Статья" "Физкультминутки - активный отдых во время уроков"
статья по зож по теме

Лепешкина Наталия Валентиновна

Статья предназначена для учителей начальных классов и содеджит материал по проведению физкультминуток во время учебных занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультминутки - активный отдых во время уроков

в начальных классах

Лепешкина Н.В.

В свете решения ФГОС предусмотрена организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Результаты обучения зависят от того, насколько работоспособны обучающиеся на уроке, успевают ли они выполнять запланированный объем учебных заданий. Длительное поддержание статической позы во время уроков ведет к нарушениям осанки, утомлению.

Обучающиеся младшего возраста на занятиях в школе очень быстро утомляются. Объясняется это с медицинской точки зрения внутренним охранительным торможением: однообразная работа вызывает раздражение отдельных участков коры головного мозга, что приводит к снижению внимания и работоспособности на уроке или на другом занятии. Поэтому для улучшения адаптации к учебной деятельности, профилактики нарушений осанки и сохранения работоспособности на уроках необходимо проведение активных минут отдыха.

Физкультминутки - наиболее эффективное средство. Они обязательны во всех классах, не только в первом. Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых учащихся и способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой; активность детей на последующих занятиях возрастает. В младших классах физкультминутки следует проводить на всех уроках, требующих сосредоточения внимания и усидчивости.

Упражнения для физкультминутки подбираются с учетом специфики занятия. Физкультминутки не должны утомлять или чрезмерно возбуждать детей. С обучающимися можно проводить различные физкультминутки, включающие общеразвивающие упражнения, элементы танцев, речитативы, музыкальное сопровождение, выполнение упражнений под счет. Комплекс упражнений обычно строится из 5—6 упражнений, 2—3 из них должны целенаправленно формировать осанку. Рекомендуемое количество повторений от 4 до 6 раз. Большее количество повторений снижает интерес детей к выполнению упражнений.

Безусловно, определенное напряжение обучающиеся должны испытывать в учебной деятельности. Умственное и физическое напряжение, преодоление трудностей способствуют развитию личности. Известно, что отсутствие затруднений снижает интерес к любой деятельности, поэтому определенная усталость детей на уроке вполне оправданна. Педагогу важно предусмотреть меру умственных и физических усилий ребенка, не приводящих к ухудшению психического состояния, здоровья.

Вся учебно-познавательная деятельность шестилетнего ученика происходит на уроке. Во время письма устают все дети, даже если урок хорошо организован, так как в этом возрасте слабо развита мелкая моторика и координация движения руки. От непривычной деятельности напрягается осе тело, ребенок самопроизвольно изгибается в одну сторону. После 2-3 минут письма на начальном этапе обучения требуется короткая пауза. Например:

«Мы писали, мы писали.

Наши пальчики устали,

А теперь мы отдохнём-

И опять писать начнём»

Первоклассникам моего класса очень нравится физкультминутка «Салат», которая выполняется сидя за партой.

Мы капусту режем, режем.           Ладони расправлены

Мы морковку трем, трём.             Трем кулачки друг о друга

А потом её посолим,                      «Солим» кончиками пальцев                                                                                                           

А потом её помнём.                        Пальцы сжимаем и разжимаем                                                                                                               

На уроке чтения дети сосредоточенно следят за строчками «Азбуки», увлеченно читают, занятие им нравится. Но глаза шестилетнего ребенка быстро устают. Поэтому целесообразно проводить гимнастику для глаз. («Поднимем руки, помашем птицам, проводим их взглядом»)

Уроки математики более сложны по своему содержанию и структуре. Сложны в том смысле, что используется много разных видов деятельности: работа с учебником, в тетради, со счетным игровым и геометрическим материалом и т. д. Здесь необходимы самые разнообразные упражнения для снятия усталости: для рук, головы, корпуса, шеи, ног, глаз. Например, физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь» (Дети выполняют движения по тексту стихотворения).

Быстро встаньте, улыбнитесь,

выше, выше потянитесь.

Один, два, три, четыре, пять,

нужно быстро сосчитать.

Сколько покажу кружков,

столько сделайте прыжков.

Наклонитесь столько раз.

сколько зайчиков у нас.

Готовясь к любому уроку, необходимо заранее обдумывать, в какие моменты работа  обучающиеся будет наиболее напряженной, не приведет ли намеченный объем учебной нагрузки к перенапряжению, наметить необходимые меры по предупреждению; подобрать разнообразные физкультминутки, составить комплексы упражнений в игровой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ОБЖ для учащихся начальных классов "Активный отдых на природе. Оказание первой медицинской помощи"

Занятие проводится с учащимися начальных классов.Цель занятия-формирование понятия "Первая медицинская помощь", ознакомление с приемами оказания первой медицинской помощи в условиях природы....

Активный отдых и безопасность детей в летний период

Рекомендация направлена на формирование знаний и умений у родителей и их детей по созданию условий  для полноценного и безопасного отдыха и оздоровления детей в летний каникулярный пери...

Статья:"Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе"

Статья о различных методах обучения, применяемые на всех уроках в начальной школе....

Стенгазета "Активный отдых в семье"

Активный отдых должен быть важной составляющей жизни любого человека. Ничто так не сближает близких и не радует детей, как интересное совместное времяпровождение. Но современные реалии таковы, что ...

Конспект по английскому языку 3 класс. Тема: "Активный отдых" Forward Вербицкая М.В.

Цели деятельности учителя: формирование лексического навыка по теме «Месяцы», «Праздники».Планируемые результаты:Предметные:Знать названия месяцев, праздников;Уметь использоват...

Активный отдых (прогулка), как способ закрепления изученного.

Большинство детей проводят очнь много времени в школе, находясь не только во время основных уроков, но и оставаясь на внеурочную деятельность и в группе продленного дня. Очнь часто удаётся совмещать а...

НПК в начальной школе. Исследовательская работа «Влияет ли наличие детской площадки на активный отдых детей»

Аннотация      Цель работы:выявить влияние детской площадки на активный отдых детей.Методы исследования:Анкетирование.Графический метод.Сравнение, анализ....