Мастер-класс "Формирование познавательных универсальных учебных действий как залог становление учебной самостоятельности"
материал на тему

Шевченко Анна Николаевна

Оборудование:  проектор, презентация, раздаточный материал.

 Цель: ознакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию познавательных универсальных учебных действий

Задачи:

- распространить свой опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

-провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Мастер-класс на тему: «Формирование познавательных универсальных учебных действий как залог становления учебной самостоятельности»

Учитель: Шевченко Анна Николаевна

Оборудование:  проектор, презентация, раздаточный материал.

 Цель: ознакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию познавательных универсальных учебных действий 

Задачи:

- распространить свой опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

-провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Ход занятия

  1. Подготовительно-организационный момент.

    Добрый день. Рада видеть вас после продолжительного отпуска. Пусть этот мастер-класс принесет нам радость общения. Я бы хотела поздравить лично от себя и всего педагогического коллектива нашей школы вас с началом нового учебного года. Стих с поздравлениями на слайде 2.

       Перед началом нашей встречи вы все получили цветы с пожеланиями. Мы вам желаем быть креативными, творческими, инициативными профессионалами своего дела. Предлагаю вам обратить внимание на пожелания и занять позицию в соответствии с надписью.

Введение в тему.

  Рада,  что в преддверии начала уч. года мне посчастливилось поделиться с вами частичкой практики. Приступим к работе.

1)   Обратите внимание, у вас на столах карточка желтого цвета. Прочитайте слова и определите, что их объединяет (школа). (на доске появляется слово школа Слайд 3).

  Действительно, школа – этот тот институт, который имеет немаловажно значение в жизни каждого человека, особенно ПЕДАГОГА

 2) А теперь давайте продолжим работу со словами.  Прочитайте еще раз слова, и определите лишнее слово (на слайде: учитель, ученик, деятельность Слайд 4).

3) Все эти понятия взаимосвязаны, давайте попробуем в виде схемы показать эту взаимосвязь. (учителя рисуют связь между понятиями на схеме)

(попросить расположить эти слова на доске, чтобы учителя сами показали взаимосвязь).

  4)  Итак, мы выделили важные субъекты образовательной деятельности. Давайте еще раз посмотрим на эти слова (СЛАЙД УЧЕНИК, УЧИТЕЛЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ). Если мы возьмем первые буквы слов, что получится знакомая всем аббревиатура – УУД. Давайте вместе расшифруем эти буквы.  Слайд 4

 5) Давайте вспомним, что мы делали в начале мастер-класса? (работали с карточками, определяли общее и выделяли лишнее слово). Скажите, а какую группу ууд составляют эти умения? (группу познавательных ууд).

Итак, тема мастер-класса «Формирование познавательных универсальных учебных действий как залог становления учебной самостоятельности» Слайд 5

Теоретическая  часть

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя логические, общеучебные действия, формулирование и решение проблемы. Для современного школьника крайне важно умение ориентироваться в потоке информации, которую он получает в ходе обучения. Для эффективного приобретения знаний необходимо переработать и усвоить материал, выполнить поиск недостающих сведений, осмыслить тексты. Школьник должен уметь выбирать наиболее результативные методы решения задач с учетом конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и итоги своей деятельности, осуществлять рефлексию приемов и обстоятельств действий, а также формулировать, ставить проблемы. - http://fb.ru/article/225506/poznavatelnyie-uud-ih-formirovanie-na-urokah-v-shkole Слайд 6

     Возьмите листы синего цвета. Прочитайте высказывания и отметьте + те, которые вы считаете правильными. (читаем, анализируем).  Слайд7 

 Да, действительно, формирование познавательных ууд развивает учебную самостоятельность, также, оно происходит параллельно с формирование других групп ууд и возможно на всех этапах урока.

   Этим высказываниям я придерживаюсь в своей педагогической практике.

     

3. Практическая часть

Хочу поделиться небольшим опытом работы по формированию познавательных УУД. Для этого предлагаю вам два интерактивных метода обучения, которые работают на формирование групп УУД.

Один из методов, любимых мною,  является  «Мозговая атака: пять слов». Данный метод  я применяю на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Давайте узнаем его подробнее. Слайд 8 

- Я вам сейчас скажу фразу  «Педагогическая технология»  (на уроке это может быть ключевое слово из темы урока и просто тема), а каждый из вас запишет на листочке пять слов – ассоциаций с данным выражением.

-  проговорите все слова в группе, проанализируйте и исключите повторяющиеся.

- из оставшихся слов выберите три наиболее удачных слова, подходящих к понятию «педагогическая технология»

(На большом листе бумаги секретарь группы записывает три слова, наиболее удачно характеризующие тему обсуждения. Листы вывешиваются на доске)

Докладчики групп сообщают эти слова и объясняют всему классу.

- Обратить внимание на все слова,  которые записали группы, проанализировать  и в группе сформулируйте определение понятия «технология»

- Давайте обратимся к словарю и посмотрим, как дают определение дидакты. А чтобы легче было запомнить я предлагаю вам поработать с кластером. (выдаете листы с кластера) Слайд 9

- опираясь на ключевые слова кластера, дайте определение понятия.

Таким образом, схематизируя понятия в кластере, мне удается обеспечить понимание, запоминание новых терминов на уроках в начальной школе.

4. А какие познавательные УУД мы с вами формировали? У вас есть листочки, где указаны основные познавательные УУД, формируемые в начальной школе. Давайте оценим эффективность этих приемов. Слайд 10

5. ВЫВОД (слайд со своими принципами)

Я вам показала два приема формирования познавательных УУД на уроках в начальной школе. Как вы убедились, эти приемы универсальны, можно применять на всех этапах урока, на всех предметах и позволяют формировать учебную самостоятельность.

6. Спасибо за внимание Слайд 11

Приложение 1

Напротив каждого высказывания поставьте «+», если вы согласны, или «-», если не согласны.

Формирование познавательных УУД возможно на всех этапах урока

Формирование познавательных УУД происходит параллельно с формированием других групп УУД

Формирование познавательных УУД – является необходимым условием формирования учебной самостоятельности

Приложение 2

Умение

Оцениваю

Осуществляю поиск информации

        

Использую модели и схемы

Строю сообщения в устной и письменной форме

Осуществляю анализ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Шевченко Анна Николаевна , у читель начальных классов МБОУ «БСШ №1 им. Е.К.Зырянова » Мастер-класс на тему: « Формирование познавательных универсальных учебных действий как залог становления учебной самостоятельности»

Слайд 4

У ЧЕНИК У ЧИТЕЛЬ Д ЕЯТЕЛЬНОСТЬ УУД – универсальные учебные действия

Слайд 5

«Формирование познавательных универсальных учебных действий как залог становления учебной самостоятельности »

Слайд 6

Познавательные УУД логические общеучебные формулирование и действия решение проблемы Школьник должен уметь выбирать наиболее результативные методы решения задач с учетом конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и итоги своей деятельности, осуществлять рефлексию приемов и обстоятельств действий, а также формулировать, ставить проблемы.

Слайд 7

Высказывания Формирование познавательных УУД возможно на всех этапах урока Формирование познавательных УУД происходит параллельно с формированием других групп УУД Формирование познавательных УУД – является необходимым условием формирования учебной самостоятельности Вывод : формирование познавательных УУД развивает учебную самостоятельность, также, оно происходит параллельно с формирование других групп УУД и возможно на всех этапах урока.

Слайд 8

Метод «Мозговая атака: пять слов». На выбранную фразу или ключевое слово из темы урока ребята записывают первые пять слов-ассоциаций пришедшие на ум. Затем в группе ребята проговаривают все слова, анализируют и исключают повторяющиеся. Далее из оставшихся слов выбирают наиболее удачные, подходящие теме. Докладчик из группы, сообщает слова и в итоге формулируется определение понятию.

Слайд 9

Работа с кластером

Слайд 10

Умение Оцениваю Осуществляю поиск информации Использую модели и схемы Строю сообщения в устной и письменной форме Осуществляю анализ

Слайд 11

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...

Формирование универсальных учебных действий у первоклассников в учебной деятельности через проекты

Статья посвящена описанию проектной деятельности в 1 классе по "Школе России". Приведены примеры детских исследований в учебной работе....

Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий

Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий...

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...