"Внеурочная деятельность как средство повышения качества образования"
статья по теме

Фаттахова Айгуль Равилевна

Статья к секционному занятию учителей начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность как средство повышения качества образования

17 августа 2018 года на базе МБОУ   Гимназии с. Кушнаренково под руководством методиста РОО по начальным классам Власовой Р.К. и руководителем районного методического  объединения Мухаметзяновой Ф.Г., прошло секционное занятие учителей начальных классов.

В работе районного методического объединения  приняли участие учителя начальных классов всего района. Тематика выступлений была различной. Учителя активно рассказывали о развитии творческих  способностей учащихся средствами мультимедийных технологий, о формировании коммуникативных универсальных учебных  действий на уроках.

Основной темой выступлений педагогов была «Внеурочная деятельность», об  использовании эффективных педагогических технологий и программ во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Другими словами, внеурочная деятельность – это система занятий школьника, где педагогами решаются задачи воспитания, а в узком смысле – приобретение учащимися социальных знаний, опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Конечно, в идеале из этих отдельных занятий должна получиться целостная общественная жизнь ученика в школе – интересная, насыщенная.

Многие мои коллеги до сих пор отождествляют словосочетание «внеурочная деятельность» с понятием «обучение», заменяя занятия внеурочной деятельностью индивидуальной или групповой работой со слабоуспевающими учащимися, либо осуществляют дополнительную воспитательную работу со «злостными» нарушителями дисциплины, проводя беседы на морально-этические темы.

Основная цель внеурочной деятельности - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Ребенок с помощью родителей выбирает именно то направление (несколько направлений) внеурочной деятельности, которое соответствует его интересам. С этой целью (в соответствии с требованиями Стандарта) в нашем районе  внеурочная деятельность организована по следующим направлениям: 

  1. Спортивно-оздоровительное  направление 
  2. Духовно-нравственное направление  
  3. Общекультурное   направление  
  4.  Общеинтеллектуальное направление 
  5. Социальное направление

Программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  направлены на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, адаптация первоклассников. Формы и виды деятельности – игры, беседы, просмотры видеофильмов, экскурсий.

Общекультурное   направление   призвано помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Это направление предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей. Формы и виды деятельности - игровая,  познавательная, краеведческая, сюжетно – ролевые игры , различные конкурсы, посещение библиотек,  конечно, праздники.

 Общеинтеллектуальное направление обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память,  - важнейшее условие успешного школьного обучения.

Занятия по Духовно-нравственному направлению   проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

 В программе внеурочной деятельности по социальному направлению предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, села, ближайшего социума. Формы организации внеурочной деятельности: классные часы, беседы, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, тренинги общения, наблюдение учащихся за событиями в селе, стране, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры.

 Таким образом, сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени.  

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 с. Кушнаренково

Фаттахова Айгуль Равилевна

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...

Организация инновационной деятельности кафедры учителей начальных классов как средство повышения качества образования

В настоящее время в условиях введения ФГОС НОО, постоянной модернизации системы образования, усложнения выполняемых задач, развития профилизации и вариативности, возрастает роль методической деятельно...

Внеурочная деятельность как резерв повышения качества образования

Внеурочная деятельность как резерв повышения качества образования...

Эффективность организации самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях (включая внеурочную деятельность) как фактор повышения качества образования.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.Начинать следует с учёта возрастных особенностей и возможностей дете...

Внеурочная деятельность как средство повышения качества знаний

Презентация к выступлению на педагогическом совете " Внеурочная деятельность как средство повышения качества знаний. Курс "Мир деятельности"...