Программа "Учусь сохранять здоровье"
методическая разработка по зож

Бровкина Светлана Евгеньевна

Материал предназначен для организации внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchus_sohranyat_zdorove.docx56.9 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

УЧУСЬ СОХРАНЯТЬ ЗДОРОВЬЕ

название предмета

Уровень обучения: начальное общее образование

Классы: 1-4

Срок реализации программы: 4 года

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.

Учебный курс «Уроки здоровья» и тематическое планирование к нему разработаны в рамках программы «Здоровье и образование» в лаборатории Нижегородского института образования. Авторы – составители: О.С.Гладышева (кандидат билогических наук, зав. Лабораторией проблем здоровья в образовании НИРО), И.Ю. Абросимова (старший научный сотрудник лаборатории). Предусмотренные данной программой занятия проводятся для детей начальной школы 7-11 лет. Программа рассчитана на 4 года.

Данная программа реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. и соответствует образовательной программе начального общего образования школы,

Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлены состоянием здоровья школьников и теми масштабными задачами в решении этой проблемы, которые ставятся в Концепции новых федеральных образовательных стандартов. Тем самым, программа создаёт условия способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Программа призвана вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» направлена на достижение общих целей воспитания младших школьников - формирование в процессе внеурочной деятельности мировоззренческо-ценностных ориентиров на здоровье, здоровый образ жизни и устойчивые модели поведения в природной и социальной среде. Этому способствует интегрированность содержания программы, его преемственность с основными учебными дисциплинами начальной школы, а также использование при проведении занятий деятельностного подхода, что и позволяет осуществлять новую образовательную парадигму, способствующую накоплению у учащихся «эмпирического опыта» в вопросах здоровья и здорового и безопасного образа жизни, который будет востребован ими в дальнейшей жизни и относится к категории общей культуры здоровья.

Курс позволяет заниматься профилактикой безопасного поведения школьников., знакомить с основами здорового образа жизни, формировать устойчивые модели соответствующего поведения в природной и социальной среде. Необходимость такого курса очевидна и подтверждается потребностями современной жизни: удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой всё чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» предполагает организацию занятий на основе диалогического общения учителя и ученика, чему способствуют современные педагогические технологии.

Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся. Предполагается как проведение регулярных аудиторных занятий познавательно-воспитательного характера, так и организация внеаудиторных мероприятий (экскурсии, прогулки на свежем воздухе, и т.п.) Данный вид организации занятий способствует более эффективному усвоению и закреплению материала.

В программе соблюдается преемственность в изучении материала, что позволяет расширить и углубить познания детей по изучаемому направлению.

Общая характеристика программы по внеурочной деятельности

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

добиться потребности выполнения элементарных правил здоровье сбережения.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

• формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

• укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

Описание места программы в учебном плане

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут.

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.

Содержание программы соответствует задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.

Режим проведения занятий: Занятия  носят  научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

навыки дискуссионного общения;

опыты;

игра.

1-й год обучения  1час в неделю (33ч).

2-й год обучения  1 час в неделю (34ч).

3-й год обучения  1час в неделю (34ч).

4-й год обучения  1час в неделю (34ч).

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • проведение опытов;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Программа рассчитана на 4 года: 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 - 4 классах.

Ценностные ориентиры содержания программы по внеурочной деятельности

1.Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития;

2.Оздоровление – не совокупность лечебно- профилактических мер, а форма развития психофизиологических  возможностей детей.

Актуальность и практическая значимость данной программы внеурочной деятельности заключается в создании условий для осуществления воспитания культуры здоровья младших школьников в процессе внеурочной деятельности, как одной из основных базовых национальных ценностей.

Новизна данной программы состоит в отсутствии программ внеурочной деятельности, направленных на оздоровление и здоровьесбережение школьников посредством освоения правил правильного питания. Следует отметить, что реализация программы предполагает обновление форм и методов образовательной деятельности младших школьников. Полученные знания в результате освоения программы необходимы в повседневной жизни, являются интересными и полезными для обучающихся.

В основе реализации данной программы внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход, который предполагает учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения, ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального и поликультурного состава.

Результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья»  является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Уроки здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.     Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах .

Содержание программы.

Содержание занятий направлено на объединение биологического, психического, социального и духовно – нравственного начал в человеке. Интеграция в одном курсе основных направлений трёх предметов («Уроки здоровья», ОБЖ  и естественные дисциплины) позволяет сформировать у учащихся начальных классов представления не только о единой картине окружающего мира, но и о своём месте в нём, единстве с ним, о нормах безопасного поведения, о здоровье и здоровом образе жизни. На занятиях курса используется деятельностный подход  в преподавании. Он позволяет реализовать новую образовательную методику: накопление учениками опыта в вопросах здоровья и безопасности жизни. Курс предлагает широко использовать игровые и проблемные ситуации, элементы тренинговой формы, «мозгового штурма», различных видов групповой работы. В этом контексте стремление ребёнка к здоровью становится естественной потребностью жизни, а не результатом следования целому ряду запретов.

Курс для 1 класса представляют 5 разделов.

Название раздела

Количество часов

Содержание

1.

Я и школа

3

Знакомство с коллективом класса. Расскажи о себе, первоклассник!. Как взаимодействовать и контактировать друг с другом, с учителями в стенах школы. Мои интересы и здоровье.

2.

Что такое здоровье?

8

Здоровье, от чего оно зависит. Основные факторы здоровья  и взаимосвязь. Здоровье тела и души. Здоровье и природа. Здоровье и общество. Образ жизни и здоровье. Болезнь. Какие бывают болезни; причины. Основные правила личной и общественной гигиены.

3.

Мир вокруг и я

10

Как я воспринимаю этот окружающий мир. Мои чувства, как они возникают. Органы зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нервная система, зачем она человеку.  Гигиена зрения, слуха и других органов чувств. Адаптация к условиям природы. Что такое погода, климат. Закаливание организма. Спорт. Игры на свежем воздухе. Как играть на улице, во дворе. Правила безопасности на водоёмах зимой и летом. Как при этом не попасть в беду. Как оказать первую помощь. Как я устроен. Мышцы и скелет. Что такое правильная осанка. Основные внутренние органы. Мой мозг и моя душа. Я – личность. Основные качества личности(эмоции, душевные качества, деловые качества, образованность). Какой я сейчас, каким стану. Мои решения – моя будущая жизнь.

4.

Дыхание и жизнь

8

Дыхание – основное свойство всего живого. Чем мы дышим. Как мы дышим, как дышат животные и растения. Чистый воздух – это здоровье. Режим  и правила дыхания. Как дышат девочки и мальчики. Дыхательные упражнения. Правильно ли мы дышим. Какие опасности угрожают дыханию. Как помочь человеку, если он потерял сознание. Способы искусственного дыхания. Чистый воздух и инфекционные болезни. Почему вредна пыль дома и на улице. Проветривание помещений. Гигиена жилища (влажная уборка). Как сохранять чистый воздух. Лёгкие и чистота.

5.

Хотим быть здоровыми – действуем!

5

Знаешь, как быть здоровым – расскажи своим близким. Помоги другим советом, добрым словом, своими знаниями. Как нужно это делать. Правила общения с товарищами, друзьями, взрослыми. Знакомые и незнакомые люди. Как себя вести среди людей. Стоит ли доверять незнакомым людям. Что такое осторожность. Как вести себя на «Уроках здоровья»

Курс для 2 класса представляют 5 разделов.

Название раздела

Количество часов

Содержание

1.Ещё раз вспомним, что такое здоровье

2

Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым. Правила здоровья. Что такое здоровье и от чего оно зависит.

2. Питание и жизнь

10

Зачем мы едим. Кто и что употребляет в пищу.

Значение питания для человека. Заболевания, обусловленные неправильным питанием. Разнообразие в пище. Почему нужно употреблять разнообразные продукты. Что такое рацион. Основные правила здорового питания: сохранение нормального веса, уменьшенное количество жиров, сахара и соли в пище. Твоё здоровье определяется тем, что ты ешь. Рациональное питание. Гигиена продуктов питания. Свежие и несвежие продукты. Консерванты и здоровье. Ядовитые ягоды и грибы. Пищевые отравления. Признаки пищевого отравления и помощь в экстренных ситуациях.

3. Движение и жизнь

10

Что даёт нам возможность двигаться (мышцы, кости, суставы, нервы, мозг). Что нужно двигательной системе для нормальной работы. Как в организме образуется энергия. Мышцы и тренировка. Утренняя зарядка и другие виды физической активности. Подвижные игры, спорт, физическая культура, физическая работа дома, в саду, на пришкольном участке. Почему это важно. Физическая активность – образ жизни, залог долголетия. Как избежать заболевания двигательной системы. Травмы, переломы, мышечные растяжения. Как оказать первую помощь.

4. Развитие и жизнь

10

Непрерывность жизни. Рождение. Что значит расти и развиваться. Что необходимо маленькому ребёнку, чтобы вырасти здоровым. Питание, окружающая среда, природная и человеческая. Резервы нашего организма. Что нам даётся от рождения. Физические недостатки. Как развить своё тело и душу. Как чувствовать себя комфортно с самим собой, с родителями,  друзьями, учителями, другими людьми. Правила общения. Как правильно разговаривать, задавать вопросы и отвечать на них. Почему мы не любим, когда громко кричат или громко говорят. Какие бывают люди  и чего от них ждать. Какой ты и какие они. Как научиться жить среди людей.

5. Хотим быть здоровыми – действуем

2

Какие знания о здоровье ты считаешь такими важными, что о них должен помнить каждый.

Курс для 3 класса представляют  раздела.

Название раздела

Количество часов

Содержание

1.Ещё раз о  здоровье

2

От чего зависит твоё здоровье. В чём ты можешь помочь себе и другим. Когда надо звать на помощь взрослых. Когда нужно обращаться к врачу.

2.Непрерывность жизни

10

Рождение, жизнь и смерть. Сколько живёт человек. Как продлить молодость. Мужчины и женщины, мальчики и девочки: внешние и внутренние отличия между ними. Как нужно относиться друг к другу. Дружба, любовь, семья. Ты и твоя семья, настоящая и будущая. Твоё отношение к членам семьи: любовь, уважение, доброта, взаимопомощь.

3. Здоровье и общество

18

Что такое общество. Почему люди живут вместе. Твоё оружие: семья, друзья, школа, улица. Доброе и злое среди людей. Как возникают конфликты и как их разрешить. Что такое обида. Что делать, если ты кого – то обидел. Как относиться к обидам, неприятностям, горю, наказанию. Страх и тревога. Как снять напряжение, избавиться от страха.

Что такое самовоспитание. Как правильно принять решение, как предвидеть последствия своих поступков. Ты и взрослые. Всегда ли нужно подражать взрослым. Дурные привычки. Опасности взрослого мира: курение, алкоголь, наркотики, насилие. Как они могут навредить твоему организму, изменить твою личность, общение с друзьями, родителями. Как это может сказаться на твоём будущем.

4. Хотим быть здоровыми – действуем

4

Что ты ценишь в жизни больше всего. Умеешь ли ты владеть своими эмоциями, мыслями, решениями и поступками. Почему это важно. Если ты умеешь, то посоветуй и помоги своим родным и друзьям, просто знакомым.

Курс для 4 класса представляют 6 разделов.

Название раздела

Количество часов

Содержание

1.Познай себя

5

Твои жизненные ценности. Ты и твоё здоровье. От чего зависит твоё здоровье. Что даётся тебе от рождения? Что ты можешь сделать для своего здоровья?

2. Правила общения

5

Почему важно общаться с другими людьми. Общение и здоровье. Основные правила общения с ровесниками, родителями, учителями и другими старшими людьми. Знакомые и незнакомые люди, правила общения. Нужно ли соблюдать осторожность при общении, и в каких ситуациях.

3. Общение и конфликты

8

Что такое конфликты. Почему возникают конфликты между людьми. Кто может стать участником конфликта. Как найти пути разрешения конфликтной ситуации. Посредничество.  Как научиться прощать. Можешь ли ты уступить, пойти на компромисс. Конфликты и здоровье.

4. Здоровье и эмоции

4

Твои чувства, эмоции и здоровье. Положительные и отрицательные эмоции. Оптимизм и пессимизм.  Умеешь ли ты управлять своими эмоциями. Как влияют эмоции на общение с людьми. Эмоции и конфликты.

5. Школа и здоровье

8

Зачем человеку нужна школа. Как научиться учиться. Причины неудач и неуспехов на уроках. Как нужно слушать на уроке. Внимание и память. Правила познания и школьные предметы. Как работать с текстом учебника. Как готовиться к ответу на уроке. Составление планов и опорных конспектов.

6. Знаешь, как быть здоровым, - здоровыми – действуй!

4

Как сделать здоровье главной ценностью в своём поведении, общении, жизни. Как принимать решения и делать выбор в пользу своего здоровья, своих близких и других людей. Что конкретное ты можешь сделать, чтобы быть здоровым. Планируем все вместе.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
  • Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Ожидаемые результаты

освоения программы внеурочной деятельности «Уроки здоровья» 1-4 класс:

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка
  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия
  • воспитание у детей навыков здорового образа жизни

Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для

оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.


Организованная таким образом внеурочная деятельность позволит в полной мере реализовать требования ФГОС НОО.

Календарно-тематическое планирование 1 класс (33 часа) по

внеурочной программе «Уроки здоровья»

Календарно – тематическое планирование.  1 класс.

№ п/п

Дата

Тема

1

Знакомство с коллективом класса. Расскажи о себе, первоклассник!

2

Как взаимодействовать и контактировать друг с другом и с учителем.

3

Правила общения. Мои интересы и здоровье.

4

Здоровье. От чего оно зависит.

5

Основные факторы здоровья и их взаимосвязь. Здоровье тела и души.

6

Здоровье и природа.

7

Здоровье и общество.

8

Образ жизни и здоровье.

9

Нездоровье, или болезнь.

10

Основные правила личной гигиены.

11

Основные правила общественной  гигиены.

12

Как я воспринимаю окружающий мир.

13

Как чувствуют животные. Зачем нужна человеку нервная система.

14

Органы чувств и здоровье.

15

Человек и условия природы.

16

Закаливание организма.

17

Как играть на улице, во дворе безопасно для жизни.

18

Купание. Безопасность во время купания.

19

Я и мой организм.

20

Мой мозг, моя личность.

21

Какой я сейчас, каким стану.

22

Дыхание – основное свойство всего живого. Чем мы дышим.

23

Как мы дышим. Как дышат животные и растения.

24

Чистый воздух – это здоровье. Правила дыхания.

25

Как дышат девочки и мальчики. Дыхательные упражнения.

26

Какие опасности угрожают дыханию?

27

Чистый воздух и инфекционные болезни.

28

Почему вредна пыль дома и на улице?

29

Как сохранить воздух чистым.  Лёгкие и чистота.

30

Знаешь, как быть здоровым, расскажи своим близким.

31

Как прийти на помощь.

32

Правила общения с товарищами, друзьями, взрослыми.

33

Знакомые и незнакомые люди. Правила поведения с незнакомцем.

Календарно – тематическое планирование. 2 класс.

№ п/п

Дата

Тема

1

Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым. Правила здоровья.

2

Что такое здоровье и от чего оно зависит.

3

Зачем мы едим. Кто и что употребляет в пищу.

Значение питания для человека.

4

Заболевания, обусловленные неправильным питанием.

5

Разнообразие в пище. Почему нужно употреблять разнообразные продукты.

6

Что такое рацион. Рациональное питание.

7

Основные правила здорового питания: сохранение нормального веса, уменьшенное количество жиров, сахара и соли в пище.

8

Твоё здоровье определяется тем, что ты ешь.

9

Гигиена продуктов питания. Свежие и несвежие продукты.

10

Консерванты и здоровье.

11

Ядовитые ягоды и грибы. Пищевые отравления.

12

Признаки пищевого отравления и помощь в экстренных ситуациях.

13

Что даёт нам возможность двигаться (мышцы, кости, суставы, нервы, мозг).

14

 Что нужно двигательной системе для нормальной работы.

15

Как в организме образуется энергия.

16

Мышцы и тренировка.

17

Утренняя зарядка и другие виды физической активности.

18

Почему это важно. Подвижные игры, спорт, физическая культура, физическая работа дома, в саду, на пришкольном участке.

19

Подвижные игры, спорт, физическая культура, физическая работа дома, в саду, на пришкольном участке.

20

Физическая активность – образ жизни, залог долголетия.

21

Как избежать заболевания двигательной системы.

22

Травмы, переломы, мышечные растяжения. Как оказать первую помощь.

23

Непрерывность жизни. Рождение. Что значит расти и развиваться.

24

Что необходимо маленькому ребёнку, чтобы вырасти здоровым.

25

Питание, окружающая среда, природная и человеческая.

26

Резервы нашего организма.

27

Что нам даётся от рождения. Физические недостатки.

28

Как развить своё тело и душу. Самосовершенствование.

29

Как чувствовать себя комфортно с самим собой, с родителями,  друзьями, учителями, другими людьми.

30

Правила общения. Как правильно разговаривать, задавать вопросы и отвечать на них.

31

Правила общения. Какие бывают люди  и чего от них ждать.

32

Правила общения. Почему мы не любим, когда громко кричат или громко говорят.

33

Какой ты и какие они. Как научиться жить среди людей.

34

Какие знания о здоровье ты считаешь такими важными, что о них должен помнить каждый. Составляем памятку важных знаний о здоровье.

Календарно-тематическое планирование 3 класс (34 часа)                                                            по внеурочной программе «Учимся сохранять здоровье»

Календарно – тематическое планирование.  3 класс.

№ п/п

Дата

Тема

1

От чего зависит твое здоровье. В чем ты можешь помочь себе и другим.

2

Когда надо звать на помощь взрослых. Когда надо обращаться к врачу.

3

Рождение, жизнь и смерть.

4

Сколько живет человек. Биологический возраст человека.

5

Как продлить молодость..

6

Мужчины и женщины, мальчики и девочки: внешние и внутренние отличия между ними.

7

Мужчины и женщины, мальчики и девочки: внешние и внутренние отличия между ними.

8

Как нужно относиться друг к другу.

9

Дружба, любовь, семья.

10

Ты и твоя семья, настоящая и будущая.

11

Твое отношение к членам семьи: любовь, уважение, доброта, взаимопомощь.

12

Твое отношение к членам семьи: любовь, уважение, доброта, взаимопомощь

13

Что такое общество.

14

Почему люди живут вместе.

15

Твое окружение: семья, друзья, школа, улица.

16

Добро и зло среди людей.

17

Как возникают конфликты и как их разрешить.

18

Что такое обида.

19

Что делать, если ты кого-то обидел.

20

Как относиться к обидам, неприятностям, горю, наказаниям.

21

Страх и тревога.

22

Как снять напряжение, избавиться от страха.

23

Что такое самовоспитание.

24

Как правильно принять решение, как предвидеть последствия своих поступков.

25

Ты и взрослые. Чем мы похожи.

26

Всегда ли нужно подражать взрослым.

27

Дурные привычки.

28

Опасности взрослого мира: курение, алкоголь, наркотики, насилие.

29

Как вредные привычки могут навредить твоему организму, изменить твою личность, общение с друзьями, с родителями.

30

Как вредные привычки могут сказаться на твоем будущем.

31

Жизненные ценности. Что ты ценишь в жизни больше всего.

32

Умеешь ли ты владеть своими эмоциями, мыслями, решениями и поступками.

33

Почему это важно: умение совладать с собой.

34

Составление памятки.  Совет своим родным, друзьям и просто знакомым, как быть сдержанным.

Календарно-тематическое планирование  4класс (34час) по  внеурочной  программе «Учимся сохранять здоровье».

Календарно- тематическое планирование 4класс.

№п/п

Дата

Тема

1

Твои жизненные ценности

2

Ты и твое здоровье.

3

От чего зависит твое здоровье.

4

 Что дается тебе  от рождения?

5

Что ты можешь сделать для своего здоровья?

6

Почему важно общаться с другими людьми.

7

 Общение и здоровье.

8

Основные правила общения с ровесниками, родителями , учителями и другими старшими людьми.  

9

Знакомые и незнакомые люди, правила общения.

10

Нужно ли соблюдать осторожность  при общении, и в каких ситуациях.

11

Что такое конфликты.

12

Почему возникают конфликты между людьми.

13

Кто может стать участником конфликта.

14

Как найти пути разрешения конфликтной ситуации.

15

Посредничество.

16

Как научиться прощать.

17

Можно ли уступить, пойти на компромисс.

18

Конфликты и здоровье.

19

Твои чувства, эмоции и здоровье. Положительные и отрицательные  эмоции.

20

Оптимизм и пессимизм.

21

Умеешь ли ты управлять своими  эмоциями.

22

Как влияют эмоции на общение с людьми. Эмоции и конфликты.

23

Зачем человеку нужна школа. Как научиться учиться .

24

Причины неудач и успехов  на уроках.

25

Как нужно слушать на уроке. Внимание и память.

26

Правила познания и школьные предметы.

27

Правила познания и школьные предметы. Как работать с текстом учебника.

28

Правила познания и школьные предметы. Как готовиться к ответу на уроке. Составление планов и опорных конспектов.

29

Как сделать здоровье главной ценностью в своем поведении, общении,  жизни.

30

Как сделать здоровье главной ценностью в своем поведении, общении,  жизни.

31

Как принимать решения и делать выбор в пользу своего  здоровья,  своих близких и других людей.

32

Что конкретное ты можешь сделать, чтобы быть здоровым.

33

Планируем все вместе. Составление памятки здорового человека.

34

Знаешь, как быть здоровым, -действуй!  

Перечень учебно- методического и материально-технического обеспечения образовательной программы:

Спортивный кабинет;

Учебный кабинет;

Спортивный инвентарь;

Компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

Набор ЦОР по валеологии.

Интернет-ресурсы.

                        Литература

1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.

2. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.

3. Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.

4. Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.

5. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.

6. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.

7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.

8. ГостюшинА.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.

9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.

10. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.

11. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.

12. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.

13. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997

14. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.

15. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2003.

16. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий

с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.

17. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997

18. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997

19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.

20. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.

21. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся 3 классов Игровая программа "Сохрани здоровье"

Иванова     Автор - учитель начальных классов Иванова Елена Александровна МОУ ООШ №78 г. Саратов Внеклассное мероприятие для учащихся 3 классов Игровая программа "Сохрани здоровье"...

"Как сохранить здоровье школьника".

Материал для родителей....

Беседа по ЗОЖ "Сберечь зрение - сохранить здоровье".

Беседа с использование здоровьесберегающих технологий. В доступной форме рассказывается о значении зрения, о строении глаза, о необходимости беречь зрение....

Презентация "Сохраним здоровье на Севере"

Формировать представление  о здоровье, как одной из главных ценностях  человеческой жизни.Познакомить детей с правилами,помогающими сохранить здоровье....

Педагогический проект «Помоги сохранить здоровье» Предмет во внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров-правильно питайся» в 1 классе .

С введением в 1 классе новых стандартов второго поколения, наша школа тоже перешла в 2011 учебном году на новые стандарты (ФГОСы)  в 1 классе. Работаю по программе «Школа России». Одним из ...

Как сохранить здоровье школьника?

По статистике в период обучения здоровье школьников заметно ухудшается. Если в школу отправляют 70 процентов относительно здоровых детей, то уже к 11 классу их остается всего 30 процентов. Врачи...

Как сохранить здоровье школьника?

По статистике в период обучения здоровье школьников заметно ухудшается. Если в школу отправляют 70 процентов относительно здоровых детей, то уже к 11 классу их остается всего 30 процентов. Врачи...