Особенности формирования здоровьесберегающей среды в образовательной организации
статья по зож

Гусева Ольга Александровна

Данная статья о формировании здоровьесберегающей среды в образовательной организации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования здоровьесберегающей среды в образовательной организации

Я – воспитатель группы продленного дня, и от меня в первую очередь зависит здоровье ребёнка, его семьи, общества и всей планеты!
Моя главная задача – сформировать у ребёнка собственную ответственность за своё здоровье! 
В образовании я буду стремиться к тому, чтобы школа стала центром здоровья ребёнка, семьи и общества! 
Своим собственным примером буду убеждать моих коллег в том, что каждый из них должен заботиться о здоровье детей, доверенных нам на воспитание!
Все мои усилия будут направлены на формирование нового человека- человека здорового! 

Современным обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся, и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков.

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Применение данной технологии обусловлено рядом причин, приводящих к снижению здоровья учащихся: 

  • перегрузка учащихся, снижение двигательной активности;
  • отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом;
  • несформированность навыков здорового образа жизни;
  • плохая экология;
  • кризисные явления в обществе, которые приводят к снижению творческой активности обучающегося, замедлению физического и психического развития.

Я считаю при организации  учебной деятельности и воспитательной работы с учетом основных требований к уроку и занятиям в группе продленного дня с комплексом здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать:

  • соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
  • рациональная плотность урока и занятия в группе(время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
  • четкая организация учебного труда;
  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • смена видов деятельности;
  • обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
  • место и длительность применения ТСО;
  • включение в урок и занятия технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
  • построение урока и занятия с учетом работоспособности учащихся;
  • индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
  • формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
  • благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.

Так же следует особое внимание уделить профилактике стрессов, для этого необходимо использовать:

  • работу в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках и занятиях;
  • целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части(на занятиях в группе продленного дня).

Использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия  распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Кроме этого, применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

        Я считаю, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Список литературы:


  1. Науменко Ю.В., "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие", Глобус, 2010
  2. Становление личности в условиях развивающей среды инновационной школы: коллективная монография //Под ред. Н. М. Швалевой, Д. В. Тырсикова. Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 2006.(23)
  3. http://ggtu.ru/smi/publications/Материалы%20III%20региональной%20научно-практической%20конференции%20_Эффективность%20здоровьесберегающих%20технологий%20в%20образовательной%20среде_.pdf 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая среда в образовательном процессе начальной школы

Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. От соблюдения гигиенических, психолого — педагогических условий проведения урока з...

«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для учащихся начальных классов»

В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Данная тема актуальна,...

Выступление на муниципальной августовской конференции "Формирование здоровьесберегающей среды и организация профилактической работы в МОУ Урлукская СОШ"

Забота о здоровье школьников – это контроль над нормами и требованиями школьной гигиены, профилактика заболеваний, выявление скрытых причин школьной неуспешности и отклонений в поведении. Физку...

«Особенности формирования здоровьесберегающей среды в образовательной организации»

В работе раскрыта сущность понятия «здоровьесберегающая образовательная среда» и рассмотрены современные подходы к проблеме формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учрежде...

«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

Одной из приоритетных задач воспитательной деятельности является охрана жизни и здоровья детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)...