Статья ,,Здоровьесберегающие технологии. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке ( практические рекомендации)."
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Лисихина Марина Евгеньевна

     Из истинно человеческих ценностей здоровье – одна из главных. «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый  нищий счастливее больного короля», - писал Шопенгауэр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_seminar_.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке ( практические рекомендации).

Автор: Лисихина Марина Евгеньевна, учитель начальных классов

ГБОУ гимназия 157 им. принцессы Е.М.Ольденбургской,Санкт-Петербург, 2016

     Из истинно человеческих ценностей здоровье – одна из главных. «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый  нищий счастливее больного короля», - писал Шопенгауэр.

     В нашей стране, несмотря на наличие системы государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, состояние здоровья населения и особенно подрастающего поколения вызывают тревогу. За последние годы почти втрое увеличилось количество детей с хронической патологией. Годы учебы в школе не только пополняют багаж знаний, умений, навыков, но и ухудшают состояние здоровья учащихся. Исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми.

    Конечно, проблема охраны здоровья детей – проблема комплексная, и сводить все её аспекты только к  школе было бы не правильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения детей в школе растёт частота таких заболеваний, как поражения дыхательных путей и сердечнососудистой системы, патология органов пищеварения, нарушения осанки, зрения. Большинство причин ухудшения здоровья детей в период их школьного обучения носит не объективный, а субъективный характер  в отношении охраны здоровья.

    Необходимо, чтобы девиз медиков –«Прежде всего не навреди!» - стал бы и девизом педагогов.

    Основные рекомендации по преодолению механизмов утомления у детей:

    1.Преодоление воздействия комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств:     а) проведение уроков в режиме открытого пространства: на улице, у окна, на ковре, в других помещениях учреждения;

    б) привлечение  в учебный процесс наибольшего числа  анализаторов: слуховых, зрительных, осязательных, обонятельных;  работа в режиме дальнего и ближнего зрения;

    в)включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы.

    2.Преодоление воздействия информационно-психогенных факторов:

    а) использование элементов релаксации; щадящий режим подачи информации;

    б) упражнения для снятия напряжённости (минуты радости); музо- и цветотерапии;

    3.Преодоление комплекса факторов доминантной моторно-закрепощённой и статической позы;    а) работа в режиме использования динамических поз – стоя, сидя, в движении;  проведение динамических физминуток;

    б) использование речедвигательного компонента (скороговорки, попевки, стихи-миниатюры);

    г) использование деятельностно-трудовых и конструктивно-рукотворческих принципов обучения (чертежи, рисунки, лабиринты, зарисовки мыслей)..

Валеологическая организация учебной деятельности на уроке.

    Очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников и , как следствие, на их работоспособность оказывает структура урока. Поэтому весьма важное значение имеет правильное построение урока, подразумевающее  оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомляемости.

 Упражнения, которые целесообразно проводить на разных этапах урока:

    1.В начале урока выполняются следующие упражнения:

    А) «Растирание ушных раковин и пальцев рук» ,  «Перекрёстные движения» - активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.

    Б) «Качание головой», «Ленивые восьмёрки»  - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение,  активизирует структуры, обеспечивающие  запоминание, повышают устойчивость внимания.  .

     2. Снять напряжение во время урока помогут следующие упражнения:

     А) «Медвежьи покачивания»,  «Поза дерева»  - расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз, снимает статическое напряжение  позвоночника    

     Б) «Поза скручивания» - улучшает кровоснабжение в позвоночнике, снимает спазм сосудов,  питающих позвоночник.

     В) «Дыхательная гимнастика» - гармонизирует деятельность  дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой  систем. Трансформирует отрицательные эмоции в положительные. Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

    Основной задачей здоровьесберегающей педагогики (по материалам ФГОС) является такая организация режима труда и отдыха школьников, которая обеспечила бы высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволила бы отодвинуть утомление и избежать переутомления за счет реализации деятельностного подхода и оптимистического начала в общении с учащимися.

Используемая литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса младших школьников

В статье рассматриваются вопросы  здоровьесберегающей организации учебной деятельности младших школьников, рассмотрены основные гигиенические требования к уроку, приведены рекомендации по п...

Организация учебной деятельности на уроке с детьми с глубоким нарушением зрения

Одиннадцатый год работаю со слабовидящими детьми. Сейчас у меня 3-ий класс (третий выпуск таких ребят). В этом выпуске есть две тотально слепые девочки. При работе сталкиваюсь с некоторыми проблемами....

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: С...

Групповая работа учащихся на уроке как эффективная форма организации учебной деятельности на уроке и формирование коммуникативных компетенций

В педагогической концепции представлены актуальность и теоретическое обоснование применения групповой работы учащихся, раскрыты особенности и методика организации такой работы на уроке, даны методичес...

Современные технологии организации учебной деятельности на уроках литературного чтения.

В данной презентации представлены технологии для уроков в начальной школе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматривается актуальность использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения в организации...

Здоровьесберегающие технологии в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования

В статье автор делится своими рассуждениями и опытом применения  здоровьесберегающих технологий в организации образовательной  деятельности в условиях  реализации ФГОС начального общего...