Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС.
статья по зож (4 класс)

Тангиева Фатима Яхьяевна

Здоровьесберегающие технологии- это программы и методы, которые  направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представление о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС.

 Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов".

                                                          В.А. Сухомлинский.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии  (ЗОТ)?   Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение ." Это совокупность форм и приёмов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребёнка и педагога".

Здоровьесберегающие образовательные технологии  - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представление о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология - это

● условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность обучения и воспитания);

●рациональная организация учебного процесса  в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями) ;

●соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;

●необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

 Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель- сохранение и укрепление здоровья детей, ведь только здоровый ученик - успешный ученик. Любое болезненное состояние (физическое или психическое) резко снижает эффективность обучения.  

Все здоровьесберегающие технологии, которые мы применяем в начальной школе, можно разделить на три основные группы:

1) технологии, которые обеспечивают соблюдение гигиенических требований;

2)технологии оптимальной организации учебного процесса;

3) разнообразие психолого - педагогические технологии. используемые педагогами.

1 группа технологий предполагают соблюдение требований СанПин. Во всех кабинетах используется цветовая гамма , которая способствует нормализации эмоционального состояния детей. К сожалению не во всех классах соблюдается питьевой режим, не все школы оснащены ноутбуками и мультимедийными проекторами. Так, во всех классах учителя следят за освещением и подают заявки на замену ламп. В нашей школе соблюдаются санитарные требования к ним и выполняют работу продолжительностью и периодичностью. В 1-2 классах - 15 минут. в 3 -4 классах - 20 минут. После работы с ТСО каждый учитель выполняет комплекс упражнений для профилактики утомления глаз.

2 группа - технология оптимальной организации учебного процесса.

На каждом уроке используем разнообразный материал, чтобы заинтересовать ребёнка. Это различные виды деятельности : работа в группах, взаимопроверка, музыкальные физминутки, наглядные пособия, самостоятельная работа, частая смена видов деятельности. Большое значение имеет для здоровья психологический климат на уроке и стиль общения : доброжелательный, в стиле сотрудничества.

3 группа технологий - разнообразные психолого - педагогические технологии на уроках и во внеурочной деятельности.

Используются технологии личностно- ориентированного обучения. Здесь применяем различные проекты. Игровые технологии вызывают положительные эмоции, мотивацию к изучению предмета.

Обеспечение санитарно- гигиенических условий :

● достаточное освещение классов;

●предпочтение тона окраски стен кабинетов - зелёные. жёлто- зелёные, зеленовато - голубые;

● соблюдение температурного и воздушного режимов;

● разумное помещение комнатных растений;

● правильная величина парт и стульев;

● соблюдение режима дня.

 Виды технологий, используемых в воспитательно - образовательном процессе.

●утренняя гимнастика;

● подвижные и спортивные игры;

● гимнастика корректирующая;

● дыхательная гимнастика;

● гимнастика для глаз;

● релаксация;

● пальчиковая гимнастика;

● динамическая пауза;

● самомассаж;

● смена видов деятельности;

● точечный массаж

Гимнастика для глаз помогает снять физическую и психоэмоциональную напряжённость.

● тренировать вестибулярный аппарат;

● развивать зрительную координацию;

● укреплять глазные мышцы;

● развивать зоркость и внимательность;

● улучшить зрение.

Реализуются здоровьесберегающие технологии и во внеклассной работе :

● праздники здоровья

● конкурсы рисунков;

● весёлые старты;

● классные часы;

● родительские собрания;

● экскурсии , походы

Самое важное - это обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищённости, которые позволяют учиться с удовольствием. К  здоровьесберегающим технологиям относят и  активное участие родителей , медицинских работников на классных часах. Все перечисленное - это лишь самые популярные и общедоступные  здоровьесберегающие технологии, который может использовать учитель.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. С нынешними требованиями ФГОС самым важным поставлено общее здоровье: физическое , психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И задача учителя не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физминутки. По ФГОС важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. Подход к сохранению здоровья ребёнка и обеспечение его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Наша школа участвует в Федеральном проекте " Разговор о правильном питании". У каждого ученика есть рабочие тетради. В неделю один раз проводятся такие занятия. У учителя есть рабочая программа, на которую опирается учитель. Дети создают интересные проекты о правильном и здоровом питании. Среди них можно выделить такие проекты как " Если хочешь быть здоров!"

" Как сохранить зрение?

" Полезные и вредные привычки".

" В здоровом теле здоровый дух!"

" Витамины  - наши друзья".

" Личная гигиена".

" Формула правильного питания"и др.

В систему воспитательной работы включён раздел физкультурно - оздоровительная работа. В этом разделе мероприятия , направленные на формирование физических способностей детей, ценности здоровья и здорового образа жизни. В нашей школе периодически проводятся "Весёлые старты". Дети очень любят такие занятия и с удовольствием принимают активное участие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.

Статья о проектной и исследовательской деятельности учащихся начальных классов...

Развитие одарённости у учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС 2 поколения

В докладе ставятся задачи развития одарённости детей младшего школьного возраста, а также ожидаемые результаты развития одарённости  в рамках реализации ФГОС нового поколения. В докладе гово...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Выступление (текст и презентация) на методическом объединении учителей начальных классов...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности, пропаганда здорового образа жизни, ...

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

Презентация по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

Презентация по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО", 11 слайдов с иллюстрациями...