Исследовательская работа "Что полезнее соки или фрукты?»
творческая работа учащихся по зож (4 класс)

Лозина Галина Павловна

Цель данной работы изучить полезные свойства соков и фруктов. 

Задачи исследования:

- изучить литературу об открытии и значении витаминов в жизни человека;
- рассмотреть классификацию соков и фруктов, определить их значении;
-исследовать содержание витамина С в соках и свежих фруктах;
- провести анкетирование среди родных, друзей и  одноклассников об употреблении соков и фруктов, выяснить их предпочтения;

 - проанализировать результаты исследований, сделать выводы;

- подготовить рекомендации по определению предпочтения при выборе напитков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx87.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39

 с углубленным изучением английского языка»

Вахитовского района г. Казани

 

Исследовательская работа

 "Что полезнее соки или фрукты?»

Работу выполнила:

                                                                                                      ученица 4 В класса

Набиуллина Алиана

Руководитель:

Лозина Г.П.

2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Теоретическая часть. Витамины: история открытия
  2.  Значение фруктов и соков для организма. Классификация соков  
  3.  Исследовательская часть:                

    - определение содержания витамина С в соках  и соках свежих фруктов 

    -  результаты анкетирования

      Выводы

      Рекомендации по выбору  качественных напитков

         Литература

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших процессов нашей жизни – питание. Всем хорошо известно мудрое изречение: «Человек – это есть то, что он ест». Часто ли мы задумываемся над тем, что и для чего мы едим? Витрины магазинов пестреют яркими упаковками, обертками. "Пейте соки!" - призывает нас реклама, демонстрируя веселых, довольных потребителей этих полезных напитков. Как хорошо начать утро со стакана сока! Это вкусно, и полезно, и модно. Прилавки магазинов выставляют многоцветье соков разных сортов: апельсиновые и вишневые, яблочные и гранатовые, персиковый и виноградный, прозрачные и с мякотью. Казалось бы, отличная рекомендация: соки хорошо утоляют жажду, обладают приятным вкусом, в них полно витаминов.

Однако все ли так просто, и соки, даже самые лучшие, могут ли служить полноценной заменой натуральным фруктам! По данным экспертиз, в продаже имеется большое количество соков, имеющей отклонения от показателей качества. Как узнать, какой сок – полезен для здоровья человека? Действительно ли соки из пакетов так же полезны, как и свежеприготовленные? Не теряют ли они в процессе приготовления и хранения своих качеств? Ответы на эти вопросы важны для каждого, кто беспокоится о своём здоровье. По данным экспертиз, в продаже имеется большое количество соков, имеющей отклонения от показателей качества. Как узнать, какой сок – полезен для здоровья человека? Действительно ли соки из пакетов так же полезны, как и свежеприготовленные? Не теряют ли они в процессе приготовления и хранения своих качеств? Ответы на эти вопросы важны для каждого, кто беспокоится о своём здоровье. Мы считаем, что это проблема  является очень актуальной на сегодняшний день. В нашем питании всегда должны присутствовать витамины, а живые витамины содержатся именно  в фруктах.

Мы решили исследовать соки и фрукты, из которых эти самые соки и должны изготавливаться.

Нам интересно было узнать ,так ли полезны на самом деле соки, которые мы покупаем? Что полезнее: соки или сами фрукты? Сколько этой «пользы» в соках и фруктах содержится?

Что предпочитают мои родные, друзья и одноклассники: соки или фрукты, и почему? В данной работе мы и попытались найти ответы на эти вопросы. 

Объект исследования: соки и фрукты.

Предмет исследования: витамин С, содержащихся в соках и фруктах.

Целью данной работы было изучение полезных свойств соков и фруктов.  

Задачи исследования:

- изучить литературу об открытии и значении витаминов в жизни человека;
- рассмотреть классификацию соков и фруктов, определить их значении;
-исследовать содержание витамина С в соках и свежих фруктах;
- провести анкетирование среди родных, друзей и  одноклассников об употреблении соков и фруктов, выяснить их предпочтения;

 - проанализировать результаты исследований, сделать выводы;

- подготовить рекомендации по определению предпочтения при выборе напитков.

Методы исследования: йодометрия,  нкетирование.                                   

Гипотеза исследования: предположим, что в соках содержится большое количество витамина С,а в свежих фруктах содержание витамина С больше, чем в соках.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ВИТАМИНЫ: ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ

В составе пищи, которую мы едим, содержатся различные вещества, необходимые для нормальной работы всех органов. К жизненно важным компонентам питания наряду с белками, жирами и углеводами относятся витамины. А что же это такое – витамины?

 « Витамин » от латинского « вита » - жизнь ; « амин » - содержащий азот. Витамины — это вещества, необходимые для поддержания жизни. Слово "витамины" знакомо нам всем. Мы называем аскорбиновую кислоту ласково "аскорбинкой". Всем известно, что она содержит необходимый для жизни витамин С.

Как они были открыты и кем? Николай Иванович Лунин – русский ученый, открывший в 1880 г. «вещества, незаменимые для питания». В 1911 году польский ученый Казимир Функ выделил вещество в кристаллическом виде (оказавшееся смесью витаминов). Новое вещество Функ назвал «витамин». Действие витаминов было установлено до выяснения их строения и послужило основой при их классификации. Первоначально была введена буквенная классификация и, несмотря на то что она не отражает ни биологической, ни физической сущности витаминов, ею широко пользуются. В настоящее время открыто несколько десятков витаминов. Для удобства изучения их классифицируют по физическим свойствам: 

 а) витамины, растворимые в жирах, б) витамины, растворимые в воде.\

Жирорастворимые витамины

Водорастворимые витамины

витамин A 
витамин D 
витамин E 
витамин                                              K

витамин С 
витамин PP 
Витамин А (ретинол, аксерофтол

Так же как вода и минеральные соли, витамины являются источниками энергии, их значение для организма чрезвычайно велико. Большинство людей испытывает дефицит в витамине С.

Рассмотрим, почему некоторые из них необходимы для хорошего здоровья: витамин А – очень важен для зрения и кожи, витамин В – способствует хорошей работе сердца, витамин С – укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, им богаты фрукты (особенно цитрусовые) и сырые овощи, но при условии, что они свежие, витамин Д – делает наши руки и ноги крепкими. Суточная потребность в витаминах может быть небольшой, но именно от обеспеченности витаминами зависит нормальная работа иммунной системы и энергетический обмен.

2. ЗНАЧЕНИЕ ФРУКТОВ И СОКОВ ДЛЯ ОРГАНИЗМА. КЛАССИФИКАЦИЯ СОКОВ.

Фрукты и ягоды отличаются прекрасным ароматом. Фрукты- ценный продукт питания. В них содержатся легкоусвояемые углеводы (глюкоза, фруктоза, сахароза), органические кислоты (яблочная, лимонная, винная), витамины С и др.  В кожуре фруктов больше витаминов, чем в мякоти, а наружные слои мякоти богаче витаминами, чем внутренние. Из всех видов плодово-ягодных консервов наиболее полезными для человека являются соки.

    Фруктовые соки — это натуральные жидкие пищевые продукты, получаемые из свежих, здоровых, зрелых плодов и ягод. Преимущество сока в том, что все эти полезные вещества очень легко и быстро перевариваются - в течении 15 минут, в то время как переваривание фруктов занимает около 5-6 часов. Поэтому, часто рекомендуются пить сок во время какой-нибудь диеты. Он действует достаточно быстро, улучшает пищеварение. Однако мы не должны забывать о фруктах, так как в отличие от соков они содержат целлюлозу. Целлюлоза является основой хорошего пищеварения, улучшает работу кишечника, позволяет терять линий вес. Кроме того, фрукты уменьшают вредный эффект разных кислот на зубы. Сок - это не только живительная влага, вкусная и полезная, которую рекомендуется пить по утрам и вечерам. Фрукты и соки – это незаменимый источник микроэлементов.

 Классификация соков. По основному составу, их разделяют на 3 группы: - соки натуральные - нектары - напитки сокосодержащие. Отличаются они содержанием количества натурального сока.

Сок натуральный. Натуральным соком считается и свежевыжатый, и восстановленный из концентрированного. Сок натуральный может быть и осветленным, но он непременно должен быть прозрачным, а не бесцветным. Соки бывают и с мякотью: апельсиновый, персиковый, абрикосовый и другие. Они более полезны для организма, так как содержат пектиновые вещества. Свежевыжатый сок, приготовленный в домашних условиях, будет полезнее, но только в течение нескольких часов, поскольку витамины в нем быстро разрушаются. Лучше выпить его сразу.

Нектары. Нектары получают путем смешивания концентратов фруктового сока с сахаром и водой. Нектары больше содержат воды и поэтому стоят дешевле соков. Содержание воды составляет от 20 до 50%.

Сокосодержащие напитки. Напитки готовят тем же способом, но содержание сока в них не велико – не менее 10%.

Рассмотрим некоторые виды соков. Апельсиновый сок - богат витамином С, укрепляющим наш иммунитет. Яблочный сок полезен при гипертонии, заболеваниях дыхательной системы и дисбактериозе, он выводит почечные камни, радиоактивные вещества, токсины, тяжелые металлы; Ананасовый сок полезен при ознобах и стрессах, способствует похудению.

Может ли сок заменить фрукты?.. Если принять за норму то, что в день нужно съедать пять порций овощей или фруктов (одна порция это 150-200 граммов), одну порцию (но не больше) можно заменить стаканом сока. Дело в том, что соки промышленного производства, которые можно купить в обычных магазинах, - это продукт, прошедший обработку, в нем снижено содержание витаминов.

 В этом соки, безусловно, уступают фруктам. С другой стороны, зимой наиболее доступны фрукты и овощи, выращенные в теплицах или привезенные издалека и специально обработанные, чтобы выдержать длительное хранение. По сравнению с ними стакан сока хорошего качества принесет больше пользы. Что для себя выбирать - соки или фрукты, решает каждый сам.

 Фрукты содержат необходимую организму клетчатку, пектиновые вещества в большем количестве, чем соки, кроме того, они полезны для здоровья зубов и полости рта. Соки же быстрее усваиваются, приятны на вкус, хорошо утоляют жажду, достаточно питательны.

Бесспорно, одно – фрукты или соки, как источники витаминов, должны быть в рационе обязательно.

3.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВИТАМИНА С В СОКАХ  И СОКАХ СВЕЖИХ ФРУКТОВ.

Мы с мамой решили сравнить апельсиновый сок, который продается в магазинах, и сок, который выжали сами. Для исследований мы использовали три вида апельсинового сока различных марок, самые известные из которых «Моя семья», «Привет», «Добрый», на их упаковках   значится – 100% качества, а так же фрукты, приобретенные в наших магазинах: яблоки и апельсины. В проведении данного эксперимента незаменимыми помощниками были моя мама и мой  братишка, без них бы я не справилась.    А еще этим экспериментом мы выяснили, что из 1 кг апельсинов, получается всего 400 мл сока. Таким образом, перед нами стояли следующие задачи ;                                                                                        

 1.Определение содержания витамина «С» в соках промышленного производства

Опыт №1Определение витамина С в соке «Моя семья»

Опыт №2 Определение витамина С в соке «Привет»

Опыт №3 Определение витамина С в соке «Добрый»

2.Определение содержания витамина «С» во фруктах

Опыт №1. Определение витамина С в свежевыжатом соке апельсина. 

Опыт №2. Определение витамина  С  в свежевыжатом соке яблока.

Ход работы:

Для опыта нам понадобится крахмальный клейстер. Вскипятим в небольшой кастрюльке примерно полстакана воды. Во время нагревания воды  размешаем  немного крахмала (примерно четверть чайной ложки) со столовой ложкой холодной воды так, чтобы не было комков. Медленно, постоянно перемешивая, вылить мутную смесь крахмала в кипящую воду, хорошо все размешать и охладить. В пробирку налить немного апельсинового сока «Привет» и развести водой в соотношение 1:3.Затем  добавить  в него готовый крахмальный клейстер.  Далее  к полученному  раствору  по каплям   добавляем йод  до появления устойчивого цвета и засекаем время окраски.

    Результат. Содержимое пробирки окрасилось в синий цвет, что и подтверждает  наличие витамина С в апельсиновом соке.

Таким же способом проверяем наличие витамина С в соках «Добрый» и «Моя семья».

Далее мы перешли к определению содержания витамина С во фруктах. Мы отжали из апельсина 10 мл сока, добавили к нему половину чайной ложки крахмального клейстера, осторожно разбавленный раствор йода, постоянно взбалтывая содержимое. Когда было израсходовано 3,2 мл йодного раствора, появилось устойчивое синее окрашивание.  Таким же образом, мы определили  содержание  витамина  С  в свежевыжатом соке яблока.  

Итак, было определено, что не во всех исследуемых пробах апельсинового сока содержится витамин С. В соке марки «Привет» содержится высокий % витамина С (обесцвечивание произошло в течении 1 минуты), на втором месте – «Добрый» (обесцвечивание после 5 минут). А в соке марки «Моя семья» обесцвечивание не произошло.

Самое большое содержание витамина С в свежеприготовленном соке т.к. обесцвечивание произошло сразу.

 Таблица 1. Содержание витамина С в соках

Марка сока

Обесцвечивание раствора

Время

Свежеприготовленный

Произошло

В течение 5-10 сек.

Привет

Произошло

В течение 1 мин.

Добрый

Произошло

В течение 5 мин.

Моя семья

Не произошло

-

Исследовав перечисленные соки, мы пришли к выводу, что все апельсиновые соки, которые продаются в тетрапаках вредны - в них есть красители. Если пить апельсиновый сок, то надо пить свежо выжатые соки. Победу в нашем эксперименте одержали свежевыжатые соки фруктов, в них содержится максимум витаминов. Мы предполагаем, что съесть фрукт гораздо полезнее, чем выпить сок.  

 ОПРОС - АНКЕТА

Исследование количества витамина С в соках свежих фруктов  подтвердило наше мнение, что большее количество витаминов содержится в свежих фруктах. Далее мы решили познакомиться с мнением других людей. Для того, чтобы выяснить, какие соки и фрукты  предпочитают  родные, друзья и одноклассники, и почему, мы составили анкету и провели опрос. Было опрошено15 человек. 

 Анкета « Соки или фрукты – что полезнее?»

 1. Как часто Вы пьете соки ?

 а) 1 раз в неделю

 б) Несколько раз в неделю

в) ежедневно

г) Другое (как часто?)

2. Какие это соки?

 а) Натуральные из свежих фруктов

 б) Осветленные

 в) нектары

3. Почему предпочитаете эти соки?

а) Они доступны по цене

б) Они более полезны

в) Они более вкусны

 г) другое

4.Соки из каких фруктов Вы предпочитаете?

а) яблочный

б) апельсиновый

в)виноградный

г)другое

5.Как часто Вы употребляете свежие фрукты?

а) 1 раз в месяц

б) 1 раз в неделю

 в) ежедневно

г) Другое (как часто?)

6.Какие из перечисленных фруктов Вы предпочитаете?

 а) яблоки

 б) апельсины

 в)виноград

 г)другие

7. Почему предпочитаете именно эти фрукты?

 а) Они доступны по цене

 б) Они более полезны

 в) Они более вкусны

г) Другое

8. Какую пользу приносят соки и фрукты?

 ( Ответ напишите на обороте, указав номер вопроса)

 9. Что, на Ваш взгляд, полезнее – фрукты или соки?

Почему? ( Ответ запишите на обороте, укажите номер вопроса).

Анализ анкет показал следующие результаты:

 - большая часть участников употребляют соки несколько раз в неделю;  

- как правило, это соки осветленные;

 - все опрошенные знают о пользе соков и фруктов и выбирают их из – за вкусовых качеств, пользы для организма;

- чаще всего это соки яблочный, апельсиновый, виноградный;

- фрукты на столе у них бывают чаще – большая часть употребляет их ежедневно;

- предпочтение отдается яблокам, апельсинам, гранатам, винограду;

 - употребляют фрукты, так  же как и соки, потому что они полезны и вкусны;

- на вопрос – Что  полезнее соки или сами фрукты, большая часть опрошенных ответила – фрукты.

ВЫВОДЫ

Изучив литературу и проведя соответствующий эксперимент, мы пришли к следующим выводам:   

1.История витамина «С» очень интересна и занимательна.

2. Витамин С играет большую роль для полноценной жизни человека. 3.Наиболее богатыми витамином С являются свежие фрукты.

         4.Можно заменить фрукты соками.

Согласно результатам исследования, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а именно;

 - наибольшее количество витамина С содержится в апельсиновых соках, чем в яблочном соке.

- в свежих фруктах содержание витамина С почти в 2 раза выше, чем в соках.

Что для себя выбирать - соки или фрукты, решает каждый сам.

Я выбираю апельсин и апельсиновый сок. Апельсин мой любимый фрукт. Для меня апельсин ассоциируется с солнцем. Апельсин и солнце – два шара оранжевого цвета, дарящие людям здоровье и красоту. Только второй в сотни миллионов раз больше первого.

Однако полезные свойства апельсина для человека могут оказаться не менее значимыми, чем энергия солнца. Оранжевый цвет по свойствам символизирует энергию, радость, теплоту, смелость. Он способен не только помочь восстановить силы, вызвать прилив жизненной энергии, но и укрепить волю. Я желаю всем побольше счастливых моментов в жизни. Ешьте фрукты, пейте соки и будьте здоровы!

 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ  КАЧЕСТВЕННЫХ  НАПИТКОВ

 1. Если у вас есть выбор - съесть фрукт или выпить сок, не колеблясь, выбирайте первое. Фрукты не только полезны, они еще в какой-то мере утоляют голод.

2. Если нет возможности употреблять свежевыжатый сок - выбирайте тот, что с пониженным содержанием сахара и натрия.

3. Не выбирайте подслащенные или подкисленные соки и фруктовые напитки, как бы широко они ни рекламировались.

4. Всегда обращайте внимание на состав. Чем больше в нем консервантов и прочих "побочных" элементов, тем он вреднее! Собственно, такой напиток вообще можно называть соком весьма условно.

 5. Если просто хочется пить, лучше выберите не сок, а бутилированную воду без газа.

 6. Полезнее есть фрукты и пить соки за час до или через час после еды - тогда они будут лучше усваиваться желудком.

Вот почему фрукты должны находиться на нашем столе постоянно.

                      ЛИТЕРАТУРА

1.Николаева Ю.,"Ягоды, фрукты и соки. Полезные свойства и лучшие народные рецепты",М.,2012,-120 с.
2.Романовский В.Е., Синькова Е.А., Витамины и витаминотерапия. Серия "Медицина для вас". - Ростов н/д: "Феникс", 2000, 320 с.
3.Романова О.,
 Целительные соки от 100 болезней ,Серия «Целебник. Лечит природа»,2009,110с.
4.Смирнов М.И., «Витамины», М., 2009,-354с.
5. Тутельян В.А. Витамины: 99 вопросов и ответов. М. 2000 .
6.Журнал «Вестник ЗОЖ», №23(493), 12,2013.
                                 Интернет – ресурс:

http://www.kadets.info/showthread.php?t=45527

Http://www.it-med.ru/library/r/separate_feed.htm

http://www.maam.ru/detskijsad/isledovatelskii-proekt-ai-da-vitaminyi-sok.html

http://life-secrets.ru/sok-frukt.html

http://www.7ya.ru/article/Fruktovye-i-ovownye-soki-kakoj-sok-poleznee-2017/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Чем полезно козье молоко"

В данном материале отражена исследовательская работа....

Исследовательская работа "Чем полезна малина?"

Данная исследовательская работа может быть использована в 3 классе....

Исследовательская работа "Самая полезная вещь в доме"

Работа рассказывает об обычных бытовых приборах в доме, которыми полдьзуются взрослые и дети ежедневно, об их пользе и вреде...

Исследовательская работа "Самая полезная вещь в доме"

Работа рассказывает о пользе и вреде простых бытовых приборов, которыми пользуютя повседневно взрослые и дети....

Исследовательская работа "Чем полезны конфеты, а чем вредны?"

В работе ученица пытается расскрыть пользу и вред конфет....

исследовательская работа "Лего-полезная игрушка"

Работа о пользе лего конструктора с историей возникновения и развития....

Исследовательская работа "Что полезнее соки или фрукты?»

Изучение полезных свойств соков и фруктов.        Классификация соков и фруктов, определение их значения; исследование содержание витамина С в соках и свежих фруктах....