Счастливые дети - здоровые дети!
материал по зож

Живых Марина Борисовна

Здоровье человека – тема актуальная для всех времен.Как же сделать так, чтобы обучаясь в школе, дети начинали свои первые шаги не с проблем, которые приведут к усугублению здоровья, а с необходимого для развития ребенка, хорошего самочувствия, активного прилива бодрости и легкости, удовольствия и радости? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schastlivye_deti_-_zdorovye_deti.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Счастливые дети – здоровые дети!

Движение - кладовая жизни.

                                                                                                                  Платон

Здоровье человека – тема актуальная для всех времен, но в XXI веке она становится первостепенной. Исследования Национального Центра Здоровья Детей  показали, что сегодня среди выпускников российских школ только 3% здоровы и, если вернуться к началу обучения детей в школах и посмотреть на современное молодое поколение, мы увидим, что  дети  младшего  школьного  возраста уже имеют отклонения в состоянии своего здоровья.

Как же сделать так, чтобы обучаясь в школе, дети начинали свои первые шаги не с проблем, которые приведут к усугублению здоровья, а с необходимого для развития ребенка, хорошего самочувствия, активного прилива бодрости и легкости, удовольствия и радости?

Я, как учитель начальных классов, нахожусь в постоянном поиске педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Применение и использование технологий еще не гарантирует успеха, большую роль играет личностный фактор. Известно, что педагогическая практика – процесс творческий. Как отмечал А.А.Леонтьев, нельзя выучить технологии и стать педагогом, любые технологии следует применять творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, и одновременно на культурной ситуации, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенностях собственной личности и личности своих учеников. [1]

Абсолютно в каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Задача учителя – подтолкнуть ребенка к активному взаимодействию с миром. Напомнить об осторожности и побудить к действию. Ведь вследствие недостатка движения жизненные процессы, происходящие внутри организма, уклоняются от естественного нормального хода в такой степени, что неизбежным результатом является целый ряд болезней. «Движение - это жизнь, а жизнь - это есть движение» - как гласит старая поговорка. Двигательная активность ребенка столь естественная для него, позволяющая регулировать его мироощущения, накапливать свой жизненный опыт становится резко дефицитной в условиях школы, ограничивается не только формой (поза, сидя), но и временем. А ведь психологами доказано давным-давно, что психическое напряжение может быть сброшено только посредством движения.

Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.

В соответствии с санитарными нормами (СанПиН 2.4.2.2821-10) ежедневный объем двигательной активности учащихся должен составлять не менее 2 часов. Суммарно такое количество времени занимают организованные формы занятий: утренняя гимнастика; динамические паузы; физкультминутки; спортивные часы; подвижные игры на переменах и другое.

Гимнастика до уроков является одним из обязательных элементов физкультурно-оздоровительных мероприятий проводимых в режиме школьного дня. Цель гимнастики: активизировать процессы обмена, стимулировать дыхательную функцию, повысить работоспособность и организовать учащихся. Гимнастика проводится в хорошо проветренных реакционных помещениях. Не следует выполнять физические упражнения в классных комнатах. Это приводит к нарушению микроклимата в классе в результате увеличения температуры воздуха и антроповыбросов (пота, микроорганизмов и т.д.). Длительность гимнастики для младших школьников 5-6 минут.

Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения, в результате чего в клетках коры головного мозга происходят изменения, снижающие их функциональные возможности и работоспособность. Поэтому во время уроков необходимо проводить физкультминутки. Физкультурные минутки  - естественный элемент урока в начальной школе. Они помогают снять статическое утомление мышц, благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, повышают эмоциональный уровень учащихся, дают ребенку возможность подвигаться. При проведении физкультминуток необходимо учесть продолжительность (1,5 – 2 минуты). Комплекс занятий состоит из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз. Набор упражнений должен зависеть от вида деятельности на уроке.

Танцевальные минутки во время урока, флэшмобы (по утрам, на большой перемене) проводятся с целью укрепления здоровья и повышения эмоционального настроя в форме танцевальных упражнений. Зажигательная музыка, веселый ритм движений, полезные для здоровья упражнения очень нравятся младшим школьникам.

«Источник знаний находится на кончиках пальцев» – так говорил В.Сухомлинский. Поэтому особое внимание на уроках в начальной школе уделяется пальчиковой гимнастике (музыкальной пальчиковой гимнастике), а также упражнениям с массажными мячиками, которые способствуют развитию мелкой моторики рук, мышления, речи; снижают физическую усталость и моральное напряжение во время урока.

Динамические паузы обеспечивают одну из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем закаливания организма ребенка. Физиологическая сущность динамической паузы – переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Использование подвижных игр способствуют лучшему усвоению и закреплению необходимых двигательных навыков младших школьников, улучшает кровообращение во все органы и системы человеческого организма, дарит отличное самочувствие.

Используя технологию раскрепощенного развития, разработанную физиологом В.Ф.Базарным для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания методические материалы можно располагать в классе так, чтобы детям все время приходилось поворачиваться в разные стороны и искать их взглядом. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе стоя. В результате подобных упражнений развивается чувство общей и зрительной координации, ориентации в пространстве, реакции на экстремальные ситуации (дорожно-транспортные).

Дыхательная гимнастика и зрительные паузы по методу Шичко - все это снимает физическую напряженность и усталость, стимулирует умственную работоспособность школьников и постепенно превращается в самостоятельные умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления здоровья.

Время, в течение которого младший школьник способен выдержать статическую посадку, составляет не более 15 минут. Полезное действие на функции организма оказывает изменение рабочей позы во время урока. Система «динамической смены поз» предусматривает организованный  перевод учащихся из положения сидя в положение стоя два-три раза в течение урока. Продолжительность работы стоя должна составлять от 3 до 7 минут, для неё следует подобрать соответствующие виды учебных заданий.

Групповая форма работы на уроке в какой-то мере помогает избежать длительного сидения за партой, а учащиеся получают пользу от сотрудничества с разными людьми.

Систематическое использование методов и приемов обучения способам саморазвития и воспитания  стрессоустойчивости, проведение на уроках валеологических пауз, кинезиологических упражнений,  самомассажа, гимнастики для глаз, использование положительных установок на успех «Я справлюсь!», «У меня все получится!» позволяет сохранить и укрепить психологическое и эмоциональное здоровье учащихся.

С целью укрепления психоэмоционального состояния проводятся с ребятами «этюды для души»: «Здравствуй-те», «Цепочка дружбы» (передаем рукопожатие по кругу), «Подари улыбку», «Здравствуй первый снег!», «Прекрасно все на свете», «Солнечные лучики», «Цветок добра» и др.; игры на развитие эмоций: «Клоун», «Цветок», «Весельчаки» и др. Положительный настрой, возможность выбора, право на свое мнение, рефлексия и саморефлексия – все это сводит до минимума неизбежную усталость от умственного труда, не вызывает негативного отношения к учебе, оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние учащихся.

Среди мер направленных на охрану здоровья учащихся - это организация мониторинга  состояния здоровья детей. Регулярная диагностика и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (в начале, середине и конце учебного года) – неотъемлемый элемент здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, тщательно организованный, насыщенный двигательным компонентом режим дня, несомненно, способствует повышению не только двигательной активности, но и работоспособности, усидчивости, интеллектуальной и познавательной активности, а именно это и требуется для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.

Будущее нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми!

Список использованной литературы

  1. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 110с.
  2. Логвина Т.Ю. Оптимизация режима двигательной активности детей в зависимости от их возраста. – Минск: 1991. – 183с.
  3. Сморнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.:АРКТИ, 2006. – 320с.
  4. Шишкина В.А. Движение плюс движение. – М.: Просвещение, 1992. – 94с.