Статья на тему "Компьютер: и польза, и вред"
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)
В XXI веке представить себе жизнь без компьютера довольно сложно. Несомненно, с изобретением компьютера человечество шагнуло вперед. Это помощник в различных сферах нашей жизни, будь то работа, учеба, отдых, общение и др. Для того,чтобы свести к минимуму неблагоприятное воздействие компьютера на человека, особенно на неокрепший детский организм, необходимо знать и соблюдать ключевые правила работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЬЮТЕР : И ПОЛЬЗА, И ВРЕД
XXI век — век информационных технологий. Сегодня информационные технологии задействованы везде: в промышленности, в авиатранспорте, ж/д транспорте, науке, образовании, социальных структурах, государственном управлении, экономики и культуре. Компьютеры достаточно давно и прочно вошли в нашу жизнь. Они кардинально поменяли мир и возможности людей, облегчили жизнь. Иногда мы уже не представляем себе нашу жизнь без компьютера и интернета. Медики используют компьютеры для диагностики организма. Для модельеров, дизайнеров , архитекторов и инженеров компьютер открыл огромные горизонты. На производстве компьютеры управляют другими машинами. Для многих людей он стал неизменым атрибутом рабочего места. Не меньшее распространение получили и домашние компьютеры, они помогают нам в работе, сделали разнообразным наш досуг. Все возрастающая доступность Интернета открывает огромный океан информации и позволяет общаться независимо от границ и расстояний..
Нам , особенно нашим детям , предстоит жить в компьютеризированном обществе. Поэтому необходимо обучать школьников не только азам компьютерной грамоты , но и правилам безопасного общения с ним.
Компьютер может стать другом или опасным врагом , может помочь в беде , а может создать массу проблем , может помочь найти друга , а может привести к одиночеству.
Самый большой вред от компьютера в том же , в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила , предназначенные для того , чтобы свести к минимуму его дурное влияние на здоровье :
1. Влияние на зрение
Когда дети заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. Мышцы, которые управляют глазами и фокусируют их на определенном предмете, просто устают от чрезмерной нагрузки.Проблема еще более возрастает, если такая деятельность связана с использованием устройств высокой яркости, например, монитора компьютера.Чрезмерное увлечение работой за компьютером может также усугубить уже имеющиеся проблемы со зрением.
Чтобы избежать этой проблемы, нужно выполнять несколько простых рекомендаций:
а) продолжительность работы за компьютером не должна превышать
для дошкольников 7-10 мин в день
для школьников 8-10 лет 45 мин в день
для школьников 11-13 лет 90 мин в день
для школьников 14-16 лет 135 мин в день
б) рекомендуется делать короткий перерыв через каждые 20-30 минут занятий.
в) лучше работать на компьютере в первой половине дня
г) в течение недели ребенок может работать на компьютере не более 3-х раз
д) комната , в которой ребенок играет, должна быть хорошо освещена
е) стол и стул должны соответствовать росту ребенка
ж) расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см
з) после игры на компьютере сделать гимнастику для глаз ( это могут быть такие простые упражнения, как, например, слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах).
и) разнообразить характер занятий ребенка за компьютером ( работу с текстовым процессором можно чередовать с игрой, в которой присутствуют движущиеся объекты ).
Если, несмотря на эти меры предосторожности, ваш ребенок жалуется на головную боль, если у него воспаляются и чешутся глаза или если у него неожиданно возникают трудности с чтением или другими школьными занятиями, то вам необходимо показать его офтальмологу.
2. Влияние на осанку
Вред наносит компьютер и на правильную осанку у детей. Как правило, место для игры или обучения за компьютером не оборудовано под рост малыша. Или он играет в ноутбук, развалившись на диване, на полу. Спина находится в неправильном положении. Ребенок сутулится или сильно вытягивает шею, потому что не видит изображение. Со временем это приводит к искривлению позвоночника. Появляются жалобы на головные боли и боли в спине.
Правила сидения за компьютером :
а) стол и стул должны соответствовать росту ребенка
б) ноги должны быть согнуты под прямым углом и опираться на пол
в) спинка стула должна поддерживать нижнюю половину спины
г) голову держать прямо , с небольшим наклоном вперед
д) руки должны свободно лежать на столе , а плечи- расслаблены
3. Психологическая зависимость
вред от компьютерных игр
- игры требуют повышенного внимания , затягивают , от них трудно оторваться
- ребенок отождествляет себя с героем компьютерной игры, что часто приводит к искаженному восприятию реальности ребенком: агрессивное поведение, физическое насилие и даже убийство перестают быть в глазах детей чем-то страшным
- гибель персонажа переживается как собственная
- уход в игру "с головой" сопровождается агрессивностью и озлобленностью
- возникает игровая зависимость
Слишком динамичные игры, возбуждают нервную систему ребенка и вызывают быстрое переутомление. В результате нарушается сон и аппетит, появляется раздражительность и агрессия, снижается концентрация внимания и способность к обучению.
Чрезмерное увлечение детей компьютером вместо ожидаемой пользы может принести значительный вред:
- дети мало времени действительно учатся чему-нибудь , в основном компьютер необходим им для игр , для скачивания музыки , для "сидения в чатах"
- зачастую нашим детям становится неинтересно живое человеческое общение , они перестают ценить отношения людей , не замечают эмоциональных переживаний
- замена живого общения и игр со сверстниками даже самими лучшими развивающими программами приводят к нарушениям физического и интеллектуального развития ребенка.Дети отказываются от чтения книг . Они практически не бывают на свежем воздухе , мало двигаются , а значит - чаще болеют. У них возникают сложности с личным общением , так как их речь слишком примитивна:
а) каждый 3-ий ребенок к началу школьного обучения имеет недостатки в произношении звуков
б) каждый 2-ой - недостаточное развитие фонематического слуха
в) большинство детей испытывают трудности в подборе слов и формировании связного высказывания
г) около половины первоклассников испытывают трудности в общении со сверстниками , речь детей эмоционально бедна
д) отставание в усвоении устных предметов
Конечно, игры стимулируют развитие ребенка, в частности развивают мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, память и логику, внимание и скорость реакции. Кроме того, игры значительно облегчают процесс обучения и служат для подготовки ребенка к жизни в информационном обществе.
Роль компьютера в жизни школьника велика , но он не должен мешать детям заниматься и другими интересными делами . И если все делать в меру и при участии родителей , то никакого вреда сам компьютер нанести не может.
Именно поэтому , приобретая компьютер - вещь очень полезную - мы должны понимать , что на нас ложится ответственность за то, пользу или вред принесет компьютер детям.
Список литературы:
Зарецкий А.В. «Мой друг – компьютер». Книга для детей младшего школьного возраста. «Ассоциация XXIвек.» 1994г.
Зыкина О.В. «Компьютер для детей» «Эксмо», 2007г.«Я познаю мир. Компьютеры и интернет» Энциклопедия №11. М. «АСТ», 2007г.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.:ВАКО, 2007.
Журнал "Здоровье школьника" № 9 ноябрь 2006 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Витамины: польза или вред."
Проектная работа по программе "Разговор о правильном питании" для обучающихся 3 класса...
Телек, видик и компьютер. Польза или вред?
Полезные советы для родителей по использованию с изобретениями 21 века. Их польза и вред для ребенка....
Классный час "Мобильные телефоны: польза и вред"
Учащиеся знакомятся с некоторыми фактами из истории развития производства мобильных телефонов; выявляют достоинства и недостатки мобильных телефонов; разрабатывают правила использования мобильных теле...
Проект "Жевательная резинка: польза или вред"
Данная работа посвящена исследованию вреда и пользы жевательной резинки организму человека, в частности, младшего школьника В ходе исследования мы выяснилась и...
Классный час на тему "Жевательная резинка: польза или вред?"
Данный материал поможет рассказать учащимся о пользе и вреде жевательной резинки и подвести к выводу, что своё здоровье надо беречь....
«Жевательная резинка: польза или вред?»
В этой презентации дети узнают о пользе и вреде жевательгой резинки....
Внеклассное занятие «Жвачка – польза или вред»
Занятие по разделу "Хочу всё знать", тема "Если хочешь быть здоровым"....