«Использование здоровьесберегающих технологий для формирования здорового образа жизни учащихся начальной школы».
статья по зож

Лопатина Светлана Владимировна

Особенности здоровьесберегающих технологий, используемые мною в начальной школе,  позволяют решить одну из самых актульных задач современного образования-формирование здорового образа жизни младших школьников. Подготовка к зоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в моей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobrazovaniyu.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование здоровьесберегающих технологий для формирования здорового образа жизни учащихся начальной школы».

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье.

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В 2017-18 учебном году  набрала 1 класс и  столкнулась с такой проблемой: учащиеся невнимательные, сонные, неряшливо одеты. В течение 1 четверти провели со школьным врачом обследования учащихся. Были сделаны выводы, что у 70%  отклонения в здоровье: недостаток веса, плохое зрение, нарушение осанки. Проведя собрание, на котором  родители ответили на вопросы анкеты,  пришла к выводу, что они недостаточно осведомлены о правилах здорового образа жизни.  

Диаграмма

Всю работу по данной проблеме разделила на этапы. Каждый этап включает в себя содержание и сроки реализации.

Iэтап - Подготовительный.Аналитико-диалогический:

  • Мониторинг с целью выявления отклонений в состоянии здоровья.
  • Анкетирование родителей.

II этап - Основной.Организационный:

  • Организация учебных занятий.
  • Внеурочная деятельность.
  • Работа с родителями.
  • Работа с психологом, врачом.
  • Взаимодействие с педагогами школы.

IIIэтап - Заключительный.Результаты работы:

  • Проекты.
  • Участие в школьных и городских конкурсах.
  • Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
  • Выпуск молний, газет, листовок, памяток, буклетов.
  • Мониторинг уч-ся.
  • Анкеты для родителей

Особенности здоровьесберегающих технологий, используемые мною в начальной школе, позволяют решить одну из самых актуальных задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий  стала приоритетным направлением в моей  деятельности.

            В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов выпускник начальной школы имеет:

  • знания о ценности своего здоровья и здоровья других людей
  • знания о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей
  • знания о важности спорта и физической культуры для сохранения и укрепления здоровья
  • знания о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье
  • отрицательную оценку неподвижного образа жизни, нарушения гигиены
  • понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека
  • знания по соблюдению правил гигиены и здорового образа жизни

Целью работы над данной проблемой является:повышение эффективности процесса обучения у младших школьников за счет средств здоровьесберегающих технологий.

Комплексное использование средств двигательной направленности, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

Задачи:

-формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;

-обучать школьников доступным физкультурным знаниям, умениям и навыкам, способствующим укреплению здоровья школьников;

-добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;

- воспитывать у учащихся любознательность, честность, творческую инициативу, способствующую развитию познавательных способностей у школьников.

Чтобы  результативно  реализовать  здоровьесберегающие  технологии  в  педагогической деятельности,  осуществляю синтез с другими педагогическими технологиями по следующей структуре:

  1. Правильная организация урока:

-дозировка учебных нагрузок;

- чередование видов работы;

- проведение физминуток;

- проветривание;

- правильное освещение

2. Обстановка комфорта:

- эмоциональное равновесие учителя;

- использование терминологии с учётом сензитивности.

3. Применение личностно - ориентированного обучения;

4. Применение развивающих технологий:

-проблемное обучение;

-развитие творческого потенциала личности

Комплексное использование средств двигательной направленности, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

Весь процесс обучения выстраиваю через совместную деятельность педагога и учащихся, что влияет в первую очередь на успешность развития ребенка.

Только при правильной организации учебной деятельности  возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.  

С целью повышения уровня учебно – воспитательного процесса постоянно на уроках провожу физкультминутки, а в содержание учебного материала больше вношу игровых ситуаций.  

Включила в свою практику следующее:

  1. Организация обучения в режиме «динамических поз».

Этот прием необходим для сохранения правильной осанки у детей.

  1. Организация обучения в условиях расширения зрительно-пространственной активности. Она направлена на сохранение остроты зрения у детей.

В начале учебного года при помощи медицинского работника проверяю зрение учащихся и, исходя из полученных данных, определяю рабочее место каждого ученика в классе. Каждую четверть учащихся пересаживаю на разные ряды, чтобы поменять угол видимости с доски.

Для профилактики  простудных заболеваний использую  закаливание и прогулки на свежем воздухе. Мы с ребятами ежедневно проводим подвижные игры на улице. Начиная с осени,  привлекаю внимание детей к одежде: ведь она должна соответствовать сезону и не мешать выполнению активных движений во время игры.

 Считаю, что использование здоровьесберегающих технологий положительно влияет  на результаты учебной деятельности. На данный момент в моем классе 100% успеваемость. Исследования школьного психолога показали, что уч-ся в школу идут с хорошим настроением.  

В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися.

На протяжении четырех лет классные часы проводятся по следующим темам:

- здоровье и здоровый образ жизни;

- режим дня,

- основы правильного питания;

- значение физкультуры и закаливания;

- вредные привычки;

- нравственное  воспитание;

- безопасность в доме, на улице, на дорогах;

- детский травматизм;

- профилактика заболеваний;

Важнейшим направлением в воспитании здоровых детей является организация экскурсий. Виды проводимых экскурсий различны : в природу,  в музей, на выставки, в библиотеку, театры, на различные производства. Важное место в плане работы занимают экскурсии в природу, где учащиеся общаются с природой, наблюдают взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания.

(Приложение)

Систематически класс участвует в школьных мероприятиях по формированию здорового образа жизни: «День здоровья», «Малые олимпийские игры», «Самый спортивный класс», «Папа, мама, я-спортивная семья», «Спортивные эстафеты», где часто занимает призовые места. С удовольствием участвуем в городском конкурсе «Олимпионик» (Приложение…) Родители привлекаются к проведению классных часов. Успешно участвуют в различных праздниках, КВНах, конкурсах, спортивных соревнованиях, туристических походах. (Приложение…) Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов.

В данном классе 84% учащихся посещают секции и кружки.

За время обучения в начальной школе возросло количество учащихся, посещающих различные кружки и секции Диаграмма

Хочется надеяться,  что все перечисленные выше здоровьесберегающие технологии помогут сохранить здоровье доверенных мне учащихся. Мне часто вспоминается заповедь врача: «Не навреди». Думаю, она не в меньшей мере относится и к нам, педагогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Пути формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов"

В докладе отражены все стороны работы учителя начальных классов по этому направлению, даны названия классных часов для 1-4 классов....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях современной жизни проблема здоровья детей приобретает глобальный характер- здоровье катастрофически падает. Результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»

В статье представлен опыт работы учреждения по созданию Здоровьесберегающего пространства и приобщения учеников и их родителей к здоровому образу жизни....

СТАТЬЯ "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья посвящена актуальной проблеме формирования здорового образа жизни обучающихся, раскрывает содержание деятельности учителей начальных классов в данном направлении....

Использование современных технологий для формирования здорового образа жизни у дошкольников

Использование современных технологий для формирования здорового образа жизни у дошкольников...