Главные вкладки

    «Системный подход к образовательному, воспитательному и оздоровительному потенциалу обучающихся на занятиях физической культуры»
    методическая разработка по физкультуре на тему

    Калинина Марина Анатольевна

    «Системный подход к образовательному, воспитательному и оздоровительному потенциалу обучающихся на занятиях физической культуры»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sistemnyy_podhod_k_obrazovatelnomu.docx21.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика»

    (Артур Шнабель)

    «Системный подход к образовательному, воспитательному и оздоровительному потенциалу обучающихся на занятиях физической культуры»

    Физическая культура – это раздел образования, значимость которого проявляется через формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

     Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления различных качеств: организованности, инициативы, трудолюбия, выносливости, терпения и многих других. Начав  преподавать физическую культуру в школе, я столкнулась с проблемой нежелания большинства учащихся заниматься физической культурой, причем  речь не идет  о посещении уроков физкультуры, с этим как раз проблем нет, проблема в том, что дети не хотят заниматься так, как должно: изучать программный материал, работать над своими физическими и морально-волевыми качествами. Ни для кого не секрет, что современные дети хотят  все и сразу, и часто не понимает, что в жизни ничего не достается просто так. Каждый день человеку приходится преодолевать себя, и я на своих уроках воспитываю в детях трудолюбие, целеустремленность, умение преодолеть себя, прийти на помощь слабому.

     Цель моей деятельности - способствовать формированию личности, обладающей нравственными качествами.

     Основными задачами, которые я поставила перед собой:  

    -добиться, чтобы каждый учащийся понимал, для чего необходимо  заниматься физической культурой;

    - способствовать развитию основных физических качеств (силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты движений) каждого ученика;

    - Формировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, воспитательного  и тренировочного образовательного компонентов? Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физической культуры?

    В центре внимания на уроке должны быть дети. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода.  Урок направлен на формировании е у детей метапредметных, предметных и личностных результатов, а личностные результаты  обеспечиваются через формирование у обучающихся  универсальных учебных действий.

     Формирование УУД на уроке физкультуры направлено на:

    -самостоятельный поиск решения двигательной задачи;

    - анализ и оценку двигательных действий;

    - поиск и формулирование цели;

    - систематизацию полученных знаний и умений.

    Для достижения этого необходимо использовать на уроках современные педагогические технологии, среди них наиболее подходящие для начальной школы - игровые и здоровьесберегающие технологии.

    Я считаю, что нужно заинтересовать ребенка, заинтересованность  рождает чувство ожидания, а от степени заинтересованности зависит, и характер внимания учеников и стремление узнать что-то новое, чему- то научиться.

    А чем можно заинтересовать младшего школьника, конечно игрой. Поэтому на своих уроках большое внимание уделяю подвижным играм.

    Специально подобранные подвижные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к творчеству, дети подчас даже незаметно для себя развивают определённые компетентности, у них формируются необходимые черты личности. Подвижные игры с дидактическим и сюжетным содержанием должны быть простыми и доступными, интересными и занимательными и обязательно требующими от детей проявления физических усилий и сообразительности. Только в этом случае они вызовут у ребят желание бегать, играть, думать.

    Термин подвижная игра трактуется  как сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами, она является сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль. 

     Одной из ведущих технологий на уроках физической культуры и внеурочных занятиях я считаю здоровьесберегающие технологии. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.  

    И в этом помогают подвижные игры, так как они являются одним из самых часто применяемых видов здоровьесберегающих технологий, которые используются в практике начальной школы на уроках физической культуры. 
    Игровая технология - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. 
    Ведущим видом деятельности младшего  школьника является игра. Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков, необходимо как можно чаще применять игровые технологии (подвижные игры). Подвижная игра – это элемент игровых технологий.
    Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. 
    Подвижными играми называют игры, исчерпывающие все виды свойственных человеку движений: ходьбу, прыжки, ползание, лазание, метание, упражнения с предметами, броски и ловля. Подобные игры являются универсальным и незаменимым средством физической культуры. Характерной чертой таких игр является не только богатство и разнообразие движений, но и  свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Все подвижные игры имеют ярко выраженные черты и эмоциональный характер. В таких играх ребёнок испытывает радость от физической нагрузки. Достижение цели в таких случаях приносит большое моральное удовлетворение. 
    В конце каждого урока с каждым классом, у которого я преподаю, мы играем в подвижные игры, игры на внимание проводятся в начале урока, внутри классные соревнования в форме игры провожу раз в месяц, иногда  провожу соревнования между классами, это позволяет учащимся  выявить скрытые способности и продемонстрировать имеющиеся. На  уроках в 1 классе постоянно использую игровую технологию. Хочу отметить, что для детей этого возраста это очень актуально, так как в игре идет более активное развитие детей, в том числе и познавательного интереса. Например,  на первых уроках, когда дети учатся строиться и быстро находить своё место мы играли в игру «У ребят порядок строгий». В ходе игры дети должны быстро вернуться к порядку, то есть построиться правильно.  Если перейти на строгий язык урока, то это выполнение команд «разойдись» и «стройся», но просто выполнять команды детям не интересно, а в игровой форме они быстро усваивают построение.

     Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам, то есть  является и здоровьесберегающей. Сама ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а от физиологической необходимости обучающихся  двигаться, играть. 
    Подвижные игры положительно влияют на нервную систему, потому что увлекательный игровой сюжет вызывает у детей положительные эмоции. При системном проведении подвижных игр оптимальные для детского организма физические нагрузки также имеют огромное значения для тренировки и развития у детей адаптивных способностей к изменениям условий двигательной деятельности. Кроме всего прочего, подвижные игры, это хороший активный отдых после умственной деятельности. Особенно ценно, с точки зрения оздоровления, проведение подвижных игр на свежем воздухе. 
    Особое внимание  уделяю подвижным играм , так как в младшем школьном возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении спортивных игр и овладении ими. И, конечно, подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений.
     В разделе программы «Подвижные игры на основе баскетбола» я использую подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков ведения мяча на месте и в движении, передаче и ловле мяча, на развитие ловкости, скоростных способностей, способностей ориентирования в пространстве. В разделе программы «Спортивные игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр.  Широко использую различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты. И сегодня на уроке я максимально старалась включить игру в каждую из частей урока. Это и игра на внимание, и соревнования с ведением и передачей мяча.
    Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка. Таким образом, подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
    Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи. Использование педагогических технологий во время урочной и внеурочной деятельности помогает намного быстрее добиться предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся. И моя задача как учителя по физической культуре - разнообразить проведение уроков для достижения успешных результатов. Учитель и его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого учебно-воспитательный процесс, в школе не может существовать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мой инновационный опыт «Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой в начальных классах»

    Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спо...

    Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

    Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников...

    Медико - педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья.

    Физические упражнения, выполнение которых оказывает потенциально опасное воздействие на здоровье детей, противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений с учётом заболевания.  Ма...

    Использование оздоровительных технологий на занятиях физической культуры с обучающимися ОВЗ

    Здоровье является основой жизнедеятельности человека, его материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов и долголетия. Оно отражает уровень жизни и благополучия страны, непосредст...

    Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультуры

    ПРОГРАММАСАМООБРАЗОВАНИЯТема  самообразования:«Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультуры»Актуальность  темы:Соверш...