Главные вкладки

    Программа курса внеурочной деятельности «Формирование экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни»
    рабочая программа по зож (3 класс)

    Светлана Владимировна Разумова

    Приоритет  программы по экологическому и здоровьесберегающему воспитанию неслышащих обучающихся как социального направления  в системе внеурочной деятельности  образовательной организации объясняется  необходимостью  компенсации  ограниченности и искаженности представлений неслышащих детей в области экологической культуры и здоровьесбережения, обусловленными  состоянием слуховой депривации. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_formirovaniya_ekologicheskoy_kultury.doc99.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа

    курса внеурочной деятельности

    «Формирование экологической культуры и здорового

    и безопасного образа жизни»

    Пояснительная записка

    Программа курса «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного  образа жизни обучающихся» — это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения младших школьников, обеспечивающих

    • гуманизацию отношений неслышащего обучающегося  и окружающей его природы,
    • потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения,
    •  внимательное и бережное отношение к своему здоровью,
    • осознание ценности здоровья как одного из  составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования глухих детей.

    Программа курса «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного  образа жизни обучающихся» носит  пропедевтический характер,  разработана в рамках реализации учебного плана КГБОУ ШИ 1 и  адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования глухих детей (раздел 3.2 «Другие  направления внеурочной деятельности»).

    Приоритет  программы по экологическому и здоровьесберегающему воспитанию неслышащих обучающихся как социального направления  в системе внеурочной деятельности  образовательной организации объясняется  необходимостью  компенсации  ограниченности и искаженности представлений неслышащих детей в области экологической культуры и здоровьесбережения, обусловленными  состоянием слуховой депривации.  

    Содержанием экологического воспитания детей с нарушением слуха являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, заповедная природная зона, планета Земля, экологическое сознание. Экологическое воспитание  младших школьников с нарушением слуха обеспечивает развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Комплексный подход в формировании экологической культуры младших школьников обеспечивает сочетание урочной и внеурочной деятельности.
    Сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, внедрение в педагогическую практику инновационных здоровьесберегающих  и здоровьеформирующих  педагогических технологий является актуальной задачей современной школы, в том числе и коррекционной.  Особое внимание уделяется   формированию  знаний, установок, личностных ценностей  и  норм поведения младших школьников,  обеспечивающих сохранение  и  укрепление физического  и  психического здоровья как одного из ценностных составляющих.
    Программа формирования экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования  глухих детей сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
    •    неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
    •    факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые      приводят к     дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
    •    чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
    •    активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
    •    особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей, в том числе и неслышащих,  опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

    Цель курса: формирование   основ экологической культуры,  здорового и безопасного образа жизни неслышащего ребенка, адаптация его к жизни в социуме.
    Задачи курса:  формирования  экологической культуры  и культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

    • формировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
    • формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
    • формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие  умения поведения в экстремальных ситуациях;
    • воспитывать  экологически  целесообразное поведение как показателя духовного развития личности;
    • формировать   экологическое  мышление и  экологическую   культуру  неслышащих обучающихся;
    • формировать потребность заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни;
    •  научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
    • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.

    В рамках реализации ФГОС НОО детей с ОВЗ на основе системно-деятельностного подхода  как основополагающего   в обучении неслышащих детей современная сурдопедагогическая наука    предлагает следующие принципы воспитание экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников:

    1. Принцип системного подхода
    • Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с нравственностью ребёнка.
    • Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.
    1. Принцип деятельностного подхода

    Культура в области ЗОЖ осваивается детьми в процессе совместной деятельности, в том числе и с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

    Роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребёнка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству.

    3.Принцип «Не навреди!»

    Этот принцип предусматривает использование в работе только безопасных приёмов оздоровления обучающихся, научно признанных и апробированных опытом и официально признанных.

    4.Принцип гуманизма.

    В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. Приоритетным направлением должно стать формирование нравственных качеств ребёнка, которые являются фундаментом здоровья. Необходимо развивать в нём доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремлённость, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

    Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребёнок свободен от чувства тревоги и страха, живёт с уверенностью в своей защищённости и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребёнка формировалась чувства уважения и любви к самому себе (но не эгоизма), настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.

    Место курса

     «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного  образа жизни» в учебном процессе

    Развивающий курс «Формирование экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни» является частью социального  направления внеурочной деятельности неслышащих обучающихся.

    Всего на изучение программы  курса внеурочной деятельности «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного  образа жизни» выделяется 135 часов в год, 540 часов  за весь период обучения на ступени начального общего образования. Занятия проводятся в соответствии с расписанием внеурочной деятельности и требованиями СанПин к объему учебной нагрузки обучающихся.

    1 класс  - 1 час в неделю (33 учебные недели, 33 час.)

    2 класс –  1 час в неделю (34 учебные недели, 34 час.)

    3 класс-   1 час в неделю (34 учебные недели, 34 час.)

    4 класс – 1 час в неделю (34 учебные недели, 34 час.)

    .

    Ценностные ориентиры курса «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного  образа жизни».

    Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций;

    Приобщение  к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

    Ориентация  в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание;

    Развитие  познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о своем здоровье; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования, формированием интеллектуальных умений.

    Овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными.

    Формирование  у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам.

    1 класс (33 час.)

    Тематическое содержание по направлению

    «Экологическая культура»

    Наши добрые дела по охране природы – работа на садовом участке. Польза комнатных растений для нашего класса. Поможем птицам не замерзнуть в морозы. Не разрушай птичьи гнезда! Подарки осени для моей семьи. Правила противопожарной безопасности во время посещения леса. Весенние заботы и радости.

    Тематическое содержание по направлению

    «Здоровый и безопасный образ жизни»»

    Если хочешь быть здоров….  Мои друзья – солнце, воздух и вода. Правила здорового образа жизни. Правила безопасного поведения на прогулке. Гигиена тела. Чистота – залог здоровья. Береги свои зубы. Берегите свой слух. Руки чистые, лицо умыто, всем приятного аппетита. Режим труда и отдыха . Я умею, я могу, сам себе я помогу (навыки самообслуживания). Зачем нам нужно быть здоровым? Польза от прогулок. Спорт в моей жизни Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью. Зачем нужен свежий воздух? Где найти витамины весной? И снова все о витаминах: «Витаминная радуга». Правильное питание школьников – залог здоровья.

    2 класс (34 час.)

            Тематическое содержание по направлению

    «Экологическая культура»

    Наши добрые дела по охране природы.        Столовая для зимующих птиц Вода – драгоценность для человека. Посев цветов. Зацвела верба        . Знакомство с Красной книгой. Растения и животные Хабаровского края. Лесной доктор Айболит. Подготовка грядки к высадке растений. Волк- лесной санитар.  Первоцветы, занесенные в Красную книгу.         Украсим школьный двор (посадка цветов на пришкольной клумбе) . Работа на пришкольном участке. Посадка тюльпанов. Трудовой десант

    Тематическое содержание по направлению

    «Здоровый и безопасный образ жизни»»

    Внутренние органы человека. Правила личной гигиены. Правила организации учебного труда дома и в школе.Мы за здоровый образ жизни.Мальчик и девочка - мы разные. Основные способы закаливания. Спорт в моей жизни, в моей семье. Правила безопасного поведения возле школы, дома (осторожно гололед). Чтобы глаза видели, чтобы уши слышали. Профилактика простудных заболеваний. Одежда по сезону. Урок Айболита «Откуда берутся болезни». Сон для здоровья человек. Зимние забавы                

    Витамины вокруг нас. Овощной салат- кладовая витаминов.                

    Первая помощь при обморожении. Правила безопасности на воде. Правила безопасности на детской площадке. Правила безопасности дома                

    3 класс

            Тематическое содержание по направлению

    «Экологическая культура»

            «Лес  - наше богатство ! Береги его. Отлет птиц в теплые края. Подкормка птиц. Водоемы Хабаровского края. Понятие об экологических и природных  катаклизмах.   Как заботиться о молодых деревьях (о высаженных деревьях). Как живут зимой разные животные. Что мы получаем от растений поля. Витамины в моей жизни. Как вырастить  и сберечь новые растения. Как помочь деревьям весной от вредителей. Береги лес от пожара!

            Тематическое содержание по направлению

    «Здоровый и безопасный образ жизни»»

    Правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ушибах, ожогах, укусах насекомых. Безопасность пешеходов при движении по дорогам        . Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Меры безопасности при пользовании газовыми приборами в домашних условиях. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях, создающих угрозу жизни. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Профилактика кишечных заболеваний. Профилактика эмоциональных стрессов (обидчивость, страх, раздражительность). «Осторожно, гололед»        . Одежда по сезону. Правила безопасного поведения, в лесу, понятие об ориентировке на местности. Озеро, пруд, река. Безопасное поведение на воде. Здоровое питание и здоровая пища. Пришла весна, стал день длиннее. Экономия электричества. Правила безопасности на воде. Правила безопасности на детской площадке. Правила безопасности дома        . Правила безопасности на дороге                

    4 класс (43 час.)

            Тематическое содержание по направлению

    «Экологическая культура»

            «Азбука юного гражданина». Закон об охране природы. Проект «Капелька». Животные в нашей семье. Звери, птицы, лес…Сбережем природу! Лекарственные растения. По заповедникам Хабаровского края.                        

    Тематическое содержание по направлению

    «Здоровый и безопасный образ жизни

    Главные правила здорового образа жизни. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Правила гигиены. Режим труда и отдыха. Физкультура и спорт. Спорт в моей жизни. Роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета. Быть здоровым – это здорово. Береги здоровье смолоду.         Первая помощь при переломах и порезах Вредные привычки. Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика наркомании.. Кинолекторий «Будущее страны»                

    Планируемые результаты реализации курса

     «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного  образа жизни»

    Результаты первого уровня: приобретение неслышащими обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, т.е. приобретение ими представлений

    • об экологии как окружающей человека биологической сфере;
    • об общечеловеческих экологических и здоровьесберегающих  ценностях и нормах;
    • о взаимосвязи  экологии и здоровьесбережения;
    • о правилах конструктивной  групповой работы по разработке проектов, коллективной творческой деятельности в сфере экологической культуры и ЗОЖ.

    Результаты второго уровня:  

    • формирование у неслышащих обучающихся позитивного отношения  к базовым экологическим  и здоровьесберегающим ценностям, принятым в обществе;
    • развитие ценностного отношения к родной природе, культуре обращения с ней;
    • развитие ценностного отношения к собственному здоровью и внутреннему миру.

    Результаты третьего уровня :

    • приобретение неслышащими обучающимися  опыта самостоятельных  социальных действий в самоорганизации своего поведения в сфере экокультуры и ЗОЖ.

    Личностные результаты

    Сформированность у обучающегося

    • представлений об основах экологической культуры на примере сообразного поведения в быту и на природе, безопасного для человека и окружающей среды;
    • познавательного интереса и бережного отношения к природе;
    • потребности в занятиях физической культурой и спортом;
    • соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
    • личных установок  на здоровое питание;
    • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умении адекватно оценивать свои силы)

    Метапредметные результаты

    • Понимание элементарных причинно-следственных связей между явлениями природы, умение объяснять их, использовать в целях собственного здоровьесбережения;
    • Наличие представлений об опасности некоторых погодных явлений для человека и использование их  на уровне умения в  собственном здоровьесбережении;
    • Осознание ценности человеческой жизни и здоровья как фактора негативного отношения к вредным привычкам;
    • Осознание целостности окружающего мира, практическое освоение и применение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

    ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни....

    Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

     Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни разработана как часть раздела "Содержательный"  основной образовательной программы начальной школы...

    ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм пов...

    Внеурочная деятельность в начальной школе по ФГОС (план мероприятий по экологической культуре, здоровому и безопасному образу жизни).

    Данная разработка содержит план мероприятий по экологической культуре, здоровому и безопасному образу жизни в начальной школе....

    Программа дистанционного курса внеурочной деятельности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » для младших школьников.

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров ...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Этикет и культура общения"

    Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжел...

    Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Здоровым быть - здорово жить!"

    Известно, что состояние здоровья ребёнка зависит от образа жизни, значительную часть которой он проводит в школе. Поэтому программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасног...