ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПОДХОДОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья по зож на тему

Инновационный опыт здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПОДХОДОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Красильникова Г.А.

Если нельзя взрастить ребенка, чтобы

он совсем не болел, то во всяком случае

поддерживать у него высокий уровень

здоровья вполне возможно.              

                                                                                                                                       Н.М.Амосов

Направление государственной политики в области здоровья подрастающего поколения закреплено в ряде нормативно-правовых документов. Это Федеральный закон Российской «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки России о «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».

Главнейшей задачей современной школы является та, что сформулирована в ст.29 пункте 1 «Конвенции о правах ребенка». Она гласит «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».

Проблеме здоровья детей посвящено большое количество научных исследований и учебно-методических пособий. В них определены критерии здоровья (С.М. Громбах, 1981), факторы риска, условия формирования здоровья детей с учетом возрастных особенностей их развития  (Н.Г.Веселов, 1987, В.Ю.Альбицкий, 1985;  Ю.П.Лисицин, Н.В.Полунина, 1984)разработаны методы подходов к оценке здоровья детей (В.Е.Орел, 1998; А.С.Симаходский, 1998; В.К.Юрьев, 1993; И.М.Воронцов, 1990)

 Здоровье- основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».

 Выделяют следующие причины возникновения проблем со здоровьем у современных младших школьников: ухудшение экологической обстановки; слишком большие учебные нагрузки учащихся, значительное количество учебных и внеурочных занятий учащихся, недостаточная двигательная активность в связи с совершенствованием условий жизни и распространением современных технических средств индустрии детских развлечений, в том числе многочисленных компьютерных программ.

Это далеко не полный перечень причин возникновения различных проблем в сфере здоровья учащихся. И задача современной школы состоит в том, чтобы сформировать у школьников потребность вести здоровый образ жизни.

В соответствии с ФГОС НОО принципиально меняется парадигма обучения: на смену традиционному «знаниевому» подходу в обучении пришел системно-деятельностный подход, который предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Как же должен быть построен учебный процесс, чтобы учащиеся овладели умениями «самостоятельно учиться» без ущерба для здоровья?

В образовательной практике всегда было, есть и будет место нововведениям. Неоспорим тот факт, что инновационные преобразования – это путь к совершенствованию профессиональной среды любого образовательного учреждения. МБОУ «СОШ№67» уже не первый год позиционирует себя в образовательном пространстве города как школа, работающая в инновационном режиме «Школы здоровья». Уже много лет педагогический коллектив осуществляет свою деятельность с учетом основополагающей необходимости сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. Учебный процесс организован в 1 смену, в школе организовано оказание учащимся медицинской помощи, проведение диспансерных осмотров, ведение работы по профилактике острых и хронических заболеваний учащихся, мониторинг состояния физического здоровья учащихся, психологическое сопровождение учащихся, организация отдыха и оздоровления детей, физическое образование и физическое воспитание, образовательные курсы внеурочной деятельности по вопросам охраны и укрепления здоровья «Оздоровительная гимнастика» и «Здоровое питание»,  проведение просветительской работы среди родителей по вопросам сохранения здоровья детей, ведение паспортов здоровья школы и ученика, портфолио личных спортивных достижений учащихся, создание условий для индивидуального подхода к личности ребенка с учетом состояния его здоровья, выполнение санитарно-гигиенических норм и правил, организация правильного питания, организация оптимального режима дня, использование здоровьесберегающих педагогических технологий, профилактика детского травматизма.

Организация учебного процесса предполагает неукоснительное внедрение здоровьесберегающих технологий. Для оптимальной организации учебного процесса младших школьников используется  учебное расписание, соответствующее  санитарно-гигиеническим нормам. Эффективными приемами повышения работоспособности на уроках и в течении учебного дня являются разнообразные физминутки и динамические паузы, гимнастика для глаз по В.Ф.Базарному, дыхательная гимнастика в игровой форме. Неукоснительно соблюдается режим проветривания и влажных уборок кабинетов. При построении рационального режима дня учащихся учитываются биоритмы функционирования организма, наиболее оптимальными являются периоды с 9 до 12 часов и с 16 до 18 часов.

В работе с младшими школьниками большими возможностями в укреплении здоровья обладают уроки физической культуры во время которых учителя учитывают индивидуальные особенности учащихся, состояние их здоровья, самочувствие на уроке, физкультурную группу, а не ориентируют школьников на достижение высоких спортивных достижений. Учащиеся находятся в «ситуации успеха» и направляют личностный рост физической подготовленности на собственную «зону ближайшего физического развития».

Во время уроков окружающего мира  в рамках отдельных тем ведется разговор о благотворном влиянии окружающей среды: леса, водоемов, пребывания на свежем воздухе и т.д. на здоровье человека. Учащиеся получают первоначальные сведения об анатомии и физиологии человека, здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Для воспитания твердого убеждения в необходимости сохранения и укрепления собственного здоровья учащимся предлагается вести «Дневник здоровья», где ребенок записывает сведения о себе (вес, рост, группу крови, перенесенные заболевания, рекомендации врача и т.д.) и ежедневно отмечает свое самочувствие, проводит анализ собственных записей. Таким образом, у учащихся развиваются процессы самонаблюдения и самоанализа для корректировки собственного образа жизни.

Внеурочная деятельность младших школьников строится с учетом задач здоровьесбережения. Основными ее направлениями являются:

-спортивно-оздоровительная деятельность (спортивные секции, соревнования, Дни Здоровья);

-туристско-краеведческая работа (экскурсии, прогулки, походы в лес и т.д.);

-санитарно-просветительская деятельность (классные часы, тематические родительские собрания, выпуск стенгазет и т.д.);

-профилактическая работа (беседы с разными специалистами);

-социально-психологическое сопровождение (диагностика, индивидуальные консультации для детей и родителей).

Одним из востребованных курсов внеурочной деятельности является курс «Оздоровительная гимнастика», который охватывает всех учащихся 1-4 классов, включая детей с ослабленным здоровьем и реализуется с использованием возможностей сенсорной комнаты. Программа курса включает комплексы упражнений для формирования правильной осанки и профилактику плоскостопия с использованием массажных дорожек и аппликаторов Кузнецова, фитболов, гимнастических палок, мячей, комплексы дыхательных гимнастик, гимнастик для глаз с использованием эффектов световой пузырьковой колонны, пальчиковую гимнастику с применением оборудования «Светодиодный пучок» и «Зеркальный дождь», релаксационные упражнения с использованием оборудования «Зеркальный шар», элементы самомассажа, подвижные игры и игровые упражнения, включая упражнения в сухом бассейне, эстафеты, упражнения с использованием спортивных  тренажеров  и нестандартного физкультурного оборудования, занятия на свежем воздухе.  

По результатам мониторинга физической подготовленности учащихся 2-ых классов за три полугодия отмечается положительная динамика роста физической подготовленности учащихся, показавших положительные результаты: 1 полугодие 1 класса- 47%, 2 полугодие 1 класса- 59 %, 1 полугодие 2 класса- 73%.

Анализ посещаемости учебных занятий показал следующие результаты: за 1 полугодие 1 класса учащимися 2 класса пропущено 272 урока по болезни, за 2 полугодие 1 класса- 248, за 1 полугодие 2 класса- 116 уроков.

Дополнительно отмечаем, что учащиеся параллели 1-ых классов МБОУ «СОШ №67» в 2016-2017 учебном году приступили к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО и были удостоены знаков отличия I, II и III степени в количестве 19 учащихся. А в 2017-2018 учебном году из 100 учащихся 2-ых классов приступили к сдаче норм ГТО и претендуют на получение знаков отличия уже 28 учащихся.

Таким образом, отмечаем, что все вышеперечисленные методы применения здоровьесберегающих подходов показали результаты повышения уровня физической подготовленности учащихся и уменьшение количества пропущенных по болезни учебных занятий.

Итак,  внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Правильная организация процесса обучения дает возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения обеспечивают школьникам возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формировать у них необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, учить использовать полученные знания в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете на тему "Результативность применения деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах"

Доклад на педсовете теоретического и практического характера. В данном материале деятельностный подход в обучении прослеживается на всех этапах урока....

Применение цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся

Применение цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся на уроках окружающего мира.Цифровой...

«Учебно – методическая разработка применения игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации системно – деятельностного подхода»

Целью моей работы является научно-теоретическое и практическое обоснование методики использования игровых технологий как одной из форм организации учебной и познавательной деятельности школьников на у...

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы

laquo;Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы». Выступление на ШМО учителей начальных классов....

"Работа с конструктором ТИКО в урочной и внеурочной деятельности начальных классов"

В данной презентации показаны объёмные изделия из конструкторва ТИКО. При кажущейся простоте выполненных образцов, за ними стоит творческая  большая проделанная работа педагога и учащихся....

Анализ реализации инновационной программы по проблеме «Апробация в урочной и внеурочной деятельности авторского сборника «Доброслов» в рамках муниципальной проблемной площадки

       Программа «Доброслов»  была реализована  учителями и обучающимися начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения &l...