Использование оздоровительных технологий на занятиях физической культуры с обучающимися ОВЗ
статья по зож (1 класс) на тему

Ольга Викторовна Агаркова

Здоровье является основой жизнедеятельности человека, его материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов и долголетия. Оно отражает уровень жизни и благополучия страны, непосредственно влияет на производительность труда, экономику, обороноспособность, нравственные принципы общества, настроение людей.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в нашей стране, интерес к занятиям физической культурой остается достаточно высоким. Это свидетельствует о том, что оздоровительная физическая культура, рассматривающая здоровье человека в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности и образом жизни, становится одним из жизненно важных приоритетов современного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ozdorovitelnyh_tehnologiy.docx57.73 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий физического оздоровления

обучающихся с нарушением речи.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»

Жан Жак Руссо

Актуальность. Здоровье является основой жизнедеятельности человека, его материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов и долголетия. Оно отражает уровень жизни и благополучия страны, непосредственно влияет на производительность труда, экономику, обороноспособность, нравственные принципы общества, настроение людей.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в нашей стране, интерес к занятиям физической культурой остается достаточно высоким. Это свидетельствует о том, что оздоровительная физическая культура, рассматривающая здоровье человека в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности и образом жизни, становится одним из жизненно важных приоритетов современного человека.

Цель работы: расширить знания о современных физкультурно-оздоровительных технологиях.

Работая в школе, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? В процессе общения с родителями на родительском собрании, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих детей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.

Так получилось, что при распределении учебной нагрузки, я стала работать в 1 «е» классе, класс речевой. Была составлена рабочая программа с учетом особенностей детей с нарушением речи. В программном материале тематическое планирование направлено на реализацию требований по здоровьесберегающим технологиям. В 1 «е» классе 13 человек. Все обучающие прошли психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), где и был   рекомендован речевой класс. У всех детей стоит диагноз ОНР и дизартрия. В детском  возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма,   к общему недоразвитию речи.  При обследовании физической подготовленности учащихся на начало учебного года, первое, с чем я столкнулась - это слабое физическое развитие детей. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Некоторые учащиеся имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Школа имеет хорошее материальное оснащение для решения основных проблем в состоянии здоровья обучающихся. Одним из путей решения этой проблемы в нашей школе является целенаправленное использование в процессе физического воспитания младших школьников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, я поняла, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня школьника?

         Поэтому я решила использовать технологию “СА-ФИ-ДАНСЕ”. Мне очень повезло, что я училась у Жанны Евгеньевны, затем еще и окончила курсы повышения квалификации по данному направлению. Эта  авторская программа используется   по танцевально-игровой гимнастике. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей младших школьников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Основной целью технологии является содействие всестороннему развитию личности школьника средствами танцевально-игровой гимнастики. Инновационной технологией по этой программе, является то, что на уроках физической культуры учащимся  создается необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Эта система основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как:

  • Танцевально-ритмическая гимнастика.

Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

  • Игроритмика.

Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

  • Игрогимнастика.

Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.

  • Игротанец.

Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).

Нетрадиционные виды упражнений:

  • Игровой самомассаж.

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

  • Пальчиковая гимнастика.

Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

  • Музыкально-подвижные игры.

Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности школьника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

  • Креативная гимнастика.

Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.

  • Игропластика.

Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

         Сравнительный анализ данных диагностики, который я проводила в январе - феврале, показал положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения технологии “СА-ФИ-ДАНСЕ”. в физкультурно-оздоровительную работу на уроках физической культуры. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Педагоги стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально- двигательная  сфера ребёнка.  

Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности учащихся. С учетом этого была разработана модель организации физкультурно-оздоровительной работы в школе. В школе работают секции ОДОД спортивной направленности для обучающихся начальной школы. Учащиеся с удовольствием посещают спортивные секции: «Азбуку спорта»,(Пономарева, Шиленко) ,   танцы, секцию УШУ. Для систематизации образовательного процесса по формированию представления и приобщению школьников к здоровому образу жизни: взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.

Таким образом,  единая система "школа - дети – родители - педагоги " на данный момент достаточно успешно функционирует. При разработке данной системы и ее реализации выбраны современные методические походы к проблемам образования детей  школьного возраста.    Для эффективного отслеживания уровня развития детей вся работа строится на диагностической основе и дальнейшей коррекционной работе.

        Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе занятий физической культурой, мы пришли к выводу, что

1. У детей повышается интерес к таким занятиям.

2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;

3.Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

4.Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.

5.Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

6.Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.

 Одним из основных факторов здорового образа жизни современного человека является рациональная двигательная активность, проявляемая в виде естественных локомоций (ходьба, бег, плаванье, езда на велосипеде), игровых дисциплин, силовых и гимнастических комплексов, тренажерных систем, а также различных нетрадиционных упражнений, как правило, инновационного характера. Регулярная физическая активность значительно улучшает физическое здоровье, особенно состояние опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем, повышают иммунитет, положительно влияют на общий тонус человека.

Сохранение и укрепление здоровья детей – сложная комплексная социально-педагогическая проблема, требующая переориентации целей образования и воспитания. Быстро надвигающаяся эра не просто оздоровления, а именно здоровьесберегающих и здоровьевоссоздающих технологий имеет направление, характерной особенностью которого является улучшение качества тела через профилактику движений, то есть модификация упражнений направлена не на коррекцию мышц, а на коррекцию движений – ее суставную кинематику. Это означает, что одним из базовых элементов современных здоровьесберегающих технологий должен стать «стиль новых движений», применение которого позволяет максимально выработать содержащийся в любом конкретно взятом упражнении технический потенциал.

 

 

 

 

 

 

   

 

Технологии физкультурно-оздоровительной направленности

«Оздоровительная физическая культура» — производная от обобщенного понятия «физическая культура». Оздоровительная физкультура использует все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека. Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболеваний и т.д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят себе задачу достижения каких-либо спортивных результатов или лечения болезней (как в ЛФК) и доступны всем практически здоровым людям.

В оздоровительной физической культуре можно выделить как минимум три аспекта: деятельностный, предметно-ценностный и результативный.

Рассмотрим основные термины и понятия, которые употребляются с прилагательным физкультурно-оздоровительная: физкультурно-оздоровительная технология, физкультурно-оздоровительная деятельность, физкультурно- оздоровительная работа, физкультурно-оздоровительные мероприятия, физкультурно-оздоровительная система.

По сути, физкультурно-оздоровительная технология – это способ реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия и на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления. Это основные правила использования специальных знаний и умений, способов организации и осуществления конкретных действий, необходимых для выполнения физкультурно-оздоровительной деятельности.

Сегодня физкультурно-оздоровительные технологии не являются достоянием личного опыта редких специалистов, а разрабатываются в соответствии с достижениями медицинской науки. Любая физкультурно-оздоровительная технология включает в себя постановку цели и задач оздоровления, и собственно реализацию физкультурно- оздоровительной деятельности в той или иной форме. Технология включает в себя не только реализацию оздоровительной программы, но и определение уровня здоровья, и тестирование физической подготовленности, а также вопросы управления и администрирования.

Таким образом, физультурно-оздоровительная технология – это способ осуществления разнообразной физкультурно-оздоровительной деятельности. Это та база, на которой строится так называемая оздоровительная индустрия и физкультурно-оздоровительная работа. Физкультурно-оздоровительные технологии могу осуществляться по самым разным направлениям: шейпинг, аэробика, фитнес, бодибилдинг, калланетик, изотон, стретчинг а также бег, туризм, плавание как оздоровительные виды спорта, и прочие виды деятельности, которые используются в досуговой деятельности.

Степ – гимнастика

С помощью степ-гимнастики можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать у детей выразительные, плавные, точные движения. Но самый главный результат занятий степ-гимнастикой — укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно¬сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата.

Оптимальное время для проведения занятий степ-гимнастикой — утро. Это придает детскому организму бодрости на весь день и повышает  общий тонус.

Для того чтобы занятия проходили  более интересно, важно  использовать музыкальное сопровождение.

Степ-гимнастика — это не просто сочетание разнообразных движений, но красивый спортивный танец,  который приносит  пользу здоровью детей и улучшает их настроение (см. приложение). 

Эвритмическая гимнастика

Эвритмическая гимнастика — вид оздоровительно развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики (см. приложение).

Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:

•          формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;

•          развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

•          коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;

•          улучшение психического состояния (снижение тревожности, агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);

•          расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;

•          формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы), создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей. 

Дыхательная гимнастика

     Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, в ДОУ в настоящее время все большее распространение получает дыхательная гимнастика. Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Воздействуя физическими методами, восстанавливаем расстроенные функции дыхания, предупреждаем развитие и устраняем имеющиеся изменения в бронхолегочной системе, следствием которых бывают явления кислородной недостаточности. Поэтому большое внимание уделяю использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.

Психомышечная тренировка

       Почти все новые программы по физическому воспитанию дошкольников включают в физкультурно-оздоровительную работу психопрофилактические мероприятия, в том числе и обучение психорегуляции.

В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация /расслабление мышц/. С помощью определенных приемов /контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения/ дети учатся произвольно расслаблять мышцы. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, или спокойной музыкой /шум прибоя и т.д./ 

Самомассаж

Использование средств физической культуры в оздоровительных целях формирует у детей жизненно важные двигательные умения и навыки, а так же знания в области гигиены, медицины и физической культуры, способствующие укреплению их здоровья.

Самомассаж является важным средством физической культуры, он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает функции желез, что положительно влияет на обмен веществ.

Пальчиковый массаж способствует развитию мелкой мускулатуры, осваиваю с детьми упражнения для мелкой моторики рук: «школу мяча» –помогающие улучшению кровообращения, укрепления мышц рук и грудной клетки, развитию моторики, что в конечном итоге способствует умственному развитию. Кроме того, улучшается подвижность связочного аппарата и очень приятен детям. Вызывает у них бодрое настроение, побуждает к активности.

В этом году в рамках реализации годового плана провела практикум с педагогами, где разучили комплекс адаптационной гимнастики, проводимой после дневного сна. Продолжительность всего разученного комплекса в целом составляет 30 минут; который плавно переходит в закаливающие или оздоровительные мероприятия: это ходьба по «тропе здоровья» и закаливающие процедуры, предписанные врачом, в соответствии с возрастными особенностями группы. 

Закаливание

Так же как и массаж, закаливание –важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Закаливание детей в ДОУ предусматривает строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и другое.

Новое спортивное оборудование-это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно ли без особых затрат обновить игровой инвентарь? Конечно можно, потому что у меня есть желание что-то сделать своими руками и немного фантазии, я легко справляюсь с этой задачей. Поэтому,я широко использую в своей работе игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование из бросового материала, привлекающее глаз ребенка, для того, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий, это: большие и малые массажеры, сделанные из пробок и коробочек «киндер-сюрпризов»- поролоновые ласты, массажные коврики из пуговиц, пробок, веревок, фломастеров, кусочков меха и др. — такие снаряды научат детей сохранять равновесие, ходить в рамках ограниченной площади, развивают координацию движений, способствуют активизации биологически активных зон, оказывают тонизирующее действие, еще можно использовать для профилактики и коррекции плоскостопия.

Фитбол – гимнастика

Фитбол – гимнастика – гимнастика на больших гимнастических мячах.

По структуре фитбол – гимнастика напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трёхчастной формой, где есть: вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; основная часть – освоение общеразвивающих упражнений; заключительная – подвижная игра и релаксация (см. приложение).

 

Развивающие занятия «Театра движений»

«Театр движений» — это новый подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей. Театр – это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.

Каждый урок, согласно программе «Театр движений», представляет собой ситуационную мини – игру , в которой дети вступают в этап ролевой или «подражательной», имитационной игры, выступая то в ролях животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев. Во время уроков регулярно используются картинки – схемы, музыка. На таких уроках дети не замечают, что это урок по физической культуре, и являются полноправными участниками сказочного театрального действия . 

КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА

Особую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.

Упражнения по системе изотон

ИЗОТОН – это первая научно-обоснованная комплексная система оздоровительной физической культуры, разработанная российскими учеными.

Занятия ИЗОТОНОМ программами, как и любой другой подобной системой, имеют своей конечной целью улучшение самочувствия, работоспособности, "физического здоровья", внешнего вида (форм тела, состава тела), социальной, бытовой и трудовой активности мужчин и женщин широкого возрастного диапазона.

Изотон обычно используется для решения двух задач:

  1. Быстрое (2-3 месяца) улучшение самочувствия, работоспособности, состава тела (соотношения массы жировой и мышечной ткани), нормализация работы органов пищеварения и других жизненно важных систем организма, повышения иммунитета и нормализация деятельности эндокринной системы, улучшение психо -эмоционального состояния и т.п.
  2. Поддержание хорошего физического состояния и внешнего вида при относительно небольшом количестве затрачиваемого времени и усилий.

Изотон как система включает:

  1. комбинацию видов физической тренировки (изотоническая, стретчинг, аэробная, дыхательная);
  2. средства психологической коррекции (релаксация, настрой);
  3. средства физиотерапевтического воздействия (массаж, сауна и др.);
  4. гигиенические (очищающие и закаливающие) мероприятия;
  5. организацию рационального питания.
  6. методы контроля физического развития и функционального состояния.

Центральное место в системе занимает изотоническая (стато-динамическая) тренировка, отличающая Изотон от других систем, относимых к оздоровительной физической культуре и обеспечивающая его высокую эффективность.

Основные компоненты системы Изотон:

  1. Тестирование
  2. Физическая тренировка
  3. Система питания
  4. Внетренировочные компоненты изотона

Изотоном могут заниматься дети, взрослые, лица пожилого возраста, как индивидуально, так и в группе.

Назначение и сущность стретчинга

Стретчинг - это комплекс упражнений, предназначенный для того, чтобы ваши мышцы были эластичными, а суставы гибкими и подвижными. Иногда стретчинг еще называют стрейчинг или стречинг, но это неправильно. Специалисты считают, что у стретчинга есть много плюсов: 
 • Благодаря растяжению мышц к ним поступает больше крови, они расслабляются и становятся более эластичными. 
 • Суставы приобретают большую подвижность, в результате чего увеличивается гибкость. 
 • Лучшая профилактика против отложения солей. 
 • Сосредоточенное, глубокое дыхание благотворно влияет на головной мозг, особенно после трудового дня. 
 • Возможность заниматься дома самостоятельно, в удобное для каждого время. 

Упражнения

ИЗОТОН

упражнение 1: Стоя руки на поясе – медленные вращения плечами вперед и назад с максимальной амплитудой. Мышцы «воротниковой» зоны напряжены и не расслабляются.

Упражнение 2: Стоя, руки вытянуты вверх, ладонь одной руки с усилием прижата к тыльной стороне другой руки. Спина прямая, грудь вперед, лопатки сомкнуты. Не снижая напряжения, прижимая кистей между собой, медленно опускаем руки вниз за голову как можно ниже к области между лопатками, кисти могут поворачиваться вниз. Затем также медленно и с усилием поднимаем руки в И.П. Мышцы не расслабляются. Голову не наклонять! Продолжаем до утомления.

Упражнение 3: Стоя, руки за головой в области шеи упираются одна в другую растопыренными пальцами. Медленно переводим руки вправо и влево за головой, не снижая давления пальцев друг на друга и без поворота туловища. Стоим прямо, смотрим вперед.

СТРЕТЧИНГ

упражнение 1: Поднимите руки вверх и потянитесь, поднимая вверх плечи и грудную клетку. Удержите 5 счетов.

Упражнение 2: Теперь поставьте руки назад, сцепите ладони, втяните живот и наклонитесь вперед так низко, как можете. Удержите 15 медленных счетов.

Упражнение 3: Сгибая колени, наклонитесь вперед, коснувшись руками пола.

Выпрямите колени настолько, насколько можете. Удержите 15 счетов. Медленно прогните спину, сгибая ноги и возвращаясь в исходное положение.

 

Литература:

  1. Б.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов «Оздоровительная тренировка по системе ИЗОТОН», Спорт Академ Пресс, 2012 год
  2. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2014.
  3. Сборник статей "Физическое воспитание детей", сост. Л.В.Русскова, Л.И.Баканенкова, М., 2012.
  4. http://www.bmsi.ru
  5. http://www.detskiysad.ru

 

 Здоровьесберегающие технологии.

 

 Среди многочисленных технологий можно выделить здоровьесберегающие.

На коррекционных занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, массаж, физкультминутки.

Дыхательная гимнастика – уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Звуки речи образуются благодаря слаженной работе артикуляционных органов: губ, щек, мягкого неба и языка. Подвижность их обеспечивается работой многочисленных мышц, а образование голоса невозможно без участия органов дыхания. Ведь источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань,  глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование. Приступая к развитию речевого дыхания, следует отработать спокойный вдох и сильный, плавный  выдох. Этому помогают специальные пособия изготовленные своими руками. Вот одно из них. Это рамка для фотографий , на которую наклеиваются в определенном порядке счетные палочки, круглые кольца, разрезанные пополам. Через трубочку для коктеля ребенок  задувает пластиковый шарик с нижнего края рамки, через  наклеенный лабиринт, до верхнего края рамки. Другое пособие – «Детское воздушное лото». Приготовила я его из конфетной коробки. На дне каждой ячейки наклеила буквы (можно цифры,  геометрические фигурки, картинки предметные, сказочные персонажи). Играть в него можно как подгруппой два или четыре человека, так и в одиночку. Один из игроков дает задание, в какое место воздухом переместить шарик: «Попади на гласную А, У, Е, и т.д.».  После перемещения картинка закрывается накладкой. Увлекательно для детей и полезно для развития не только дыхания, но и памяти, и мышления. Еще одно пособие, сделанное руками – небольшие бутылочки из под лимонада, наполненные мелко нарезанной цветной фольгой. Предварительно бутылка с боков просверливается небольшими отверстиями для воздуха. Ребенок дует в бутылку через трубочку-соломку , фольга раздувается, образуя круговорот, что его и радует. Я нашла еще одно применение трубочки-соломки. Дети втягивают жидкость. Это упражнение для автоматизации постановки языка при втягивании жидкости. Данное упражнение позволяет формировать  «ложбинку на языке», помогающую при постановке звука (с). Любят дети дуть на  вырезанные фигурки, прикрепленные к потолку. Фигурки я меняю по сезонам. Осенью это желтые листочки, зимой снежинки, весной птички, летом бабочки. Играем в игры «Радуга улыбается», «Трубач», «Ежик сердится», «Часики», «Петух» и другие. В последней, ребенок стоит расставив ноги на ширину плеч, руки опущены. На вдох он поднимает вверх руки-«крылья», на выдох опускает и произносит: «Ку-ка-ре-ку». Каждое упражнение выполняем два раза в день.

 

Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры дают возможность играть с ребенком, радовать его и, вместе с тем развивать речь. Очень нравятся детям игры, проводимые в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз. Пальчиковые игры целесообразно связывать с лексической темой, например по теме «Домашние животные». Упражнение «Котик».

 

 Котик лапкой умывается           Вымыл носик, вымыл ротик

Видно в гости собирается           Вымыл ухо вытер сухо. 

 

Хорошим тренажером для пальчиков является «Сухой бассейн». Им может послужить любая не прозрачная банка, в которую насыпан горох. В горох можно спрятать монетки, мелкие игрушки из киндер – сюрприза и назвать это кладом. Дети будут перебирать горох до тех пор, пока не найдут все предметы. Использую в работе цветные скрепки. Их можно соеденить в одну цепочку, собрать по схеме, скрепить в бусы, считать. Такие занятия воспитывают усидчивость и развивают мелкую моторику. Очень интересные игры со шнуровкой. Шнуровать можно вырезанные из фанеры фигурки животных, птиц, овощей, фруктов. Нравится детям пластилиновое рисование. Карандашом ребенок делает набросок рисунка. Потом он большим пальцем правой руки растирает по контуру рисунка крохотный комочек пластилина до прозрачности. Пластилиновые рисунки получаются яркие, оригинальные, необычные и в процессе приносят большую пользу для пальчиков. В интернете я позаимствовала интересное пособие. Кубики на вертеле для развития моторики и ощущений. Я назвала пособие «Вертушка». Палка- основание вертела. В кубиках сверлится отверстие под размер вертела. Наклеиваются кусочки разных покрытий: колючих, гладких, шершавых, бугристых и т.д.  

С этой же целью, сделала пособие «Логопедический конструктор». В деревянном ящике с бортиком 3 см оформлены отделения, в которых находится разнообразный материал: бархатная бумага, песок, разноцветные камушки и др. Ребенок проводит пальчиками по разным материалам, запоминая их и рассказывая о своих ощущениях. Затем закрывает глаза и повторяет движение, стараясь определить материал на ощупь. Дети сравнивают разные звуки с характером поверхности материала: мягкий - мягкие звуки, твердый материал - твердые звуки. Например, ребенок стучит пальцами по гороху, произнося твердые согласные: Д-Д-Д, затем по гречневой крупе, произнося мягкие согласные: Дь-Дь-Дь. Проводя рукой по бархатной бумаге –Ш-Ш-Ш, стучат по камешкам, произнося: Г-Г-Г. Песочек мягкий материал, поэтому ему соответствуют звуки Я и Е. Зеркальце помогает контролировать себя: он смотрит в него, определяя правильность произношения.

 

 

 

Здоровью научить нельзя  — надо воспитывать потребность быть здоровым».



Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В школьном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Проблема использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей школьников, приобретает особую остроту.

Актуальность выбранной работы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране. В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Родители, медицинские и педагогические работники констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Единая основа проблем физического и нервно-психического развития детей обусловила создание двигательных программ развития ребенка. Поэтому внедрение инновационных технологий и вкрапливание оздоровительных мер для меня стала первоочередной и своевременной задачей.

Использование альтернативных (нетрадиционных) физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к физкультуре и улучшению здоровья, если:

— создать систему интересных физкультурных занятий;

— продумать специально организованную методику физкультурных занятий, включающую отбор форм проведения, содержания, методов и приёмов;

— положить в основу нетрадиционных форм физкультурных занятий следующие критерии: интерес дошкольников к физкультуре, уровень физической подготовленности и состояния здоровья, сложность содержания физкультурных занятий.

Обеспечить правильное физическое воспитание детей, хорошее здоровье каждого ребенка можно только при условии четко организованного медико-педагогического контроля за физическим развитием и состоянием здоровья и планирования всей оздоровительной и воспитательной работы с детьми.  . С 2012 учебного года я продолжила работу по оздоровлению детей через внедрение в воспитательно – образовательный процесс здоровьесберегающих технологий и альтернативных занятий.

Целью моей работы является сохранение и укрепление здоровья детей. Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.

К основным задачам охраны и укрепления здоровья детей относятся:

— укрепление здоровья детей;

— воспитание потребности в здоровом образе жизни;

— развитие физических качеств и обеспечение нормального уровняфизической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

— приобщение детей к традициям большого спорта.

В основу данной работы положены следующие методологические принципы:  доступности, последовательности и систематичности.

В настоящее время я работаю по новым подходам к формированию физической культуры на основе трех основных направлений:

 СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 Система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на использовании в работетрадиционных и нетрадиционных форм работы.

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Мышечная деятельность, как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребенка.

На основе диагностических данных была составлена комплексная система оздоровления детей по всем возрастным группам, куда органично вошла как оздоровительная и лечебно-профилактическая, так и воспитательно-образовательная работа.

Всю работу по развитию основных движений и физической подготовленности строю с учетом диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее.

Анализ обследования основных видов движений детей в начале учебного года позволяет правильно определять задачи обучения на предстоящий год.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей.

Вместе с тем, на утренних гимнастиках и физкультурных занятиях, я учитываю и осуществляю индивидуальный подход к детям, у которых двигательная нагрузка ограничена состоянием или группой здоровья; которые необходимо учитывать, а так же к детям, вновь поступившим или физически несколько ослабленным после болезни. Следует помнить, что дети не способны сами контролировать свое состояние и ответственность за их здоровье лежит на педагоге, и следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или даже прекратить на время занятие.

С детьми, отстающими в физическом развитии, провожу индивидуальную коррекционную работу: выполняем упражнения для укрепления всех групп мышц с использованием тренажеров, некоторые основные виды движений с учетом их возможностей и состоянием здоровья, но не снижая требований к качеству выполнения движений. 

КРУЖКОВАЯ РАБОТА

    Наряду с подвижными играми и основной гимнастикой в физическое воспитание дошкольников вводятся элементы спорта с целью оздоровления, формирования жизненно важных двигательных навыков и умений, развития физических способностей, т.е. совершенствования физической подготовки детей. Разнообразные спортивные упражнения, позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему, укреплять костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают действия и игры с мячом, через них совершенствуются навыки большинства основных движений, а также благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка.

Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность суставов, укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

Спортивные упражнения приобщают детей к единоборству, способствуют обогащению их эмоциональной сферы т.к. в процессе соревнований участники переживают радость победы или горечь поражения. Все это способствует развитию внутренних мотивов для совершенствования движений.

Обстановка единоборства обычно повышает активность участников и побуждает их к общению. Активизация их общения между собой проявляется в том, что они вместе определяют и обсуждают результаты соревнования. В соревнованиях развивается стремление выиграть, поэтому дети острее реагируют на выполнение простых правил.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

При выборе нетрадиционыхформ инструктору (воспитателю) необходимо учитывать задачи, содержание, место и условия проведения занятия, физическую подготовленность детей, степень владения ими определёнными видами движений, индивидуальные особенности и интерес детей.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребёнка. 

 

 

В начале года медицинскими работниками проводится обследование детей после чего я формирую группы для профилактики и предупреждения плоскостопия. В конце года проводится аналогичное обследование, для определения динамики по укреплению свода стопы и можно сделать выводы о проделанной работе за год.

Уроки рассчитаны на детей  7- 8 лет, продолжительность занятий от 35 до 45 мин., проводятся 3 раза в неделю.

 

На протяжении трех лет, занимаясь с школьниками, и используя нетрадиционные технологии, я обратила внимание на то, что дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми и сильными.  Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе в школе  традиционных и нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает  свои положительные результаты.

  1. Анализ показателей заболеваемости школьников позволил отметить

тенденцию к её снижению; это связано не только с возрастом детей,

но  и с оздоровительной работой.

  1. Повысилась посещаемость.
  2. Снизилась простудная заболеваемость.
  3. Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

Описание методов , условий и приёмов сохранения здоровья....

«Использование стретчинг - технологии на уроках физической культуры в начальных классах».

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры позволяет эффективно решать задачи физического воспитания. Стретчинг -технология - это система статических упражнений, развив...

Презентация Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности обучающихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двиг...

"Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

Полное описание использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры....

"Использование педагогических технологий на уроках физической культуры"

Полное описание использования педагогических технологий на уроках физической культуры....

Использование компьютерных технологий на уроках физической культуры

Найти применение компьютерным технологиям в процессе физического воспитания школьников как средству методической поддержки учебного процесса....