Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4-х классов "Мир человека"
    рабочая программа по зож (3, 4 класс) на тему

    Таникова Ирина Сергеевна

    Цель курса «Мир человека» - системное рассмотрение человека с биологической, психологической и социальной точек зрения посредством разрешения проблемных ситуаций.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_mir_chelovekaktp.docx33.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Гимназия № 4 им. А.С.Пушкина г. Йошкар-Олы»

    «Рассмотрено»

    На заседании кафедры(М/О)

    Начальных классов

    Зав.кафедрой

    __________В.Д.Турашова

    Протокол от 28.08.18  № 1

    «Согласовано»

    на заседании научно-методического совета гимназии

    и\оЗам.директора по НМР

    __________ Е.В.Кодочигова

    Протокол от 28.08.18  №1

    «Утверждаю»

    и\о директора гимназии №4 им.А.С.Пушкина

    __________Е.Н.Гребнева

    Приказ от 29.08.18   № 224/1    

                    

            

    Рабочая программа

    по внеурочной деятельности

    для 4-х классов

    "Мир человека"

    1 час в неделю (всего 35 часов)

    Составлена на основе программы Гин С.И.

    Составители: учитель начальных классов

    МБОУ «Гимназия № 4 им. А. С. Пушкина»

    Таникова Ирина Сергеевна

    2018 – 2019 учебный год

    Пояснительная записка

    Программа курса внеурочной деятельности «Мир человека» составлена в соответствии с:

    – Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    – Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);

    - Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России.- М., Просвещение 2010.

    Цель курса «Мир человека» - системное рассмотрение человека с биологической, психологической и социальной точек зрения посредством разрешения проблемных ситуаций.

    Задачи:

    • Знакомство детей с миром человека с разных точек зрения: биологической, психологической, социальной. Сформировать активное осознанное отношение к процессу собственного взросления.
    • Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.
    • Развитие коммуникативных навыков, расширение кругозора.

            

    Планируемые результаты

    Личностными результатами изучения курса «Мир человека» является формирование следующих умений:

    • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
    • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
    • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
    • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Регулятивные УУД:

    • Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
    • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем).
    • Учиться планировать учебную деятельность на занятии.
    • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки .
    • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
    • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
    • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
    • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
    • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

    Коммуникативные УУД:

    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    • Находить способы общения в различных ситуациях..
    • Сотрудничать с окружающими людьми.
    • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

    К концу изучения курса «Мир человека» обучающиеся:

    получат знания: о структуре адреса, об основных подсистемах организма, о необходимости здорового образа жизни, о возможности тренировки внимания и памяти, о способах поднятия настроения, о правилах бесконфликтного общения, об ошибочности поспешных выводов;

    будут уметь: описывать развитие человека; анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения: чем (для чего?) хорошо? чем (для чего?) плохо? понимать относительность восприятия и оценок происходящего.

    Содержание

    1. Школа: разнообразие целей. (1 ч)

    1.1. Зачем учиться в школе? Игра «Главное». Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.

    2. Надсистемы и подсистемы человека. (6 ч)

    2.1. Адрес. Систематизация понятия «адрес». Что делать, если потерялся? Игра «Кто вы? Где вы?».

    2.2. Наш организм. Из каких частей «состоит» человек? Занимательная математика. Беседа «Одна голова хорошо...». Правила отношения к инвалидам.

    2.3. Как устроен человек? Рисование «Что внутри?». Беседа «Знакомимся с анатомией». Отгадывание загадок про различные части тела.

    2.4. Болезни. Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит «лечиться надо уметь»?

    2.5. Что такое здоровый образ жизни? Театрализованный праздник. Защита творческих работ на тему ЗОЖ.

    2.6. Что такое ЗОЖ. Презентация паспорта здоровья.

    3. «Линия жизни» человека. (3 ч)

    3.1.Развитие ребёнка до школы. Беседа «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.

    3.2.Будущее. Беседа «Путешествие в будущее». Понятие о профессиях. Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к пожилым людям.

    3.3.«Линия жизни» человека. Игра «Сколько лет герою сказки?». Фантазирование «Растём в прошлое». Беседа о долголетии.

    4. Знакомимся с психологией. (5 ч)

    4.1. Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Тест «Какой я?» Проблемный диалог «Шустрики и мямлики».

    4.2.Учимся быть внимательными. Что значит «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещённое движение». Тест «Внимательны ли вы?». Невнимательность: смешно или опасно?

    4.3.Учимся запоминать. Игра «Что изменилось?» Что такое хорошая память? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Фантазирование «Если бы память исчезла...».

    4.4.Учимся придумывать. Игра «Оркестр». Беседа о воображении. Практическая работа «Закорючки». Приёмы фантазирования. Зачем нужно уметь придумывать?

    4.5.Что значит «быть умным»? Игра «Назови одним словом». Беседа «Что такое ум?» Практическая работа «Что это?». Описание объекта при помощи системного оператора («пятиэкранки»).

    5. Эмоции и настроение. (2 ч)

    5.1.Какие бывают эмоции? Игра «Невпопад». Беседа об эмоциях. Практическая работа «Читаем по лицу». Инсценирование ситуаций.

    5.2.Как поднять настроение? Игра «Что это?» Беседа о настроении. Обсуждение «Как поднять настроение?»

    6. Общение. (5 ч)

    6.1.Речевое общение. Игра на внимание «Кряк-квак». Беседа «Зачем люди общаются?». Тест «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону?

    6.2.Неречевое общение. Жесты. Игра «Пойми меня». Практическая работа «Жесты».

    6.3.Проблемы общения. Игра «Комплименты». Беседа «Слова и интонация». Анализ ситуаций. Обсуждение пословиц.

    6.4.Конфликты. Игра «Дразнилки». Беседа «Как рождаются конфликты?». Тест «Конфликтный ли вы человек?». Обсуждение ситуаций. Способы, как можно помириться.

    6.5.Правила урегулирования конфликтов. Игра «Мы похожи друг на друга». Беседа о способах урегулирования конфликта. Кто такие посредники?

    7. Противоречия. (7 ч)

    7.1. Понятие о противоречии. Противоречия в предметах. Игра «Наоборот». Упражнение «Классификация». Анализ противоречий в предметах. Беседа об относительности признаков.

    7.2.Противоречия в явлениях природы. Загадки о явлениях природы. Обсуждение «Дождь — какой?», «Зима — какая?». Рисование «Противоречия в природе». Фантазирование.

    7.3.Противоречия в свойствах характера. Игра «Каким быть?». Беседа «Противоположности сходятся». Ложь: «плохая» и «хорошая». Анализ сказки.

    7.4.Противоречия в свойствах характера (продолжение). Игра «Поле Чудес». Беседа о доброте и жадности. Всегда ли нужно делиться? Анализ сказки.

    7.5.Противоречия в ситуациях. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?». Беседа «Другая точка зрения». Инсценирование и анализ ситуаций.

    7.6.Противоречия в ситуациях (продолжение). Игра «Сказочный герой». Беседа «Что такое репутация?». Упражнение «Внутренний дирижёр». Беседа «Законы общества».

    7.7.Противоречие «цель — средства». Обсуждение «Кукушка — какая?». Анализ сказки. Беседа «Цель и средства». Почему не надо торопиться с выводами?

    8. Мы и окружающие. (4 ч)

    8.1.Экскурсия. Наблюдение за «следами» хороших и плохих поступков в ближайшем окружении.

    8.2.Анализ экскурсии. Обсуждение «Кто хороший? Кто плохой? ». Анализ рассказа. Как стать по-настоящему хорошим?

    8.3.Ориентирование в окружающем мире. Игра «Сказочные злодеи». Беседа о маскировке. Письменная работа «Дома и на улице». Обсуждение «Почему так, а не иначе? ».

    8.4.Правила поведения с незнакомыми. Инсценировки-тренинги «Если...».

    9. Подведение итогов обучения. (2 ч)

    9.1.Я — хороший, ты — хороший. Анализ сказки. Беседа о воспитании и самовоспитании. Что значит «любить себя»?

    9.2.Обобщающее занятие.

    Тематическое планирование

    Тема

    Количество часов

    1

    Школа: разнообразие целей

    1

    2

    Надсистемы и подсистемы человека

    6

    3

    «Линия жизни» человека

    3

    4

    Знакомимся с психологией

    5

    5

    Эмоции и настроение

    2

    6

    Общение

    5

    7

    Противоречия

    7

    8

    Мы и окружающие

    4

    9

    Подведение итогов обучения

    2

    ИТОГО

    35

    Календарно-тематическое планирование по программе «Мир человека» для 4 класса - 35 часов

    Дата

    Количество часов

    Тема

    Школа: разнообразие целей (1 ч)

    1

    5.09

    1

    Зачем учиться в школе? Игра «Главное». Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.

    Надсистемы и подсистемы человека. (6 ч)

    2

    12.09

    1

    Адрес. Систематизация понятия «адрес». Что делать, если потерялся? Игра «Кто вы? Где вы?».

    3

    19.09

    1

    Наш организм. Из каких частей «состоит» человек? Занимательная математика. Беседа «Одна голова хорошо...». Правила отношения к инвалидам.

    4

    26.09

    1

    Как устроен человек? Рисование «Что внутри?». Беседа «Знакомимся с анатомией». Отгадывание загадок про различные части тела.

    5

    3.10

    1

    Болезни. Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит «лечиться надо уметь»?

    6

    10.10

    1

    Что такое здоровый образ жизни? Театрализованный праздник. Защита творческих работ на тему ЗОЖ.

    7

    17.10

    1

    Что такое ЗОЖ. Презентация паспорта здоровья.

    «Линия жизни» человека (3 ч)

    8

    24.10

    1

    Развитие ребёнка до школы. Беседа «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.

    9

    31.10

    1

    Будущее. Беседа «Путешествие в будущее». Понятие о профессиях. Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к пожилым людям.

    10

    14.11

    1

    «Линия жизни» человека. Игра «Сколько лет герою сказки?». Фантазирование «Растём в прошлое». Беседа о долголетии.

    Знакомимся с психологией (5 ч)

    11

    21.11

    1

    Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Тест «Какой я?» Проблемный диалог «Шустрики и мямлики».

    12

    28.11

    1

    Учимся быть внимательными. Что значит «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещённое движение». Тест «Внимательны ли вы?». Невнимательность: смешно или опасно?

    13

    5.12

    1

    Учимся запоминать. Игра «Что изменилось?» Что такое хорошая память? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Фантазирование «Если бы память исчезла...».

    14

    12.12

    1

    Учимся придумывать. Игра «Оркестр». Беседа о воображении. Практическая работа «Закорючки». Приёмы фантазирования. Зачем нужно уметь придумывать?

    15

    19.12

    1

    Что значит «быть умным»? Игра «Назови одним словом». Беседа «Что такое ум?» Практическая работа «Что это?»

    Эмоции и настроение.(2 ч)

    16

    26.12

    1

    Какие бывают эмоции? Игра «Невпопад». Беседа об эмоциях. Практическая работа «Читаем по лицу». Инсценирование ситуаций

    17

    16.01

    1

    Как поднять настроение? Игра «Что это?» Беседа о настроении. Обсуждение «Как поднять настроение?»

    Общение (5 ч)

    18

    23.01

    1

    Речевое общение. Игра на внимание «Кряк-квак». Беседа «Зачем люди общаются?». Тест «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону?

    19

    30.01

    1

    Неречевое общение. Жесты. Игра «Пойми меня». Практическая работа «Жесты».

    20

    6.02

    1

    Проблемы общения. Игра «Комплименты». Беседа «Слова и интонация». Анализ ситуаций. Обсуждение пословиц

    21

    13.02

    1

    Конфликты. Игра «Дразнилки». Беседа «Как рождаются конфликты?». Тест «Конфликтный ли вы человек?». Обсуждение ситуаций. Способы, как можно помириться.

    22

    20.02

    1

    Правила урегулирования конфликтов. Игра «Мы похожи друг на друга». Беседа о способах урегулирования конфликта. Кто такие посредники?

    Противоречия (7 ч)

    23

    27.02

    1

    Понятие о противоречии. Противоречия в предметах. Игра «Наоборот». Упражнение «Классификация». Анализ противоречий в предметах. Беседа об относительности признаков.

    24

    6.03

    1

    Противоречия в явлениях природы. Загадки о явлениях природы. Обсуждение «Дождь — какой?», «Зима — какая?». Рисование «Противоречия в природе». Фантазирование.

    25

    13.03

    1

    Противоречия в свойствах характера. Игра «Каким быть?». Беседа «Противоположности сходятся». Ложь: «плохая» и «хорошая». Анализ сказки.

    26

    20.03

    1

    Противоречия в свойствах характера (продолжение). Игра «Поле Чудес». Беседа о доброте и жадности. Всегда ли нужно делиться? Анализ сказки.

    27

    3.04

    1

    Противоречия в ситуациях. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?». Беседа «Другая точка зрения». Инсценирование и анализ ситуаций.

    28

    10.04

    1

    Противоречия в ситуациях (продолжение). Игра «Сказочный герой». Беседа «Что такое репутация?». Упражнение «Внутренний дирижёр». Беседа «Законы общества».

    29

    17.04

    1

    Противоречие «цель — средства». Обсуждение «Кукушка — какая?». Анализ сказки. Беседа «Цель и средства». Почему не надо торопиться с выводами?

    Мы и окружающие (4 ч)

    30

    24.04

    1

    Экскурсия. Наблюдение за «следами» хороших и плохих поступков в ближайшем окружении.

    31

    8.05

    1

    Анализ экскурсии. Обсуждение «Кто хороший? Кто плохой? ». Анализ рассказа. Как стать по-настоящему хорошим?

    32

    15.05

    1

    Ориентирование в окружающем мире. Игра «Сказочные злодеи». Беседа о маскировке. Письменная работа «Дома и на улице». Обсуждение «Почему так, а не иначе?»

    33

    22.05

    1

    Правила поведения с незнакомыми. Инсценировки-тренинги «Если...».

    Подведение итогов обучения (2 ч)

    34

    29.05

    1

    Обобщающее занятие

    35

    1

    Резерв

    ИТОГО: 35 часов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Экология и человек"

    Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения...

    Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

    Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

    Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – культурный человек»

    Программа «Я - культурный человек» составлена на основе программы Э.Козлова, В.Петровой, И.Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир человека"

    Рабочая программа внеурочной деятельности. Предназначена для учащихся 2 класса.  Данная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» (программа духо...

    Я-культурный человек. Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению

    Я-культурный человек. Рабочая программавнеурочной деятельности по общекультурному направлению...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир человека" 2 класс

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир человека» для 2 класса составлена на основе авторской программы С. Гин  «Мир человека» («ШКМ. Мир человека. Прог...