Программа "Эколошка"
рабочая программа по зож (1, 2 класс)

Насонова Елена Александровна

Программа естественнонаучной направленности для работы с обучающимися начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekoloshka_.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕРНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

МКУ ДО  «ТЕРНОВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

                                                                                                              «Утверждаю»

                                                                                           Директор МКУ ДО    

                                                                                           «Терновский Дом    

                                                                                           детского творчества»

                                                                                                             

                                                                                       __________Т.А.Игнатова

Протокол  № ___от «____»_0__2016г.

Педагогического совета

       ПРОГРАММА

Дополнительного образования младших школьников

« Э  К  О  Л  О  Ш  К  А »

Срок реализации программы - два года

   Автор – составитель: Е.А. НАСОНОВА,

Методист по экологическому

                                                                      воспитанию, педагог дополнительного

                                                                  образования МКУ ДО «Терновский Дом    детского творчества»

2016

 « Э К О Л О Ш К А »

( 1 – 2 класс )

Пояснительная записка

   Организация внешкольной работы натуралистической направленности с учащимися начальной школы является процессом формирования осознанно правильного отношения к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Цель программы : формирование у воспитанников системы ценностных отношений к природе и окружающему миру.

   Основная задача программы – развитие  деятельностного познавательного интереса учащихся к лесу, как одной из важнейших  экосистем на земле.

Задачи: раскрытие перед ребёнком картины мира, воспитание бережного отношения к природе, развитие творческих способностей воспитанников.

  Экологическое образование строится с учётом возрастных особенностей учащихся на системе принципов: целостности окружающего мира; непрерывности обучения; взаимосвязи краеведческого, регионально и глобального подходов к решению экологических проблем.

   В сложившейся ситуации образование в области окружающей среды, экологического воспитания молодого подрастающего поколения решает вопрос сохранения природных ресурсов Земли. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, осознание того, что человек не властелин природы, а лишь её часть. Действия человека на Земле должны исключить стихийность воздействия на планету. Такое взаимодействие  осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства, и продолжается всю жизнь.

   Заложив в раннем возрасте основы экоэтики, мы растим экологически грамотного человека, не способного нанести вред природе.

   Занятия с натуралистами повторяют и дополняют материал школьного курса. Вводятся понятия различных природных явлений и объектов. Охватывается весьма широкий круг вопросов: от элементарных различий живой и неживой природы до знаний о нашей планете, её животном и растительном мире.

   Учитывая возрастные особенности учащихся: их большую подвижность, неустойчивое внимание, руководитель должен стремиться к тому, чтобы каждое занятие было интересным для юннатов, использовать разнообразные формы и методы на занятиях.

  В период обучения ребята познают целостность окружающего мира, его свойства и разнообразие. Учебное содержание программы раскрывается в темах: «Живая и неживая природа», «Времена года», «Наш дом – Земля», «Колесо времени», «Живой мир Земли», «Охрана природы». Полученные детьми знания о неживой природе, временах года, о температуре и её изменениях, используются при ведении календаря природы. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между неживой природой и живой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т.д.), а также  между природой и человеком.

2 год обучения закрепляет знания полученные детьми ранее и вводит новые понятия в темах «Климат. Погода», «Земля и её обитатели», «Биоразнообразие», «Сокровище под ногами», «Как всё устроено в природе», «Человек – творение природы».

   Получаемые детьми элементарные знания о твердых, жидких, газообразных телах и веществах используются при изучении воздуха, воды, почвы и других природных компонентов. Рассматривается особенности каждого компонента, его значение в природе и жизни человека, необходимые меры по охране данного природного компонента.

   Тема «Человек – творение природы» нацелена на формирование представлений о человеке как части живой природы. Рассматривается строение и жизнедеятельность нашего организма. Большое внимание уделяется вопросам охраны здоровья и личной гигиены.

   Теоретические занятия курса, рассчитанного на возраст начальной школы, должны быть ярко иллюстрированными, повествовательная часть занятия по возможности краткой. Практические занятия проводятся в группах. Работы должны быть увлекательными и не слишком длинными,  чтобы дети обязательно доводили их до конца.

   Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повысят интерес детей к занятиям.

 Одна из наиболее распространенных форм кружковой работы – экскурсии в природу. Они дают возможность углубить интересы учащихся. На экскурсиях дети накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных.

   Во время выходов кружковцы выполняют задания. Материалы экскурсий наглядно оформляются и широко используются на занятиях. Результаты проведённых наблюдений и выполненных работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов. Большое внимание уделяется творчеству детей с использованием природного материала (аппликации, картины, поделки).

   Кружковцев следует приобщать к ведению дневника наблюдений за фенологическими изменениями в природе.

   Большое образовательное и воспитательное значение имеет приобщение детей к литературе. Чтение книг о природе поможет детям глубже понять красоту родного края, научит на примере правильному отношению к природе. В работе с юннатами предусматриваются массовые мероприятия: Праздник цветов, День леса, День птиц и др., выставки детских работ, конкурсы.

   Данная программа  рассчитана  на 72 часа, 35 мин, 2 раза в неделю, 2 год – 72 часа, 2 раза в неделю).

   Руководитель кружка может вносить в программу изменения: сокращать или увеличивать объём материала по отдельным темам; включать дополнительные теоретические сведения и практические работы. Последовательность прохождения тем необходимо сохранить.

Примерное тематическое планирование  1 года обучения

№/№

Тема занятия

Количество  часов

Всего

Теоретических

Практических

  1.

  2.

  3.

  4.

  5.

  6.

  7.

  8.

  9.

 10.

 11.

 12.

 13.

 14.

 15.

Вводное занятие

Времена года

Осень

Календарь наблюдений за погодой

Мастерская Берендея

Наш дом - Земля

Колесо времени

Зима

Живой мир Земли

Весна

Царство бактерий и простейших

Царство животных

Охрана природы

Лето

Заключение

1

5

6

4

2

7

7

5

6

8

2

8

4

6

1

1

3

4

1

1

5

5

3

         4

4

1

7

2

4

1

2

2

3

1

2

2

2

2

4

1

1

2

2

 Итого:

72

46

26

Примерное тематическое планирование  2 года обучения

№/№

Тема занятия

Количество  часов

Всего

Теоретических

Практических

  1.

  2.

  3.

  4.

  5.

  6.

 

  7.

 

  8.

Введение. Я – часть природы.

Климат. Погода.

Календарь природы.

Земля и её обитатели.

Биоразнообразие

Охрана животного и растительно-го мира.

Роль неживой природы в жизни Земли

Сокровище под ногами

2

    8

    9

  16

    4

    9

  18

   

    9

2

4

0,5

        14

 1

 6

13

6

4

           8,5

2

3

3

5

3

 9.

 10.

 11.

 12.

 13.

Как всё устроено в природе

Человек – творение природы

Царство Берендея

Лето. Будь осторожен !

Заключение.

  18

  22

  22

    4

    2

        15

        16

        11

2

2

3

6

11

2

 Итого:

144

93,5

       50,5

П Р О Г Р А М М А

1 год обучения (72 часа).

1. Вводное занятие (2 часа.).  Знакомство с программой кружка, правилами работы. Живая и неживая природа.

Практическая работа №1

«Предметы живой и неживой природы»

2.Времена года (10 часов). Какое время года лучше. Сказка о Дюймовочке. Смена времён года.

 Просмотр мультипликационного фильма «12 месяцев»

Творческая работа

Нарисовать короля (королеву)  любимого времени года.

3. Осень (12 часов). Характерные особенности осени (животный и растительный мир). Осень в произведениях искусства. Месяцы осени. Народные приметы.

Экскурсия :

« Осень золотая » (парк).

Творческая работа:

« Почему осенью листопад ? »

4.Календарь наблюдений за погодой (8 часов). Календарь погоды. Условные обозначения. Погода, осадки, климат. Народные приметы. Температура. Термометр. Измерение температуры.

Практическая работа №2

«Знакомство с термометром. Измерение температуры.»

Практическая работа №3.

«Условные обозначения изменений погоды. Работа по карточкам».

5. Мастерская Берендея (4 часа). Изготовление поделок из природного материала.

Практическая работа № 4

Составление композиций из осенних листьев.

6. Наш дом – Земля (10 часов). Земля - шар. Рельеф Земли. Стороны света. Компас. Солнце. Солнечная система. Знакомство с глобусом.

Практическая работа №5.

Определение рельефа Земли ( работа по карточкам)

Практическая работа №6.

Определение сторон света (работа с компасом).

7. Колесо времени (14часов). День-ночь. Лунное время. Круглый год. Старик годовик. Новый год.

Практическая работа №7.

« Определение фаз луны. Смена дня  и ночи».

Творческая работа:

«Птицы Старика – годовика» ( разукрасить по временам года).

Творческая работа:

«Букет зимы суровой» (Изготовление ёлочных букетов для выставки)

8. Зима (12 часов). Месяцы зимы. Народные приметы. Как зимуют звери. Птицы зимой. Зима в искусстве.

Практическая работа № 8.

Изготовление кормушек. Подкормка птиц зимой.

Практическая работа №9.

Ведение календаря природы

Проект «Птицы посёлка»

Творческая работа:

Конкурс рисунков «Зимующие птицы»

9. Живой мир Земли (18 часов).  Царство растений. Строение ( корень, стебель, лист, цветок, семена, плод). Царство грибов. Грибы. Строение.

Практическая работа № 10.

Прорастание семян.

Творческая работа:

Изготовление поделок из семян.

Экскурсия :

Растения вокруг нас.

10. Весна (12 часов). Природа просыпается. Приметы весны. Поэты и писатели о весне. Первоцвет.

Практическая работа №11

Изготовление и развешивание листовок в защиту первоцветов.

Практическая работа № 12

Ведение календаря природы.

Творческая работа:

Праздник Весны – театрализованное представление.

Экскурсия :

Первоцветы родного края.

11. Царство бактерий (4 часа). Бактерии и простейшие.

Практическая работа №13

Работа с микроскопом.

12. Царство  животных ( 14 часов).  Млекопитающие. Птицы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Рыбы. Другие типы царства животных ( обзорная лекция с демонстрацией моделей).

Экскурсия :

В кабинет биологии

13. Охрана природы ( 12 часов). Загрязнение окружающей среды. Экоэтика. Красная книга.

Творческая работа:

По изготовлению листовок.

Экскурсия :

«Экологической тропой»  в Савальский лес.

14. Лето (12 часов). Приметы лета. Месяцы лета. Летняя пора в жизни животных. Птицы летом. Итоговое занятие.

Практическая работа №16

Ведение календаря природы

Проект « Птицы посёлка»

Творческая работа:

Викторина « Что? Где? Когда?»

Экскурсия :

«Птицы посёлка»

   К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

что такое природа, природа живая и неживая (на уровне примеров);

что такое погода, её составляющие, разнообразие погоды  осенью, зимой, весной, летом;

 растения – часть живой природы, строение растения, жизненные формы;

некоторые особенности состояния растений осенью, зимой, весной, летом;

животные – часть живой природы, группы животных, домашние животные;

строение земной поверхности, ландшафт, оболочки земли, Земля в Солнечной системе;

месяца года, смена дня и ночи, лунный календарь ( фазы луны);

первоцветы родного края;

зимующих и перелётных птиц;

правила охраны природы.

   К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:

наблюдать в окружающем мире, отмечать явления природы;

различать объекты живой и неживой природы;

фиксировать в календаре природы с помощью условных знаков основные составляющие погоды в отдельные дни;

узнавать в окружающей природе изученные растения и животных;

изготавливать кормушки;

изготавливать листовки;

изготавливать поделки из природного материала;

измерять температуру с помощью термометра;

определять с помощью компаса стороны света;

соблюдать правила охраны природы.

2 год обучения  (144 часа)

1. Вводное занятие (2 часа). Я – часть природы.

2. Климат. Погода. (8часов). Климатические зоны Земли. Приборы для определения погоды: флюгер, термометр, зонд, спутник. Народные приметы. Прогноз погоды и его значение для человека. Профессия метеоролог.

Практическая работа №1

Определение направления ветра (изготовление флюгера).

Практическая работа №2

Предсказание погоды по народным приметам.

Творческая работа:

«Какая завтра будет погода» - театрализованная игра-представление.

3. Календарь природы (9 часов). Дневник наблюдений за погодой и сезонными изменениями в природе.

Практическая работа №3

Ведение календаря природы. Сбор материала для поделок.

Творческая работа:

Конкурс рисунков и поделок из природного материала «Осень золотая».

4. Земля и её обитатели (14 часов). Распространение растений и животных по климатическим зонам и материкам. Животный мир океанов.

Практическая работа №4

Работа с картой.

Экскурсия:

Растения и животные Центрального Черноземья (в лес, на луг).

5. Биоразнообразие (4 часа). Значение биоразнообразия в жизни Земли.

Практическая работа №5

«Прогулка на 50 сантиметров».

Игра:

«Птицы и деревья».

6. Охрана животного и растительного мира (9 часов). Красная книга России (животные, растения). ООПТ. Заповедники России.

Практическая работа №6

Изготовление листовок на конкурс «Мир природы глазами детей».

7. Роль неживой природы в жизни Земли (18 часов). Солнце источник тепла и света. Свет в жизни растений, животных и человека. Воздушный океан. Роль ветра в жизни растений. Вода – источник жизни. Её свойства. Запасы воды на планете. Круговорот воды в природе.

Практическая работа №7

Роль света в жизни растений.

Практическая работа №8

Физические свойства воды.

Практическая работа №9.

Запасы воды на планете (работа с картой).

Игра:

«Путешествие капельки»

Экскурсия:

На водоём.

8. Сокровище под ногами (10 часов). Почвы. Строение почвы. Обитатель почв. Полезные ископаемые. Чем богат наш край.

Практическая работа №10.

Состав почв.

Практическая работа №11.

Обитатели почв.

Практическая работа №12.

Полезные  ископаемые и их свойства.

Экскурсия:

«Царь почв – чернозём».

9. Как всё устроено в природе (18 часов). Тела и вещества. Многообразие веществ. Состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное).Мельчайшие частицы вещества. Увеличительные приборы. Клетка – основа живого организма. Строение клетки. Открытие микроорганизмов. Их разнообразие. Защита организма от болезнетворных микроорганизмов. Фитобар.

Практическая работа №13.

Разнообразие твердых веществ (на примере полезных ископаемых).

Практическая работа №14.

Строение растительной клетки (на примере лука) – работа с микроскопом.

Практическая работа №15.

Болезнетворные микроорганизмы (работа с карточками).

Демонстрационные опыты:

Переход вещества из одного состояния в другое на примере воды (лёд -жидкость - пар).

Экскурсия:

В лабораторию ТМО.

Воспитательно-познавательное мероприятие «Фитобар».

10. Человек – творение природы (22 часа). Строение человеческого тела. Жизненные системы организма человека. Здоровье – главное богатство человека. Правила здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Практическая работа №16.

Составление режима дня, комплекса утренней гимнастики.

Практическая работа №17.

Определение своего роста и веса.

11. Царство Берендея (22 часа). Значение леса. Савальский лес – жемчужина Терновского района. Флора Савальского леса. Как устроено дерево ( формы кроны, защитные свойства коры). Как растут деревья. Годичные кольца деревьев – летопись погоды прошлых лет. Породы деревьев нашего леса. Кто сажает деревья. Вторая жизнь дерева. Деревянные кружева. Памятники природы Савальского леса. Охраняемые растения.

Практическая работа №18.

Определение возраста дерева по спилу.

Практическая работа №19.

Определение древесных пород по листьям. Сбор образцов для  гербария.

Воспитательно-познавательные мероприятия:

«Кто сажает деревья ?» - круглый стол с учащимися Школьного лесничества и специалистами Савальского лесничества.

Экскурсия:

«Наш лес»

«Охраняемые растения Савальского леса» - экологической тропой.

12. Лето. Будь осторожен ! (4 часа). Правила поведения в природе. Ядовитые растения. жалящие насекомые. Солнечный удар, ожёг. Первая помощь пострадавшим.

Практическая работа №20.

Ядовитые растения (работа по карточкам).

Практическая работа №21.

Жалящие насекомые  (работа по карточкам).

Практическая работа №22.

Первая помощь пострадавшим ( накладка повязок, обработка ожёга, холодный компресс).

13. Заключение (2 часа). Подведение итогов фенологических наблюдений в течении учебного года. Задание на лето. Правила сбора гербария.

Практическая работа №23.

Сбор и закладка гербарных образцов.

Экскурсия:

На луг.

   К концу второго года обучения кружковцы должны знать:

климатические зоны Земли;

приборы для определения погоды;

распределение растений и животных по материкам;

роль неживой природы в жизни Земли;

виды почв и её состав;

тела и вещества, состояния вещества;

клетка  - основа живого организма, строение растительной клетки;

строение человеческого тела, жизненные системы организма;

правила здорового образа жизни;

влияние окружающей среды на здоровье человека;

значение леса в жизни Земли; как растут деревья, как они устроены, породы деревьев Савальского леса;

правила поведения на природе;

профилактические меры для защиты организма в летнее время.

      К концу второго года обучения кружковцы должны уметь:

определять направление ветра;

измерять температуру с помощью термометра;

предсказывать погоду по народным приметам, поведению животных;

вести фенологические наблюдения и фиксировать в дневнике;

работать с картой;

узнавать в окружающем мире изученные растения и животных;

работать с микроскопом;

соблюдать правила охраны природы;

составить и соблюдать свой режим дня;

определить возраст дерева по годичным кольцам;

правильно посадить дерево;

отличать ядовитые растения от неядовитых;

оказывать простейшую доврачебную помощь.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Брем А.Э. «Жизнь животных» 1-3т. «Терра», М.,1992

2. Брук М.С. «Земля на ладони» «Агропромиздат», М.,1986

3. Брукс Ф. «Иллюстрированная энциклопедия школьника» Мир живой природы» «РОСМЭН» М., 1998

4. Банинская А. «Домашние птицы» «Адонис», М., 1999

5.Гаврина С.Е. «Подружись с природой» «Академия развития», Ярославль, 1993

6. Гончар А.Б. «120 уроков по естествознанию». «Лайда», М., 1993

7. Гиряев Д.М. «Юные лесоводы». « Агропромиздат», М., 1988

8.  Демьяненков Е.Н. « Биология в вопросах и ответах».«Просвещение», М.,

1996

9. Жданова И.К. « Мир вокруг нас». ГУГК СССР, Минск,1990

10. Жданова И.К. « Мир и человек». ГУГК СССР, Новосибирск,1990

11. Золотарёва Ю. «Времена года», «Вербо», М., 1999

12. Зорина Т.Г. «Школьникам о лесе». «Лесная промышленность», М., 1967

13.Кудеева Е. «Ягоды». «Адонис», М., 1998

14.Мельчуков А.Е. «В мире ориентиров». «Недра», М., 1986

15.Мамин-Сибиряк  Д.Н. «Алёнушкины сказки». «Советская Россия», М., 1980

16.Мишнев В. «Лес и человек». «Таврия». Симферополь, 1985

17.Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры». «Академия развития», Ярославль, 1997

18.Николаева С.Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». «Новая школа», М., 1996

19.Новосельцев В.Д. «Справочник лесничего».«Агропромиздат»,М.,1987

20.Попова С. «Истории о заповеднике». «Салика», Йошкар-Ола,1996

21.Седлецкая Е. «Энергетика и экология: проблемы и решения». Детский экологический центр, М., 1997

22.Семаго Л.Л. «Птицы России». «Советская Россия», М., 1992

23 Соколов В.В. « Заповедники Европейской части  РСФСР 2 ». «Мысль», М., 1989

24. «Красная книга» РСФСР. Растения». Росагроиздат, М., 1988

25. «Красная книга» РСФСР. Животные». Россельхозиздат, М., 1983

26. «Современная ботаника». «Просвещение», М., 1989

СПИСОК

РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

  1. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. Л., Гидрометеоиздат, 1982.

  1. Баринова Л.И., Алексеева В.А. Лесная аптека. Харьков, региональное отделение САДПР, 1991.
  2. Бахарь М.Ф. Тайны жизни леса. Минск, «Полымя», 1984.

  1. Бегак Б. Источник человечности. М., «Детская литература», 1986.

  1. Вересин М. Рассказы о лесах и деревьях. Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 1981.

  1. Верзилин Н., Корсунская В. Лес и жизнь. Л., «Детская литература», 1966.

  1. Дмитриев Ю. Путешествие на всю жизнь. М., «Молодая гвардия», 1977.

  1. Зуев Д. Дары русского леса. М., Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1961.

  1. Колввин Л., Спиэр Э. Живой мир. М., «РОСМЭН», 1996.

  1.  Кюизен М. Тайная жизнь животных. Минск, «Попурри», 1999.

  1.  Мантейфель П.А. Рассказы натуралиста. М., «Лесная промышленность», 1984.

  1.  Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев». М., «Детская литература», 1986.

     13. Петров В.В. Лес и его жизнь. М., «Просвещение», 1986.

14. Петров В.В. Мир лесных растений. М., «Наука», 1978.

15. Хлатин. С.АП. Я иду по лесу. М., «Лесная промышленность», 1973.

16. Холодов Б., Холодова Е. Легенды и мифы о лекарственных растениях.     Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 1993.

ПЕРЕЧЕНЬ

оборудования, необходимого для реализации

программы «Эколошка»

Гербарии раздаточные

Гербарий травянистых растений

Гербарий «Лекарственные растения»

Гербарий «Деревья и кустарники»

Гербарий «Ядовитые растения»

Коллекции раздаточные

Коллекция семян и плодов

Коллекция вредителей зерновых культур

Диски с  Презентациями

Живой мир Земли

Первоцветы родного края

Животные  и растения Красной книги России

Видеофильмы

Загрязнения окружающей среды

Роль неживой природы в жизни Земли

Климатические зоны Земли

Приборы

Лупа (7-10*)                                                                12 шт.

Микроскоп БИОЛАМ (Р-11)                                                  1 шт.        

Бинокли БЗЛ                                                                2 шт.

Секундомер                                                                5 шт.

Часы песочные                                                                5 шт.

Термометры бытовые                                                        12 шт.

Термометры лабораторные                                                2 шт.

Термометр метеорологический (почвенно-глубинный)        1 шт.

Барометр                                                                        1 шт.

Компас                                                                        7 шт.

Оборудование для практических работ

Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных

работ НПП                                                                        12 шт.

Лоток для раздаточного материала                                        12 шт.

Пинцет анатомический                                                        12 шт.

Препаровальные инструменты                                        12 шт.

Чашки Петри                                                                12 шт.

Рулетка (10 м)                                                                5 шт.

Гербарные папки                                                                5 шт.

Весы напольные                                                                        1 шт.