Мастер-класс
методическая разработка по зож на тему

Правдивцева Ольга Васильевна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА МАСТЕР-КЛАССА: «Театрализованная игра как средство коррекции агрессивного поведения детей (возраст от 6 до 8 лет)»

для учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования

Актуальность. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современного общества. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, а в последствии склонность к преступности, выдвигают на первый план задачу выявления причин проявления агрессии у детей. Именно во младшем школьном возрасте эта черта находится в стадии своего становления. Поэтому важно предпринять своевременные корригирующие меры.

Цель мастер-класса: знакомство со способами снятия агрессивности у детей младшего школьного возраста при помощи игры.

Задачи мастер-класса: 1) продемонстрировать методы и приемы разрешения детских конфликтов при помощи игры ;

2) дать методические рекомендации по использованию нестандартного оборудования в  решении конфликтных ситуаций ;

3) познакомить с различными упражнениями, направленными на улучшение психологического здоровья обучающихся .

Время проведения: 15-20 минут

Количество участников фокус-группы:  от 7 до 15 человек

Необходимые средства: воздушные шары .

Планируемые результаты: в результате участия в мастер-классе педагоги научатся .  

Теоретическая часть. Различные формы агрессии характерны для большинства обучающихся. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и успешно развивается, превращаясь в устойчивое качество личности. Как следствие снижается продуктивный потенциал ребенка, нарушается полноценная коммуникация, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

          Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте показывает, что многое зависит от направленности и особенностей поведения ребенка, его воспитательной среды.

          Внутренняя неудовлетворенность ребенком его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще черты лидерства, является одной из причин проявления агрессивности. И если сверстники по какой-то причине не признают или отвергают полностью его, то агрессия простимулируется обидой ущемления самолюбия, и будет направлена непосредственно на обидчика.

           Частые конфликты, ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональной напряженности, что может послужить толчком к их психическому нездоровью. Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно посредством организации профилактической работы.

Агрессивность имеет свои как отрицательные, так и положительные стороны.

                Попадая в новую среду- школа, ребенок впервые начинает осознавать себя, с одной стороны, как неповторимую индивидуальность, а с другой – как часть социума. Формирование личности ребенка происходит через отношения с другими людьми- одноклассниками, учителями. Ребенок познает себя как индивида через другого, себе подобного, потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений.

               Театрализованная деятельность оказывает влияние на становление личности обучающегося. В театральных постановках ребенок играет определенную роль. И это помогает ему не только представить, но и переживать поступки своего героя. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он ранее и не замечал. Он передает их при помощи мимики, движений, жестов. Обучающегося, склонного к агрессии, необходимо чаще ставить в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго,- это дает возможность зафиксировать в подсознании разные позиции, принять ценность именно неагресивного поведения.

                В театрализованной деятельности расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей. Театрализованная игра дает возможность обучающемуся решать многие проблемные вопросы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Таким образом преодолевается робость, неуверенность в себе, застенчивость. Проводя анализ сюжетов, поступков персонажей, дети анализируют и собственное поведение. Это дает возможность задуматься о последствиях своих поступках, об их влиянии на окружающих. Школьник начинает осознавать ответственность за свое поведение. Ролевые игры способствуют закреплению положительных эмоций, переключению с отрицательных эмоций на позитив радости, спокойствия, удовлетворения.

Практическая значимость – научно-теоретические и эмпирические материалы программы, диагностический и коррекционный инструментарий позволят психологам, приобрести знания об основных формах агрессивных проявлений в поведении младших школьников; программа коррекции агрессивности у школьников 6-10 лет, позволяет оптимизировать межличностные отношения в группе и предназначена для оказания психологической помощи агрессивным детям.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения общей психологии и психологии личности (А.Г, Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский), педагогической и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин), результаты современных исследований отечественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, C.Мухина и др.), принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова). 

Практическая часть.

Педагог заходит в аудиторию, в руках у него шары( желтые с улыбкой на лице и 2 красных шара- «злые»).

- Добрый день, уважаемые коллеги! Для того, чтобы настроиться на занятие, давайте представим класс или группу, в которой вы работаете. Скажите, есть ли сходство между этими шарами и вашими детьми? (Ответы)

- В каждом детском коллективе среди веселых жизнерадостных деток найдутся дети, склонные к агрессивным формам поведения. (Красные шары лопаются.) Вот так бывает и в жизни- человек так сильно злиться, что «лопается», как эти шары. Но если взрослый человек способен совладать со своими эмоциями, то ребенок не всегда.

- А в вашей практике, встречались ли агрессивные дети? (Ответы).

- Удается ли вам быстро снять эмоциональное напряжение и создать благоприятную обстановку для примирения? (Ответы)

- К сожалению, мы все чаще и чаще сталкиваемся с детской агрессией. Поэтому я бы хотела познакомить вас со способами снятия агрессивности у детей младшего школьного возраста при помощи театрализованной деятельности.

Данные социологических исследований показывают, что в во многих странах мира, в том числе и России, увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные стремления. Рост эмоционально- психологического напряжения среди взрослых приводит к увеличению невротических явлений среди подрастающего поколения. Работая с детьми несколько лет, я заметила, что с каждым годом детей с агрессивным поведением становится все больше и больше. Это проявляется в их поведении: драчливость, грубость, жестокость. Большую часть своего времени ребята проводят перед телевизором, играют в компьютерные игры, все меньше их интересует активные виды отдыха. Примеры злых персонажей привлекают неокрепшее сознание детей, в них ярко выражена жестокость, склонность к злу. Находясь в каждодневной «подпитке» от разного рода «ужастиков», обучающиеся начинают им подражать. Такие дети становятся «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений для родителей, учителей, воспитателей. И устранить проявление такой агрессия бывает даже более важно для самого ребенка, чем для окружающих.

Упражнение «Зернышко»

Цель - развитие воображения, умение отбирать самые выразительные жесты, быть кратким и точным в изложении мыслей.

В зернышке, как и в семечке как бы спрятаны различные растения. Мир растений очень богат: деревья, цветы, овощи и т.д. Зернышко, попадая в благоприятные условия, прорастает. Мы попытаемся из зернышка «вырасти», превратиться в какое-либо растение, вид которого я изображу при помощи своего тела и рук. Предположим, мы будем изображать деревья. Вспомним, как выглядят деревья… Теперь мысленно представьте деревья, которые будете изображать. Представили? Ваше исходное положение - на корточках, опустив голову и обхватив колени руками. Я буду считать до десяти, а вы в это время - «расти». На счет «десять» нужно замереть.

Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка оказывают художественные произведения.

Интересен метод «Куклотерапия». Здесь ребенок может выступать в двух ролях – себя и куклы. Кукла может многое рассказать о своем хозяине, его поведении. Выступая в различных ролях, ученик приобретает позитивный опыт общения с окружающими.

 Театр живой куклы(масочный)

Театр масок…Что может быть волшебней? Одел маску и ты уже не драчун Петя, а Репка или Мышка…

Перевоплощение учит в первую очередь работать в коллективе, управлять своими «нехорошими» эмоциями, «грязноязычием»,помогает расслаблять мышцы тела, которые у агрессивных детей постоянно напряжены .Лёгкая музыка успокоит и придаст представлению некую завершенность.

Каким бы агрессивными не были наши малыши, нужно в первую очередь разобраться в истиной причине такого поведения. Ни в коем случае нельзя отвечать агрессией на агрессию! Таким образом мы только закрепим ненужную модель поведения.

Необходимо помнить о том, что театр — это мир волшебства! А волшебство способно творить чудеса!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...