Статья на тему "Компьютер: и польза, и вред"
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

В XXI веке представить себе жизнь без компьютера довольно сложно. Несомненно, с изобретением компьютера человечество шагнуло вперед. Это помощник в различных сферах нашей жизни, будь то работа, учеба, отдых, общение и др. Для того,чтобы свести к минимуму неблагоприятное воздействие компьютера на человека, особенно на неокрепший детский организм, необходимо знать и соблюдать ключевые правила работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья115 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЬЮТЕР : И ПОЛЬЗА, И ВРЕД

XXI век — век информационных технологий. Сегодня информационные технологии задействованы везде: в промышленности, в авиатранспорте, ж/д транспорте, науке, образовании, социальных структурах, государственном управлении, экономики и культуре. Компьютеры достаточно давно и прочно вошли в нашу жизнь. Они кардинально поменяли мир и возможности людей, облегчили  жизнь. Иногда мы уже не представляем себе нашу жизнь без компьютера и интернета. Медики используют компьютеры для диагностики организма. Для модельеров, дизайнеров , архитекторов и инженеров компьютер открыл огромные горизонты. На производстве компьютеры управляют другими машинами.  Для многих людей он стал неизменым атрибутом рабочего места. Не меньшее распространение получили и домашние компьютеры, они помогают нам в работе, сделали разнообразным наш досуг. Все возрастающая доступность Интернета открывает огромный океан информации и позволяет общаться независимо от границ и расстояний..

Нам , особенно нашим детям , предстоит жить в компьютеризированном обществе. Поэтому необходимо обучать школьников не только азам компьютерной грамоты , но и правилам безопасного общения с ним.

Компьютер может стать другом или опасным врагом , может помочь в беде , а может создать массу проблем , может помочь найти друга , а может привести к одиночеству.

Самый большой вред от компьютера в том же , в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила , предназначенные для того , чтобы свести к минимуму его дурное влияние на здоровье :

1. Влияние на зрение

Когда дети заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются.  Мышцы, которые управляют глазами и фокусируют их на определенном предмете, просто устают от чрезмерной нагрузки.Проблема еще более возрастает, если такая деятельность связана с использованием устройств высокой яркости, например, монитора компьютера.Чрезмерное увлечение работой за компьютером может также усугубить уже имеющиеся проблемы со зрением.

Чтобы избежать этой проблемы, нужно выполнять несколько простых рекомендаций:

а) продолжительность работы за компьютером не должна превышать

            для дошкольников                   7-10 мин в день

            для   школьников     8-10 лет    45  мин в день

            для   школьников   11-13 лет     90 мин в день

            для   школьников   14-16 лет    135 мин в день

б) рекомендуется делать короткий перерыв через каждые 20-30 минут занятий.

в) лучше работать на компьютере в первой половине дня

г) в течение недели ребенок может работать на компьютере не более 3-х раз

д) комната , в которой ребенок играет, должна быть хорошо освещена

е) стол и стул должны соответствовать росту ребенка

ж) расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см

з) после игры на компьютере сделать гимнастику для глаз ( это могут быть такие простые упражнения, как, например, слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах).

и) разнообразить характер занятий ребенка за компьютером ( работу с текстовым процессором можно чередовать с игрой, в которой присутствуют движущиеся объекты ).

Если, несмотря на эти меры предосторожности, ваш ребенок жалуется на головную боль, если у него воспаляются и чешутся глаза или если у него неожиданно возникают трудности с чтением или другими школьными занятиями, то вам необходимо показать его  офтальмологу.

2. Влияние на осанку

Вред наносит компьютер и на правильную осанку у детей. Как правило, место для игры или обучения за компьютером не оборудовано под рост малыша. Или он играет в ноутбук, развалившись на диване, на полу. Спина находится в неправильном положении. Ребенок сутулится или сильно вытягивает шею, потому что не видит изображение. Со временем это приводит к искривлению позвоночника. Появляются жалобы на головные боли и боли в спине.

Правила сидения за компьютером :

а) стол и стул должны соответствовать росту ребенка

б) ноги должны быть согнуты под прямым углом и опираться на пол

в) спинка стула должна поддерживать нижнюю половину спины

г) голову держать прямо , с небольшим наклоном вперед

д) руки должны свободно лежать на столе , а плечи- расслаблены

3. Психологическая зависимость

 вред от компьютерных игр

- игры требуют повышенного внимания ,  затягивают , от них трудно оторваться

- ребенок отождествляет себя с героем компьютерной игры, что часто приводит к искаженному восприятию реальности ребенком: агрессивное поведение, физическое насилие и даже убийство перестают быть в глазах детей чем-то страшным

- гибель персонажа переживается как собственная

- уход  в игру "с головой" сопровождается агрессивностью и озлобленностью

- возникает игровая зависимость

Слишком динамичные игры, возбуждают нервную систему ребенка и вызывают быстрое переутомление. В результате нарушается сон и аппетит, появляется раздражительность и агрессия, снижается концентрация внимания и способность к обучению.

Чрезмерное увлечение детей компьютером вместо ожидаемой пользы может принести значительный вред:

- дети мало времени действительно учатся чему-нибудь , в основном компьютер необходим им для игр , для скачивания музыки , для "сидения в чатах"

- зачастую нашим детям становится неинтересно живое человеческое общение , они перестают ценить отношения людей , не замечают эмоциональных переживаний

- замена живого общения и игр со сверстниками даже самими лучшими развивающими программами приводят к нарушениям физического и интеллектуального развития ребенка.Дети отказываются от чтения книг . Они практически не бывают на свежем воздухе , мало двигаются , а значит - чаще болеют. У них возникают сложности с личным общением , так как их речь слишком примитивна:

а) каждый 3-ий ребенок к началу школьного обучения имеет недостатки в произношении звуков

б) каждый 2-ой - недостаточное развитие фонематического слуха

в) большинство детей испытывают трудности в подборе слов и формировании связного высказывания

г) около половины первоклассников испытывают трудности в общении со сверстниками , речь детей эмоционально бедна

д) отставание в усвоении устных предметов

Конечно, игры стимулируют развитие ребенка, в частности развивают мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, память и логику, внимание и скорость реакции. Кроме того, игры значительно облегчают процесс обучения и служат для подготовки ребенка к жизни в информационном обществе.

Роль компьютера в жизни школьника велика , но он не должен мешать детям заниматься и другими интересными делами . И если все делать в меру и при участии родителей , то никакого вреда сам компьютер нанести не может.

Именно поэтому , приобретая компьютер - вещь очень полезную - мы должны понимать , что на нас ложится ответственность за то, пользу или вред принесет компьютер детям.

Список литературы:

    Зарецкий А.В. «Мой друг – компьютер». Книга для детей младшего школьного возраста. «Ассоциация XXIвек.» 1994г.

    Зыкина О.В. «Компьютер для детей» «Эксмо», 2007г.«Я познаю мир. Компьютеры и интернет» Энциклопедия №11. М. «АСТ», 2007г.

     Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.:ВАКО, 2007.

Журнал "Здоровье школьника" № 9 ноябрь 2006 год

http://obuchonok.ru/node/720

http://www.uaua.info/ot-6-do-9/razvitie-ot-6-do-9/article-28853-internet-i-razvitie-rebenka-plyusy-i-minusy/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Витамины: польза или вред."

Проектная работа по программе "Разговор о правильном питании"  для обучающихся 3 класса...

Телек, видик и компьютер. Польза или вред?

Полезные советы для родителей по использованию с изобретениями 21 века. Их польза и вред для ребенка....

Классный час "Мобильные телефоны: польза и вред"

Учащиеся знакомятся с некоторыми фактами из истории развития производства мобильных телефонов; выявляют достоинства и недостатки мобильных телефонов; разрабатывают правила использования мобильных теле...

Проект "Жевательная резинка: польза или вред"

Данная работа посвящена исследованию вреда  и пользы жевательной резинки организму человека, в частности, младшего школьника      В ходе исследования мы выяснилась и...

Классный час на тему "Жевательная резинка: польза или вред?"

Данный материал поможет рассказать учащимся о пользе и вреде жевательной резинки и подвести к выводу, что своё здоровье надо беречь....

«Жевательная резинка: польза или вред?»

В этой презентации дети узнают о пользе и вреде жевательгой резинки....

Внеклассное занятие «Жвачка – польза или вред»

Занятие по разделу "Хочу всё знать", тема "Если хочешь быть здоровым"....