Формирование универсальных учебных действий у первоклассников в учебной деятельности через проекты
статья по чтению (1 класс) по теме
Статья посвящена описанию проектной деятельности в 1 классе по "Школе России". Приведены примеры детских исследований в учебной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В статье описаны примеры детских проектов в 1 классе | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий у первоклассников в учебной деятельности через проекты
Секисова Нина Николаевна
учитель начальных классов, I кв. категория
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мулымская средняя общеобразовательная школа
Тюменская область Кондинский район ХМАО-Югра
Согласно ФГОС НОО основным результатом внедрения системно-деятельностного подхода в обучение «становится развитие личности школьников на основе «включения» в учебную деятельность, обеспечивающего их осознанное участие в этой деятельности, направленной на овладение системой универсальных и предметных учебных действий, прежде всего с изучаемым учебным материалом». [3, с. 10]
Статья посвящена описанию проектной деятельности в начальной школе, осмыслению структуры, функций проектной деятельности с учетом учебных целей и задач, стоящих перед детьми младшего школьного возраста, содержится конкретный практический материал, приведены примеры детских исследований в учебной деятельности.
Актуальность учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту.
Начиная работу с первоклассниками в 2014-2015 учебном году, я выделила для себя ряд проблем:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
-неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
- неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
-невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Выполнение проектов способствует формированию у первоклассников личностных, предметных, метапредметных УУД, заложенных в программу курса «Литературное чтение». [4, с. 287-289]
Поэтому, начиная с первого полугодия 1-ого класса, вовлекала учащихся в проектную деятельность. Первым проектом, над которым работали ребята, стал проект «Моя малая Родина» уже в сентябре. Сначала мне хотелось, чтобы дети поняли смысл понятия «малая Родина». Мы ходили на экскурсии по всем достопримечательным местам нашего посёлка и просто по улицам, там, где они родились, живут со своими родителями.
Мне хотелось, чтобы ребята поняли, что любить можно и нужно эту тихую улочку в посёлке, а не только красивый проспект в Москве, что любят не за красоту, а потому что это своё, родное. Я ненавязчиво рассказала об истории посёлка Мулымья, но не зацикливалась на том, чтобы эта информация вошла в наш проект, пусть подрастут немного, чтобы у них появилась потребность в исследовательской работе. План реализации проекта составляли все вместе. Каждый внёс своё предложение. Распределив задания, обсудив способы и сроки работы, решили, что основную часть работы дети будут выполнять под руководством учителя, а оформительскую часть выполнят самостоятельно. Так как это был наш первый проект, то многое сразу не получилось, приходилось помогать и обучать. Зато причастность к одному общему делу сближала первоклассников друг с другом. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес.
Вторым большим проектом стал проект по окружающему миру «Моя семья».
Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе, которого, малыш учится задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается альбом.
Индивидуальные проекты получились очень разнообразные, так как кто-то более глубоко представил в проекте родословную, кто-то - семейные увлечения, кто-то - отдых и путешествия.
Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья», состоящая из фотоальбомов. Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй.
Во II полугодии 1 класса мы расширили круг изучения с родной семьи на школу и класс, в котором они учатся, на животных, которые живут у ребят дома. Первоклассники выполнили проекты «Мой класс и моя школа» и «Наши домашние питомцы».
Более подробно я хочу остановиться над выполнением проекта «Город букв». В учебнике «Литературное чтение» после проведения обобщающих уроков по теме «Жили-были буквы» детям предлагается выполнить проект «Создаем музей «Город букв». [2, с. 28]
Работа над ним шла в течение трёх месяцев. Большую помощь нам оказали наши родители. На мотивационном этапе проекта я объявила общий замысел, создала положительный мотивационный настрой, а ученики обсудили и предложили собственные идеи. Была определена тема и цель проекта: провести исследование и выяснить: как появились буквы, построить «Город Букв» и пригласить на экскурсию по этому городу будущих первоклассников. Ведь они тоже скоро пойдут в школу. А наши буквы вызовут у них интерес и желание поскорее научиться читать.
Были сформулированы задачи, согласованы способы совместной деятельности и установлены критерии оценки результата и процесса. Чтобы школьники не растерялись, мы совместно с детьми составили план проекта, с расчетом на помощь взрослых. Оформили Памятку для участника проекта. [Приложение 1]
Каждый ребенок выбрал букву русского алфавита. Для выбранной буквы подбирались стихотворения, тематические группы слов, придумывались рассказы и сказки, сценарии.
На рефлексивно - оценочном этапе ученики участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществили самооценку, учитель выступил участником коллективной оценочной деятельности. Для оценки предметных результатов и организации рефлексии было разработано Табло самооценки. [1, c. 27]
Презентация нашего проекта прошла в ходе парада букв. Дети представили свои «экспонаты» для «Города букв». [Приложение 2] Мы читали стихи, которые приготовили для представления своих букв, продемонстрировали физминутку про буквы, которую делали в течение учебного года. Наш класс был украшен созданными в ходе проекта буквами, рисунками, фотографиями. А потом дети сами провели экскурсию для будущих первоклассников.
Данный проект отличается от предыдущих не только объектом исследования, но и тем, что ребята учились работать в микрогруппах. Что способствовало развитию коммуникативных и организаторских навыков. Работа над проектом «Город букв» позволила проявить лидерские качества у ребят, умение работать в команде, расширила их кругозор, углубила знания по предмету. Ребята учились работать с различными источниками информации. Актуальным было умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми, находя выход из спорных ситуаций. А в целом проект принес эмоциональное удовлетворение и пробудил интерес детей к предмету. Защита проекта была записана на видео [Приложение 3]
Таким образом, метод проектов – это очень интересная работа. Его использование позволяет повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, интерес к чтению художественных произведений, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах творческой деятельности. Умение добывать и использовать полученную информацию, самостоятельность и целенаправленность в отборе информации развивает навыки самообразования. Практика публичного выступления и обсуждения снимает у ребенка многие психологические комплексы. Навыки группового взаимодействия позволят детям лучше научиться понимать партнера по общению, решать продуктивно проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнать себя и своих одноклассников.
Первоклассники такими умениями еще не владеют и только постепенно начинают этому обучаться к концу первого и даже второго класса;
- публичное выступление требует определенной смелости и психологической готовности от ребенка, особенно детям, которые не посещали детский сад, такое умение дается с большим трудом. От учителя требуется много терпения и выдержки, чтобы психологически подготовить ребенка к выступлению.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности и ответственности.
Технология учебного проекта имеет и огромные воспитательные возможности: воспитание у школьника нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной культуры, адаптированности к современной жизни, развития самостоятельности.
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Список литературы:
1. Голубева Л.М. Оценка достижения младшими школьниками планируемых результатов обучения. Методические рекомендации.- Красноярск, КК ИПК и ППРО, 2011, с. 36;
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2011.-с. 80; 3.
3. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Реализация требований стандарта.- В журнале «Начальная школа», Издательский дом «Первое сентября», январь 2012 года, с. 4;
4. Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011, с. 528
5. Приложение 1
Памятка участнику проекта Дорогой друг! Приглашаем тебя участвовать в создании нашего «Музея «Город букв»! Ты будешь работать сам, в команде со всеми ребятами. Возможно, тебе потребуется помощь родителей! Следуй плану: 1. Договорись с одноклассниками и выбери букву, о которой ты хочешь рассказать ребятам. 2. Реши, какой будет твоя буква: смешливая, ворчливая, шумливая, пыхтящая, весёлая. 3. Создай портрет своей буквы. Сделай её "праздничной". Тебе помогут в работе учебник «Литературное чтение», книги и Интернет. 4. Изготовь свою букву из любого материала (нитки, цветная бумага, картон, тесто, пластилин, конструктор). 5. Напиши текст экскурсии по городу. Придумай название тексту. Напиши 5-6 предложений: как называется буква, как она появилась в городе, из чего она сделана, кого изображает, какая она по характеру. Излагай мысли последовательно. 6. Проведи экскурсию по городу: расскажи одноклассникам о своей букве.
6. Интернет- ссылки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"
Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....
Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Почитав эту статью Вы узнаете: что такое УУД, какие виды бывают УУД, как сформировану УУД у детей младшего школьного возраста....
Выступление «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»
Формирование УУД и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных...
«Формирование универсальных учебных действий на уровне начального общего образования через внеурочную деятельность» (часть 1)
Научно-практическая конференция педагогов...
«Формирование универсальных учебных действий на уровне начального общего образования через внеурочную деятельность» (часть 2)
научно-практическая конференция педагогов...
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...
Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках литературного чтения через поиск и анализ информации"
В основе данного проекта - формирование дистанционных мероприятий, основанных на работе с информацией, использование технологии развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности....