Школа здоровья для дошколят
проект по зож на тему

Сухова Ольга Владимировна

образовательный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt2.docx77.78 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация

Солнечногорского муниципального района Московской области

КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Лунёвская средняя общеобразовательная школа

_________________________________________________________________

141580 М.О., п.Лунево lunevo.school@mail.ru                            тел. 578-43-41

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 на тему: «Школа здоровья для дошколят».

Выполнила:

Сухова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

МКОУ Лунёвская СОШ

 

Лунёво 2014 г

План проекта

1. Анализ ситуации.

2. Актуальность. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта.  

3. Цель, задачи педагогического проекта.

4. Ожидаемые  результаты.

5. Программа  реализации проекта.

  • Подготовительный этап.
  • Технологический этап.
  • Внедренческий этап.
  • Итоговый этап.

6. Приложение.

  • Положение о группе предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста.
  • Сетка занятий
  • Примерные рабочие программы
  • Цикл лекций для родителей.

Слайд 3

Пояснительная записка.

Современные тенденции развития системы образования связаны с реализацией общественного запроса на оптимальное обновление его содержания  и методов. Общественный заказ на совершенствование системы образования предопределяется основной целью – подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом обществе, поколения, способного к решению глобальных проблем человечества. И, как говорит народная мудрость, «все начинается с детства».

Особую значимость приобретает дошкольное детство, так как оно дает толчок к развитию дальнейших ступеней обучения. Разные стартовые возможности будущих первоклассников осложняют организацию учебного процесса и вынуждают родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.

Педагогический коллектив школы заинтересован в создании условий для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования, выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в 1 класс, своевременное выявление и корректировка незначительных отклонений в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста, что способствует сохранению их психического и физического здоровья.

Для родителей введение предшкольного образования – это, прежде всего повышение доступности квалифицированной подготовки ребенка к обучению в школе, условие объединения усилий разных социальных институтов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

 

Слайд 4

Анализ ситуации.

В сельском поселение Лунёвское Солнечногорского района Московской области существует острая проблема образования детей, не посещающих дошкольное учреждение.

  • В посёлке 435 детей 2-7 лет, более 100 не посещающих дошкольное учреждение, 58 из них необходима подготовка к обучению в школе. Очередность в детский сад посёлка составляет более 100 детей.
  • Из 84 опрошенных семей, только в 26-ти дети получают дополнительное образование (посещают воскресные школы или подготовительные классы).
  • 69% детей не получают предшкольное образование, 48 % имеют проблемы речевого развития, нарушение осанки, плоскостопие, аллергодерматозы, длительно и часто болеют.
  • 89 % родителей неорганизованных детей из опрошенных хотели бы получать необходимую ребенку помощь специалистов МКОУ.

Слайд 5.

Актуальность.

В настоящее время ухудшение здоровья детей в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении. Именно поэтому проблеме сохранения и укрепления здоровья детей уделяется большое внимание на всех уровнях жизнедеятельности нашего учебного заведения.

  • отработан системный подход в данном направлении,
  • разработаны педагогические технологии и методики,
  • авторизированна оздоровительная подпрограмма воспитательной работы «Здоровье – твоё богатство», способствующая сохранению здоровья школьников, в том числе детей с проблемами в здоровье.

Главная задача здоровьесберегающей деятельности – формирование у детей мотивации и потребности в здоровом образе жизни. В школе проводятся мониторинговые исследования уровня здоровья детей, внедрена вариативность организации учебно-воспитательного процесса, в систему дополнительного образования в рамках школы интегрированы здоровьесберегающие технологии, неукоснительно соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила.

В соответствии с долгосрочной целевой программой МО «Развитие образования в Московской области на 2013-2015 года», в которой одним из основных направлений развития предшкольного образования является: поддержка и развитие разнообразных форм образовательной и оздоровительной работы в различных МКОУ. Решить обозначенную проблему мы хотим через организацию групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих и посещающих дошкольное учреждение с целью их образования и оздоровления. В школе наработан опыт на теоретическом, практическом и трансляционном уровнях по применению здоровьесберегающих технологий.


Слайд 6

Цель настоящего проекта: 

Организация новой формы образования в МКОУ – групп кратковременного пребывания.

Задачи проекта:

  1. Обеспечить нормативно-правовую базу проекта;
  2. Организовать методическое оснащение проекта;
  3. Обеспечить материально-технические условия проекта;
  4. Создать информационное поле о деятельности МКОУ в районе;
  5. Провести презентацию “Школы здоровья для дошколят”;
  6. Осуществить процесс работы “Школы здоровья для дошколят”.

Слайд 7

Ожидаемые результаты

  • Организация и разработка новой формы дошкольного образования – групп кратковременного пребывания, создание нормативно-правовой основы.
  • Создание банка методических материалов по теме “ Образованию и оздоровление детей в группах кратковременного пребывания”
  • Расширение информации о деятельности МКОУ в районе и в сельском поселении.
  • Пополнение материально-технической базы МКОУ
  • Привлечение в систему предшкольного образования до 90 детей посёлка в возрасте 6-7 лет и оздоровление этих детей.
  • Формирование универсальных учебных действий.

Показатели результативности подготовительного этапа проекта:

К настоящему времени:

  • разработано  Временное положение о группах кратковременного пребывания детей в МКОУ;
  • ведётся работа над  презентацией “Школы здоровья дошколят” для родителей и представителей администрации района;
  • подготовлены методические разработки по теме проекта по двум моделям групп кратковременного пребывания.

Деятельность в рамках проекта: В результате анкетирования можно уверенно говорить о наличии потенциальных заказчиков. Целевую группу проекта составят до 90 детей 6-7 лет и  до 60 человек - родителей. Для реализации  проекта и в соответствии с Положением о группах кратковременного пребывания  определяется  штат проекта:

Слайд 8

0,25 единицы руководителя проекта, 0,25 единицы менеджера, 3 единицы воспитателя, 0,5 единицы музыкального руководителя 0,5 единицы инструктора по физкультуре, 0,5 единицы психолога, 0,5 единицы медицинской сестры, 0,5 единицы учителя-логопеда, 2 единицы младшего воспитателя, 0,25 единицы бухгалтера. 


Слайд 9

1-й этап. Подготовительный.

Руководствуясь конституцией РФ ст.43, Законом РФ “Об образовании”, на основе существующих нормативных документов Московской области, Уставом МКОУ инициативная группа разрабатывает Временное положение о группах кратковременного пребывания детей в летний период. Положение согласовывается в районном отделе по образованию и утверждается на собрании сотрудников проекта.

2-й этап. Технологический.

  1. На основе Государственного стандарта образования, программы раннего развития для будущих первоклассников, оздоровительной программы МКОУ “Здоровье – твоё богатство”, имеющихся в МКОУ методический разработок, сотрудники проекта комплектуют банк методических материалов по теме проекта и разрабатывают вариативные планы оздоровительной и образовательной работы с детьми (для детей 6-7 лет по подготовке к школе). Подбирают вариативные комплекты диагностических методик.
  2. Для реализации проекта  используются групповые помещения,  спортивный зал, музыкальный зал, музей, комната психолога, спортивная площадка, прогулочные участки.
  3. Для оказания полного спектра оздоровительных услуг, физкультурных занятий, спортивных игр приобретается дополнительное физкультурное и медицинское оборудование.
  4. Для оформления документации проекта, методических материалов, ведения бухгалтерского учета, изготовления раздаточного и наглядного материала для занятий с детьми приобретается дополнительный компьютер.

3-й этап. Внедренческий

Работу “Школы здоровья дошколят” будут осуществлять сотрудники проекта и сотрудники из штата МКОУ Лунёвская СОШ по  модели:

Слайд 10

Модель: 3-х часовое пребывание по двухсменному режиму в специально выделенном групповом помещении. Включаются: зарядка, занятия общеобразовательного цикла, оздоровительные и лечебные процедуры, прогулка, физкультурные и музыкальные занятия, игры. Охват целевой группы от 15 до 90 детей ежедневно.

Возможности МКОУ позволяют предоставить оздоровительные и образовательные услуги для 45-90 детей в течение 3-х месяцев, в зависимости от выбранной модели кратковременного пребывания и количества дней посещения.

С целью выстраивания оптимальной модели организации кратковременного пребывания детей в летний период, адаптированной как к возможностям семьи, так и самого учреждения, проводится презентация “Школы здоровья дошколят”. Родители смогут выбрать один из вариантов группы кратковременного пребывания и заключить договор с МКОУ.  В МКОУ работает информационный центр, где родители смогут получить необходимую информацию, сделать заявку, оформить договор.

Выбор модели пребывания будет зависеть от желания и возможностей родителей. Определение объема оздоровительной и образовательной программы будет осуществляться по итогам диагностики развития каждого ребенка, с учетом пожеланий родителей. Диагностические исследования будут осуществлять 4 сотрудника проекта (воспитатель, мед,сестра, инструктор по физической культуре, психолог) в начале и конце реализации оздоровительной программы. По итогам обследования состоятся индивидуальные встречи с родителями.

Слайд 11

Базисный оздоровительный и образовательный минимум для каждого ребенка составит:

  • - занятия познавательного и эстетического цикла - 4 раза в неделю;
  • - физкультурные занятия, – 2 раза в неделю;
  • - развивающие занятия с психологом – 2 раза в неделю;
  • - обследование невропатолога и ортопеда, санация полости рта (на основе соглашения с учреждениями здравоохранения);
  • - 10 сеансов физиотерапии на базе поликлиники (на основе договора);
  • - коррекционные занятия логопеда и психолога 2 раза в неделю.

«Родительский университет». 

Для родителей будут организованы консультационные встречи, тренинговые занятия с участием всех сотрудников проекта. На основе тематического плана заседаний и заявок родителей, предполагается проведение одного занятия в неделю для 5- 10 родителей.

4-й этап Итоговый

Руководитель проекта, менеджер проводят проблемно ориентированный анализ на основе психолого-педагогического обследования уровня развития детей, анкетирования родителей. Сопоставляют имеющиеся результаты с прогнозируемыми. Определяют перспективы развития проекта. 


Приложение 1.

Положение

о группе предшкольного образования детей старшего

дошкольного возраста.

1.Общие положения.

1.1. Настоящее Положение направлено на реализацию положений Конвенции о правах ребенка, ст.43 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 02.12.2013 г. №328 - ФЗ. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Закона Российской Федерации 273 - ФЗ "Об образовании", Устава образовательного учреждения.

Настоящее Положение служит руководством для координации деятельности открытой при школе группы развития дошкольников «Школа здоровья для дошколят», определяет организационные основы подготовки к школьной жизни детей 6-7 лет, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

При открытии группы предшкольного образования детей образовательное учреждение руководствуется п. 2 ст.43 Конституции РФ, п.6.1 и 6.2 ст.29, п.1 и п.2 ст.31 закона РФ «Об образовании».

Слайд 12

2.Цели организации групп развития.

  1. Осуществление плавного перехода к школьному обучению, позволяющего в дальнейшем успешно перейти к изучению школьной программы.
  2. Создание психолого-педагогических условий для сохранения и укрепления физического, психического здоровья детей.

Слайд 13

3.Задачи деятельности «Школы здоровья для дошколят».

  • Формирование у детей устойчивого положительного отношения к школьному обучению.
  • Обеспечение эмоционального благополучия ребенка, развитие его положительного самоощущения.
  • Сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Пробуждение любознательности, умственной активности, развитие познавательного интереса дошкольников.
  • Преодоление недостатков мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения.
  • Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник, и т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4.Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать  в паре.

4.Организация деятельности.

4.1. Группа предшкольного образования детей создается на базе общеобразовательной школы.

4.2. В группу предшкольного образования детей принимаются дети шестого-седьмого года жизни, посещающие и не посещающие ДОУ. 

4.3.Функционирование группы предшкольного образования детей осуществляется в режиме выбранного модуля.

Слайд 14

4.4. Обучение в группах развития проводится с соблюдением следующих требований:

  • обучение организуется не позднее 1 июня и заканчивается 25 августа;
  • форма учебных занятий – интегрированное занятие;
  • проведение не более 3 - х занятий в день;
  • продолжительность занятий 20-25 мин.
  • проведение в ходе уроков не менее 2 динамических пауз;
  • обучение ведется без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
  • для создания комфортных условий подготовки детей и исключения перегрузок рекомендуется использовать игровую форму занятий.

4.5. Для работы с детьми в группах предшкольного образования детей допускаются учителя начальных классов и психолог школы.

4.6. Образовательное учреждение предоставляет помещение для проведения уроков, отвечающее санитарно - гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности.

4.7.Образовательное учреждение обеспечивает необходимыми учебными и программно - методическими материалами, учебно-наглядными и дидактическими пособиями.

5. Организация учебно-воспитательного процесса.

5.1. Работа в группе предшкольного образования детей представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.

5.2. В группах предшкольного образования детей работа педагога осуществляется на основе:

- дифференцированных и индивидуальных форм организации деятельности детей с использованием характерных для данного возраста видов деятельности и игрового метода, с учетом психических особенностей, темпа и уровня развития, склонностей и интересов, не допускающих физической, психологической, интеллектуальной перегрузки и способствующих общему развитию, оздоровлению ребенка и созданию успешности адаптации детей к школе;

- соединение развития, обучения и воспитания в единый образовательный процесс.

6. Контроль за деятельностью группы предшкольного образования детей осуществляет администрация  образовательного учреждения.

Слайд 15 (результаты)

Слайд 16 (В.А.Сухомлинский)

Слайд 17,18,19 (фото)


Приложение 2

«Сетка занятий

№/№

                      УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1.

Речецветик

26 часов

2.

Веселая математика

26 часов

3.

Мой мир

8 часов

4.

Мастерская Самоделкина

4 часа

5.

Движение и танец

4 часа

6.

Игротерапия

4 часа

7.

Студия Карандаша

4 часа

8.

Иностранный язык

4 часа

9.

Компьютероландия

4 часа

10.

Музыкальная азбука

4 часа

        ИТОГО

88 часов


Приложение 3

Примерные рабочие программы

Курс « Речецветик»

Пояснительная записка.

Для успешного обучения чтению и письму в 1 классе в предшкольный период необходимо  развивать речь, учить слышать правильно, произносить и различать звуки, тренировать мелкую моторику,  воспитывать аккуратность в работе. Так же необходимо развивать умение слушать, слышать, запоминать, понимать смысл сказанного и прочитанного, уметь выражать свои мысли, грамотно строить своё высказывание. Уметь ориентироваться на листе и планировать свою работу. К тому же систематические упражнения со звуками играет роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции.

           Проведения речевых групповых занятий данного курса рассчитано на 26 занятий, Каждое занятие построено таким образом, чтобы ребёнок одновременно учился и играл, так как игровые моменты в дошкольном возрасте поддерживают работоспособность детей.

            Все занятия направлены на развитие фонематического восприятия, что является основой для успешного обучения чтению и письму. Развитие фонематического восприятия поможет предупредить дисграфию и дислексию. Это очень важно на этапе подготовке к школе, так как в последние годы речевые ошибки всё чаще наблюдаются у младших школьников. Содержание занятий ориентировано на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении друг с другом и педагогом. Основное отличие этой системы состоит на том, что все занятие  курса подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Межпредметная связь сюжетно-тематической организации занятий способствуют спонтанному развитию лексико-грамматического строя и связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.

Учитывая специфику детей старшего дошкольного возраста, предлагаемый материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры. Дети играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Не навязчиво происходит закрепление правильного произношения и употребления звуков в речи, идёт развитие лексико-грамматичского строя и связной речи во время участия ребёнка в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

    Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

 - развитию всех компонентов речи;

 - формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

 - развитию познавательных процессов;

- воспитанию нравственно-эстетических чувств.

Содержание программы по разделам.

Занятия являются подготовительными к этапу школьного курса обучения грамоте. Педагог решает задачи:

- познакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- ввести понятия, связанные со звуковым анализом слова, фонематическим моделированием и делением на слоги;

- научить определять ударение в разных словах (двухсложных, трёхсложных);

- составлять новые слова из слогов;

- учить выделять слова в предложениях;

- готовить руку ребёнка к освоению навыков письма (обведение по контуру, закрашивание и штриховка в разных направлениях).

Основная задача обучения грамоте – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова понимать и определять порядок следования звуков в слове устанавливать различительную роль звука, основных качественных характеристик звука. Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нём. Формированию представления о звуковом составе помогает иллюстративный материал и модель-схема. Рисунок помогает ребёнку видеть предмет, название которого анализируется. Схема даёт возможность определить качество звуков в слове. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. Самое пристальное внимание необходимо сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове, что является основой будущего грамотного, без пропусков письма. При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове могли изолированно назвать его так, как он звучит в слове. Они знакомятся с гласными звуками, узнают, что при произношении этих звуков воздух не встречает преграды. Воздух при произношении гласных звуков легко «выходит» изо рта.

На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произношению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык и воздух не всегда выходит через рот. Сравнение звуков по их произношению, проводимое в занимательной форме игры, помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками. Проводя звуковой анализ слов, нужно следить за правильным употреблением терминов «гласный», «твёрдый согласный», «мягкий согласный» звуки.

Требования к знаниям и умениям:

- подготовить к механизму слогового чтения;

- изучить раздел «Фонетики» в следующем объеме:  звук – гласные и согласные звуки – согласные звуки мягкие и твердые;

- научить составлять звуковые схемы слов, уметь ставить ударение в словах, определять количество слогов по количеству гласных;

- готовить к обучению письму: освоить правила штриховки, обводки по контору и трафарету, срисовывание с образца;

- начать наблюдение над существенными признаками основных значимых частей речи – слово-предмет, слово-признак, слово-действие;

- дать понятие числа имен существительных  (один предмет - много предметов)   (практическое овладение);

- узнавать род имен существительных;

- развести понятия одушевленные и неодушевленные предметы;

- образование уменьшительно – ласкательных форм существительных

- овладение в активной речи детей формами Р.п. мн.ч. им.существительных ( много яблок, тетрадей и т.д.), формами мн.ч. таких им.существительных как уши, люди, стулья, книги, книжки;


Тематическое планирование

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1.

Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки. Игра «Полслова за вами»

1

2.

Звук [а]. Устная речь.

1

3.

Звук [о]. Игра «Кто наблюдательнее».

1

4.

Звук [и]. Предложение.

1

5.

Звук [ы]. Предмет и слово.

1

6.

Звук [у]. Слог.

1

7.

Звук [э]. Ударение.

1

8.

Звуки [б]  [б']. Ударный слог.

1

9.

Звуки [в]  [в']. Слово, слог, ударение.

1

10.

Звуки [г]  [г']. Деление слов на слоги. В стране слов и слогов. Господин слогораздел. Игра «Раздели слово на части».

1

11.

Звуки [д]  [д']. Игра «Составь слово».

1

12.

Звук [ж]. Гласные и согласные звуки.

1

13.

Звуки [з]  [з'].

1

14.

Звук [й].

1

15.

Звуки [к]  [к'].

1

16.

Звуки [л]  [л'].

1

17.

Звуки [м]  [м'].

1

18.

Звуки [н]  [н'].

1

19.

Звуки [п]  [п'].

1

20.

Звуки [р]  [р'].

1

21.

Звуки [с]  [с'].

1

22.

Звуки [т]  [т'].

1

23.

Звуки [ф]  [ф'].

1

24.

Звуки [х]  [х'].

1

25.

Звуки [ц] и звук  [ч'].

1

26.

Звук [ш]. Звук [щ].

1

 


Курс «Весёлая математика»

Пояснительная записка

        Основная задача курса «Весёлая математика» - помочь в развитии у детей 5-6-летнего возраста умений и способностей, связанных с формированием у них количественных, временных, пространственных представлений.  Программа рассчитана на 26 занятий, 1 занятие в неделю.

        Обучение детей 5-6 лет реализует деятельностный подход. Содержание программы не изолированно, а взаимосвязано с содержанием и видами деятельности других курсов программы предшкольной подготовки.

        Программа предполагает расширение представлений детей о свойствах объектов. Обучение начинается со сравнения единичных предметов по различным основаниям: форме, цвету, размеру, пространственному расположению. Это поможет в развитии сенсорных эталонов, являющихся основой для обучения математике в 1 классе. При работе с группами предметов педагог учит выделять группы предметов по определенному свойству, находить общие и отличительные признаки групп предметов. Первые шаги в этой деятельности опираются на практические действия без использования счета и постепенно приводят детей к способу пересчитывания. Программа поможет сделать первые шаги в познании мира чисел. Через число ребенок войдет в мир геометрических фигур, мир пространственных и временных представлений, мир количественных соотношений.

Содержание программы

Пространственные и временные отношения.

Ориентирование в пространстве. Установление местоположения в пространстве с помощью отношений: выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, сверху-снизу, спереди-сзади, перед, после, между и их комбинаций. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Отличие в ориентировке относительно себя и относительно другого объекта. Ориентировка на клетчатой бумаге. Прохождение лабиринтов.

Ориентирование во времени. Определение времени суток и их следование друг за другом. Дни недели и их следование друг за другом. Сезоны (времена) года и их следование друг за другом. Месяцы года, их следование друг за другом и принадлежность временам года. Осознание идеи цикличности при смене частей суток, дней недели, времен года, месяцев года. Умение правильно применять термины:  вчера, сегодня, завтра.

Числа и величины.

Числа и действия над ними. Сравнение групп предметов по их численности с помощью отношений «много – мало» и «один – несколько». Осознание относительности понятий «много» и «мало». Установление отношений «больше», «меньше», «равно» на основе взаимно однозначного соответствия. Число как характеристика равночисленных групп предметов различной природы. Числа от 1 до 10, их названия. Знакомство с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, их печатное написание. Соседи числа. Количественный и порядковый счет в пределах изученных чисел. Сравнение изученных чисел между собой, их расположение в порядке возрастания и порядке убывания. Состав чисел от 1 – 5. Число 0, его математический смысл, название и обозначение на письме. Определение места числа 0 среди изученных чисел.

Величины и их измерение. Различные отношения, связанные с величиной «длина» (длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже, дальше – ближе). Различные способы сравнения предметов по длине («на глаз», «наложением», «приложением»).

Сравнение предметов по массе и установление отношения «тяжелее – легче» («на руках»).

Задачи. Составлять математический рассказ по картинке. Решать простые логические задачи.

Геометрические фигуры и их свойства.

Пространственные фигуры. Сравнение окружающих предметов. Выделение групп предметов, сходных по форме  (шар и куб).

Плоские фигуры. Круг, треугольник, прямоугольник, овал.

Требования к знаниям умениям и навыкам

1.Количество и счет:

Знакомство с числами и цифрами в пределах 10, овладение навыками прямого и обратного счета (начиная с любого);

Овладение навыками нахождения соседей числа, предшествующего и последующего числа;

Учить отсчитывать и присчитывать;

Понимать термин «столько же», отношение между числами натурального ряда чисел (больше на);

Овладеть навыками порядкового счета в пределах 10;

Отработать состав чисел до 5.

 2.Величина:

Учить раскладывать предметы по убыванию или возрастанию по длине, ширине, толщине;

Сравнивать предметы по размеру (шире – уже, длиннее – короче, выше – ниже), по возрасту (старше – моложе);

3.Геометрические фигуры:

Узнавать и называть плоские геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);

Учить выделять общие существенные признаки группы фигур.

4.Ориентировка в пространстве:

Ориентировка в специальных ситуациях, определение своего места по заданному условию;

Определение (словесно) положения предмета относительно другого  с использованием двух признаков;

Определение расположения предметов на листе;

Срисовывание фигур по клеточкам;

Обучение написанию графических диктантов.

5.Работа с задачей:

Обучить навыкам составления математического рассказа;

Решать логические задачи на сравнение, обобщение, классификацию.


Календарно-тематическое планирование.

Тема

Содержание

1-2

Вверху, внизу, между, выше, ниже.

Над, под, на, в, около, позади, перед, один – много - несколько.

Пространственное расположение предметов. Расположение предметов относительно друг друга. Ориентирование на листе бумаги. Пространственное расположение предметов. Расположение предметов относительно друг друга. Ориентирование на листе бумаги. Графический диктант.

Пространственное расположение предметов. Расположение предметов относительно друг друга. Ориентирование на листе бумаги. Различение и употребление слов много, один, несколько.

3-4

Столько же, поровну.

Число и цифра 1.

Сравнение групп предметов по количеству.

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из одного предмета. Знакомство с цифрой 1, её печатным изображением.

5

Большие и маленькие по размеру.

Ориентация в пространстве. Впереди, позади.

Сравнение предметов по размеру: большой, маленький, средний, самый большой или маленький.

Пространственное расположение предметов. Расположение предметов относительно друг друга. Ориентирование на листе бумаги. Графический диктант.

6

Число и цифра 2. Пара.

Шире, уже.

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из двух предметов. Знакомство с цифрой 2, её печатным изображением.  Состав 2.

 Сравнение предметов по цвету, размеру, ширине, цвету.

7

Число и цифра 3.

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из трех предметов. Знакомство с цифрой 3, её печатным изображением. Состав числа 3.

8

Геометрические фигуры (формы).

Длиннее, короче.

Геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник). Больше, меньше, столько же. Выделение групп предметов, сходных по форме.

Сравнение предметов по цвету, размеру, ширине, цвету, длиннее.

9

Число и цифра 5.

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из пяти предметов. Знакомство с цифрой 5, её печатным изображением. Состав числа 5.

10

Толще, тоньше.

1-5. Внутри, вне.

Сравнение предметов по цвету, размеру, ширине, цвету, длиннее, толщине.

Пространственная ориентация. Сравнение предметов по цвету, размеру, ширине, цвету, длиннее, толщине, месторасположению. Числа 1-5 их состав.

10-11

Математический рассказ.

Порядковый и количественный счет.

Порядковый и количественный состав. Соседи числа. Математический рассказ.

Порядковый и количественный счет. Соседи числа. Предшествующий и последующий.

12

Число и цифра 6.

Дальше, ближе.

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из шести предметов. Знакомство с цифрой 6, её печатным изображением. Состав числа 6.

Пространственная ориентация. Сравнение предметов по цвету, размеру, ширине, цвету, длиннее, толщине, месторасположению. Числа 1-6, их состав.

13

Число 7.

Высокий, низкий.

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из семи предметов. Знакомство с цифрой 7, её печатным изображением. Состав числа 7.

Пространственная ориентация. Сравнение предметов по цвету, размеру, ширине, цвету, длиннее, толщине, месторасположению, высоте. Числа 1-7, их состав.

14-15

Прямой и обратный счет. Порядок возрастания и убывания.

Число 8

Числа 1-7. Прямой и обратный счет. Присчитывание и отсчитывание по 1. Порядок возрастания и убывания.

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из восьми предметов. Знакомство с цифрой 8, её печатным изображением. Состав числа 8.

16

Сравнение по размеру. Сравнение по высоте.

Число 9.

Пространственная ориентация. Сравнение предметов по цвету, размеру, ширине, цвету, длиннее, толщине, месторасположению, высоте. Числа 1-8, их состав. Пространственная ориентация. Сравнение предметов по цвету, размеру, ширине, цвету, длиннее, толщине, месторасположению, высоте. Числа 1-8, их состав.

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из девяти предметов. Знакомство с цифрой 9, её печатным изображением. Состав числа 9.

17-18

Соседи числа. Больше, меньше, равно.

Числа 1-9. 10.

Установление отношений «больше», «меньше», «равно» на основе взаимно однозначного соответствия. Число как характеристика равночисленных групп предметов различной природы. Числа от 1 до 10, их названия. Соседи числа. Количественный и порядковый счет в пределах изученных чисел. Сравнение изученных чисел между собой, их расположение в порядке возрастания и порядке убывания. Состав чисел от 1-5.

Знакомство с количественной характеристикой множества, состоящего из десяти предметов. Состав числа 10.

19-20

Число 0. Свойства предметов. Тяжелее, легче.

Сравнение предметов.

Знакомство с количественной характеристикой пустого множества. Знакомство с цифрой 0, её печатным и письменным изображением. Сравнение предметов.

Сравнение предметов по разным признакам. Выделение лишнего предмета. Прямой и обратный счет. Диагностика готовности к школьному обучению

21-22

Геометрические фигуры(квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал)

Знакомство с плоскими геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);

Учить выделять общие существенные признаки группы фигур.

23-25

Задачи

 Составление математического рассказа.

Решение логических задач на сравнение, обобщение, классификацию.

26

Итоговое занятие «Математический калейдоскоп»

Занятие – игра.

К концу подготовки дети умеют:        

- считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), - определять число предметов заданной совокупности и устно обозначить результат числом

- объединять группы предметов и удалять из группы часть (части) предметов

- устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью; находить части целого и целое по известным частям

- считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет)

- называть числа в прямом (обратном) порядке до 10

- соотносить цифру (0-9) и количество предметов

- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

- сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры

- видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие

- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различать, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.), уметь выполнять комбинаторные задачи

- ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (в клетку).

знают:

- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших

- как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду

- арифметические знаки +,-,=.


Курс «Мой мир»

Пояснительная записка

        Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть сознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

        Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением – младшему. В тоже время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении достигать гармоничных отношений с окружающим миром  и с самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

        Существенным моментом в воспитании культуры школьников всех возрастов является изменение в их сознании представления гармонии человека и природы,  формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости. Без осознания человеком самоценности природы как таковой, а не с точки зрения ее полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть  духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих.

        В качестве средства воспитания носителей новой культуры взаимоотношений с природой, людьми и сами с собой предлагается программа курса для детей старшего дошкольного возраста, рассчитанная на 8 занятий .

        Главная цель курса – пробуждение интереса к объектам окружающей среды, в том числе и к самим себе, как неотъемлемой части природы, воспитание чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, желания приносить пользу растениям,  животным, людям.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Формирование экологических знаний, умений, навыков.

Обогащение жизненного опыта ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой.

 Развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной сферы.

Способствовать формированию системы знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, содействовать личностному развитию ребенка и наиболее полной его самореализации.

Требования к знаниям, умениям и навыкам.

Понятие об окружающем мире, живой и неживой природе.

Характерные признаки сезонных изменений в нашей местности.

Уметь рассказать о наблюдениях за сезонными изменениями в живой и неживой природе.

Знать объекты живой природы: животные, растения, грибы.

Определять существенные признаки отличия домашних и диких животных, перелетных и зимующих птиц.

Практически различать деревья, кустарники, травы.

Называть 3-4 растения, животных, фруктов, овощей.

Проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни людей (труд, одежда и др.).  

Знать название дней недели, месяцев, сезонов, частей суток.

Знать названия распространенных профессий.


Календарно - тематическое планирование 

Тема занятия

Количество часов

1.

Это я! Моя семья

1

2.

Моя страна. Мой город.

1

3.

Мой дом и что в нем есть ( мебель, посуда, бытовая техника)

1

4.

Времена года.

1

5.

Растения ( деревья, кустарники, травы). Животные ( дикие, домашние)

1

6.

Профессии. Искусство.

1

7.

Школа. Школьные принадлежности.

1

8.

Общение. Дружба.

1

    Ожидаемые конечные результаты:

  • Самостоятельность и организованность
  • Умение планировать свою деятельность
  • Соблюдение общепринятых норм и правил
  • Умение преодолевать трудности, встречающиеся на пути, добиваться поставленной цели, гордиться своими достижениями
  • Сформированность товарищеских отношений со сверстниками;
  • Умение уважать мнение других людей
  • Способности к разным видам деятельности: рисованию, пению, конструированию
  • Повышение уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, наблюдательности, сообразительности, фантазии
  • Желание пойти в школу, сформированность положительной учебной мотивации


Курс « Мастерская Самоделкина» ( 4 часа)

Цель:

  • Развитие мелкой моторики руки
  • Воспитание трудолюбия
  • Выработка терпения, усидчивости,, сосредоточенности

№/№

Тема занятия

Количество часов

1.

Аппликация. Кленовый лист.

1

2.

Оригами «Собачка»

1

3.

Лепка. Фрукты и овощи.

1

4.

Открытка. Весна.

1

Курс « Студия Карандаша» ( 4 часа)

Цель:

  • Развивать воображение, творческую фантазию, художественный вкус;
  • Формировать умение работато с различными материалами;
  • Прививать эстетические чувства и понимания прекрасного;
  • Воспитывать интерес и любовь к прекрасному.

№/№

Тема занятия

Количество часов

1.

Декоративное занятие « Веселые узоры»

1

2.

Иллюстрирование русской народной сказки

1

3.

Рисование по памяти « Моя любимая игрушка»

1

4.

Сказочная страна

1

Курс «Компьютероландия» ( 4 часа)

Цель:

  • познакомить с понятиями «информатика»,  информация, виды информации;
  • развивать логическое мышление, память, внимание, интерес к предмету;
  • формировать грамотную речь детей.

№/№

Тема занятия

Количество часов

1.

Сказка о принцессе Информатике.

1

2.

Сказка о принцессе Информатике.

1

3.

Экскурсия в город Информация

1

4.

Экскурсия по  городу Информации

1


Приложение 4

Цикл лекций для родителей.

  1. Что такое психологическая готовность к школе
  2. Родительская любовь
  3. Тренинг: «Семейное общение»
  4. Игра в жизни ребенка
  5. Закономерности динамики работоспособности ребенка
  6. Как поощрять и наказывать ребенка
  7. «Здоровье береги с детства»
  8. Будет ли успевать ребенок в школе
  9. Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника
  10. Как помочь ребенку овладеть навыком письма
  11. Труд в семье школьника
  12. Игра и умственное развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурсной программы для начальной школы "Здоровым быть здорово!"

7 апреля – Всемирный день здоровья. Отмечается он в день создания Всемирной организации здравоохранения. Ежегодное проведение Дня здоровья стало традицией с 1950 года. Эта дата установлена для того, ч...

Внеклассное мероприятие по здоровому образу жизни: "Путешествие в школу здоровья"

В доступной для младших школьников интересной и занимательной форма рассказывается о продуктах питания....

Классный час для учащихся начальной школы "Здоровые дети - здоровая семья"

Классный час для учащихся начальной школы "Здоровые дети - здоровая семья"...

Сценарий конкурсной программы для начальной школы "Здоровым быть здорово!"

Помочь ученикам осознать важность разумного отношения к своему здоровью; способствовать укреплению здоровья детей; развивать навыки работы в группах, коммуникативные способности, внимание, фанта...

ШКОЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ. Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ.

Планирование  по темам "Школа здорового питания", "Я и моё здоровье"...

Школа здорового питания. Питание и индивидуальное здоровье.

Цели: расширить знания детей о правильном питании, показать зависимость состояния здоровья от правильного питания....

Спортивно-игровая программа для учащихся начальной школы"Здоровье-это здорово"

Спортивно-игровая программа для начальной школы "Здоровье-это здорово" даёт начальные представления о том, что вредно , и что полезно для нашего здоровья. Направлена на привлечение внимания ...