Мастер-класс как принцип к действию
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Якуничева Татьяна Юрьевна

Представляю разработку мастер-класс по теме "ЗОЖ 24/7".

Актуальность проблемы формирования потребности в ЗОЖ очевидна, об этом говорят много, об этом говорят часто и на всех уровнях.

 Правительство РФ одобрило проект "Формирование здорового образа жизни", цель которого — повысить число россиян, ответственно относящихся к здоровью.

Соответственно на нас ложиться задача выработать у детей привычку, потребность в ЗОЖ.


.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЗОЖ 24/750.15 КБ

Предварительный просмотр:

Секция № 13 «Мастер-класс»  как принцип к действию

Якуничева Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов

МАОУ ООШ с. Быков Отрог, Балаковского района

ЗОЖ 24/7

- Поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел? А кто болеет один раз в году? А кто более 2 раз? 
- Посмотрите, мы привыкли, к тому, что человеку естественно болеть! А ведь это неверная установка? Ученые доказывают, что человек должен жить 150-200 лет!

Актуальность проблемы формирования потребности в ЗОЖ очевидна, об этом говорят много, об этом говорят часто и на всех уровнях.

В августе прошлого года Правительство РФ одобрило проект "Формирование здорового образа жизни", цель которого — повысить число россиян, ответственно относящихся к здоровью. В рамках реализации этого проекта предполагается к концу 2019 года увеличить долю граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 45%, а к концу 2025 года — до 60%"

Дмитрий Медведев подчеркнул, что людей нужно мотивировать к занятиям спортом с самого детства, чтобы они сохранили эту ПРИВЫЧКУ на всю жизнь.

Соответственно на нас ложиться задача выработать у детей привычку, потребность в ЗОЖ.

Уверена, каждый из нас безо всякой подготовки и бесконечно долго может рассказывать об использовании здоровьесберегающих технологий в своей работе. Но вся наша деятельность  в основном касается только учебно-воспитательного процесса. Мы не может контролировать, чем занимаются дети вне стен школы. Мы не можем контролировать выполнение режима дня, качество питания, количество физических нагрузок, прогулок и т.д.

Чаще всего родители говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, заболеешь. Одевайся теплее, а то простудишься». Но мало кто говорит: «Не будешь делать зарядку – не будешь здоровым, не будешь заниматься спортом – ничего не достигнешь в жизни, в труде»

Видимо поэтому наши учащиеся среди жизненных приоритетов ставят на первое место многое другое, но только не здоровье. А здоровье как жизненная ценность ставится лишь на девятое место.

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для ребенка самое  важное - хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью.

Воспитывая ребенка в семье и в школе, мы часто употребляем слово «привычка» и ведем борьбу с вредными привычками. А если помочь детям сформировать другие, полезные привычки?

Ведь привычки контролируют  жизнь  человека на 95%. Значит, полезные привычки могут изменить нашу жизнь.

Как же правильно это делать?

Наверняка каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с потребностью приобретения новой привычки. Это может быть что угодно: ранний подъем, здоровая пища, зарядка по утрам, разнообразные тренировки и т.п. И, как показывает практика, завести новую, особенно полезную, привычку не так уж легко.

Достаточно известный для многих дам пример – диеты. Когда терпишь-терпишь два дня, три, четыре, а на пятый… ночью обнаруживаешь себя возле холодильника, поглощающую булки с колбасами. Знакомо? А ведь вполне серьезно решила: не буду есть вредную еду! Только овощи и фрукты! Почему же не получается? Давайте разберемся.

Итак, для начала необходимо определиться, что же такое привычка? Вроде бы слово знакомое, но каждый трактует его по-своему.

В общем виде, привычка – это сложившаяся со временем определенная модель поведения, осуществление которой становится потребностью. И отказаться от нее или поменять ее на более, как вам кажется, подходящую, порой бывает совсем нелегко.

Это как с «бросить курить». Вроде бы нет ничего сложного – проснулся утром, и уже не куришь. Но почему, же тогда так много людей не могут бросить? Что им мешает? Даже анекдот на эту тему есть: «Не понимаю, как люди не могут бросить курить? Я уже сто раз бросал!».

Но в, то, же время тысячи людей вокруг нас успешно «заводят» себе новые хорошие привычки. И у них все получается. Возможно, они знают что-то такое, о чем мы не догадываемся? Поделюсь своим опытом.

Для начала определимся, каких привычек у нас больше полезных или вредных? У вас на столах лежат анкеты-диаграммы, которые я предлагаю вам заполнить. Вам нужно закрасить каждую строчку до той клетки, которая соответствует вашему ответу.

Сравнив две получившиеся диаграммы легко определить, каких привычек у вас больше.

Итак, я хочу рассказать о правиле 21 дня. Я даже не помню, откуда о нём узнала, но точно не придумала сама. Вот как оно звучит:

Если повторять одно и то же действие в течение 21 дня, оно откладывается в подсознании, и мы начинаем делать его на автомате.

И этому есть научное подтверждение.

Теперь подумайте, какую полезную привычку, вы бы хотели у себя выработать или от какой вредной привычки отказаться и запишите ее в памятку, которая также лежит у вас на столе. В течение 21 дня делайте в ней отметки о выполнении. Несомненно, вас будет ломать, и коробить, так как вы покинули зону комфорта. Тут стиснув зубы, держитесь до конца, не поддавайтесь на соблазны и отговорки, встающие на вашем пути. Или попробуйте воспользоваться правилом одного дня. Каждый день говорите себе: «Я делаю это сегодня и только один день» Когда наступает следующий день, говорите себе тоже самое: «Я делаю это только сегодня и только один день» Итак, каждый день в течение 21  дня. Поверьте, это работает. Попробуйте сформировать у себя полезные привычки.

Здоровый Образ Жизни 24 часа в сутки 7 дней в неделю – как выработать эту привычку в условиях школы? Я нашла ответ на этот вопрос.

Я решила вывести свой класс на 21 день (что немаловажно для формирования привычек) в детский санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия. Конечно, этому предшествовала огромная работа с родителями, с администрацией школы, с Управление социальной защиты населения г. Балаково, выбор лагеря. Но главное поставить цель. И вот мы всем классом по бесплатным путевкам на 21 день приехали в Детский санаторно-оздоровительный лагерь «Синяя птица»! В «Синей птице» очень серьезная инфраструктура  и, конечно, профессиональный педагогический коллектив под руководством И.Н. Долотовой, директора АО «Синяя птица»

А главное, здесь огромное поле для деятельности по формированию полезных привычек

Ну во-первых, чтобы вы понимали, так как я поехала вместе со своим классом, то учебный процесс нисколько не пострадал. На территории санатория есть оборудованные учебные классы для проведения учебных занятий с детьми. Кроме того, в лагере на высоком уровне организованы занятия по программам дополнительного образования: Изостудия, творческая мастерская, кружок ПДД, игротренинг, хореография, хоровое пение, актерское мастерство. Посещение этих занятий является обязательным, а интеграция различных образовательных областей на них дает огромный потенциал для развития ребенка. (фото)

Во-вторых, т.к. это санаторий, то здесь предлагается широчайший спектр услуг по санаторно-курортному лечению детям с заболеваниями:

  • - опорно-двигательного аппарата,
  • -сердечно-сосудистой системы,
  • -желудочно-кишечного тракта ,
  • -эндокринной системы,
  • -органов дыхания,
  • -урологии,
  • -неврологии,
  • -реабилитацию часто болеющих детей.

При заезде в лагерь детей осматривают медики, после чего назначается лечение в соответствии с диагнозом  указанным в санаторно-курортной карте. Каждый ребенок получает санаторную книжку и ежедневно проходит по ней облечивание в медицинских корпусах.

Два специализированных медицинских корпуса лагеря располагают всем для того необходимым, включая зал лечебной физкультуры, ингаляторий, физиотерапевтический, психологический, процедурный и массажный кабинеты, водолечебницу, тренажерный зал. Лагерь имеет свою собственную соляную пещеру, кроме того, в «Синей птице» замечательный 25-ти метровый бассейн. Дети имеют возможность не просто плескаться для своего удовольствия и здоровья, а учатся плавать под руководством инструктора по плаванию (на слайде перечень услуг и фото)

Как вы можете судить, санаторно-курортное лечение в «Синей птице» проходит на очень высоком уровне и дети могут оздоровиться и надолго укрепить своё здоровье!

Ну а в - третьих, все мы с вами прошли детские лагеря и понимаем, что лагерь — уникальное пространство не только оздоровительного, но и воспитательного потенциала. Дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни - в естественных условиях социальной и природной среды. В лагере формируются привычки здорового образа жизни, и осуществляется практическое воплощение этих навыков.

Давайте сейчас посмотрим на пребывание детей в лагере через призму составляющих ЗОЖ. Итак, ЗОЖ это:

  • правильное питание;
  • режим дня
  • двигательная активность;
  • закаливание
  • личная гигиена
  • отказ от вредных привычек

        Начнем с режима дня. Конечно, режим дня в детском санатории составлен по всем правилам и нормам СанПина, и конечно же в лучшую сторону отличается от режима дня по которому живут дети дома. Большую роль здесь играет воспитание коллективом, за компанию - дети  смотрят друг на друга, помогают, стараются соответствовать, не оплошать. За 21 день дети становятся самостоятельными в вопросах личной гигиены, приучаются отдыхать днем, ложиться спать в одно и то же время (не засиживаясь допоздна у телевизоров, за планшетами, телефонами и другими гаджетами), делать зарядку, гулять на свежем воздухе, питаться правильно и в одно и то же время.

Правильное сбалансированное 6-ти разовое питание помогает детям за 21 день забыть о чипсах, сухариках, газировках, фастфудах и другой вредной пище.

Двигательная активность удовлетворяется у детей на ежедневных спортчасах, спортивных соревнованиях по различным видам спорта, на дискотеках, занятиях по хореографии, в бассейне. В лагере есть свой оборудованный стадион, волейбольная, баскетбольная, детские  площадки, прилегающий сосновый бор, костровая площадка, т.е. все необходимое для закаливания и занятия спортом.

И так как весь день у ребят расписан по минутам, то ни о каких вредных привычках не может быть и речи.

Даже если вы привезете детей в лагерь и будете просто пассивно наблюдать за ними, этого уже будет достаточно для формирования у них за 21 день  полезных привычек. Но мы легких путей не ищем и стараемся максимально использовать представленные нам возможности.

«Синяя птица» расположена в красивейшем месте, с редким сочетанием смешанных и хвойных лесов, на берегу реки Волга. И если у нас выпадали свободные минутки, то мы их проводили с пользой для здоровья.  Мы проводили подвижные игры на свежем воздухе, ходили на прогулки в сосновый бор, в березовую рощу. Я водила детей по терренкуру.

Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие детей. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости. Прогулка хорошо влияет на укрепление здоровья, а также на эмоциональное состояние детей.

Мы ходили на экскурсию на берег реки Волга, на конюшню. Проводили на природе занятия по окружающему миру, по чтению. Разбирали правила безопасного поведения на воде, на дороге, на ж/д путях, в лесу. Собирали природный материал для уроков ИЗО и технологии.

В течение всей смены ребята активно общались с природой, что способствовало укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры

Жизнедеятельность детей была насыщена разнообразными, быстро сменяющими друг друга, на протяжении всего дня, видами деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, образовательная и т.д.). Это дало ребятам возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом, помогло развить новые навыки (вне рамок школьной программы), раскрыть потенциал своей личности. И конечно выработать полезные привычки вести здоровый образ жизни 24/7.

Конечно же одна смена не панацея. Но если ежегодно, а если получится дважды в год приезжать с классом в подобные санатории, это обязательно даст свои результаты.

«Люди должны осознать, что здоровы образ жизни – это личный успех каждого» Давайте же создадим ситуацию успеха для каждого ученика и поможем сформировать полезные привычки- ЗОЖ 24/

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

яблоко

Слайд 6

привычка

диаграммы

Слайд 7

Правило 21

памятки

Слайд 8

21

Слайд 9

яблоко

Слайд 10, 11,12

Рис вверх

Слайд 13

14-25

Бассейн прыжок

26 –ябл

27

28-44

СП, селфи

Слайд с Путиным

Слайд 1

- Есть ли у вас вредные привычки?

- Пытались ли вы от них избавиться?

- Считаете ли вы ЗОЖ актуальной проблемой?

- Был и мой МК для вас полезным и интересным?

- Считаете ли вы представленный опыт приемлемым для себя и своих детей?

Если вы подошли ко мне близко, значит мы близки по духу, и у нас общие взгляды и схожие подходы к вопросу ЗОЖ.

 

Нужных вам привычек и счастливой жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Участники мастер-класса получат знания о формировании метапредметных УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные...

Мастер-класс "Формирование познавательных универсальных учебных действий как залог становление учебной самостоятельности"

Оборудование:  проектор, презентация, раздаточный материал. Цель: ознакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию познавательных универсальных учебных дейс...

Мастер – класс «Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».

Формирование личностных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах...

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...

Мастер- класс «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Мастер- класс«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»   Цель: передача коллегам личного профессионального опыта о формировании универ...

Мастер-класс "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий средствами ИКТ"

Цель: познакомить  с приёмами работы на уроке, способствующими формированию коммуникативных универсальных учебных действий....

Мастер-класс для педагогов по теме: «СТОРИТЕЛЛИНГ и учебное СОТРУДНИЧЕСТВО» («Принцип двух С»)

Рассказывание историй является важной формой самовыражения.    -Человечество стало обмениваться информацией в устной форме задолго до того, как научилось писать, поэтому рассказы, притч...