Здоровьесбережение на уроке.
методическая разработка по зож (2 класс)

Большую часть времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_na_uroke.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение на уроке.  Смирнова Т.В.

Большую часть времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровье ориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Физиологическим возможностям организма для учеников первых классов более всего соответствует 30-ти минутная продолжительность урока. Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамическая пауза, разучивание физических упражнений и другое. Несомненно, лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. (Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач. Норма 4-7 видов за урок.).

Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому я стараюсь не требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно должно сопровождаться с изменением позы ребенка.

Основное рабочее место ребёнка в школе - парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Для избежания таких последствий каждую неделю пересаживаю ребят с одной парты на другую, с ряда на другой ряд.

      Продумываю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала. Из сказанного следует, что образовательный процесс должен носить творческий характер. Включая ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При творческом подходе к обучению каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе .

Это достигается использованием:

- игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игры);
- драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;
- подвижными играми на переменах;

- средств ИКТ;

- проектно - исследовательской деятельности;

-проведение физминуток учащимися;

- наглядности;
- занимательных упражнений;
- фантазирования;

-проведения фрагментов уроков;
- творческого характера домашних заданий (составить задачу, например, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему, в т. ч. проектная и исследовательская деятельность с применением ИКТ).

Помогаю каждому ребенку осознать свои способности, создаю условия для их развития, что способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка. Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам, помогает развитию правильной самооценки или её коррекции в сторону улучшения.

Использую на уроках различные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, высокому уровню здоровьесбережения.

Наличие и место методов, способствующих активизации: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества); активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

 Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
• «Хороший смех дарит здоровье»;
• Эмоциональная мотивация в начале урока;
• Создание ситуации успеха.

Стиль общения учителя с учащимися также влияет на состояние здоровья школьников, их активности или пассивности на уроках. Предпочитаю использовать демократичекий стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке.

Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

На своих уроках я стараюсь как можно чаще использовать элементы здоровьесбережения. Например, уроки математики провожу в форме экскурсий. Образовательные экскурсии как форма урока обеспечивают здоровьесохраняющее обучение, поскольку позволяют устранить отрицательные факторы школьной жизни. Например, «Пространственные отношения: выше - ниже, наверху – внизу. Сравнение предметов», «Число и цифра 4. Состав числа 4», «Единицы длины», «Нумерация. Четные и нечетные числа», «Части фигур» . Систематически провожу игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Ведь ни для кого не секрет, что используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Например, «Знакомство с буквой Ы», «На зарядку - Становись»!; Познакомились», «Путешествие капельки».

Уроки окружающего мира проходят в форме уроков – наблюдений: например- уроков – практикумов: «Здоровая пища», уроков здоровья: «Если хочешь быть здоров, закаляйся!» (такие уроки полностью посвящены теме здоровье сохранения), уроков-исследований: «Какой бывает вода?» «Здоровая пища», уроков – поисков: «Зимующие птицы», уроков – экскурсий «Что нам осень подарила?».

Темы уроков окружающего мира – богатая почва для занятий проектной деятельностью с учащимися: мини-проекты на тему «Сохранение здоровья». Например, «Здоровое питание», «Режим дня», «Уход за зубами».

Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.

Для медлительных детей снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.

Физминутки, зарядка, массажные минутки

Недостаток двигательной активности - одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьника. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Но к физминутке надо подходить творчески, стараясь всячески разнообразить это мероприятие. Например, «оживить» урок эмоционально или применить игру (в группах, в парах, у доски) для продвижения детей по классу. Поочередно поручать проведение физкультминуток самим детям. Научить детей пользоваться необходимым набором упражнений для саморелаксации на уроке в школе и дома.

Время начала физкультминутки выбирает сам учитель (примерно через 20 минут от начала урока) или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы двигательного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статистического напряжения.


Требования:
- они должны быть разнообразны;
- проводятся на начальном этапе утомления;
- предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Проведение физкультурных минуток:
* расслабление кистей рук;
* массаж пальцев перед письмом;
* дыхательная гимнастика;
* предупреждение утомления глаз. 

*двигательные тренинги;

*игры
Каждый рабочий день в классе начинаем с гимнастики, которая длится около пяти минут.
Для гимнастики глаз имеются презентации для ребят. Для расслабления частей тела тоже есть интересные анимационные презентации. 
Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей от урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устаёт рука – устаёт ребёнок.
Пример:

«Капуста». Движения, имитации действий.
Мы капусту рубим.
Мы капусту трём.
Мы капусту солим.
Мы капусту жмём.

Задача учителя: научить писать, не напрягая руку, а значит сберечь силы.
Пример:

Массаж пальцев перед письмом.
- протирание ладошек;
«Скалка».

- покатать ручку между ладонями;
- покатать ручку между большим и указательным пальцем;

   Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового и нравственного воспитания.

Двигательные тренинги без применения  и с применением  различных подручных средств  (ластики, книги, полиэтиленовые пакеты, кусочки  ваты, платки, стаканчиков из – под йогурта и т. д.) очень увлекают  ребят, способствуют хорошей физической и эмоциональной  разрядке и, соответственно, плодотворной  работе на уроке.

Вывод

Включение в урок здоровье сберегающих технологий позволяет создать атмосферу “здорового” урока. Мною были выработаны основные направления оздоровления учащихся:

– учебные занятия в классах рекомендовано проводить в режиме динамических пауз. Для этого в классах проводятся физкультминутки, которые сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными отрывками из популярных детских песен;

– проведение комплекса упражнений для двигательной гимнастики глаз, позволяющий укреплять глазные мышцы;

-творческий подход к уроку с целью здоровье сохранения;

 -проведение классных часов на тему здоровья;

-привлечение родителей к участию в мероприятиях по проблеме здоровья;

-выполнение рекомендаций медицинских работников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация здоровьесбережение на уроках

Различные тренажеры для использование здоровьесберегающих технологий на уроках....

Элементы здоровьесбережения на уроках

Презентация содержти материал по улучшению  активизации учащихся  на уроках: валеологические паузы, нестандартные приветствия, скороговорки и пословицы, упражнения на развитие межполушарных ...

Элементы здоровьесбережения на уроках № 2

Эта презентация  является продолжением первой. Цель: уклепление физического ипсихологического здоровья учащихся. С помощью этих методик улучшаются взаимоотношения межу детьми и педагогом, помогаю...

Здоровьесбережение на уроках

Здоровьесбережение...

Урок с позиции здоровьесбережения. Современный урок как элемент формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать у...

Презентация "Здоровьесбережение на уроках в начальной школе"

В презентации содержится материал по здоровосберегающим технологиям....

Здоровьесбережение на уроках в начальной школе.

Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках в начальной школе...