Программа курса внеурочной деятельности "Мое здоровье"(1-4 классы). Авторы: Переляева А.М.-зам.директора по УВР, Бирюк В.И.-учитель нач.классов, Чайкина Н.Л.-учитель нач.классов
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Здоровье человека-тема для разговора достаточно актуальная для всех времен. Если человек физически здоров, то у него много энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_zdorove_1-4_klass.docx55.97 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Муниципальное общеобразовательное учреждение –                                                                                    Средняя общеобразовательная школа №15  г.Нерюнгри

ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности   «Моё здоровье»                                 (1- 4 классы)

                                                                                                   

D:\Мои документы\к урокам\fantaz49.gif

                                                                            Авторы:  Переляева А.М.-зам. директора по УВР,

Бирюк Валентина Ивановна- учитель нач. классов,                                                                                                                                                    

                                                                            Чайкина Надежда Львовна-учитель нач. классов

Нерюнгри, 2014

Пояснительная записка

       Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и его развитие. В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых  детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания. Причины такого состояния – нарушение экологии, состояние социальной среды, незнание своего организма. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.

        Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. В современной школе нужно создать благоприятные условия для сохранения здоровья ребёнка начиная с начальной школы. У обучающихся начальной школы нужно сформировать ответственное отношение к своему здоровью. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

      Цель программы: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков по Здоровому Образу Жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.

      Задачи:

  • формировать осознанное  отношение  младших школьников к своему здоровью на основе целостного подхода путем передачи учащимися знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни.
  • Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
  • формировать у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасного образа жизни, физического воспитания;
  • добиваться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования;

Данная  программа строится на принципах, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

 -Принцип научности; в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;

-Принцип доступности; который определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;

 -Системный подход.

- Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребёнка.

- успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

-Деятельностный подход.

Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

-Принцип «Не навреди!»

Предусматривается использование в валеологической работе только безопасных приёмов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

- Принцип гуманизма.

В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

- Принцип альтруизма.

Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам – научи друга».

- Принцип меры.

Для  здоровья хорошо то, что в меру.

Понятие ЗОЖ включает  в себя следующие блоки:

  • Режим труда и отдыха.
  • Физическая активность и закаливание.
  • Рациональное питание.
  • Психогигиена и психопрофилактика.
  • Создание благополучной для человека окружающей среды.
  • Отказ от курения и алкоголя.

В ходе реализации программы «Моё здоровье» обучающиеся

должны знать/ понимать:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  • основные природные факторы, укрепляющие здоровье, и правила их использования;
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • признаки утомления, в том числе зрительного;
  • основы рационального питания с учётом возраста;
  • правила оказания первой  доврачебной помощи;
  • способы сохранения и укрепление  здоровья;
  • свои права и права других людей;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • лечебные свойства некоторых деревьев, кустарников, трав;
  • правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных , одежды, обуви, помещений
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания;

уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать “полезные” и “вредные” продукты;
  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми;
  • распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
  • экологически взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, дорога, лес, степь) безопасна для жизни;
  • применять общепринятые коммуникативные и презентационные навыки;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • любить и почитать отца, мать, уважать других членов семьи, помогать вести хозяйственные дела в семье.
  • составить для себя программу оздоровления на летний период сезона и обеспечить с помощью родителей её выполнение.

иметь представление:

- о том, что восприимчивость к наркотическим средствам индивидуальна и зависимость может наступить после первого приёма.

  1. Место курса в учебном плане

        Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут во 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.  Количество учащихся составляет 15-20 человек.  

              Перечислим основные темы, в рамках которых осуществляется работа по программе.

Раздел «Основы здорового образа жизни»

         На занятиях данного раздела дети узнают, что такое здоровый образ жизни, составляющие здорового образа жизни, актуализируют свои знания о здоровом образе жизни и ответят на вопрос : зачем нужно здоровье.

Раздел «Я и моя семья»

           Задача данного раздела: рассмотреть роль ребёнка и его отношения в семье,               активизировать навыки эмоционального общения детей с членами семьи.

Раздел «Моя безопасность»

         Современная жизнь таит много опасностей, которые подстерегают детей каждый день. Задачи раздела: предупредить опасные жизненные ситуации и научить находить выходы из них.

Раздел «Профилактика заболеваний»

         Раздел включает вопросы гигиены, питания, закаливания; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В процессе игр дети учатся видеть в одном и том же явлении плохие и хорошие для их здоровья стороны.

Раздел «Семья и школа»

          Раздел включает вопросы гигиены, питания, закаливания; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В процессе игр дети учатся видеть в одном и том же явлении плохие и хорошие для их здоровья стороны.       

                                                Ожидаемые  конечные результаты                              

Личностные:

·     активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания

·    проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

·    проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

·   оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Предметные:

-освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению

Метапредметные  результаты:

1. Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

Начнут осознанно использовать знания при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;

Узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.

Освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;

Научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;

Освоят навыки организации и проведения подвижных игр, в процессе игровой деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.

3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

Пути  реализации программы

  • Игры – путешествия
  • Беседы
  • Проекты
  • Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов и стихотворений)
  • Праздники
  • Подвижные игры
  • Практические занятия с использованием знаний правил личной гигиены
  • Конкурсы рисунков, фотографий, блюд.                        

Тематическое планирование

занятий в рамках программы «Моё здоровье»

1 класс:

Название раздела и тем

Количество

часов

Дата

Основы здорового образа жизни.

4 ч.

1

Разговор о правильном питании.

1

2

Закаляйся, если хочешь быть здоров! (Правила личной гигиены).

1

3,4

Движение – это жизнь!

2

Я и моя семья.

5 ч.

5

Я – хороший.

1

6, 7

Я и все, все, все…

2

8, 9

Дом – место согласия и понимания.

2

Моя безопасность.

7ч.

10

Основы личной безопасности.

1

11

Опасные и безопасные ситуации.

1

12

Правила поведения на улицах и дорогах.

1

13

Случайные повреждения.

1

14

Правила поведения при пожаре.

1

15, 16

Правила поведения в чрезвычайных обстоятельствах.

2

Профилактика заболеваний.

7 ч.

17

Что влияет на моё здоровье?

1

18, 19

Гигиена полости рта.

2

20, 21

Гимнастика для глаз

2

22, 23

Как не заболеть?

2

Семья и школа.

8ч.

24, 25

Здоровье – физическое, психическое и духовное.

2

26

Режим дня младшего школьника.

1

27, 28

Навыки сохранения зрения и его коррекции.

2

29- 31

Конкурс «Самая спортивная семья»

3

32

Итоговое занятие.

1

          Итого

32 ч.

                                                                              2 класс:

Название раздела и тем

Количество

часов

Дата

Основы здорового образа жизни.

4 ч.

1,2

Хочу жить долго! (Гигиена здоровья)

2

3

Закаливание организма: обливание и обтирание.

1

4

Подвижные игры на воздухе.

1

Я и моя семья.

12 ч.

5

Я – особенный.

1

6-10

Мой характер.

5

11-13

Традиции моей семьи.

3

14,15

Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»

2

16

Игры моих родителей.

1

Моя безопасность.

8ч.

17

Умение ориентироваться спасает жизнь.

1

18, 19

Правила поведения на воде и водоёмах.

2

20 -23

Случайные повреждения и несчастные случаи. Службы 01 и 02.

4

24

Учусь оказывать помощь при простых травмах.

1

Профилактика заболеваний.

4 ч.

25, 26

Привычки.

2

27, 28

Здоровье и болезнь.

2

Семья и школа.

6ч.

29- 31

Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

3

32,33

Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психологического здоровья ребёнка.

2

34

Конкурс «Лучшая семья года». Итоговое занятие.

1

          Итого

34 ч.

                                                                      3 класс:

Название раздела и тем

Количество

часов

Дата

Основы здорового образа жизни.

5 ч.

1

Гигиена питания. Культура здоровья.

1

2

Действие алкоголя, наркотиков на организм человека.

1

3,4

Народная мудрость о здоровье. Проект.

2

5

Подвижные игры на воздухе.

1

Я и моя семья.

13 ч.

6,7

Генеологическое древо моей семьи. Проект.

2

8,9

Каждый человек не повторим.

2

10

Спортивный праздник «Папа, мама и я – здоровая семья»

1

11

Любимый вид спорта моей семьи. Выставка фотографий.

1

12

Обязанности членов семьи.

1

13,14

Советы родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

2

15,16

Праздник моей фамилии.

2

17,18

Права  ребёнка в семье.

2

Моя безопасность.

3 ч.

19

Основы личной безопасности и профилактики травматизма.

1

20,21

Экстремальные ситуации,  связанные с незнакомцами.

2

Профилактика заболеваний.

6 ч.

22,23

Зачем нужны прививки.

2

24

Здоровый образ жизни.

1

25

Встреча со школьной медсестрой «Профилактика инфекционных заболеваний»

1

26

Народные премудрости. О народных средствах лечения. Проект.

1

27

Травяная аптека. О народных средствах лечения.

1

Семья и школа.

7 ч.

28,29,30

Физическое развитие школьника в школе и дома. Тропа здоровья.

3

31,32,33

Жизнь – это движение. (Двигательная активность семьи – составная часть здорового образа жизни).

3

34

Здоровый ребёнок – здоровое общество.

1

          Итого

34 ч.

                                                           4 класс

Название раздела и тем

Количество

часов

Дата

Основы здорового образа жизни.

4 ч.

1,2

Гигиена труда и отдыха.

1

3

Заповеди здорового питания. Проект.

1

4

Ослепительная улыбка на всю жизнь.

2

Я и моя семья.

12 ч.

5

Я и мы. Учимся понимать других.

1

6,7,8,9,10

Я и мои одноклассники.

5

11,12,13

Тепло родного дома. Обереги. Вечер семейного отдыха. Новогоднее поле чудес.

3

14,15

Спортивный праздник «Папа, мама и я – здоровая семья»

2

16

Советы родителей.

1

Моя безопасность.

8 ч.

17

Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

1

18,19

Поведение, решения и здоровье.

2

20,21,22,23

Мой дом – моя крепость! (правила поведения дома в отсутствие взрослых)

4

24

Сам себе я помогу – я здоровье сберегу.

1

Профилактика заболеваний.

4 ч.

25,26

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

2

27,28

Моё здоровье в моих руках.

2

Семья и школа.

6 ч.

29,30,31

Правила безопасности при травмах и ушибах. Проект.

3

32,33

Разгрузка во время выполнения домашних заданий.

2

34

Спешите делать добро! Пословицы и поговорки о добре и зле.

1

          Итого

34 ч.

Литература

1. Алямовская В.Г. Ребёнок за столом. – М ТЦ «Сфера», 2006.

2.   Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2010- 205 с.

3. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2006 – № 12 – с. 3–6.

4.   Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2010 г. - / Мастерская учителя.

5.   Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

6.   Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.

7.   Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

8.   Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.

9.Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

10. Козлова Т.В. Физкультура для всей семьи – М. : Вако, 2010

11. Обухова Л.А. 135 уроков Здоровья. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

12. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

13. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

14. Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника – М. : Филолог. Общество «Слово»: АСТ «Ключ – С»

15.  Скурихина И.М. Книга о вкусной и здоровой пище. – М. : АСТ – ПРЕСС  СКД, 2002.

16. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2006 – 268 с.

17. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2009, с.57.

18. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:  2008. – 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «От сотрудничества с родителями к успешности обучения ребенка в школе» Авторы: Бронникова А.Н.- зам. директора по УВР Родоманченко Л.В.- учитель нач. классов Донченко А.В.-учитель нач. классов

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловле...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровячки» для 4 класса по спортивно-оздоровительному направлению

       Программа   «Здоровячки!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с Федеральным государственным обра...

Азбука здоровья.Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4классов. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению-это обучение школьников бережному отношению к своему здоров...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 4 класс

Рабочая программа по  КУРСУ  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»  составлена на основании:- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» 1 класс

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » представляет собой ком­плексную программу формирования знаний, установок, личностных ори­енти...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...