Программа по внеурочной деятельности "Цветок здоровья"
материал (4 класс)

Лиханова Екатерина Валерьевна

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Цветок здоровья» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Цветок здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_zdorovya.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного  стандарта   начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Цветок здоровья» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Цветок здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
  • Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.
  • Региональный компонент – (национально-региональный) –устанавливается  субъектом РФ (№ 1089 от 06.12.2004 г.)
  • Компонент образовательного учреждения - устанавливается  образовательным учреждением.
  •  В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
  •  В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7)
  •  В соответствии с региональным учебным планом для образовательных учреждений Амурской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ( далее РУП)  на 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 учебные года (распоряжение Министерства образования Амурской области).
  •  В соответствии с примерным планом образовательных учреждений Зейского района, реализующих программы образования (приказ отдела образования, администрации Зейского района от 23.08.2012 г. № 177-Д)
  • В соответствии с приказом Министерства образования и науки Амурской области от 03.09.2013 г. №1061 об Утверждении примерного положения о структуре, порядке, разработке и утверждения рабочей программы, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), образовательными учреждениями, расположенными на территории амурской области и реализующими программы общего образования.
  •  В соответствии с учебным планом МБОУ Бомнакская СОШ на 2018-2019 учебный год.

 

      Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Цветок здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников. 

Цели программы:

-формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

-развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

-обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

-развивать представление о правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;  основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

-формировать навыки конструктивного общения;

-развивать потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Цветок здоровья» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ Бомнакская СОШ.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  «Цветок здоровья» предназначен для обучающихся 3-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов,  занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 9 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю: 3-4 классы — 35часов в год. Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

Условия  реализации программы «Цветок здоровья»:

-натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибов, зубные щетки,  и др.;

-изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;

-измерительные приборы: весы, часы и их модели.

     -компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.

  Организация учебного процесса:

- недельная нагрузка- 1 час;

  - годовая нагрузка - 35 часов;

     Планируемые результаты:

-выбирать  модель  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

-применять правила личной гигиены, готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье;

-использовать  навыки эмоциональной разгрузки (релаксации);

-применять упражнения для сохранения зрения.

Литература

  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
  2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
  3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
  4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
  5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
  6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
  7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
  8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
  9. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
  10. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  11. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
  12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
  13. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
  14. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:  1991. – 120 с.

Тематическое планирование

    п/п

Дата

Кол -во

Название темы

Содержание деятельности

Вот мы и в школе (4 ч)

1

1

«Здоровый образ жизни, что это?»

Определение   понятия   «здоровье». Что такое здо ровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоро вье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.

2

1

Личная гигиена

3

1

В гостях у Мойдодыра

4

1

«Остров здоровья»

Питание и здоровье (5 ч)

5

1

Игра «Смак»

Основы правильного питания, гигиенические навы ки культуры поведения во время приема пищи, ку линарные традиции современности и прошлого. Зна ния об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о ре жиме употребления жидкости, о целебных источни ках и минеральной воде.

6-7

2

Правильное питание – залог физии ческого и психологического здо ровья

8

1

Вредные микробы

9

1

Что такое здоровая пища и как её приготовить 

10

1

«Чудесный сундучок»

Моё здоровье в моих руках (7 ч)

11

1

Труд и здоровье

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика наруше ний зрения и опорно-двигательного аппарата, нап равлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных пред ставлений и убеждений.

12

1

Наш мозг и его волшебные дейс твия

13

1

День здоровья  «Хочу остаться здо ровым»

14

1

Солнце, воздух и вода наши луч шие друзья.

15

1

Беседа “Как сохранять и укреп лять свое здоровье”.

16

1

Экскурсия «Природа – источник здоровья»

17

1

«Моё здоровье в моих руках»

Я в школе и дома (6 ч)

18

1

Мой внешний вид –залог здоровья

Социально одобряемые нормы и правила поведе ния обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направле но на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероят ность приобщения к вредным привычкам.

19

1

«Доброречие»

20

1

Спектакль С. Преображнский «Капризка»

21

1

«Бесценный дар- зрение».

22

1

Гигиена правильной осанки

23

1

«Спасатели, вперёд!»

Чтоб забыть про докторов (4 ч)

24

1

Движение это жизнь 

Обучение здоровому образу жизни за счет форми рования умений делать выбор "быть здоровым".

25

1

Движение это жизнь

26

1

День здоровья «Дальше, быстрее, выше»

27

1

 «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

Я и моё ближайшее окружение (4 ч)

28

1

Мир моих увлечений

Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формиро вание  позитивного отношения к самому себе, пот ребности в саморазвитии, стимулирование к само воспитанию.

29

1

Вредные привычки и их профилак тика

30

1

Добро лучше, чем зло, зависть, жадность.

31

1

В мире интересного.

Вот и стали мы на год  взрослей (4 ч )

32

1

Я и опасность.

Первая доврачебная помощь в летний период, опас ности летнего периода.

33

1

Лесная аптека на службе человека

34

1

Игра «Не зная броду, не суйся в воду»

35

1

Чему мы научились и чего достигли

                       

           

                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                             

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровое питание"

       В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровое питание "

Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества.Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический и т.д. Одно из ведущих ме...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым!" 1класс

Рабочая программа разработана для учителей 1-х классов по внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым!"(спортивно-оздоровительное направление).Для учителей начальной школы разработаны и у...