Внеклассное занятие "Луковые посиделки"
план-конспект занятия по зож (2, 3 класс)

Каледина Наталья Александровна

Задачи мероприятия:

расширения представления учащихся о важных продуктах питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью;  формирования любознательности;

развития творческих способностей учащихся;  сплочения ученического коллектива;

формирования чувства прекрасного;  развития и реализации самоуправления классного коллектива; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota.docx40.61 КБ

Предварительный просмотр:

        

Методическая разработка

учителя   начальных классов  МБОУСОШ с.Б-Лука Вадинского района  

Пензенской области

Калединой Натальи Александровны

1.Описание системы работы по программе «Разговор о правильном питании»:

А) основные воспитательные и образовательные задачи  программы:

- формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни;

- сформировать у обучающихся здоровьеразвивающую компетентность: необходимость сохранять и развивать свое здоровье, важность культуры питания, как составляющей здорового образа жизни;

-расширение знаний детей, семьи о правилах питания, направленных на сохранение и  укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;

формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об историях и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

-просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.

Б) планирование реализации содержания выбранной части программы:

-В результате обучения по данной программе обучающиеся научатся правильно подходить к вопросу питания, выбора пищи, чувствовать потребности своего организма, быть разборчивым в еде, знать какие продукты полезны для здоровья.

  -Оценка эффективности занятий  проводится сравнительным анализом результатов анкетирования в начале обучения и по окончанию изучения программы,  самоанализом рациона питания семьи каждого обучающегося, цель которого – мониторинг образовательных эффектов по завершении изучения данной программы

В) основные формы   и направления педагогической работы:

-рассматривание рисунков, фотографий;

свободное и тематическое рисование;

просмотр презентаций; выпуск газет и информационных буклетов.

рассказы, беседы, анкетирование;

сюжетно – ролевые игры;

-чтение по ролям;

рассказ по картинкам;

игры, конкурсы, викторины;

мини – проекты;

-совместные праздники с родителями

      В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и направления, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

2.Описание методики реализации конкретной темы:

Задачи мероприятия:

расширения представления учащихся о важных продуктах питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью;  формирования любознательности;

развития творческих способностей учащихся;  сплочения ученического коллектива;

формирования чувства прекрасного;  развития и реализации самоуправления классного коллектива;

популяризации здорового образа жизни среди детей и развития физических качеств школьников;

развития умения работать в команде, взаимодействовать, находить решения в нестандартной ситуации;

поддерживать игровое взаимодействие детей и родителей.

Оформление:

выставка рисунков об осени;  плакат «Лук от семи недуг»; выставка овощей и фруктов;

презентации «Осень», «История происхождения лука»; выставка «Осенние сюрпризы».

Оборудование:

2 корзинки, осенние листья;  2 обруча; ватман – 2шт; 20 луковиц, овощи и фрукты, 2 ракетки.

Содержание учебного мероприятия

Зал украшен по-осеннему, плакат терем-изба, на стенах в виде гирлянд косы из лука, перевитые лентами. В одном  углу -  стол, накрытый скатертью, на котором ржаной хлеб,  глиняный горшок, яйца, крашеные луком, блюдо с луком. Угощение: сушки, баранки, пряники в деревянной посуде, которой пользовались в старину наши прадедушки и прабабушки.

Хозяйка  Лукерья Лукьяновна. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин  Лука Лукич. Веселья вам да радости!

Хозяйка. Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин. У нас для каждого найдется и словечко, и местечко!

Хозяйка. Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус, кому - сказку, кому - правду, кому-  песенку.

Гости проходят, садятся и каждый занимается своим делом: все в костюмах народных, кто вяжет, кто вышивает, кто нитки распутывает, кто прядет.

Хозяин: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Один из гостей: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте да не в обиде.

                          Хозяева усаживаются. Выбегают два скомороха.

1-ый скоморох: Добрый вечер, гости званые, желанные!

                           Люди старые и молодые,

                           Женатые и холостые!

Оба вместе:   Милости просим на осенние луковые посиделки!

2-ой скоморох:   Всех приглашаем!

                             Душевно встречаем!

                           Ребята исполняют песню «Листья пожелтели»

Ведущий. Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Осень – пора сбора урожая.

Все работы на огороде давно закончились. Пришла пора всем нам немного отдохнуть. Раньше, когда урожай уже весь был убран с полей и огородов, люди устраивали праздники – посиделки, на которых веселились, пели песни, плясали, играли в весёлые игры. Вот и мы собрались сегодня с вами на наш праздник, а назвали мы его – Луковые посиделки.  Этот праздник начинается с 21 сентября и длится целую неделю. Это луковая неделя, отмечаемая хождением в гости, широким хлебосольством. В это время начинают собирать лук с гряд. Чем урожайнее лето, тем продолжительнее праздник. Лук, конечно, любят все. Древние египтяне, когда строили пирамиды, записали на них, сколько рабочие съели лука. Он придавал строителям силу и здоровье. «Лук – от семи недуг!» - говорит русская пословица. Сейчас мы готовим из лука и салаты, и щи, и пироги. Горьковатый вкус лука знаком каждому. Практически ни одно блюдо не обходится без лука. Но на нашем празднике будет главным не только лук, но и другие овощи, которые не менее полезны.

А на празднике нашем будут соревноваться две команды, и я приглашаю их занять свои почётные места, а Вас, дорогие зрители, прошу поприветствовать наших участников. Выходят под музыку команды:

  1. «Листопаднички».
  2. «Помидорчики».

Ведущий.

Итак, начинаем! И первый конкурс называется «Соберём урожай». Вам необходимо рассортировать овощи и фрукты. Каждая команда получает ящик с овощами и фруктами. Нужно разложить их в две корзинки – овощи и фрукты.

Звучит музыка.

Ведущий. А вот никто из вас, наверное, не догадывается, что по луку можно узнать, какая будет зима? Если много одежек на луковицах – быть зиме холодной. Давайте разрежем несколько луковиц и посмотрим на луковые одежки.

Ведущий. Вот сколько о луке мы узнали полезного. А как красиво бабушка Лукерья украсила избу к луковому празднику! Но не только внутри и не только на праздники  всегда украшали свое жилище. Делали это и снаружи. Каким образом?

Ученики. Деревянной резьбой украшали ставни, наличники окон и дверей, причелины, конек кровли.

Ведущий. Из какого материала строилась русская изба и почему?

Ученики. Изба строилась из дерева, так как это очень теплый материал. А наша страна богата лесом. Избы были высокие, в два этажа. Нижний этаж – подклеть – защищает от сырости, холода, наводнений.  В домах обязательно деревянные полы, на чердаках песок: все для тепла.

Ведущий. А вот наш лучок, о котором мы сегодня так много говорили, и в строительство избы внес изменения в отдельных областях. Мал лук-лучок, а история и родословная у него большая. Давайте послушаем об этом рассказы.

  1-й скоморох. Пожалуй, нигде в старину не увлекались луком так, как в нижегородском селе Кичанзино под Арзамасом. Занялись его посадкой там от нужды – земли было у крестьян слишком мало. Лук давал большой доход. Каждая луковица была до полукилограмма весом.

2-й скоморох. Слава арзамасского лука разошлась далеко от Нижнего Новгорода. «Луковники» выезжали с товаром в соседние  губернии – Пензенскую и Тамбовскую. В наших  краях лук считался первейшим деликатесом. Его подавали  на десерт на всех праздниках и приемах, а в особенности на свадьбах. Новобрачные и гости после чая хрустели «репкой».

1-й скоморох: Вскоре и в нашей Пензенской губернии появилась своя луковая столица. Ею стало село Бессоновка. Бессоновцы стали строить специальные избы – в три этажа, высотою метров до девяти. Настоящие небоскребы! Средний, второй этаж занимали сами, на первом хранили «репку», третий отводили под мелкий лучок-первогодок. Его называли севок. Это село до сих пор славится своим замечательным урожаем лука. (Показ слайда)

 2-й скоморох: А в селе Мячкове под Коломной, что на Оке, огородники вывели гигантский сорт лука. «Репка» вырастала величиной с блюдце, 13 см. в поперечнике. Мячковский лук оказался так хорош, что им снабжали не только Москву, но и далекий Париж. Сто лет парижане лакомились подмосковным луком. Закупали российский лук Англия, Германия, Скандинавские страны.

Ведущий. Посмотрите, какими были избы у крестьян-луковников (показ слайдов).

Ведущий.  Во время лукового праздника играли в игру «Вареная репка». Для этого нужно было два игрока, которые становились друг против друга на поставленные под них чурки. Игроки брали обеими руками концы жгута или веревки. Наблюдающие пели:

 Вареная репка,

Держись крепко!

 Кто обрывается,

 Тому достанется!

 Каждый тянет жгут к себе, стараясь столкнуть другого с чурок. Проиграет тот, кто потеряет равновесие и коснется земли.

Давайте и мы поиграем. Несколько желающих играют в игру.

  1-ый скоморох.  Ой, ребята, тише, тише,

                              Что-то странное я слышу

                              Еще гость один спешит

                              И как будто бы шуршит…

Выходит мальчик в спортивном костюме, на голове шапочка в виде желудя, в руках корзина с шишками, желудями, каштанами.

Шуршик.   Меня к вам направила Осень,

                     Просила доставить она

                     Загадки, подарки и скоро

                      Надеется быть здесь сама!

2-ой скоморох. Корзину с подарками видим,

                           А кто же ты сам – то такой?

                           Поверь, мы тебя не обидим,

                          Как звать тебя, гость дорогой?

Шуршик:         Ш - ШУР - Ш - ШИК!

1-ый скоморох:   Какое странное имя!

                              Впервые слышу…

Шуршик:      На самой крепкой ветке дуба

                         Я в тесном жёлуде сидел,

                         Пришла пора – и я оттуда

                          На кучу листьев полетел.

                         Я по листве осенней мчался,

                          И каждый листик мне шуршал,

                           И старый дуб до слёз смеялся

                           И шуршиком меня назвал.

                          Вот с тех пор, как только Осень

                           Приходит в парки и леса,

                           Меня шуршать листвою просит,

                           Чтоб слышать листьев голоса.

2-ой скоморох:     Вот теперь понятно, почему тебя так зовут. А ты знаешь, Шуршик, что Осень прислала в этой корзине?

Шуршик:          Конечно!

                          Там загадки не простые,

                          Там загадки - как живые!

                          Отгадаете загадку –

                          Вмиг увидите отгадку!

Ведущий. А я хочу объявить конкурс литературный. Загадки сейчас загадаем, а загадки не простые – все о вкусном, полезном и лечебном.

- О чём будут наши загадки? Конечно же, об овощах и фруктах!

Ведущая обращает внимание на выставку фруктов и овощей.

Шуршик загадывает загадки:

  • Орехи в земле, листья на земле. (Картофель.)
  • Над землёй трава, под землёй алая голова. (Свёкла.)
  • Красная девица росла в темнице. (Морковь.)
  • Рос ребёнок – не знал пелёнок, стал стариком – сто пелёнок на нём. (Капуста.)
  • Сидит баба на грядках – вся в заплатках, кто заплатку оторвёт, тот заплачет и уйдёт. (Лук.)
  • Лежит Егор под межой, накрыт зелёной фатой. (Огурец.)
  • Растёт на грядке зелёная ветка, а на ней – красные детки. (Помидор.)
  • Сидит Федосья, распустивши волосья. (Лук.)
  • Кругла, да не луна, с хвостом, да не мышь. (Репа.)
  • Стоит  девица на грядке, вся в заплатках, кто взглянет, всяк заплачет. (лук)
  • Что добро и в бою, и во щах? (лук)
  •  Все меня любят, а как раздевать – слезы проливать. (лук)
  • Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу. (лук)

Ведущий. Внимание! Сейчас проводим игру не простую.

    Проводится игра – эстафета «Осенний листопад» под весёлую музыку.

Каждая команда на своих листах ватмана выстраивает из листьев слово – «Осень».

                             Во время игры звучит музыка

Демонстрируются слайды, на которых изображены картины осени. Входит осень.

Ведущий. Какие молодцы! Как здорово! Какой необычный букет вы собрали! Его можно не только рассмотреть, но и прочитать. Давайте вместе прочитаем!

Осень.

Спасибо, ребята за щедрый подарок,
Как видно, вы в школе учились не даром!
Красивые можете сложить букеты,
Которые можно ещё и читать!

Ведущий. Ну что, ребята, готовы работать дальше? Дружно вы на старт вставайте, конкурс, следующий нас ждёт.

Осень.

Всё поспело в огороде,
Щедрый будет урожай!
Здесь для всех найдётся дело,
Не ленись да собирай!

                                      Проводится конкурс «Весёлый огородник».

На расстоянии 5 м от каждой команды располагается обруч. В нём лежат 10 луковиц. Урожай лука нужно перенести в корзину. Игроки каждой команды разбиваются на пары. Каждой команде выдаётся ракетка для бадминтона и корзинка. Один игрок держит ракетку за ручку, другой за овальный край. По сигналу первая пара от каждой команды приставным шагом двигается к грядке-обручу. Берут лук из грядки, кладут на ракетку и возвращаются к команде. Кладут луковицу в корзину и передают эстафету другой паре.

Ведущий. Молодцы, ребята, хорошо поработали на огороде. Поаплодируем друг другу.

Ведущий. А сейчас будем петь песни об осени и богатом урожае.

                    Гости встают полукругом и поют песню «Урожайная».

Ведущий.

Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград – 
Всё поспело для ребят!

Ведущий. Следующий конкурс называется «Дружные садовники».

Перед вами яблони стоят.(Роли яблонь исполняют родители). От каждой команды  вызывается по три человека.  Необходимо как можно быстрее съесть яблоко без рук.

                                  Во время конкурса звучит музыка.

Ведущая: Народная пословица говорит: «Лук от семи недуг». Ребята, а вы, знаете от каких болезней, помогает лук? (Ответы детей)

Ведущая. Об этом нам расскажет заведующая ФАП Журавкова Н.М.( выступление Журавковой Н.М.)

Осень.

Дружно мы с вами сегодня играли – 
Овощи, фрукты, грибы собирали.
Делу время, а потехе час,
На танец весёлый приглашаем мы вас!
В круг, ребята, все вставайте,
Всё за нами повторяйте!

Массовый танец «Листик, листик листопад».

Все встают в большой круг. Осень и ведущий в центре круга. Все двигаются под весёлую музыку, повторяют движения за Осенью и ведущим.

2-ой скоморох:     Собирают осенью урожай плодов

                               Много людям радости

                               После всех трудов.

                               И мы тебя встречаем богатым урожаем.

Входят дети-овощи. На голове короны с изображением овощей.

Осень.             Урожай у вас хорош,

                         Уродился густо.

                         И морковка, и картошка,

                         Белая капуста.

                         Баклажаны синие,

                         Красный помидор

                         Затевают длинный

                         И серьезный спор:

Заходит Почтальон Печкин.

Почтальон Печкин.

Здравствуйте, я – почтальон! Всем ребятам я знаком.

 Ах, как весело сейчас! Вот посылочка для вас.

Вы посылку принимайте да скорее отвечайте:

Что тут делаете?  Дети отвечают

Ведущая.

Наши ребята знают, что во двор пришла красавица осень, позолотила все деревья в округе. Недаром осень называют золотой порой, а еще в народе говорят: «Красна весна цветами, а осень плодами». Овощи: картофель, капусту, свеклу, морковь, лук – собирают и складывают на хранение. Консервируют. Немного позже хозяйки заквашивают капусту. И румяные спелые яблочки мочат, делают из них компоты. Мы, как и вся природа, нарядились и пришли на праздник.

Почтальон Печкин.

Я тоже очень люблю веселиться, но сейчас у меня много работы. Письма надо адресатам разнести да посылочки отправить по пути. Так что мне уже пора, до свиданья детвора!

Почтальон. Отдает посылку ведущей, уходит. Ведущий читает телеграмму:

Нас сложили очень густо, не дави же так, капуста.

 Ты толста и так кругла, ты на спинку мне легла.

Не толкайся ты картошка, вправо откатись немножко.

 Я – малышка чесночок, не давите мне на бок!

Ведущая.

Ребята, что же это происходит? Овощи в посылке все перессорились. Вы что-нибудь понимаете?  Дети отвечают.

Я тоже ничего не понимаю. Давайте – ка попробуем разобраться во всем, а для этого нам надо положить овощи за волшебную ширму и сказать волшебные слова:

 Овощи нам покажитесь,

Что случилось, расскажите?

Кукольный спектакль «Спор овощей»

Ведущий.

Сколько разных овощей спорят: кто кого важней?

Морковь.

Главный овощ я – морковка!

В ротик прыгаю я ловко!

 Содержу я витамин, очень нужный каротин.

Чеснок.

Не хвались ты каротином, я от гриппа и ангины,

 От простуды, разной хвори, съешь меня – не будет боли!

Свекла.

Чесноку не верьте, дети, самый горький он на свете.

 Я – свеколка, просто диво, так румяна и красива!

Будешь свеколкой питаться, кровь вся будет очищаться.

Морковь.

Очищается вся кровь! Главный овощ я – морковь!

 Вот и огурец-пострел к нам нежданно подоспел.

Огурец.

Что? Огурчик вам не нужен? Без него ну что за ужин?

 Ив рассольник, и в салат, огуречку каждый рад!

Капуста.

Я – капуста, всех толщей! Без меня не будет щей.

 Борщ, салат и винегрет любят кушать на обед.

 И при том учтите, дети, главный овощ я в диете!

Лук.

Я – горький лук, меня боятся все вокруг.

Кто меня раздевает, тот слезы проливает.

 Но витаминов у меня не счесть, все что захочешь в луке есть.

 Редиска.

 Я – вкуснейшая редиска, театральная артистка.

Помидор.

Вы кончайте глупый спор, всех главнее – помидор!

Раскрасавец хоть куда, я не овощ, я звезда!

Ведущая.

Видно, этот спор никогда не кончится. (обращается к помидору). Звезд нам и так достаточно. Куда ни поглядишь, везде звезды! (Обращается к детям). Надо нам, ребята, овощи помирить.

Осень:                Спор давно  кончать  пора,

                            Спорить бесполезно!

                            Чтоб здоровым, сильным быть,

                            Надо овощи любить

                            Все без исключенья,

                            В этом нет сомненья.

                            В каждом польза есть и вкус,

                            И решить я не берусь:

                            Кто из вас вкуснее,

                            Кто из вас нужнее!

Ведущая.

Так вот в каждом овоще много витаминов, и каждый из них полезен для вашего организма. Без свеклы невкусным будет борщ. Без капусты не получится щей. А как же мы проживем без горохового супа? Теперь мы сможем помирить овощи, которые прислали нам в посылке?

Ведущий.

За руки мы все возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!

Осень.

Потрудились вы на славу!
Победили все по праву!
Похвал достойны и награды,
И мы призы вручить вам рады!

Ведущий. Вот и подошёл к концу наш праздник. А закончить я хочу его следующими словами:

Жил человек пещерный в дебрях седых времён.
Ел лишь сырое мясо в мрачной пещере он.
Но вот однажды зверя к ужину не добыл
И по причине этой голоден очень был.
Стал он жевать коренья, листья, траву жевать.
Ведь неприятно как-то лечь, не поевши, спать.
Минули уж столетья с тех давних забытых пор,
И с нами овощи повсеместно соседствуют до сих пор.
И полезны, и вкусны – ешьте все овощи от души!

Хозяйка бабушка Лукерья. Понравилось ли вам, гости наши, в нашей деревне? Но пора прощаться.

Ведущий. Спасибо вам, бабушка Лукерья и дедушка Лука Лукич, за праздник! До свидания! А вы, ребята, не забывайте о луковой неделе в сентябре месяце, ведь можно устроить в это время веселые луковые посиделки. Ну и в заключении слово жюри, которое подведёт окончательный итог и вручит подарки.

 А сейчас всех приглашаем на чай.

                       Песня «Осень постучалась к нам»

Участие родителей в реализации конкурсной работы

  1. Родители принимают активное участие в оформление классной комнаты к празднику.
  2. Шьют костюмы.
  3. Участвуют в конкурсной программе «Дружные садовники», помогают отгадывать загадки.

Оценка эффективности конкурсной работы

-Эффективность мероприятия позволяет повысить формирование полезных навыков и привычек, связанных с правильным питанием, с употреблением полезных продуктов.

-Развитие у школьников вести  здоровый образ жизни, используя необходимые продукты питания, сознательной охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей, овладение необходимыми для этого практическими навыками и умениями.

-Эффективность воспитательной работы учителя  во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку.

-Знания, умения и навыки оздоровительного характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Информационные источники, используемые при подготовке конкурсной работы.

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ООО  «Нестле Россия, 2012,72с.

4. Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с

5.Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с

6. Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с

1. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998

2. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997

3. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987

4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Новогодние посиделки"

В этом сценарии использовала русский фольклор....

«Посиделки в русской горнице» (внеклассное мероприятие)

Деревенская изба с русской печкой, сундуками, столами, лавками и домашней утварью. На полу домотканые половики. В горнице находятся хозяин с хозяйкой. Цели :1.Расширить кругозор детей об истории ...

Внеклассное мероприятие с учащимися начальных классов. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»

Чтобы познакомить и заинтересовать учащихся с традициями  обычаями русского народа подготовили фольклорный вечер "Деревенские посиделки"В сценарии праздника использовали народные пословицы, погов...

Внеклассное мероприятие "Посиделки у самовара"

Данное мероприятие знакомит учащихся с историей появления чая в России, с правилами приема гостей, традициями русского чаепития, сервировкой стола и угощениями на чаепитии....

внеклассное мероприятие "Посиделки у самовара"

Подборка стихов, песен по теме...

Внеклассное занятие "Посиделки"

Цель: создание условий для формирования творческой активности через изучение народного творчества.Задачи: способствовать развитию познавательного интереса к устному народному творчеству. Закрепить зна...

Внеклассное мероприятие "Посиделки с осенними именинниками"для учащихся 1-4 класса

Как провести день именинника в школе? Много разных интересных способов! Мы опробовали форму  давно забытых и так любимых посиделок! Взрослые и дети с удовольствием готовились к этому празднику, с...