Классный час «Праздник чая»
классный час по зож (4 класс) на тему

Прицепова Елена Владимировна

Классный час

«Праздник чая»

Цель:

- знакомство с культурой чаепития, особенностями чайной церемонии в России;

- совершенствование навыков общения между детьми, выстраивание отношений на основе взаимопонимания;

- воспитание культуры времяпровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_chaya.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Праздник чая»

Цель:

- знакомство с культурой чаепития, особенностями чайной церемонии в России;

- совершенствование навыков общения между детьми, выстраивание отношений на основе взаимопонимания;

- воспитание культуры времяпровождения.

                                                      Ход занятия

  1. Организационный момент.

Звучит фрагмент песни «Конфетки - Бараночки »

Не толпитесь у дверей –

Проходите поскорей.

Ждут вас с чаем ребятишки,

И баранки и коврижки.

К нам, смотри не опоздай,

А не то остынет чай.

Учитель: Добрый день друзья! Здравствуйте, ребята! Мы сегодня собрались для общения, а какое общение без старинного русского обычая – чаепития. Традиции русского чаепития имеют давние корни.

Давайте и мы пригласим друг друга на чай.

Тренинг с чашкой чая. Дети передают друг другу по кругу чайную чашку и      говорят по одному предложению – приглашение на чай.

             Китайский «Чайный домик»

1.  С плантаций чайных древнего Китая.

     Пришел к нам чай через века.

2.  Похож он на напиток Рая.

     И привезли его мы вам издалека!

3.  Чай называем по-разному мы.

     Это зависит от части страны:

     Где-то он «цха».

    4.  А в другом месте «тья».

    Чаще всего называем мы «ча».

5.  А перевод тут на русский простой

    «Чай - означает листок молодой».

1.  Китай - это родина чая. Так как это наш любимый напиток, мы даем ему самые красивые названия «Черный дракон», «Серебряные иголки», «Реснички красавицы». В зависимости от обработки чая, он становится – красным, желтым, зеленым или черным.

2.  С чайного куста собирают только молодые зеленые побеги.

3.  Наши чашки, из которых мы пьем, называются «чайвани». Что бы чай сохранил прекрасный аромат и свои целебные свойства, заваривают чай в фарфоровом чайнике, только родниковой водой, не доводя до кипения.

4.  Называется такая вода – «Белый ключ». Чай это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость. Поднимает настроение.

Учитель: За последние два с половиной столетия чай так обрусел, что, пожалуй,     сегодня большая часть русского населения считает его своим национальным напитком.

Однако это не так. Исконно русскими являются лесные чаи,  приготовленные из различных ягод и трав: шиповника, земляники, малины, ежевики, костяники, морошки, липы,  зверобоя и других растений. По вкусу, цвету и аромату они не уступают традиционным чаям высших сортов. В них нет кофеина, зато много витаминов, микроэлементов и прочих полезных веществ.

Учитель: А какова же история появления  чая в России?

Слайд. Чайный путь.

Долгий путь преодолел чай прежде, чем стал любимым и традиционным напитком.

                В России с чаем впервые познакомились в Сибири. В середине XVII в.    путешественник  Василий Старков сообщил, что пил чай у монголов. Постепенно чай добрался до Москвы, именно в аристократической среде стали постепенно складываться традиции и особенности русского чаепития.

Учитель: По какому же пути чай прибыл к нам в Россию? (Ответы детей) (Китай – Монголия – Сибирь - Москва)

Учитель: Когда к нам чай попал, в Россию, случались всякие курьезы. Вот послушайте.

Сценка « Барыня »

( На сцене барыня с ларцом, ставит на стол, открывает его и нюхает одобрительно.)

Барыня:   Из заморских стран далеких

                   Мне прислали сундучок.

                  А в посылке написали,

                  Что заварка-то - чаек.

                 Эй, Федька, подь сюда,

(выбегает Федька, кланяется в пояс барыне)

                    Ну-ка, чаю завари!

(барыня уходит, Федька чешет затылок)

Федька:   Вот дала ларец мне чаю,

                  И велит его сварить,

                  А я отроду не знаю,

                  Как проклятый чай варить.

                 Вот возьму, налью водички,

                 Всыплю чай я весь в горшок,

                 И приправлю перцу, луку,

                Да петрушки корешок.

(наливает в чашку чаю, входит барыня)

Барыня:   Ну, что, Федор, чай готов?

                  Дай отведать тех листов.

(пробует из чашки и сразу выплевывает)

                 Тьфу, что за гадость не пойму.

                 Ты решил меня сгубить.

                 Чашкой чая отравить.

                 Ах ты, глупый дуралей.

                 Получи скорей плетей.

(барыня бьет Федьку и убегают со сцены)

Федька выходит на сцену с горшком и чешет затылок.

Федька:  Долго думал, удивлялся,

                 Чем же мог не угодить?

                 А потом я догадался,

                 Что забыл я посолить!

                 Пойду барыню еще раз чаем угощу!

Учитель:  Да, вот это курьезы.

Учитель:    Прошло немало лет, и чай стал   любимым напитком россиян. Узнали вкус чая россияне тогда, когда в каждой деревне открылись чайные и трактиры. Для постоянных клиентов был открыт счет до получки, так как любители чая готовы были пропить свою единственную лошадь.

                     В чайных люди не только пили чай, но и пели песни, танцевали, играли на гармошке. Чаепитие в России – это всегда хорошее настроение. А что хочется человеку в хорошем расположении духа? Петь!

Учитель: В России существует многовековая традиция – традиция чаепития.

Учитель: Русское чаепитие – это не только традиция, но и возможность   перекусить (не зря же гостям принято предлагать чаю), способ согреться в мороз и расслабиться после трудового дня. Да и беседовать гораздо приятнее за чашкой чая, нежели всухомятку. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьёзный вопрос.

Физминутка.

Учитель: Так полюбили россияне этот ароматный напиток, что изобрели «Чудо самовар», который сначала называли « Чайная машина ».  Самовар - исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что    родина самовара - Тула. Но есть свидетельства, что впервые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.

Учитель: Какой город считается родиной самовара?  (Ответы детей)

Учитель: Чаевничали все – от аристократов и дворян до простых людей.  

Учитель: Ну что же, пора накрывать стол. К чаю подавали обилие  выпечки, разные блюда, угощения, сладости. Вот как готовила выпечку Василиса Премудрая из сказки «Царевна-лягушка»: взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила его разными узорами мудрёными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу –звери рыскучие.»

Учитель: А что ещё можно подать к чаю?

Тренинг. Дети передают друг другу тарелку и называют сорт выпечки и сладость к чаю.

Слайд  Как подают чай. Учитель демонстрирует сервировку стола.

Учитель:  Стол накрывается цветной скатертью, рядом с посудой для каждого гостя кладётся подходящая цветная салфетка. У каждого приглашённого чашка с блюдцем, чайная ложечка, пирожковая тарелочка, розетка для варенья, вилочка для фруктов. Самовар является символом всего банкета и создаёт определённый уют. За столом гостей обслуживает хозяйка, ей помогает дочь или близкая подруга.

Учитель: Как накрывали стол? Велась ли беседа за столом?

Ошибки следующие:

- Чай строго разливал хозяин.

- Подавали чайное полотенце, им пользовались.

- Если самовар только что вскипел, ждали, пока вода перестанет кипеть, а потом заваривали.

- Чай пили из блюдец.

- И стаканов пили мужчины…

Учитель:  А сейчас мы проведём конкурс на лучшего знатока чая.

Определите на вкус, что добавлено в чай.

(Чай с лимоном, чай с молоком, зелёный чай, чай с лесными ягодами и т.д.)

Рефлексия.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали сегодня?

  Где зародился чай?

Как попал чай в Россию?

Где делают самовары? И т.д.

 Совет напоследок.

 Ну а напоследок я полезный дать хочу совет:

Если,  хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться
Чай всех снадобий полезней,

Чай в жару нас освежает,
И в морозы  согревает,

И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью лучший друг!

Учитель: Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь   и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот и мы хотим , чтобы наша встреча связала нас дружбой и предлагаю вам  всем вместе выпить чашку чая, поддерживая русские традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Праздник вежливых наук"

показать детям, что вежливость  - это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении....

Классный час "Праздник первого десятка"

Методическая разработка по математике для 1 класса....

классный час "Праздник русской березки"

"Праздник русской березки"...

Классный час: "Праздник космоса"

Праздник космоса. Юрий Гагарин...

Классный час-праздник по ОЗОЖ на тему: "Полезные продукты"

Классный час-праздник по ОЗОЖ, закладывающий основы здорового питания. Игровая форма проведения....

Презентация к классному часу-празднику "Полезные продукты"

Презентация к классному часу по ОЗОЖ  на тему: "Полезные продукты"...

Классный час "Праздники страны - праздники моей семьи"

Путешествие по основным праздникам Казахстана с рекомендациями как весело отмечать гос. праздники в кругу семьи...