Системный подход к подготовке Всероссийской олимпиаде по физической культуре
олимпиадные задания по зож

Тимофеева Зоя Михайловна

Доклад для учителей физической культуры на Районном семинаре. Организация и подготовка к олимпиаде. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_uchiteley_po_teme.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

 «ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ : ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пст Мадмас.

Учитель: Тимофеева Зоя Михайловна.

Цель данного выступления:

поделиться опытом подготовки к олимпиаде по физической культуре.

В каждой школе есть одарённые ученики, которые любят физкультуру и спорт, с большой охотой приходят на уроки физической культуры, дополнительно занимаются в спортивных секциях и кружках, участвуют в различных соревнованиях и турнирах.  По ходу занятий обучающиеся участвуют в «Веселых стартах»,  участвуют в соревнованиях, выполняют спортивный комплекс ВФСК ГТО
       Таких детей мы замечаем и даём им шанс проявить себя на первом этапе олимпиады – школьном.

Школьная олимпиада состоит из двух частей:
- тесты по теоретико-методическим знаниям;
- практическая часть (игровые виды спорта, легкая атлетика, акробатическая комбинация).
На школьной олимпиаде оценивается качество освоения учащимися знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой по физической культуре. По теоретическому курсу наибольшая сумма баллов за правильные ответы; практическая часть – наименьшая сумма мест.
Программа конкурсных испытаний муниципального и регионального этапов олимпиад состоит из заданий практического и теоретико-методического характера. Традиционно практические задания включают в себя выполнение упражнений из разделов школьной программы: гимнастики, баскетбола, футбола и волейбола.  

 Однако мы никогда заранее не знаем, какой будет программа следующей олимпиады и какие задания будут в нее включены. Более того, в литературных источниках по физической культуре и спорту нет рекомендаций по подготовке учащихся общеобразовательных школ к участию в предметной олимпиаде.

Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.  Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях.  У нас в школе,  количество обучающихся в классах небольшое и способные дети нарасхват. А у детей выбор падает на  предмет который он выбирает на экзамене. Еще приоритет за практикой. Ведь тем, у кого практическая часть, а это 9-11 классы, на одной теории баллов не набрать.

 Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел выбрать именно предмет физическая культура и сам стал готовиться и участвовать в олимпиаде ? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.

Проведение предметных олимпиад различного уровня давно стало традицией и является одним из эффективных механизмов выявления одаренных детей.       Эффективность отбора учеников по степени знаний на олимпиаде во многом зависит от качества подготовки заданий. Формирование и подготовка олимпиадных заданий, на мой взгляд, должны строиться исходя из принципа «поиск талантов и мотивация к более глубокому изучению предмета». Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности.

С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету.

С точки зрения одаренных детей, олимпиада – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией и своей физической, технической подготовленности.

Школьный этап, муниципальный этап, региональный этап, всероссийский этап - этапы предметных олимпиад

Разделы теоретических заданий:

«Олимпийское движение»,

«Основы знаний по теории и методике физической культуры»,

«Основы теории и методики воспитания физических качеств»,

«Медико – биологические основы знаний по физической культуре».

Практические разделы: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол

Совместная организация деятельности

 1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников

2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиаде

 3.Планируем работу

 4.Расширяем кругозор

 5. Решаем тестовые задания

6. Работаем над повышением уровня физической и технической подготовленности.

Алгоритм для достижения хороших результатов

Задания практического тура олимпиады: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол.

Результаты участия во всероссийской олимпиаде школьников на муниципальном этапе за период 2011-2019 год

Наши учащиеся   занимают призовые места.

Всего 9 человек победителей и призеров,

из них:

3 первых мест,

4 вторых мест

2 третьих мест.

Малашенко Инна 2011 г. – 1 место 2012 г. - 2 место

Челпанов Иван – 2012 г – 2 место

Дмитриев Владислав 2016 - 1 место, 2017г – 2 место

Минина Светлана 2015г  – 3 место.

Гордеева Ванесса 2017г – 2 место, 2018г – 1 место

Соловей Андрей  – 2018г - 3 место

Формула успеха: желание, упорство, терпение, труд.

Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. В нашей школе  обучающихся в классах небольшое и способные дети нарасхват. А у детей выбор падает на  предмет экзаменационный или по выбору. Особое внимание необходимо обращать на экипировку участника .  Качество исполнения практической части зависит и от материального состояния школы. кольной олимпиаде также вручаем грамоты

 

                                Условия подготовки к олимпиадам:

1. Отбор учащихся , выявляющих общие и определенные способности по предмету.

Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные  к освоению предмета физической культуры, те учащиеся, у которых есть разнообразие способностей , высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение справляться с практическими заданиями .  Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.

Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 6 класса. И уже к 9-му классу имею резерв из 2-3  учащихся, способных защищать честь школы  на муниципальном этапе олимпиады. Одновременно с выявлением школьников интересующихся физкультурой  и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.

3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

Кропотливая работа будет результативна , если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя  выражается лишь в уровне знаний , умений и его способности передать их ученику.

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой  при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся,  раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Индивидуальный подход.

Индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения

6. Психологический принцип

Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни!  Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Хотя и здесь всё очень индивидуально. Например, мой ученик  Дмитриев Владислав призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников,  был хорошо подготовлен, но на соревнованиях по футболу получил травму. Какое –то время он не мог заниматься практической частью. В результате на олимпиаду он не поехал. Хотя все шансы побороться у него были.

Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.

Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.

Реализация этих принципов и правил -  это успешное выступление  учеников нашей школы на муниципальных олимпиадах, где  они показывают хорошие ие результаты.

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.

Показ презентации по подготовке детей к районной олимпиаде.

Показ видео материала.

     

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа»  

пст Мадмас,    Усть-Вымского района

Выступление на районом совещании учителей физической культуры

на тему:  «Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы»

учитель физической культуры

1 квалификационной категории

Тимофеевой З.М.

2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы к школьной олимпиаде по «Физической культуре» среди учащихся 2-х классов

Вопросы к олимпиаде подобраны в соответствии с возрастом и уровнем знаний учащихся 2 классов...

Теоретическая олимпиада по физической культуре посвященная XXII зимним Олимпийским играм в Сочи 2014.

Теоретическая олимпиада по физической культуре посвященная XXII зимним Олимпийским играм в Сочи 2014. Цель:  развитие и популяризация Олимпийского движения.Задачи:- стимулирование позна...

Всероссийская олимпиада по физической культуре для школьников 5-8 классов.

Хайруллина Марта ,воспитанница ГКУЗ ДС №9 ДЗМУкрепление здоровья учащегося в период пребывания в образовательной организации: Всероссийская олимпиада по физической культуре для школьников 5-8 классов...

КОНСПЕКТ СЮЖЕТНОГО УРОКА « ОЛИМПИАДА» по физической культуре.

Ознакомление учащихся с историей возникновения,развития Олимпийских игр древней Греции и современности....

Общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта "Общая физическая подготовка" (спортивно-оздоровительный этап подготовки)

Общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта "Общая физическая подготовка" (спортивно-оздоровительный этап подготовки)...

«Системный подход к образовательному, воспитательному и оздоровительному потенциалу обучающихся на занятиях физической культуры»

laquo;Системный подход к образовательному, воспитательному и оздоровительному потенциалу обучающихся на занятиях физической культуры»...

Олимпиада по физической культуре.

                            «ОЛИМПИАДА» по школьному многоборь .  Физическая культура, 1-4 класс....