на поляне и в лесу. Что с ним произошло?
  6. Найди хвойные и лиственные кустарники деревья и кустарники. Обрати внимание как они изменились?
  7. Рассмотри почки на нескольких лиственных деревьях и кустарниках. Как они изменились по сравнению с зимой?
  8. Понаблюдай за птицами. Прилетели ли птицы? Чем заняты птицы? Обрати внимание, что некоторые птицы в своих клювах несут сухие травинки, подумай, для чего они их собирают?
  9. Осмотри травянистые растения, как они изменились? Отыщи мать и мачеху. Где растёт растение?
  10. Осмотри цветущее растение, пригретое солнышком. Не увидишь ли ты на них насекомых?
  11. Если увидишь других животных, понаблюдай, какие изменения произошли в их жизни. Какие появились животные?
  12. Собери веточки, оставшиеся после весенней образки деревьев. Принеси в класс, поставь в воду для дальнейших наблюдений.

Экскурсия

Лекарственные растения. Сбор растений.

План:

  1. Общее знакомство:

        Название вида

        Свойство

        Местонахождение

  1. Морфологическое описание вида:

        Строение подземных и наземных органов

        Долговечность растения

        Различие в строении вида,

        выросшего в разных местообитаниях.

  1. Местообитание вида:

        Условие освещение (слабое, среднее, сильное)

        Температура

        Влажности

        Силы ветра

        Почвы

  1. Данные о состоянии развития растения (фенологии).
  2. Способы размножения, описание плодов и семян.
  3. Наличие паразитов и вредителей на растении.
  4. Знакомство в полевых условиях с химическим составом растения.

Экскурсия «Влияние деятельности человека на природу»

  1. Внимательно рассмотри окружающую природу:

        Водоем

        Растения

        Животных

  1. Определи, как деятельность человека повлияла на неживую природу и живую природу.
  2. Исследуй определенный участок и выясни, как повлияла на него деятельность человека.
  3. Какие правила надо соблюдать при посещении природы?
  4. Выясни, как охраняют окружающую природу.
  5. Какое ты принимаешь участие в охране окружающей среды?

Неоценима роль природоведения и экологии в развитии наблюдательности детей. Наблюдательность – это умение замечать в предметах и явлениях характерные, часто малозаметные особенности. Такое умение является весьма ценным качеством личности, необходимым людям любой профессии: мир наблюдательного человека всегда богат яркими впечатлениями и представлениями. Такой человек отличается более широким кругозором. Для развития наблюдательности необходимо активное и целенаправленное восприятие. Успешно решается эта задача, если при организации наблюдений до детей доводится цель и способы наблюдений, указываются их последовательность в виде конкретных заданий и формы фиксации результатов наблюдений. Все это оказывает влияние на развитие у детей и других ценных качеств личности, таких, как познавательная активность, творческий подход к любой деятельности, дисциплинированность. Важными требованиями, которые предъявляются к наблюдениям является их конкретность и систематичность. Учитель определяет формы работы, организует ее. Однако учебного времени не достаточно для формирования наблюдательности. Поэтому уч-ся ведут наблюдения в природе еще и во внеурочное время, самостоятельно.

Содержание наблюдений за неживой природой, жизнью растений, животных и трудом людей определено следующими карточками – памятками по наблюдению, которые имеются у каждого ребенка.

Наблюдение за неживой природой

  1. Температура воздуха.
  2. Продолжительность дня.
  3. Восход и заход солнца.
  4. Высота Солнцестояния.
  5. Ветер и его направление.
  6. Облачность.
  7. Первый снег.
  8. Появление заберегов.
  9. Полный ледостав.

Что наблюдать в природе

  1. Найди предмет для наблюдения тот, что указал учитель, или выбери его сам.
  2. Наметь для рассмотрения отдельные части детали.

Внимательно рассмотри каждую часть.

Старайся запомнить окраску, форму, размер.

Форма

Окраска

Размер

Наблюдения за солнцем

  1. Как изменяется окраска неба в той стороне, где появляется солнце?
  2. Запомни, возле каких предметов солнце всходит, возле каких заходит.
  3. В какое время дня теплее.

Где в это время расположено солнце?

Учись быть наблюдательным

Что наблюдать

Сроки наблюдений

Кто первый заметил

Сковывание рек льдом

С     по     декабря

Когда снег покрыл всю землю

С     по     января

Первая капель

С     по     февраля

Как наблюдать в природе

  1. Рассмотри сначала предмет в целом, чтобы запомнить его очертания, форму.
  2. Не причиняй вреда предметам природы. Помни, что природа нам дарит здоровье, создает красоту, кормит и поит нас.
  3. По результатам наблюдений сделай записи, зарисовки. Если рисунок получился неточным, повтори наблюдения.

Признаки растений

Опиши внешний вид органов растения и данные впиши в таблицу

Органы растений

цвет

форма

размер

Другие признаки

Стебель

Листва

Цветок

Плод

Корень

Как наблюдать за растением

  1. Где растет ваш наблюдаемый объект?

/лес, луг, берег реки, открытое место/

/куст, сухое место, влажное место/

  1. Как произрастает растение?

/по – одному, группой, сильное, слабое/

Наблюдение за растениями

  1. Изменение окраски листьев.
  2. Начало листопада.
  3. Массовый листопад.
  4. Конец листопада.

Признаки растений

  1. Как называется растение?
  2. Внимательно рассмотри и определи органы растений.
  3. Опиши внешний вид растений, внешний вид органов растений.
  4. Составь рассказ о внешних признаках растений.

Наблюдение за цветами

Наблюдай, когда открываются и закрываются цветы.

Как это связано с солнцем?

По результатам заполни таблицу.

Название растений

Время

открывается

закрывается

Шиповник

Ноготки

Одуванчик

Как наблюдать за растениями

  1. Кто дружит с растениями?

/насекомые, птицы/

  1. Самочувствие растений.

Как ведет себя растение в течение дня?

  • В начале дня
  • В полдень
  • В самое жаркое время
  • Ночью

Признаки животных

Части тела

Цвет

Форма

Величина

Тело

Голова

Крылья

Хвост

Ноги

Что наблюдать в декабре

  1. Наблюдай за небом.
  2. Наблюдай за воздухом, почвой.
  3. Поймай на рукав пальто снежинку.

Рассмотри, зарисуй ее. Посчитай количество лучей у снежинок, которые ты решил зарисовать.

  1. Наблюдай за растениями, как они изменились с приходом зимы.
  2. Наблюдение за изменениями в жизни домашних животных.

Наблюдение за трудом людей

  1. Полевые работы.
  2. Работа в саду и огороде.
  3. Работа на улицах города и села.
  4. Работа на фермах и ремонтных мастерских.
  5. Работа в жилищах

/заготовка овощей, заготовка дров/

Что наблюдать зимой

  1. Первый наст.
  2. Первая капель.
  3. Внешний вид деревьев и кустарников.
  4. Птицы, которые прилетают к кормушке. Что они едят?
  5. Поведение животных.
  6. Зимние работы людей.

Что наблюдать зимой

  1. Длительность дня 22 декабря.
  2. Когда замерзли водоемы.
  3. Когда снег покрыл землю.
  4. Атмосферные явления.
  5. Глубина снега на открытых участках и около строений, деревьев.

Как наблюдать за животными

  1. Как называется животное? К какой группе относится?
  2. Рассмотри внимательно внешний вид животного.
  3. Голос животного.
  4. Чем покрыто тело, отметь особенности.
  5. Рассмотри отдельные части тела.
  6. Понаблюдай, чем питается, как передвигается.

Наблюдение за животными

  1. Сбор птиц.
  2. Отлет в теплые края.
  3. Прилет птиц.
  4. Исчезновение насекомых.
  5. Исчезновение земноводных и пресмыкающих.
  6. Линька животных.

Большую помощь в более глубоком изучении природы оказывает неделя природоведения. Цель этой недели – углубление знаний школьников о природе, воспитание бережного отношения и любви к родной природе. Создаются благоприятные условия для формирования у детей таких качеств личности, как любознательность, наблюдательность, чувство прекрасного. Неделя природоведения обычно проводится в начале апреля, после весенних каникул. Принимают участие все 3 класса. Каждый класс готовит утренник, принимает участие в викторинах, выпускает стенную газету.

1-ый день: открытие недели, утренник «полюбуйся, весна наступает». Готовят утренник ученики 2 класса.

2-ой день: праздник «птицы наши друзья». Участвуют ученики 1 класса. Учащиеся 2-3 классов готовят КВН.

3-ий день: утренник «приметы верные и мнимые», проводят ученики 3 класса. 1-2 классы принимают участие в викторине «природа и мы».

4-ый день: конкурс – концерт «птичий базар».

5-ый день: устный журнал «охранять природу – значит любить свою Родину». Проводят учащиеся 3 класса.

Конкурс газет «Знай, люби, береги!» Выпускаются тематические газеты «лекарственные растения», «перелетные птицы», «растения - барометры», «раннецветущие растения».

6-ой день: закрытие недели. Подведение итогов, награждение активных участников. Вручаются грамоты победителям конкурсов КВН.

Я предлагаю, думаю, что перечисленные формы и методы работы направлены на развитие личности младших школьников, на сближение с природой, на формирование экологического сознания, гуманистических начал. Работа, которая требует анализа фактов, привлечения собственного опыта и знаний, всегда интересна ученику. Приведу пример такого вида знаний, его можно назвать природоведческим диктантом. Кратко описываю животное или растение. Ученик должен узнать о ком идет речь, записав ответ в тетради. – эта птица известна всем. Ее оперение контрастное – черно-белое. Она приспособилась к жизни по соседству с человеком. За свои действия получила прозвище «воровка». Пробившись на чердак, таскает куриные, голубиные яйца. /Сорока/

  • Это крупная лесная кошка. Мех у нее густой, мягкий и очень пушистый. На концах ушей характерные черные кисточки. /Рысь/

Образность, простота – вот что привлекает ребят в загадке. Загадки использую для составления природоведческого кроссворда. Работа с кроссвордом для ребят будет минутой приятного отдыха, разрядкой перед более трудным заданием или же предисловием к изучению нового материала.

Даю карточки перед проверкой домашнего задания. Это позволяет ученикам сосредоточиться на конкретных вопросах и служит планом их ответа. Силуэты животных, рисунки формы следа я даю перед объяснением нового материала, и они служат «картинным планом» моего рассказа. Так активизируя ученика, что способствует лучшему запоминанию материала.

Природоведческий материал дает широкие возможности для использования его при составлении задач. Это не только цифровой материал. Ребенок сам видит, какое значение имеет животное или растение для человека, что очень важно именно сейчас, когда люди так активно вмешиваются в жизнь природы, разрушают естественные экономические связи в животном мире, когда всем нам грозит экологическая катастрофа.

Составляет такую задачу: «Ласка убивает за год до 2000 мышей и полевок. Сколько мышей уничтожает зверек за месяц? Посчитай, сколько зерна сохранит этот зверек за год, если известно, что одна мышь уничтожает за год 12 кг отборного зерна».

Чувство удивления, которое возникает у ребят при решении таких задач, - начало к работе мысли, а это очень важно, если мы хотим научить мыслить, анализировать факты.

Так, через элементарные знания о предметах и явлениях природы, раскрывая в доступной форме взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью людей воспитываю у детей любовь к родной природе, к родному краю. Человек срывал на лугу красивый цветок, делает беднее нашу Родину. Это так. Ведь луг – часть родной земли. Дети на уроке говорят о том, что сколько красоты в каждом цветке, называют те, что находятся под охраной государства.

«Фиалки», «Ландыши» для нас

Веселый май в садах припас.

Но мы их рвать не будем –

Пускай цветут на радость людям».

Продолжаю рассказ о замечательной русской природе, о бережном отношении к ней. Дети невольно возвращаются к разговору о необходимости беречь и охранять природу. Заканчивается урок словами:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Родина – это село, это воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем. Это рыбы в реке, звери, птицы, насекомые в лесу. Это заводы и стройки, поля и сады. Природа и Родина неразделимы. И когда с фабрики в реку попадают сточные воды, страдает не только река.

Родина! Когда вырублены в лесу деревья вовремя их не вывезли, и они пропали от дождей – не только лесу нанесена рана.

Родина! Когда от руки браконьера погибает редкое животное, беднее становиться вся страна.

Да, наша страна огромна. Но богатства ее природы не безграничны, а удивительная красота ранима. Если будут отравлены воздух и вода, растрачены полезные ископаемые, вырублены леса, погублены редкие растения и животные, страна наша не сможет быть богатой и счастливой.

Судьба природы – судьба страны.

Круговая диаграмма

В конце полугодия, года оценивают уровень экологической воспитанности по результатам эксперимента.

Уровень учитывается в процентах.

81 % отлично – высокий уровень

19 % хорошо – средний уровень

0 % плохо – низкий уровень

Глава 3. Практическая часть.

3.1. Диагностика.

Экологическая воспитанность младшего школьника.

После завершения каждого этапа обучения и воспитания учителю необходимо знать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективен был процесс. Для выяснения этих и других вопросов используется диагностика. Что такое диагностика?

Диагностика – это общий способ получения информации и протекание результатов учебно-воспитательного процесса.

Задачи школьной диагностики

  1. Анализ процесса и результата развития школьников темп развития психических функций.
  2. Анализ процесса и результата обучения (объём и глубина обученности, умения использовать накопленные знания, навыки, уровень сформированности основных приёмов мышления, владение способами творческой деятельности и др.).
  3. Анализ процесса и достигнутых результатов воспитания (уровень воспитанности глубина и сила нравственных убеждений, сформированность нравственного поведения и т.п.).

Значение диагностики

Пересмотра традиционных методов контролирования вызван набирающей силу гуманизацией учебно-воспитательного процесса.

В условиях авторитарного воспитания объектом анализа контроля и оценки был труд ученика, в новых же условиях анализируется совместный труд учителя и ученика, их общий результат, а именно:

  1. Устанавливается соответствие достижений ребёнка обязательным требованиям к результатам обучения.
  2. Учитель анализирует свой труд, его результаты и эффективность (почему не удалось научить, что не учёл, как скорректировать процесс обучения).

Заинтересованным в общих успехах учителю и ученику больше нужны данные не о самом результате, а о том, почему не достигнуты или не полностью достигнуты запланированные показатели.

Дело в том, что контрольная работа показывает конечные результаты, а диагностика включает результат вместе с процессом. Например, ученик получает за контрольную работу отличную оценку. И только диагностика показала, что отличная оценка ученика – результат хорошей памяти, а не развитости интеллектуальной сферы, сформированности умственной деятельности. Ошибки, допущенные в диктанте, не дают ответа на вопрос, почему это произошло.

Таким образом, диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем традиционную проверку знаний, умений. Она включает в себя задания, которые позволяют установить, что именно не усвоил ребёнок, какие трудности имеются у него в овладении теми или иными учебными действиями.

В диагностике используются различные методы и методики. Наряду с традиционными методами контроля проверки, оценки, учёта знаний и умений, применяются тестированние обученности и воспитанности. Исследвание потенциальных возможностей учеников (обучаемость), проектирование индивидуального и личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса.

В личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе результаты прямо непоредственно зависят от точности, полноты и своевременности диагностических выводов.

Сравнение результатов разных диагностических обследований покажет, насколько ученик продвинулся в овладении каждым из компонентов учебной деятельности за период, прошедший сначала учебного года. И на этой основе учитель сможет более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Проводя педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебной возможности ребёнка. Важно зафиксировать:

  • Какие изменения происходят с ребёнком в процессе обучения.
  • Как изменяется понимание им учебных требований.
  • В какой помощи учителя он нуждается.

Основные принципы диагностирования

1. Принцип систематичности.

Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все ученики с первого и до последнего дня пребывания в школе. Диагностирование проводится на всех этапах педагогического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения.

2. Принцип объективности.

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), дружеском отношении педагога ко всем детям, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений.

3. Принцип наглядности.

Данный принцип означает, что диагностирование проводится для всех учеников открыто под ним и тем же критериям. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их.

Диагностическую проверку и оценку знаний, умений учащихся необходимо проводить в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

Экологическая воспитанность младшего школьника.

Что такое экологическая воспитанность? Нужно обратится к принципиальным положениям, прежде всего, к первому.

Принципиальные положения экологии:

  1. Чувства.
  2. Дисциплинарность, система межпредметности.
  3. Взаимосвязь глобального, национального подхода.
  4. Принцип прогнастичности. Научное предвидение.
  5. Целенаправленность школьника с окружающей средой.
  6. Целелостное познание природы на базе комплексного анализа основной связи.

К задачам относится показатели, критерии:

  • Глубокие, систематичные экологические знания.
  • Понимание жизнедеятельности природы.
  • Разнообразные умения и навыки.
  • Распознавать, описывать, сравнивать, инициативность, творчество.
  • Проявление интереса к экологическим примерам.
  • Убеждённость, необходимость охраны природы, нетерпимость отношение к действиям, причиняющие вред природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках окружающего мира как одно из средств повышения мотивации обучения учащихся в начальной школе.

Урок - сказка по предмету "Окружающий мир" по теме: "Почему идет дождь и дует ветер?"...

Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира»

Готовый доклад на тему: "Дидактиечская игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира" для студентов...

О современных компьютерных технологиях как средстве повышения эффективности обучения на уроках окружающего мира и развития речи в начальных классах школ VIII вида.

Как все мы знаем, детям с ограниченными возможностями здоровья  обучение дается с большим трудом. Для эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков необходимо использовать ряд приемов и мет...

Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство повышения обучения окружающего мира.

В этой статье я рассказываю о том, как интерес учеников порождал всё новые и новые экологические проекты, которые  продолжаются уже 6 лет и не иссякают, наоборот только множатся....

Дидактическое средство к уроку окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России"

Дидактическое средство создано при помощи приложения Microsoft PowerPoint и платформы «LearningApps»...

Виртуальная экскурсия в Санкт-Петербург, урок окружающего мира во 2 классе

Виртуальная экскурсия знакомит учеников  2 класса с историей возникновения Санкт-Петербурга и с современными достопремечательностями нашей северной столицы.Материал можно использовать при дистанц...