Методические разработки к урокам БОС-Здоровье в начальной школе.
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Методические разработки к урокам БОС-Здоровье в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_k_urokam_bos-zdorove.docx218.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  3

с углубленным изучением отдельных предметов»

УРОКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

exposure

Автор-составитель:

Черкашина Ю.С.

г. Лабытнанги

2008 г.

УРОКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Урок № 1

Тема урока:

«Знакомство с программой «БОС – Здоровье». Путешествие в страну Здоровейка».

Цель урока:

Формирование у детей понятия о здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. Выявление уровня знаний о здоровье и его составляющих.
  2. Активизирование и систематизирование знаний детей о здоровом образе жизни.
  3. Знакомство с функционированием системы дыхания, как одной из основ жизни.
  4. Выявление взаимосвязи в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма человека.
  5. Развитие психических процессов (мышления, памяти).
  6. Формирование у детей знания о важности правильного дыхания.
  7. Закрепление у детей знаний об охране и укреплении своего здоровья.

Оборудование:

  • Комплект видеослайдов.
  • Видеопроектор (диапроектор или плакаты).
  • Таблички со словами: здоровье, человек, лень, радость, закаливание, питание, дыхание, спорт, сила, воздух, сон.
  • Табличка со словами: «Я хочу быть здоровым!» и «Я для этого буду делать…».

ХОД УРОКА:

Подготовительная часть (5-7 мин):

Здравствуйте, ребята!

Слайд 1 – «БОС – «Урок здоровья»»

Я буду проводить у вас очень интересные уроки здоровья, на которых мы будем путешествовать.

- Ребята, а кто заметил, какое самое первое слово я произнесла?

Поздоровалась с вами, то есть пожелала здоровья. «Здрав будь, боярин!» («Здоров будь!») – такое приветствие можно было услышать на Руси. А сейчас люди говорят слово: «Здравствуйте», когда встречаются, и «Ну, пока, будь здоров», когда прощаются.

- А как еще можно поздороваться?

Можно помахать рукой. Можно пожать руку. (Можно предложить поздороваться с одноклассниками, сидящими рядом).

Во времена рыцарей при встрече поднимали забрало шлема, которое скрывало лицо. В Грузии целуются при встрече. В Китае и Индии соединяют ладони и кланяются.

- А кто знает, как здоровались некоторые племена индейцев (папуасов)?

Они здоровались, прикоснувшись носами.

То есть при приветствии людей, при встрече, происходит тем или иным образом желание здоровья другому человеку.

В начале урока я вам тоже пожелала здоровья, и сейчас приглашаю вас в увлекательное и длительное путешествие по нашему организму.

- Знаешь ли ты свой организм? Представляешь ли ты, что происходит внутри твоего тела, куда не проникает взгляд человека?

В этом увлекательном путешествии мы познакомимся со многими удивительными дыхательными явлениями – например, что происходит, когда мы плачем или смеемся, бежим или сидим, когда нам страшно, и как сберечь себя от болезней.

- Вы готовы отправиться в путь?

А вместе с нами будут путешествовать веселые человечки, которые тоже стремятся быть здоровыми. Итак, мы отправляемся в путь!

Слайд 2 - «Путешествие в страну Здоровейка»

Основная часть (21-23 мин):

- Как вы думаете, что необходимо для путешествия?

Еда, карта, желание путешествовать, смелость, настойчивость.

Все это понадобится нам во время путешествия. Сейчас на Земле совсем не осталось неизведанных земель, а мы с вами все-таки отправимся в одну неизвестную страну, которую каждый будет исследовать самостоятельно, и для этого нам потребуются настойчивость и смелость, спокойствие и уверенность, чтобы достичь заветной цели.

- В какую необычную страну мы можем с вами отправиться?

Она находится очень-очень близко. И еще у этой страны есть один секрет – она у каждого своя.

- Как вы думаете, что это за необычная страна?

Слайд 2 - «Путешествие в страну Здоровейка»

Итак, на моих уроках каждый из вас может заглянуть в свой собственный организм, и посмотреть, как он устроен.

- Как вы думаете, кто в ней живет?

Слайд 3 - «Сказочная страна Здоровейка»

В этой стране могут поселиться все, кто захочет. Ее жители очень гостеприимны и приглашают всех желающих поселиться у них.

- Вы хотите туда попасть?

- Но как? Как же попасть в эту страну? Что нам  для этого нужно?

Карта. Сейчас я вам ее покажу.

Слайд 4 - «Карта человеческого тела»

И мы с вами отправляемся в страну собственного организма!

Сейчас мы заглянем внутрь себя и посмотрим, как человек устроен?

Итак, мы отправились в неизвестную страну. Вот она. Наш организм. Эта страна состоит из разных городов, где есть дома, реки, леса. А погода в этом городе бывает солнечная и пасмурная. То есть погода - это настроение человека.

- Какой это человек?

Первый – веселый, жизнерадостный.

- То есть как какая погода?

 Как солнечная погода.

Второй – грустный, больной, чахлый (есть даже такое выражение «хмурый человек» - «хмурое утро»).

Это плохая погода.

- По какой стране будет приятнее путешествовать?

- Как на карте изображены легкие человека?

В виде зеленого леса на одной карте (Легкими планеты называются леса). А на другой карте легкие изображены в виде пустыни (осени).

- Почему в одной стране солнечно и весело, а в другой так грустно?

- Можно сказать, что один человек здоровый, а другой больной?

- Что случилось, как вы думаете?

Если в городе пасмурно – город находится во власти Королевы Простуды. Если человек не любит свежего воздуха, постоянно тепло одевается, боится холодной воды, значит, он не закален. Простуда тут как тут. И не одна. А со своей свитой: Кашлем, Насморком, Ознобом, Высокой Температурой. А если в городе солнечно, мы себя чувствуем отлично.

- Что мешает человеку быть здоровым?

Слайд 5 – «Что мешает нам быть здоровыми?»

Давайте поиграем и проверим, у кого хорошая память. Послушайте несколько слов и запомните их: здоровье, человек, лень, радость, закаливание, питание, дыхание, спорт, сила, воздух, сон (эти слова заранее написать на классной доске).

- Что общего между этими словами?

Подсказка. Послушайте загадку, и вы узнаете какое слово лишнее.

        Слаще меда, мягче пуха.

        «Отдохни», - все шепчет в ухо.

        Тот, кто будет с ней дружить,

        Будет очень плохо жить.       

                                        (Лень.)

- Посмотрите, что мы еще не назвали, кто от нас спрятался?

Лень, Скука, Плохое самочувствие, Болезнь – вот кто мешают! Если не хочется умываться, лень причесываться и делать зарядку, чистить зубы, скучно бегать, прыгать и играть с ребятами, болезни и плохое самочувствие тут как тут, сразу предложат свои услуги. Вспомните сказку «Кот в сапогах» - там принцессу уложили в постель, не разрешали открывать окно и на ночь читали страшилки.

- Кто помнит, что с ней произошло?

Слайд 6 – «Какой выбираем путь?»

- Куда пойти? «Какой выбрать путь?»

(«Витязь на распутье»). Очень многое зависит от того, какой путь выбирают путешественники и герои сказок.

Вот и ребята задумались, куда же им пойти. Они, может быть, не знают, что за жители так приветливо машут им руками из темного замка. Это мы знаем, что – это лень, скука и болезни. Если они туда пойдут, им нужно будет сразиться и победить все болезни, чтобы выбраться из замка.

- А мы с вами куда пойдем?

Раз мы выбрали путь к веселому замку, где живут радостные и здоровые люди, давайте подумаем, что же такое здоровье?

- Что нужно человеку, чтобы быть здоровым?

Слайд 7 – «Я хочу быть здоровым!» 

Давайте посмотрим, что же необходимо человеку для здоровья.

Питание.

- Что такое правильное питание?

Все путешественники привозили с собой что-то необычное из далеких стран или описывали в своих книгах то, что они видели. Основатель Санкт-Петербурга Петр I привез из Голландии картофель и сначала заставлял всех сажать картошку – так не понравилось это заморское кушанье.

В одной стране едят лягушек, в другой – акул, а вдруг это и есть правильное питание?

- Что, по-вашему, правильное питание?

Режим дня.

Соблюдать необходимо.

- Скажите, пожалуйста, сколько можно смотреть телевизор детям вашего возраста?

- Во сколько ложиться спать?

Занятия физкультурой, закаливание, прогулки на свежем воздухе.

Все это необходимо, чтобы быть здоровым. А еще, мне кажется, обязательно нужно хорошее настроение.

- А что мы делаем всегда: и когда спим, и когда гуляем, занимаемся спортом, и даже когда едим и даже когда учимся? Что мы делаем всегда, но почти не обращаем внимания на это?

Мы дышим.

Чтобы понять, насколько важно дыхание, давайте подумаем, сколько человек может прожить без еды?

Оказывается, взрослый человек может прожить без еды 30-40 дней. Каждый человек за свою жизнь съедает приблизительно 50 тонн пищи. Это почти целый грузовой вагон.

- А без воды, сколько может прожить?

Без воды может прожить 1-2 недели.

- А без воздуха?

Попробуйте задержать дыхание. Очень мало человек может прожить без воздуха – 2-3 минуты. Только очень тренированные люди могут задерживать дыхание на больший срок. В Японии была такая древняя профессия – ловцы жемчуга. Обычно это были женщины. Они ныряли на дно моря и отыскивали раковины, в которых можно было найти жемчуг. Они могли находиться под водой до 10-15 минут.

- Что происходит, когда мы дышим?

Мы вдыхаем кислород, который помогает работать нашему организму.

Послушайте загадку:

«Между двух светил в середине я один». (Нос).

- Помните, в начале урока я спросила, как здороваются индейцы?

Носами. Давайте поздороваемся с соседом справа и слева. Традиция здороваться носами существует у папуасов и индейцев, а носы есть у всех народов.

- А для чего нам нужен нос?

Нос очищает вдыхаемый воздух, согревает его. Если бы холодный воздух попадал прямо в легкие, человек бы часто простужался и заболевал. Кроме того, нос как фильтр в пылесосе, задерживает пыль и микробы, чтобы они не попадали в дыхательные пути. Поэтому старайтесь дышать носом.

Когда мы здоровы, у нас хорошее настроение, самочувствие, нам хочется играть. Веселиться и учиться. Значит, умение учиться зависит от состояния здоровья каждого. Человек может сам следить за состоянием своего здоровья и может научиться правильно дышать.

Заключительная часть (7 мин):

Закрепление пройденного материала по слайду «Я хочу быть здоровым!»

Очень важно заботиться о своем здоровье и правильно дышать. Помните, у Федоры убежала посуда, когда она не хотела ее мыть. Чтобы наше здоровье не убежало, мы должны о нем заботиться.

- Как мы будем это делать?

По желанию, дети могут вслух по очереди сказать фразу «Я хочу быть здоровым!» и «Я для этого буду делать…, с чего я начну свою программу оздоровления».

Дома я попрошу вас нарисовать картину о том, как вы представляете свое здоровье. И мы с вами оформим выставку «Страна здоровья».


УРОКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Урок № 2

Тема урока:

«Путешествие в увлекательный мир дыхания».

Цель урока:

Активизировать и систематизировать знания детей о правильном дыхании.

Задачи:

  1. Закрепление знаний детей о здоровом образе жизни.
  2. Знакомство детей с дыхательной системой организма человека.
  3. Знакомство детей с сердечно-сосудистой системой организма человека.
  4. Выявление взаимосвязи в работе дыхательной и сердечно-сосудистой системе организма человека.
  5. Знакомство с понятием «стресс» и его влиянием на организм человека.
  6. Знакомство с диафрагмальным типом дыхания.

Оборудование:

  • Комплект видеослайдов.
  • Видеопроектор (диапроектор или плакаты).
  • Зеркало.
  • Табличка с названием выставки: «Страна здоровья».
  • Таблички со словами: «ноздри», «носовая полость», «носоглотка», «гортань», «легкие», «бронхи».

ХОД УРОКА:

Подготовительная часть (10 мин.):

Здравствуйте, ребята!

На прошлом уроке мы начали путешествие. Сегодня я приглашаю вас продолжить это увлекательное и длительное путешествие.

Слайд 8 – «Путешествие в увлекательный мир дыхания»

- Давайте вспомним, где мы путешествовали?

По своему организму.

- В виде чего можно представить наш организм?

В виде страны, которая состоит из разных городов.

Слайд 4 – «Карта человеческого тела»

Каждый город выполняет свою работу. Чтобы человек мог расти и развиваться, учиться – необходимо укреплять свое здоровье.

- Если мы мало занимаемся спортом, не посещаем занятия корригирующей гимнастики, мало дышим свежим воздухом и много времени проводим у телевизора, что же тогда происходит?

- Вспомните, как необходимо укреплять свое здоровье?

Дома я просила вас нарисовать картину о том, как вы представляете свое здоровье. Сейчас  мы с вами оформим выставку «Страна здоровья».

Творческая работа на классной доске со всеми учащимися – 5-7 мин.

Выставить оценки за рисунки. Похвалить каждого ученика за домашнюю работу.

Основная часть (18-20 мин.):

Слайд 7 – «Я хочу быть здоровым!»

Сегодня мы проникнем в одну из самых необыкновенных тайн – человеческое сердце!

- Кто знает, где находится наше сердце?

Наше сердце величиной примерно с кулак, расположено оно в грудной клетке слева; сердце очень трудолюбиво, работает без остановки. Много тысяч раз за день оно произносит своеобразное «тук-тук» и ни на секунду не останавливается.

- А кто помнит, что мы на прошлом уроке обозначили лесом?

Легкие. Это еще один важный орган, который находится рядом с сердцем. С помощью легких мы дышим.

- Попробуйте задержать дыхание?

Наша жизнь невозможна без дыхания. Давайте посмотрим, как дышит человек.

Слайд 9 – «Как мы дышим?»

Когда мы делаем вдох, воздух через ноздри поступает в носовую полость. Там он согревается и очищается от пыли и микробов. Через носоглотку и гортань воздух попадает в легкие, затем в бронхи. Бронхи ветвятся, как дерево. При вдохе легкие расширяются и наполняются воздухом, в котором содержится необходимый для жизни кислород, который помогает работе каждой клеточки нашего организма. На выдохе легкие сужаются, и из организма выделяется углекислый газ.

- Попробуйте сделать вдох, и проследите за своим дыханием?

Слайд 10 – «Зеркало – простейший прибор обратной связи»

- Возьмите зеркало поднесите его ко рту и сделайте выдох через рот на зеркало, что вы видите?

Зеркало запотело. Выделился углекислый газ.

- А теперь посмотритесь в зеркало. Кого вы там увидели?

Себя. Зеркало – это первый предмет, отображающий наше состояние: грусть, радость, внешний вид. Зеркало является предметом обратной связи. Также к предметам обратной связи можно отнести градусник, при помощи которого можно узнать свою температуру. Это простейшие примеры приборов обратной связи.

Давайте поиграем!

- Покажите, пожалуйста, где находится сердце?

Прижав ладонь к левой части груди, вы почувствуете равномерные удары. Это работает наше сердце. Прикасаясь к некоторым частям тела, можно ощутить толчки сердца, при помощи которых осуществляется передвижение крови. Эти толчки называются пульсом. Проще всего нащупать пульс на внутренней стороне запястья и на шее.

- Скажите, пожалуйста, всегда ли наше сердце бьется одинаково?

Когда мы бегаем или прыгаем, у нас учащается пульс.

- А всегда ли у нас ровное дыхание?

Слайд 11 – «Связь работы дыхания и сердца»

Когда мы спим, у нас ровное дыхание и сердце работает равномерно. Когда мы сердимся, боимся или учитель вызывает отвечать урок – учащается дыхание и пульс. Есть тревожное слово «стресс». Вы, наверное, слышали об этом от своих родителей. Оно означает напряжение организма в момент опасности. Так наш организм защищается. Если стресс у человека очень сильный или он повторяется, человек может заболеть, так как стресс уменьшает сопротивляемость организма болезням, вызывает головные боли, несварение желудка, бессонницу. Когда вы не успеваете выполнить то или иное поручение родителей, вы начинаете переживать.

- А вы хотели бы справиться со многими сложностями и проблемами?

Оказывается, многие проблемы со здоровьем возникают от неправильного дыхания. Многие люди не задумываются о том, как мы дышим.

- А вы хотели бы узнать секрет правильного дыхания?

Я расскажу вам секрет правильного дыхания животом, его открыли мудрецы много лет назад. Посмотрите на слайд.

Слайд 12 – «Учимся дышать животом» 

Мы делаем вдох носом, наш животик надувается, а помогает ему диафрагма – это мышца, которая отделяет грудь от живота. Когда диафрагма расслабляется, происходит вдох, и легкие наполняются воздухом; на выдохе легкие сокращаются – диафрагма выгибается и становится похожей на радугу. При неправильном дыхании работает только часть легких. Поэтому мы часто болеем, у нас не усваивается пища.

Давайте сядем удобно. Положите одну руку на живот, другую – на грудь и попробуем подышать животиком.

Сделайте вдох носом, наш животик надувается, выдох через чуть сомкнутые губы, наш животик втягивается. Попробуем подышать.

Представьте, что наш животик – это воздушный шарик. Давайте посмотрим, у кого хорошо надувается животик. Проверьте у своего соседа.

- Понравилось вам дышать?

Через 1 урок мы с вами будем дышать с помощью компьютера, он нам будет подсказывать секреты правильного дыхания.

Заключительная часть (5-7 мин.):

- Давайте вспомним, о каком секрете на уроке сегодня шла речь? (О сердце).

- Где находится сердце?

- Как называются толчки сердца, при помощи которых осуществляется передвижение крови? (Пульс).

- Что же такое «стресс»? (Напряжение организма в момент опасности).

- Назовите примеры простейших приборов обратной связи. (Зеркало, градусник).

- Что такое диафрагма?

- Кто сможет показать, что значит дышать правильно?

- Составьте схему дыхания по предложенным табличкам. (На доске магнитами прикреплены таблички с терминами: «ноздри», «носовая полость», «носоглотка», «гортань», «легкие», «бронхи». По очереди учащиеся подходят к доске и с помощью стрелочек и верных табличек составляют схему процесса дыхания.).

Расскажите дома своим родителям секрет, который вы сегодня узнали. Подышите перед сном 5 минут животиком. А на следующем занятии мы с вами познакомимся с прибором, который поможет нам увидеть и услышать, как работает наш организм.

Наградить 1-2 самых активных учащихся на уроке.


УРОКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Урок № 3

Тема урока:

«Правильное дыхание. Знакомство с приборами-БОС. Релаксация».

Цель урока:

Ознакомление с диафрагмально-релаксационным типом дыхания.

Задачи:

  1. Закрепление понятий: кислород, углекислый газ, газообмен, диафрагма, пульс, сердце, легкие.
  2.  Ознакомить детей с расслаблением, научить расслабляться.
  3. Обучение детей диафрагмально - релаксационному типу дыхания.
  4. Отработка длительного выдоха.

Оборудование:

  • Комплект видеослайдов.
  • Видеопроектор (диапроектор или плакаты).
  • Листы с индивидуальными заданиями.
  • Карандаши.

ХОД УРОКА:

Подготовительная часть (10-12 мин.):

Слайд 1 – «БОС – Урок здоровья»»

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие.

Слайд 13 – «Правильное дыхание»

Путешествуя по увлекательному миру дыхания, на прошлом занятии мы с вами узнали о том, как правильно дышать животом, и о том, как важно беречь свое здоровье. А чтобы лучше вспомнить наше путешествие, давайте выполним следующие задания.

Раздать учащимся листы с заданиями.

Прокомментировать работу.

Время на работу 4 мин.

Задание 1. Укажите на рисунке буквами:

а – когда сердце бьется чаще,

б – когда сердце бьется реже.

Задание 2. Отметьте значком Х предметы обратной связи.

Задание 3. Укажите на шарике цифрой 1 работу сердца на вдохе и цифрой 2 – на выдохе. Где, по-вашему, пульс больше, а где меньше? Обведите цифру в кружок.

Собрать листы с ответами. Проверить вместе с учениками, выставить оценки.

Основная часть (18-22 мин.):

- Скажите, пожалуйста, какое было домашнее задание?

Покажите, как надо дышать животом.

Слайд 16 – «Дыхание животом»

- Скажите, пожалуйста, как мы можем определить, что человек дышит?

Слайд 10 – «Зеркало – простейший прибор обратной связи»

Зеркало – это первый прибор обратной связи. То есть, как мы дышим увидеть довольно просто, а вот как сердечко разносит по кровеносным сосудам кислород, мы не видим.

Долгие годы ученые во главе с Александром Афанасьевичем Сметанкиным думали и, наконец, изобрели приборы, которые помогают нам увидеть и услышать, как работает наше сердце, и с помощью дыхания (но только правильного) научиться управлять им.

Слайд 15 - «А.А. Сметанкин и приборы БОС»

Это прибор ПБС – он преобразовывает биологические сигналы. Такой прибор позволяет видеть твое сердечко, его работу, его еще называют прибором БОС – биологической обратной связью. Запомним: БОС или ПБС.   Следующий элемент к прибору – это круглые металлические датчики, которые передают разговор сердца с дыханием в серую коробочку (ПБС). Сигнал проходит через провод, соединяющий прибор с компьютером, и на экране монитора вы увидите, как работает ваше сердце.

Итак, чтобы управлять работой своего сердца, нам нужно правильно дышать. Сейчас я вам покажу, и объясню, как мы будем это делать на всех следующих практических занятиях.  Перед всеми практическими занятиями мы будем учиться расслабляться. Каждое занятие за компьютером начинается с релаксации. 1 минуту на экране появляются различные картинки, играет тихая спокойная музыка. Мы отдыхаем. Затем идет сюжет «Столбик». Демонстрация сюжетов программы – «Столбик», «Забор».

Слайд 16 – «Сюжет «Столбик»» 

На вдохе пульс учащается, столбик закрашивается определенным цветом. На выдохе сердце бьется реже, оно отдыхает и столбик становится прозрачным. Следовательно, на вдохе звук становится громче, на выдохе – тише. Музыка не очень приятная, но первые занятия надо улавливать этот звук. Необходимо, чтобы на вдохе столбик полностью закрасился, а на выдохе стал прозрачным. Это говорит о том, что у вас правильное дыхание.

Слайд 17 – «Сюжет «Забор»»

При каждом верном вдохе и/или выдохе закрашивается одна доска забора. Если все доски полностью закрашиваются, значит, процесс дыхания идет плавно и в гармонии с сердцем.

Слайд 18 – «Знаете ли вы, что сердце работает в ритме дыхания?»

Посмотрите на слайд, и вы увидите – на вдох сердечко быстро летит, а на выдох – медленнее, оно отдыхает. Чем больше расстояние от земли до вершины горы, тем человек здоровее. И этот путь, который проделывает наше сердце, называется ДАС – дыхательная аритмия сердца. ДАС – это разница частоты сердечных сокращений на вдохе и выдохе. Это удивительная величина, которая может нам о многом рассказать, например: здоров человек или болен. Если он чувствует себя плохо, то величина ДАС снижается, и наоборот.

Слайд 19 - «В каком состоянии человеку комфортно?»

Я думаю, что на всех занятиях вы будете чувствовать себя хорошо и забудете о болезнях.

Мы научимся диафрагмально-релаксационному типу дыхания, или дыханию животом. Диафрагмальное – так как в дыхании принимает участие диафрагма, куполообразная мышца. Релаксационное – так как человеку во время дыхания необходимо максимально расслабиться. Релаксация – это отдых. С помощью этого дыхания мы всегда будем здоровы.

А чтобы нам с вами отдохнуть, поиграем в игру «Напряжение – расслабление» (формирование релаксационных навыков). Сядьте удобно на стульчиках. Напрягите мышцы рук, расслабьте. Напрягите мышцы спины и расслабьте.

- В каком состоянии вы себя чувствуете комфортнее – в напряженном или расслабленном? 

Вы заметили, что нам удобнее, уютнее, когда мы расслаблены, спокойны. Так и нашему организму нравится быть расслабленным. Закроем глазки и представим, что мы оказались в лесу. Давайте сделаем легкий вдох носиком, как будто мы вдыхаем аромат цветов, и медленный плавный выдох через рот.

Почувствуйте, как тепло распространяется по всему телу. Зажмурили глазки, расслабили глазки (почувствовали напряжение и расслабление наших глаз). Таким образом, вы сможете управлять собой и правильно расслабиться перед контрольной работой.

- Давайте сделаем вывод. Какая функция организма является самой главной?

Слайд 20  - «Тихая музыка, расслабление, покой»

Ребята! Дыхание является самой важной функцией в нашей жизни. Мы с вами говорили об увлекательном дыхании, которое мы можем видеть и слышать с помощью приборов. Наше дыхание состоит из вдоха и выдоха. Вдох является работой для нашего организма, а выдох – отдыхом. Правильное дыхание – это дыхание животом. Положите правую руку на живот. Закрепите знания о процессе дыхания. Подышите животиком. Диафрагма позволяет правильно работать легким, чтобы они полностью заполнялись воздухом.

Когда мало кислорода – сердце дает сигнал диафрагме, что надо делать вдох, диафрагма опускается, на выдохе – поднимается. Представьте, что наш живот – это воздушный шар. Давайте сделаем вдох носом – воздушный шарик надувается, выдох – шарик сдувается.

- Ребята, а у кого какого цвета будет воздушный шарик?

Давайте закрепим наше правильное дыхание.

С помощью этого дыхания можно укрепить свое здоровье.

- Скажите, пожалуйста, кто хочет быть красивым, сильным, умным, здоровым?

Заключительная часть (5-6 мин.):

Слайд 21 - «Влияние правильного дыхания на организм школьника»

Дыхание очень важно для пения – голос становится красивым, для хорошего сна – можно научиться быстро засыпать, улучшается память и становится легко учить уроки. Мальчики, которые правильно дышат каждый день, становятся сильными, здоровыми и выносливыми, а девочки – красивыми, стройными, здоровыми.

Давайте подведем итоги нашего занятия.

- Что такое релаксация?

- Какое дыхание называется диафрагмально-релаксационным?

- Кто изобрел приборы – БОС?

- С какими приборами – БОС вы сегодня познакомились?

- О чем говорит величина ДАС?

Ребята, вашим домашним заданием будет потренироваться дышать животом и научить дышать своих родителей.

Поставить дополнительные оценки самым активным ученикам.


УРОКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Урок № 4

Тема урока:

«Заполнение индивидуальной карточки ребенка. Подготовка к диафрагмально-релаксационному типу дыхания. Шаблон № 1».

Цель урока:

Подготовка к диафрагмально-релаксационному типу дыхания.

Задачи:

  1. Применение приборов-БОС на практике.
  2. Ознакомить детей с правильным расположением датчиков на теле.
  3. Закрепить навык расслабления.
  4. Обучение детей диафрагмально - релаксационному типу дыхания.

Оборудование:

  • Комплект видеослайдов
  • Видеопроектор (диапроектор или плакаты)
  • Компьютерный класс
  • Приборы-БОС
  • Спиртовые салфетки

ХОД УРОКА:

Подготовительная часть (5-10 мин.):

Слайд 1 – «БОС – Урок здоровья»»

Здравствуйте, ребята!

Мы продолжаем наше увлекательное путешествие по организму. Сегодня на занятии каждый из вас сможет увидеть работу своего сердца и дыхания с помощью тех приборов, с которыми мы на прошлом уроке познакомились.

- С какими простейшими приборами обратной связи вы знакомы?

Кроме градусника и зеркала существуют еще приборы биологической обратной связи. Они не только рассказывают и показывают, что происходит внутри нашего организма, но и подсказывают, что нужно сделать, чтобы быть здоровым.

- О каких приборах биологической обратной связи шла речь на прошлом уроке?

Это ПоБОСик, мы его так ласково называем (показать ребятам на их столах данный прибор).

- Для чего нам нужен ПоБОСик?

Он поможет нам услышать работу нашего сердца и дыхания и научит овладеть навыком диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной величиной ДАС.

- Давайте здесь остановимся. Что же такое ДАС?

Это дыхательная аритмия сердца. Разница частоты сердечных сокращений на вдохе и выдохе.

- Что лучше: когда величина ДАС максимальна или минимальна?

Максимальна.

- Молодцы! Итак, один из приборов – это ПБС. А еще, какие приборы помогут нам увидеть и услышать работу нашего сердца и дыхания?

С помощью мягкого ремешка на голое тело прикрепляют круглые металлические датчики (раздать каждому ученику ремни и датчики), которые передают разговор сердца с дыханием в серую коробочку (ПБС). ПоБОСик усиливает звук и переводит разговор сердца на понятный нам язык. Увлекательные игровые сюжеты помогут вам научиться дышать так, чтобы сердце и дыхание были в полной гармонии, организм был здоровым, а вы не боялись контрольных работ, были всегда веселы и уверены в себе.

Подведение итогов по приборам – БОС с помощью слайда.

Слайд 15 – «А.А. Сметанкин и приборы БОС»

Основная часть (15-25 мин.):

- Хотите овладеть навыком правильного дыхания и быть здоровыми?

- Давайте тогда приступим к практическому занятию. Хотите?

Для того, чтобы приступить к работе, нам необходимо в компьютер ввести свои данные. А именно: фамилию, имя и дату рождения. Время на работу – 5 мин. Готово.

- В маленьком окошечке справа компьютер определил ваш возраст. Посмотрите, правильно?

Слайд 22 – «Расположение датчиков на теле»

Давайте теперь попробуем одеть ремни. Их надевают непосредственно на голое тело, на грудную клетку. Ремень эластичный и хорошо тянется, поэтому важно одеть его так, чтобы он не сдавливал грудную клетку (иначе тяжело будет дышать) и не был слаб (чтобы датчики плотно прилегали к телу).

Слайд 20 – «Тихая музыка, расслабление, покой».

Играет тихая, спокойная музыка.

Сейчас сядьте удобно на стул. Ноги поставьте на пол. Все мышцы расслаблены. Одну руку положите на живот, другую – на грудь. Сделайте спокойный вдох через нос – живот надувается, диафрагма выпрямляется, легкие наполняются воздухом. А теперь слегка приоткройте губы и сделайте медленный – медленный выдох – живот при этом втягивается, диафрагма расслабляется и становится похожей на мостик. Повторите несколько раз.

Выключить музыку.

- Ребята, поднимите руку, у кого не получилось отдохнуть и расслабиться.

Подойти к этим учащимся и помочь им.

Перед началом практического занятия  обрабатываем датчики спиртом. После этого их можно крепить к ремню. Теперь нажимаем на кнопку «Урок». Мы с вами будем готовиться к дыханию, и поэтому включим первый урок. Нажимаем кнопку «Начать», и одеваем наушники.

Практическое занятие № 1 – 9 мин.

Во время практического занятия подойти к каждому учащемуся и еще раз показать процесс дыхания животом. Объяснить, что такое диафрагма.

Заключительная часть (5-10 мин.):

Урок завершен. Перед вами появилась таблица, графики, с помощью которых мы сможем определить ваше дыхание во время урока.

Индивидуальная работа с каждым учеником и с группой в целом – 5 мин.:

  • Показать, что работа обозначена красным цветом, отдых – черным.
  • Сравнить эти результаты.
  • Определить, где ребенок дышал правильнее: во время отдыха, или с помощью компьютера во время работы.
  • Продемонстрировать правильное дыхание на графике.
  • Показать ДАС.
  • Назвать ученика, у которого величина ДАС была максимальной.
  • Сказать оценки за практический урок.

Домашнее задание: подышать перед сном 5 минут животиком.


УРОКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Урок № 5

Тема урока:

«Подготовка к дыханию. Шаблон № 2. Релаксация».

Цель урока:

Подготовка к диафрагмально-релаксационному типу дыхания.

Задачи:

  1. Применение приборов-БОС на практике.
  2. Закрепить навык расслабления.
  3. Обучение детей диафрагмально - релаксационному типу дыхания.
  4. Закрепить термины «диафрагма» и «релаксация».

Оборудование:

  • Комплект видеослайдов.
  • Видеопроектор (диапроектор или плакаты).
  • Компьютерный класс.
  • Приборы-БОС.
  • Спиртовые салфетки.

ХОД УРОКА:

Подготовительная часть (5-8 мин.):

Слайд 1 – «БОС – Урок здоровья»»

Здравствуйте, ребята!

Мы продолжаем обучаться диафрагмально-релаксационному типу дыхания.

- Что значит, диафрагмально-релаксационное дыхание?

Это дыхание животом, при котором наиболее эффективно работает диафрагма и наиболее полно осуществляется газообмен в легких. С помощью этого дыхания мы всегда будем здоровы.

Слайд 14 – «Дыхание животом»

- Что такое диафрагма?

Это мышечная перегородка. Она является опорой и стимулятором сердца. Она действует как «рука, сжимающая губку», или «второе сердце». Она похожа на пластинку, которая при вдохе прямая, а при выдохе сгибается. При вдохе легкие наполняются кислородом и увеличиваются. Диафрагма напрягается и опускается вниз. На выдохе легкие освобождаются от углекислого газа, уменьшаясь в размере. Диафрагма расслабляется и подталкивает воздух наружу.

- Для чего необходима релаксация?

Для расслабления. Представьте, что живот – это воздушный шарик. Как мы его надуваем и сдуваем? Вдох – животик надувается, выдох – сдувается.

        Наш живот – бесценный дар,

        Он похож на легкий шар!

        Через нос вдыхаем –

        Шарик надуваем!

        А потом наоборот:

        Выдыхаем через рот!

        И «сдувается» живот!

Это и есть диафрагмально-релаксационное дыхание.

А теперь перейдем к практическому занятию. Находим на мониторе ярлычок «Дыхание 2.12», щелкаем по нему мышкой 2 раза. В появившемся окне найдите свою фамилию и имя, щелкните по нему. Мы продолжаем готовиться к дыханию, сегодня у нас второе практическое занятие: подготовка, урок 2.

Важно помнить, что выдох должен быть длиннее вдоха в 2-4 раза. А между вдохом и выдохом не задерживайте дыхание, не делайте паузу. Все должно идти плавно, без напряжения.

Основная часть (22-25 мин.):

Слайд 22 – «Расположение датчиков на теле»

Подготовка приборов.

Слайд 20 – «Тихая музыка, расслабление, покой»

Релаксация – 3 мин. Звучит тихая, спокойная музыка.

Во время релаксации рассказать такое стихотворение:

        Наш живот – бесценный дар,

        Он похож на легкий шар!

        Через нос вдыхаем –

        Шарик надуваем!

        А потом наоборот:

        Выдыхаем через рот!

        И «сдувается» живот!

Практическое занятие № 2 - 9 мин.

Вызвать 1 ученика для объяснения результатов.

Заключительная часть (5 мин.):

Отметить самого лучшего (кто получил наилучшую оценку; у кого ДАС была больше всех), старательного ученика (хоть и плохая оценка, но видно было стремление). Сказать об ошибках и неудачах, не называя фамилии и имени ученика.

- Ребята, а теперь послушайте загадку, кто ее  угадает, тот получит приз.

Как на лифте, вверх и вниз

Разъезжала эта мисс!

Поднималась, опускалась,

чтобы легче нам дышалось!

                        (ДИАФРАГМА)

Дома я снова вас попрошу перед сном подышать животиком, но уже чуть больше – 7 мин.

Уборка рабочего места – 2 мин.


УРОКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Урок № 6

Тема урока:

«Постановка  дыхания. Шаблон № 3».

Цель урока:

Постановка диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Задачи:

  1. Применение приборов-БОС на практике.
  2. Обучение детей диафрагмально - релаксационному типу дыхания.
  3. Закрепление понятия «пульс».

Оборудование:

  • Комплект видеослайдов
  • Видеопроектор (диапроектор или плакаты)
  • Компьютерный класс
  • Приборы-БОС
  • Спиртовые салфетки

ХОД УРОКА:

Подготовительная часть (5-8 мин.):

Слайд 1 – «БОС – Урок здоровья»»

Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наши уроки здоровья. Но все ли смогли подготовить свой организм к постановке дыхания, мы сейчас проверим.

- Вы любите играть в догонялки?

- Что происходит с вашим сердцем и дыханием, когда вы быстро бежали, а потом резко останавливались?

Помните, когда вы быстро-быстро бежали, а потом резко остановились, ваше дыхание учащалось, а сердце, казалось, готово было вырваться из груди. Это потому, что, наше дыхание и сердце тесно связаны между собой.

        Внимание! Внимание!

        Вот дело ваших рук –

        Дыхание, дыхание,

        Для сердца лучший друг!

                Когда легко вам дышится,

                И сердце сразу слышится:

                «Тук-тук, тук-тук, тук-тук!»

        А если с другом что-нибудь

        Случилось, то тогда

        И сердце вдруг на ложный путь

        Вступает … Вот беда!

        И начинает слышаться:

        «Та-та, «та-та, та-та!»

- Ребята, как вы считаете, что такое в стихотворении «тук-тук, та-та»?

Это ритм. Во время вдоха ритм сердца – более высокий, а во время выдоха – низкий. Ритм выражается в числах. Это пульс, или частота сердечных сокращений (ЧСС). Пульс на вдохе – показатель высокого ритма, а пульс на выдохе – низкого. Во время практического задания вы сможете это все проверить на себе.

У нас сегодня третье практическое занятие.

Основная часть (22-25 мин.):

Слайд 22 – «Расположение датчиков на теле»

Подготовка приборов.

Слайд 20 – «Тихая музыка, расслабление, покой»

Релаксация.

-Перед практическим занятием давайте вспомним, как бьется сердце на вдохе и на выдохе?

На вдохе – чаще, на выдохе – медленнее.

Сейчас вы в этом убедитесь. Во время работы проследите за своим пульсом на вдохе и выдохе. Результаты работы сердца находятся в левом нижнем углу. Чем больше будет разница, тем лучше работают ваши легкие и сердце.

Практическое занятие № 3 - 11 мин.

- Ребята, поднимите руку, у кого на вдохе пульс увеличивался?

Значит, ваше дыхание было правильным.

- Что же такое пульс?

В легких взрослого человека свыше 700 млн. пузырьков-альвеол. Если их расположить на ровной поверхности тонким слоем, то получится пленка в 100 кв. м. Энергии, которую человек тратит на дыхание за одни сутки, пропуская через легкие почти 500 литров воздуха, хватило бы, чтобы перекачать на второй этаж тонну воды. Вот какой мощный дыхательный аппарат у человека.

Результаты. Вызвать ученика для объяснения результатов. Назвать самого лучшего ученика (кто получил наилучшую оценку; у кого ДАС была максимальной), старательного ученика (если, даже неудовлетворительная оценка). Сказать об ошибках.

Заключительная часть (5 мин.):

Выставить оценки за урок.

Уборка рабочего места - 2 мин.

Дома перед сном подышать животиком – 7 мин.


УРОКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Урок № 7

Тема урока:

«Постановка дыхания. Шаблон № 4».

Цель урока:

Постановка  диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Задачи:

  1. Применение приборов-БОС на практике.
  2. Обучение детей диафрагмально - релаксационному типу дыхания.
  3. Ознакомить детей с понятиями «нос», «носоглотка», «гортань», «трахеи», «бронхи», «легкие».

Оборудование:

  • Комплект видеослайдов.
  • Видеопроектор (диапроектор или плакаты).
  • Компьютерный класс.
  • Приборы-БОС.
  • Спиртовые салфетки.
  • Призы.

ХОД УРОКА:

Подготовительная часть (6-9 мин.):

Слайд 1 – «БОС – Урок здоровья»»

Здравствуйте, ребята!

- Что такое пульс или ЧСС?

- Что происходит с пульсом на вдохе и выдохе, когда сердце бьется чаще, а когда медленнее?

А теперь немного поиграем. Я буду вам загадывать загадки, а вы мне говорить отгадки. Кто даст наибольшее количество верных ответов, тот получит приз.

Слайд 23 - «Дыхательная система. Загадки»

Воздух пыльный – не беда!

Вот работник хоть куда!

Весь веснушками зарос…

Ну конечно, это…

                                (НОС)

Воздух движется вперед,

Но порядком устает,

Я бы сел, ребята, в лодку,

Чтоб проникнуть в …

                                (НОСОГЛОТКУ)

Продолжает воздух кросс,

Только пыль щекочет нос,

Щекотаться перестань,

Видишь, я спешу в …

                                (ГОРТАНЬ)

Видно, многим невдомек,

Что до легких путь далек!

Воздух говорит: «Успею!

Попаду сперва в …».

                                (ТРАХЕЮ)

Воздух слышит голос в рубке:

«Видишь две большие трубки,

И у них реснички тонки,

Потому что это …».

                                (БРОНХИ)

Дальше – две большие губки:

Нет покоя ни минутки:

Очень, очень легкие

И зовутся …

                                (ЛЕГКИЕ)

Работа по слайду 24 - «Дыхательная система. Ответы на загадки».

Итак, чтобы микробы не почувствовали себя хозяевами в вашем теле, нужно дышать носом. Из носа очищенный воздух проходит в носоглотку и попадает в гортань. После гортани воздух проникает в трахею. Из трахеи – в разветвленные бронхи, а из них – в легкие, правое и левое. Легкие состоят из множества крохотных пузырьков – альвеол и похожи на две большие губки.

Наградить наиболее подготовленного ученика призом.

- Что происходит с легкими при выдохе?

Когда мы выдыхаем, легкие расширяются и наполняются свежим воздухом. Бегущая по сосудам кровь вбирает в себя кислород из крохотных альвеол и разносит его по клеткам всего организма. В обмен кровь отдает легким углекислый газ, который мы и выдыхаем.

Основная часть (21-24 мин.):

Подготовка приборов.

Слайд 22 – «Расположение датчиков на теле»

Слайд 20 – «Тихая музыка, расслабление, покой»

Релаксация.

Не забывайте, что выдох должен быть длиннее вдоха в 2-4 раза. А между вдохом и выдохом не задерживайте дыхание, не делайте паузу. Все должно идти плавно, без напряжения.

Проследите еще раз за разницей пульса на вдохе и выдохе.

Практическое занятие № 4 - 11 мин.

Результаты – 5 мин.

Заключительная часть (5 мин.):

Уборка рабочего места - 2 мин.

Сказать о самом здоровом ученике (кто получил наилучшую оценку за урок), о самом старательном ученике, который хочет быть здоровым. Сказать об ошибках и неудачах, не называя фамилии и имени ученика.

Дома перед сном подышите животиком 7 мин.


УРОКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Урок № 8

Тема урока:

«Постановка дыхания. Шаблон № 5».

Цель урока:

Постановка диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Задачи:

  1. Применение приборов - БОС на практике.
  2. Закрепить навык расслабления.
  3. Обучение детей диафрагмально - релаксационному типу дыхания.
  4. Закрепление понятия «ДАС».

Оборудование:

  • Комплект видеослайдов.
  • Видеопроектор (диапроектор или плакаты).
  • Компьютерный класс.
  • Приборы-БОС.
  • Спиртовые салфетки.
  • Призы.

ХОД УРОКА:

Подготовительная часть (6-9 мин.):

Слайд 1 – «БОС – Урок здоровья»»

Здравствуйте, ребята!

- Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы попробуйте угадать о каком понятии идет речь. Кто угадает, получит приз.

                На вдохе сердце чаще бьется,

                На выдохе сердцу отдых дается,

                На вдохе на горку быстро взбегает,

                Под горку на выдохе плавно съезжает.

                                                        (ДАС)

Слайд 25 – «Дыхательная аритмия сердца»

- Вспомним еще раз, что такое ДАС?

Это разница частоты сердечных сокращений на вдохе и выдохе.

Основная часть (21-24 мин.):

Подготовка приборов.

Слайд 22 – «Расположение датчиков на теле»

Слайд 20 – «Тихая музыка, расслабление, покой»

Релаксация.

Вы как маленькое перышко, которое несет легкий ветерок; вы лучик света, падающий на землю. Дайте еще больше расслабиться своему телу, плечам и рукам, ногам, расслабьте стопы и ладошки…

Практическое занятие № 5 - 12 мин.

Результаты.

Заключительная часть (5 мин.):

Уборка рабочего места - 2 мин.

Отметить самого лучшего (кто получил наилучшую оценку, у кого величина ДАС максимальна), старательного ученика (хоть и плохая оценка, но видно было стремление). Сказать об ошибках и неудачах, не называя фамилии и имени ученика.

Дома я  вас попрошу перед сном подышать животиком 7 мин.


УРОКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Урок № 9

Тема урока:

«Постановка дыхания. Шаблон № 6».

Цель урока:

Постановка диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Задачи:

  1. Применение приборов-БОС на практике.
  2. Обучение детей диафрагмально - релаксационному типу дыхания.

Оборудование:

  • Комплект видеослайдов.
  • Видеопроектор (диапроектор или плакаты).
  • Компьютерный класс.
  • Приборы-БОС.
  • Спиртовые салфетки.

ХОД УРОКА:

Подготовительная часть (7-10 мин.):

Слайд 1 – «БОС – Урок здоровья»»

Здравствуйте, ребята!

- Давайте вспомним, что же такое здоровье?

Сегодня на уроке мы продолжим определять уровень здоровья без сложных и длительных обследований, и познакомимся с таблицей Сметанкина.

По тому, насколько дыхательная аритмия сердца соответствует норме, можно судить об уровне здоровья и резервных возможностях человека.

Это нужно и важно знать каждому человеку. Сегодня на уроке каждый из вас определит, соответствует ли ДАС норме вашего возраста.

Основная часть (20-23 мин.):

Подготовка приборов.

Слайд 22 – «Расположение датчиков на теле»

Слайд 20 – «Тихая музыка, расслабление, покой»

Релаксация.

Практическое занятие № 6 -12 мин.

Результаты.

Посмотрите на таблицу Сметанкина. Если ваша ДАС выше или равна, значит, со здоровьем у вас нет проблем. Так держать!

Если ниже – не расстраивайтесь. Впереди еще 6 практических занятий и вы сможете ее повысить, и тем самым восстановить здоровье.

Заключительная часть (5 мин.):

Уборка рабочего места - 2 мин.

Лучших учеников наградить победными медалями (кто получил наилучшую оценку), старательного ученика наградить медалью за волю к победе (хоть и плохая оценка, но видно было стремление). Сказать об ошибках и неудачах, не называя фамилии и имени ученика.

Дома перед сном подышите животиком 8 мин.


УРОКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Урок № 10

Тема урока:

«Формирование навыка. Шаблон № 7».

Цель урока:

Сформировать навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Задачи:

  1. Применение приборов-БОС на практике.
  2. Сформировать у детей навык диафрагмально - релаксационного  дыхания.

Оборудование:

  • Комплект видеослайдов
  • Видеопроектор (диапроектор или плакаты)
  • Компьютерный класс
  • Приборы-БОС
  • Спиртовые салфетки

ХОД УРОКА:

Подготовительная часть (7-10 мин.):

Слайд 1 – «БОС – Урок здоровья»»

Здравствуйте, ребята!

Мы продолжаем наше увлекательное путешествие. Поступление кислорода в организм человека на 98% осуществляется с помощью легких, и только на 2% - через кожу. Это совсем немного, тем не менее, очень важно следить за состоянием и чистотой кожи. Известны случаи, когда люди, чья кожа по какой-либо причине была покрыта краской, теряли сознание и даже умирали именно из-за недостатка кислорода. Кстати, вспомните, как легко вы себя чувствуете в летнюю жару, когда смоете под душем обильный пот, закупоривающий поры.

Давайте еще раз подышим животиком.

  • Закройте глаза. Расслабьте мышцы лица и плеч. Прочувствуйте, как разглаживается кожа лба, опустились плечи, дыхание выровнялось, мысли перестали путаться и потекли ровно. Посидите в таком положении полминуты. Успокойтесь.
  • После этого положите одну руку на живот чуть ниже пупка, а другую – на верхнюю часть груди. Это нужно для проверки, все ли вы делаете правильно. Если рука на животе слегка поднимается и опускается, а рука на грудной клетке практически неподвижна, значит, все идет как надо.
  • Делаем вдох через нос без напряжения и усилий. Ни в коем случае не форсируем естественное движение. При этом живот должен округлиться, словно воздушный шар.
  • Плавно, без паузы переходим к выдоху, слегка приоткрыв губы. Выдох должен производиться с некоторым усилием. При этом живот медленно втягивается, помогая легким освободиться от воздуха с избытком углекислого газа. Не следует форсировать движение брюшной стенки, ее перемещения должны быть спокойны и естественны. Выдыхая воздух, представьте, например, что выдох – это легкий утренний бриз, наполняющий парус выходящей в море яхты.
  • Выдох делайте длиннее, продолжительнее вдоха в 2-4 раза. Обращайте на это особое внимание. За выдохом без задержки и паузы должна наступить фаза вдоха. Затем дыхательный цикл повторяется.

Основная часть (20-23 мин.):

Подготовка приборов.

Слайд 22 – «Расположение датчиков на теле»

Слайд 20 – «Тихая музыка, расслабление, покой»

Релаксация.

Практическое занятие № 7 -12 мин.

Результаты.

Заключительная часть (5 мин.):

Уборка рабочего места - 2 мин.

Лучших учеников наградить победными медалями (кто получил наилучшую оценку), старательного ученика наградить медалью за волю к победе (хоть и плохая оценка, но видно было стремление). Сказать об ошибках и неудачах, не называя фамилии и имени ученика.

Дома перед сном подышите животиком 8 мин.


УРОКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Урок № 11

Тема урока:

«Формирование навыка. Шаблон № 8».

Цель урока:

Формирование  диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Задачи:

  1. Применение приборов-БОС на практике.
  2. Сформировать у детей навык диафрагмально - релаксационного типа дыхания.

Оборудование:

  • Комплект видеослайдов.
  • Видеопроектор (диапроектор или плакаты).
  • Компьютерный класс.
  • Приборы-БОС.
  • Спиртовые салфетки.

ХОД УРОКА:

Подготовительная часть (7-10 мин.):

Слайд 1 – «БОС – Урок здоровья»»

Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке мы попробуем дышать с закрытыми глазами, не подглядывая в монитор компьютера. А на следующем уроке мы еще более усложним задачу, но что мы сделаем, я скажу на другом уроке.

Основная часть (20-23 мин.):

Подготовка приборов.

Слайд 22 – «Расположение датчиков на теле»

Слайд 20 – «Тихая музыка, расслабление, покой»

Релаксация.

Практическое занятие № 8 - 12 мин.

Результаты.

Заключительная часть (5 мин.):

Уборка рабочего места - 2 мин.

Лучших учеников наградить победными медалями (кто получил наилучшую оценку), старательного ученика наградить медалью за волю к победе (хоть и плохая оценка, но видно было стремление). Сказать об ошибках и неудачах, не называя фамилии и имени ученика.

Дома перед сном подышите животиком 8 мин.


УРОКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Урок № 12

Тема урока:

«Формирование навыка. Шаблон № 9».

Цель урока:

Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Задачи:

  1. Применение приборов-БОС на практике.
  2. Сформировать у детей навык диафрагмально - релаксационного типа дыхания.

Оборудование:

  • Комплект видеослайдов.
  • Видеопроектор (диапроектор или плакаты).
  • Компьютерный класс.
  • Приборы-БОС.
  • Спиртовые салфетки.
  • Призы.

ХОД УРОКА:

Подготовительная часть (7-10 мин.):Слайд 1 – «БОС – Урок здоровья»»

Здравствуйте, ребята!

Послушайте стихотворение.

                Я легкий, чистый ветерок,

                И крылья за спиной

                Трепещут, будто бы листок –

                Прозрачный, слюдяной!

                Летаю там, где захочу,

                Мне нет нигде преград:

                Лечу, лечу, лечу, лечу

                И в сад, и в зоосад!

                Ты мне дорожку покажи

                И форточку открой:

                Дыши, дыши, дыши, дыши

                Поглубже – только мной!

- О чем говорится в стихотворении?

О ветре.

- Что такое ветер?

Это движение воздуха. Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в любой комнате. Даже если вы выключите свет и спрячетесь под одеяло, воздух все равно будет с вами. Его нельзя увидеть, но можно почувствовать, если резко взмахнуть рукой, наклониться или побежать. Мы просто не можем обойтись без него. То есть, когда мы говорим о ветре, мы имеем в виду воздух.

Сегодня на уроке мы постараемся дышать без глаз и без ушей. То есть с закрытыми глазами, не подглядывая в монитор, и не надевая наушников.

У кого получится дышать правильно, тот получит приз.

Основная часть (20-23 мин.):

Подготовка приборов.

Слайд 22 – «Расположение датчиков на теле»

Слайд 20 – «Тихая музыка, расслабление, покой»

Релаксация.

Практическое занятие № 9 - 12 мин.

Результаты.

Заключительная часть (5 мин.):

Уборка рабочего места - 2 мин.

Лучших учеников наградить победными медалями (кто получил наилучшую оценку), старательного ученика наградить медалью за волю к победе (хоть и плохая оценка, но видно было стремление). Сказать об ошибках и неудачах, не называя фамилии и имени ученика.

Дома перед сном подышите животиком 8 мин.


УРОКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Урок № 13

Тема урока:

«Формирование навыка. Шаблон № 10».

Цель урока:

 Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Задачи:

  1. Применение приборов-БОС на практике.
  2. Сформировать у детей навык диафрагмально - релаксационного типа дыхания.
  3. Закрепить понятия «дыхание», «воздух», «кислород».

Оборудование:

  • Комплект видеослайдов.
  • Видеопроектор (диапроектор или плакаты).
  • Компьютерный класс.
  • Приборы-БОС.
  • Спиртовые салфетки.

ХОД УРОКА:

Подготовительная часть (7-10 мин.):

Слайд 1 – «БОС – Урок здоровья»»

Здравствуйте, ребята!

Уже подходят к концу наши практические занятия. Что бы мы ни делали, мы всегда дышим. Дыхание – один из важнейших процессов, происходящих в нашем организме. А значит, наше здоровье зависит от дыхания.

- Что же такое дыхание?

Это процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа организмом.

Вся наша планета одета в прозрачный «костюм» - воздух.

- Что такое воздух?

Это смесь газов, в которой больше всего азота и кислорода. Воздух необходим человеку, животным и растениям. В нем нуждаются все, кто живет, а значит – дышит.

Без воздуха мы можем прожить только несколько минут. Без свежего воздуха клетки нашего организма задыхаются. Ежесекундно им нужен кислород, входящий в состав воздуха. Чем больше энергии человек тратит на какую-то работу, тем больше кислорода требуется организму.

- Что такое кислород?

Это газ, поступающий из легких в кровь.

Основная часть (20-23 мин.):

Подготовка приборов.

Слайд 22 – «Расположение датчиков на теле»

Слайд 20 – «Тихая музыка, расслабление, покой»

Релаксация.

Практическое занятие № 10 - 12 мин.

Результаты.

Заключительная часть (5 мин.):

Уборка рабочего места - 2 мин.

Отметить самых старательных учеников. Сказать об ошибках и неудачах, не называя фамилии и имени ученика.

Дома перед сном подышите животиком 10 мин.

Дома все вспомнить и повторить по программе «БОС - Здоровье». Приготовиться к проверочной работе в виде кроссворда.


УРОКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Урок № 14

Тема урока:

«Закрепление навыка. Шаблон № 11».

Цель урока:

Закрепление у детей навыка  диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Задачи:

  1. Применение приборов - БОС на практике.
  2. Закрепление у детей навыка диафрагмально - релаксационного типа дыхания.
  3. Проверка теоретических знаний по программе «БОС – Здоровье».

Оборудование:

  • Комплект видеослайдов.
  • Видеопроектор (диапроектор или плакаты).
  • Компьютерный класс.
  • Приборы – БОС.
  • Спиртовые салфетки.
  • Индивидуальные работы – кроссворды.
  • Призы.
  • Таблички со словами: дыхание, диафрагма, воздух, гортань, сердце, датчики, легкие, пульс, кислород, закаливание.

ХОД УРОКА:

Подготовительная часть (9-12 мин.):

Слайд 1 – «БОС – Урок здоровья»»

Здравствуйте, ребята! Мы заканчиваем наше удивительное путешествие по организму. Вы много узнали нового и интересного о человеке. Чтобы быть здоровым нужно закаляться и соблюдать режим дня.  Научились дышать с помощью приборов – БОС мышцей, которая называется диафрагмой. Узнали, что сердце – это моторчик, благодаря которому кровь движется по организму. А ритм работы сердца называется пульсом. Газ, который поступает из легких в кровь, называется кислород. Легкие похожи на две губки. Данный вам навык диафрагмально-релаксационного дыхания закрепится на долгое время. Для подтверждения своих лучших знаний по предмету «БОС – Здоровье» я предлагаю решить кроссворд. Каждому я раздам кроссворд, с помощью ручки или карандаша вы впишите в клетки верные ответы. Слова: дыхание, диафрагма, воздух, гортань, сердце, датчики, легкие, пульс, кислород, закаливание написать на доске.

Итак, на листах сверху напишите свою фамилию, и приступайте к работе. Кто лучше всех справится с работой, получит приз.

Кроссворд.

  1. Звуковой сигнал на перемену или на урок (звонок).
  2. Процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа организмом (дыхание).
  3. Что следует после вдоха? (выдох)
  4. Мышца, активно участвующая в диафрагмально-релаксационном дыхании (диафрагма).
  5. Сокращенное название биологической обратной связи (БОС).
  6. Смесь газов, образующих атмосферу (воздух).
  7. Что находится между носоглоткой и трахеей? (гортань)
  8. Моторчик, который заставляет кровь двигаться по организму (сердце).
  9. Чем «подслушивает» работу сердца и дыхания ПоБОСик? (датчики)
  10. Какой орган дыхания у человека напоминает две губки? (легкие)
  11. Ритм работы сердца (пульс).
  12. Орган, где согревается, увлажняется и очищается воздух (нос).
  13. Обливание холодной водой (закаливание).
  14. Распорядок дня (режим).
  15. Газ, поступающий в кровь из легких (кислород).
  16. Сокращенное название частоты сердечных сокращений на вдохе и выдохе (ДАС).

Собрать работы.

Основная часть (20-23 мин.):

Подготовка приборов.

Слайд 22 – «Расположение датчиков на теле»

Слайд 20 – «Тихая музыка, расслабление, покой»

Релаксация.

Практическое занятие № 11 - 12 мин.

Результаты.

Заключительная часть (3 мин.):

Уборка рабочего места - 2 мин.

Сообщить результаты за теоретические знания (кроссворд) по программе «БОС – Здоровье».

Следующий урок у нас завершающий, последний. Каждый из вас получит паспорт. Паспорт Здоровья. А что это за паспорт я расскажу вам на следующем уроке.

Дома перед сном подышите животиком 8 мин.


УРОКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Урок № 15

Тема урока:

«Закрепление диафрагмально-релаксационного навыка дыхания. Шаблон № 12. Выдача паспортов».

Цель урока:

Закрепление навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Задачи:

  1. Применение приборов - БОС на практике.
  2. Закрепить навык расслабления.
  3. Закрепление у детей навыка диафрагмально - релаксационного типа дыхания.

Оборудование:

  • Комплект видеослайдов.
  • Видеопроектор (диапроектор или плакаты).
  • Компьютерный класс.
  • Приборы – БОС.
  • Спиртовые салфетки.
  • Индивидуальные паспорта здоровья.

ХОД УРОКА:

Подготовительная часть (5 мин.):

Слайд 1 – «БОС – Урок здоровья»»

Здравствуйте, ребята! Наше путешествие подошло к концу. Я вас поздравляю! Вы показали отличные знания по предмету. С вами теперь можно отправляться в любые путешествия, ведь вы сейчас здоровые, умные и счастливые. Сегодня вам предстоит завершить курс диафрагмально-релаксационного дыхания. Последняя практическая работа. В конце урока каждый участник уроков «БОС – Здоровье» получит паспорт здоровья.

Основная часть (20-23 мин.):

Подготовка приборов.

Слайд 22 – «Расположение датчиков на теле»

Слайд 20 – «Тихая музыка, расслабление, покой»

Релаксация.

Практическое занятие № 12 - 12 мин.

Результаты.

Заключительная часть (7-10 мин.):

Уборка рабочего места - 2 мин.

- Вы знаете, что такое паспорт?

- Что в нем записано?

Когда и где человек родился и где он сейчас живет.

- Но, правда, нет ни слова о том, какое у него здоровье. Так?

Паспорт здоровья – это не совсем обычный документ. Его выдают только тем, кто познакомился с ПоБОСиком и научился правильно дышать. В этом паспорте указан биологический возраст человека. Он определяется по величине ДАС. Паспорт здоровья говорит не о том, сколько дней рождения вы отметили: 7, 8 или 9 вам лет, а о том, на сколько лет себя чувствует ваш организм. И вполне может оказаться, что по этому паспорту вам 70 или 90 лет. У тех, кто не следит за своим здоровьем, биологический возраст бывает намного больше, чем тот, который они считают по количеству своих дней рождения. На моих уроках вы все старались дышать правильно. Ни с первого раза получалось, но результаты есть, есть улучшения.

Я поздравляю вас с тем, что вы окончили оздоравливающий курс диафрагмально-релаксационного дыхания. Со своей задачей вы справились хорошо. Мы с вами будем встречаться ежегодно. Поэтому к выпускному балу я думаю, все научатся дышать как младенцы, на оценку 5.

Сегодня я хочу вам всем выдать паспорт здоровья, в котором указан ваш биологический возраст и все результаты, оценки за уроки.

Выдача паспортов под музыку.

Успеха вам, мои юные друзья! Успеха и здоровья!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе Тема: «Детская ложь: способы профилактики».

 План-конспект выступления.1. Что такое детская ложь?2. Какие причины могут лежать в основе детской лживости?3. Признаки, по которым можно догадаться, что ребенок обманывает.4. Как поступить, если реб...

Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Опыт исследовательской, тв...

Методическая разработка по теме: «Сохранение здоровья учащихся начальной школы как важнейший фактор личностного роста в условиях реализации ФГОС»

В данной методической разработке раскрыты вопросы сохранения здоровья учащихся  младших классов с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках математики....

Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.

Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.  Обучение написанию  сочинения    "Хочу рассказать о родном крае"....

Методическая разработка. Конспект урока русского языка в начальной школе по теме "Единственное и множественное число глаголов"

В уроке используется накопительная система баллов. Каждый учащийся получает наакопительную карту, где после каждого этапа урока проставляет себе баллы за выполненную работу. По итогам урока баллы...

Методические разработки фрагментов уроков русского языка в начальной школе с применением приёмов работы с иноязычной лексикой как средства формирования познавательных универсальных учебных действий

Лексическая работа в начальной школе  разнообразна. Следует отметить, что работе с иноязычными словами уделяется  незначительное внимание, и как следствие таковыми воспринимаются  тольк...