Факторы, определяющие отношение школьников к здоровому образу жизни
статья по зож по теме

Герланд Евгения Викторовна

Статья "Факторы, определяющие отношение школьников к здоровому образу жизни" предназначена для использования классными руководителями, учителями при подготовке  к классным часам и родительским собраниям. Материал может быть интересен и родителям школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Факторы, определяющие отношение школьников к здоровому образу жизни

(для классных руководителей, учителей, родителей)

В общественной жизни нашей страны уже давно и остро стоит вопрос: если в школе, дома и в средствах массовой информации мы так часто говорим о сохранении здоровья и о том, как этого добиться, то почему же здоровье школьников всё же ухудшается? Может быть, дело не в том, насколько часто и убедительно об этом говорят, а в чем-то другом?

Для развития у школьников отношения к здоровью как к ценности нужны разные мотивы и способы влияния в зависимости от возраста учеников. Допустим, что некоторые факторы несознательного, пренебрежительного отношения школьников к своему здоровью не рассматривались ранее как главные, ведущие. Например, отсутствие у школьников собственной точки зрения по вопросу здорового образа жизни, неумение отстаивать своё мнение, противостоять негативному влиянию близкого окружения, обилие примеров из жизни школьника, якобы «опровергающих» правила ЗОЖ. Значит, можно предположить, что усилия родителей, учителей и общественности по формированию у школьников  здорового образа жизни будут более эффективными, если:

- внимательно изучить отношение учащихся к здоровому образу жизни, а именно – какие факторы мешают детям (мальчикам и девочкам, юношам и девушкам) полностью принять этот образ жизни и воздействовать на эти «слабые» места;

- обратить внимание на особенности личности школьников и развивать их личностные черты – собственное мировоззрение, умение формулировать и отстаивать своё мнение, противостоять негативному воздействию окружающих и средств массовой информации;

- критически пересмотреть сложившееся мнение, что здоровый образ жизни – это набор элементов и достаточно развивать каждый элемент в отдельности, чтобы в итоге как мозаика сложился сам образ жизни.

В Энциклопедии социологии (2) термин «здоровый образ жизни» определен как образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезни и укрепления здоровья. Но существует много других определений, ведь проблема ЗОЖ интересовала и интересует огромное количество философов, педагогов, врачей, писателей. В сказках, мифах, легендах многих народов прославляются сильные, смелые, выносливые, трудолюбивые люди и высмеиваются лентяи, обжоры, пьяницы.

Учёные (3-9) определили, что состояние здоровья человека больше всего - на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию (20%), наследственность (20%), медицину (10%). При этом, роль двигательной активности составляет около 30% от 50%, отведенных здоровому образу жизни. Мы изучили, на наш взгляд, достаточно источников, чтобы выделить  основные «слагаемые» здорового образа жизни, общие для большинства исследований. (3-10):

Рис.1. Слагаемые здорового образа жизни

Рассмотрим эти факторы немного подробнее. Большинство авторов сходятся во мнении, что для соблюдения здорового образа жизни необходимы:

1. Достаточная двигательная активность – это правильно организованная и достаточная по объёму двигательная активность. «Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна», писал на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий Авиценна в «Каноне врачебной науки», в главе «Сохранение здоровья». Однако по данным современных исследований (11, 12) гиподинамия наблюдается у 50 % школьников 6 –8 лет, у 60 % школьников 9 – 12 лет, и у 75 –80 % детей старшего школьного возраста. При этом по мере взросления недостаточность движений наблюдается чаще у девочек, чем у мальчиков.

Физическая активность человека - отличное средство укрепления организма, главный регулятор всех его функций. Она представлена в виде ежедневной утренней гимнастики, регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, занятий спортом, активных прогулок, игр на свежем воздухе.

Эффективным оздоровительным средством является закаливание. Оно позволяет избежать многих болезней и на долгие годы сохранить высокую работоспособность. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их число в 2—4 раза, а в некоторых случаях помогают вовсе избавиться от них. Закаливание к тому же оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, улучшает работу центральной нервной системы,  кровообращение, нормализует обмен веществ.

2. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности, продлению жизни. (13). Но по поводу того, какое питание можно считать рациональным, нет полного взаимопонимания и единого взгляда. Исследователи предлагают разные рецепты «правильного» питания – с точки зрения пищевой ценности, принципов раздельного питания, даже умеренного вегетарианства.

В современном обществе еще одной вредной привычкой стало переедание, последствием чего является ожирение. За последние 10 лет число школьников с ожирением выросло в 3,5 раза. (14)

3. Отказ от вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания) – одно из основных условий формирования ЗОЖ. По данным исследователей (15,16) мальчики начинают пробовать курить в 10 – 11 лет,  девочки – в 13 – 14 лет. В старших классах курит примерно 37 % юношей и 10 % девушек.

Как доказали ученые (5-8,17), курение ограничивает доступ крови к основным системам жизнеобеспечения организма. В табачном дыме обнаружили токсичные яды, 40 опасных веществ (канцерогенов), которые развивают различные заболевания дыхательной системы, наиболее страшным из которых является рак легких.  Также эти опасные вещества губительно влияют абсолютно на все системы организма человека, отражаются и на процессах памяти, внимания, мышления.

Другим пороком является алкоголизм, оказывающий разностороннее отрицательное воздействие на организм человека. В  первую очередь страдает центральная нервная система,  нарушается деятельность спинного мозга и глубоких отделов головного мозга. Употребление алкоголя негативно влияет на различные виды обмена веществ человека.(8) В результате,  продолжительность жизни пьющих людей в среднем на 15-20 лет меньше средней продолжительности жизни непьющих людей. Алкоголь не только отрицательно влияет на здоровья самого пьющего,  но и сказывается на его потомстве.

Употребление наркотиков  -  самая смертельно опасная привычка  человечества. Наркотики парализуют и убивают психику человека, делают его безвольным. Причем привыкание к наркотикам происходит очень быстро и так же быстро убивает человека, которому требуются всё более сильные дозы. В первую очередь необратимо изменяется центральная нервная система и психика человека, а затем и все остальные жизненно важные органы. Ученые особенно подчеркивают, что наркомания трудноизлечима, а порой вообще не поддаётся даже специальному лечению.(5,6,8)

4. Личная гигиена. Термин «гигиена» возник от греческого слова hygienos, означающего «целебный, приносящий здоровье». Эта наука изучает влияние внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.  Задача этой науки - разработать средства, предупреждающие возникновение заболеваний и обеспечивающие сохранение здоровья. Здоровый образ жизни трудно представить без соблюдения правил личной гигиены: режима дня, ухода за телом, одеждой, обувью и т.д. Особое значение при этом имеет распорядок дня. Он определяется сменой различных видов активности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня и предотвращает переутомление. При правильном его составлении и строгом выполнении вырабатывается чёткий ритм работы организма. У подростков, не соблюдающих режим дня, заметно отставание в умственном и физическом развитии. (13, 17)

К сожалению, несмотря на доказанную эффективность гигиены и режима дня, эти правила соблюдают далеко не все. В России лишь каждый четвертый школьник соблюдает распорядок дня, каждый третий регулярно моет руки. 71% людей, имеющих дома животных, не моют руки после общения с ними. Правил гигиены питания придерживается не более 51% россиян. (10)

5. Образовательный компонент - знания, представления, убеждения. Ряд ученых выделяют особый компонент здорового образа жизни – наличие у человека специальных знаний о ЗОЖ, представлений о роли здорового образа жизни. (9,18) Исследователи предлагают перечень основных знаний, необходимых человеку для ведения здорового образа жизни:

  • о влиянии наследственности на развитие человека;
  • о роли семьи и школы в формирование образа жизни будущего поколения;
  • о применении  разнообразных форм физической культуры;
  • об освоении гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
  • о пользе природных факторов в укреплении здоровья (свежий воздух, закаливание);

С этим перечнем можно соглашаться или нет, уточнять, дополнять и т.д. Но никто не сомневается, что знания составляют важную основу для принятия человеком решения – вести здоровый образ жизни или нет.

Таковы основные слагаемые здорового образа жизни. Их может назвать большинство школьников. Однако вся проблема в том, что для очень многих они ещё не стали правилом жизни. Поэтому основной задачей школы является формирование ответственного отношения учеников к собственному здоровью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://sportswiki.ru/Здоровый_образ_жизни

2. Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003.

3. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФиС, 1987 .- 63с.

4. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125с.

5. Коростелев Н.Б. Cлагаемые здоровья. – М.: Знание, 1990. – 120с.

6. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней . – М.: Академия, 2001. – 320с.

7. Трещева О.Л. Валеология: факультативный курс для 1-го класса: Учебное пособие. Омск, 1997. - 31 с.

8. Инновационная образовательная программа Московского государственного медико-стоматологического университета «Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний для подростков» www.msmsu.ru

9. Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. – Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. – с. 30 – 31.

10. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. – М.: ФкиС, 1990. – 94 с.

11. Баладанов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления  и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – с. 172 – 174.

12. Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). // Проблемы здоровья человека. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.

13. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология  и школьная гигиена: Учебн. пос. для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1990. – 320с.

14. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. - Ставрополь, СГУ, 1998. - 111с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни

Проектно- исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ   здорового образа жизни        Обучению грамоте, языку и математике в учебном п...

Оценка уровня представлений родителей младших школьников о здоровом образе жизни

Считаю необходимым пропаганду здорового образа жизни не только среди детей, но и среди взрослых. Зачастую понятия «здоровье» и ЗОЖ подменяют друг друга. Пытаюсь разобраться в этом сама и поделиться с ...

Отношение младших школьников к здоровому образу жизни

Статья, расскрывающая отношение младших школьников к здоровому образу жизни...

Формирование знаний у младших школьников о здоровом образе жизни средствами урочной и внеурочной деятельности.

        Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе ...

Технология формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни

.Цели технологии:1.     Формирование личности ребенка, стремящегося к постоянному физическому и духовному самосовершенствованию и жизненной самореализации.2....

Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьников через здоровый образ жизни.

Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьниковчерез здоровый образ жизни....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Приобщение школьников к здоровому образу жизни через игры народов Севера»

Цель мастер-класса:  достижение всестороннего развития учащихся, освоение культурного наследия северных народов....