Русская каша-сила наша.
проект по зож (2, 3 класс)

Ананичева Надежда Ивановна

Фольклорный праздник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник

«Русская каша – сила наша»

Цель:     Формирование привычки здорового образа жизни.

Образовательные задачи: 

- Дать представление о каше, как наиболее полезном продукте,  который необходим  человеку каждый день.

- Расширить знания о зерновых культурах, используемых человеком в пищу, значении блюд из зерна в рационе питания человека.

- Объяснить детям важность утреннего приема пищи для сохранения и укрепления здоровья.

Развивающие задачи:

-  Развитие умения выделять главное, интересное.

-  Развитие памяти, внимания, творческих способностей. 

Воспитательные задачи:

- Воспитывать  навыки, связанные с соблюдением гигиены и режима питания.

- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни.

Планируемые результаты

личностные УУД: осознавать ценность полезных свойств каши  и необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

 метапредметные УУД: 

регулятивные – адекватно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;  познавательные –  выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);

 коммуникативные – слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Оборудование:  презентация по теме,  карточки с пословицами, контейнеры с крупами, рисунки с изображением каш для аппликации,  рисунки детей по теме, презентация

Хозяйка:

Здравствуйте гости званные

Гости желанные

В горницу всех приглашаю,

Здоровья крепкого желаю.

Сегодня праздник каши,

Её любят Тимофеи, Серёжи,

Наташи и Саши.

Бабушки, дедушки,

ворчливые соседушки

Сказительница:

«Щи да каша- пища наша»

Недаром так в в народе говорят.

Да. Кашу многие едят,

Быть здоровыми хотят.

Она вкусна, сытна, полезна,

Помогает от болезней

1 ученик: Да, хозяюшка, права:

Кашка каждому нужна

И для каждого важна.

2 ученик: Вот и гости к нам спешат,

Какой смешной у них наряд.

Под звуки русской плясовой мелодии (баянист играет) вбегают 2 скомороха (дети в костюмах).
1 скоморох: Добрый день, добрый день
На мой добрый день ответить извольте, коль не лень
Дети : Добрый день!
2 скоморох: Не день, а вечер. Добрый вечер кормить все нечем
были крошки, да съели кошки
1 скоморох 
(с укором): Кто ж так гостей дорогих встречает
Словом ласковым привечает.
2 скоморох: А что? Гости наши дорогие,
( шутливо) не купленные – даровые (смеется, шутливо подмигивает)
кабы этот смех, да на всех.
Выходит хозяйка, в руках у нее полотенце. Она шутливо замахивается на скоморохов, те убегают.
Хозяйка: Вот я вас! Вы всех моих гостей отвадите.
Обращается к ребятам: Милости просим гости дорогие!
Пожалуйте на пирог, да кашу нашу,

Не простую, а Криушинскую.

Курник, рыбник сама пекла

Пшонку положила, ничего не забыла.

Хозяйка:

Ребята, а какой сейчас праздник?

Дети : Праздник - кащи
Сказительница: Раньше на Руси праздновали много праздников. Одним из таких праздников является праздник первой каши. Наши предки отмечали его 22 октября, в день Святого апостола Якова. На крестьянском столе были самые разнообразные каши: пшеничные, гречневые, овсяные, перловые, манные. В народе говорили: Яков пришел – крупу прислал. В день святого апостола Якова заваривали кашу, заправляли свежим постным маслом. Хозяйки пекли пироги с кашей из новой намолоченной крупы. На пироги да кашу приходили гости различными прибаутками, пословицами.

 1 скоморох:  Гости на печь глядят,
Видно каши хотят.
  2 скоморох: Любо брюху, что глаза кашу видят.
 
1 скоморох: На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.
  2 скоморох: Заварил кашу, так не жалей масла.
  Хозяйка: А вот в Криушах праздник первой каши праздновали два раза в году:  осенью- 22 октября  и 7 апреля, когда поля засевали, урожай хорошего ждали.

Весна – красна пришла, тепло принесла

А с ней и птички прилетели,

Поклевать кашки захотели.

3 ученик: Кулик, из-за моря

Лети, лети на поле.

4 ученик: Журавль длинношейка,

Курлычь ты хорошенько.

5 ученик: Ты птичка- жаворонок,

Твой голос тонок, тонок.

6 ученик: Птички, птички, прилетайте

Поля наши охраняйте,

Кашкой угощайтесь, сил набирайтесь.

Сказительница: Верно говорят, каша – в ней сила наша.  Она      даёт людям физическую силу и здоровье. Кашка очень полезная, содержит большое количество питательных веществ, легко усваивается организмом.

Домовой: Апчхи! Апчхи! Дайте кашки-то! Не уж-то сами все съедите?
Хозяйка: Ой, кто это?
Домовой: (из-за печки) Кто! Кто! А то не знаешь!
(выскакивает из-за печки) 
Это же я, домовенок Прошка.

В доме живу, поживаю.
Горя не знаю,
К вам я в гости поспешил,
Да и ложку не позабыл!

Хозяйка: Рады тебя видеть в нашем доме

Домовой:  Я живу в ладу с  моими хозяевами, то берегу скотину, расчесываю гриву лошадям, даже посуду иногда мою!

Сказительница: Испокон веков тебя чтят , ты  хранитель семейного очага.

Хозяйка: Давай гость дорогой, присаживайся. Попробуй нашей каши.
Домовой: Говорят уж много лет:
Без каши и обед не обед.
Каши сел да поел
Так и ужин не нужен.
Хозяйка:А вы знаете, ребятушки, каша аппетит вызывает,

Любого кушать заставляет.

На сцене Отец и дочка. Они поют на мелодию песни короля из мультфильма «По следам Бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова)
Отец:
Ах ты, бедная моя, ты дочурочка,
Посмотри, как исхудала фигурочка!

Может быть, нам обратиться к врачу?..

Дочка: Ничего я не хочу!

Отец:
Состояние твое суперкритическое!
Может, скушаешь яйцо диетическое?
Или, может, принести молоко?

Дочка: Не хо-чу я ни-че-го!

Отец: Ох ты доченька любимая, ну так нельзя,
Нужно кушать, поправляться,
Витаминами запасаться.
Дочка: Ах, оставьте, тятенька… все мне надоело, невкусно, картошка да капуста…

Отец:
Доченька, скажу наверняка:
Надо звать Ивана-дурака.

Дочка: Тятенька, где же это видано, чтобы дураки в таком серьезном деле понимали?

Отец трижды хлопает в ладоши – появляется Иван-дурак.
Иван:
Коль меня в избе здесь ждут,
Я явился – тут как тут.

Отец: Ты здесь не зубоскаль да шапку перед иконой сними.

Иван: Не могу.

Отец: как это «не можешь»?

Иван: Да она у меня вместе с головой снимается. А без головы, что я буду делать?

Отец: Да, без головы ты нам ни к чему… послушай, Иван, на тебя вся надежда. Спасай мою дочку: не ест она, не пьет, измучила деда…

Иван (чешет затылок):
Что ж, задача ясна.
Я, светлость ваша,
Наварю-ка вам каши,
Крупянистой, маслянистой
Да разваристой,
Пальчики оближете!

Без неё ведь не прожить:

Ловкость, силу придает,

Так что отправляйся в рот!

Он кормит дочку с ложечки кашей.

Иван:

Эта ложка тебе для силы,

Эта, чтобы быть красивой,

Эта, чтобы умной быть…

Ложку, чтобы не болела,

Чтобы делать все умела.

Дочка:
Ай да каша, хороша!
Развеселилася душа.
В пляс веселый я пойду
Да Ивана приглашу!

(Дочка берёт Ивана за руку, покружились и уходят.)

Танец.

Сказительница: А знаете ли вы, что каша появилась более тысячи лет назад. На Руси испокон веков и бедные и богатые кашу едали. Отсюда и поговорка: каша — матушка наша.  Что такое каша?

7 ученик: Каша — это сваренная на воде или молоке крупа.

Хозяйка: Знаете ли вы, гостеньки дорогие, в какие праздники на Руси кашу-то едят? 

8 ученик: Знаем. У русичей существовал обычай при заключении мирного договора вместе с врагами готовить кашу, после чего съедать её в знак примирения. Кстати, отсюда и пошла поговорка «С ним каши не сваришь» (если не получалось договориться с врагом).

9 ученик: Без каши не обходились на Руси рождественские праздники.

Хозяйка: Правильно, ребята, а ещё?

10 ученик: А ещё, «Кашей на Руси называли свадебный пир. Кашу обычно устраивали в доме у отца невесты. Так жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу и съесть ее, чтобы вместе всю жизнь жить  в достатке, в любви  и согласии.

11 ученик: При рождении ребенка готовилась и «Бабьи пироги» и «Бабина каша»  - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец. За горшок каши родня вела шуточный торг, а после опустошения горшок разбивался на счастье малышу. (в центре висит зыбка, в ней кукла плачет

Крестная (девочка): Гости званые, садитесь,

Хорошенько угоститесь,

Ешьте-пейте не спеша

За здоровье малыша!

Крестная выносит на этот раз кашу и начинает раздавать.

Кладет ложку маме малыша:

Первой нашу кашу

Откушает мамаша!

Мамаша: Буду есть, поправляться,

Сил набираться!

Кладет ложку каши отцу и обильно посыпает солью, перцем или поливает горчицей:

Папаша: И Папаше ложечку!

Буду жевать понемножечку,

Кашка ядреная,

Кашка соленая!

Все: Будет папаша знать,

Как трудно деточек рожать!

Угощает братьев и сестер (любым ученикам):

По ложке братикам-сестричкам,

И большим, и невеличкам!

Чтобы с младшеньким играли,

Чтоб его не обижали!

Угощает бабушек и дедушек:

Бабушка и дедушка: Внук у нас отменный,

А возраст наш почтенный,

Нам кашки по полной чашке!

Угощает крестного:

Крёстный: Крестный съест в один присест!

В кашке маслице коровье,

Будет ребеночку здоровье!

Угощает других родственников:

Вам, тетушки-дядья,

На всех одна бадья!

Ешьте-доедайте,

Малышу расти желайте! (ставит на стол)

Домовой: Ну и удивили меня, даже местные традиции старинные знаете.

А вы знаете, из каких круп варят кашу?

12 ученик: Конечно знаем. Мы узнали, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс. лет. Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс. лет.

 Хозяйка:Ребятушки, а вы хотите научиться кашку варить?

 (Приглашаю на сцену 5 кашеваров.)

«Как у дяди Ермолая»

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza11/1661173080476.files/image048.jpg

Стоя в кругу, лицом к центру.

Только сам да сама. Показываем на себя.

Только кум да кума. Показываем на соседа справа, слева.

Да два сына с усами. Поглаживаем усы.

Да две дочки с косами. Поглаживаем косы.

Да две внучки на печи Кулаки у рта, жуем.

Уплетают калачи.

-А сейчас проведу для вас игру. Я буду называть продукты. Если они нужные для каши – хлопаете, а если не идут для каши – топаете.

Игра с залом.

Сорока – белобока

Задумала кашу варить,

Чтобы деток накормить.

На рынок пошла

И вот что взяла:

Парное молоко… (Х)

Куриное яйцо… (Т)

Крупа манная… (Х)

Капуста кочанная… (Т)

Солёный огурец… (Т)

Мясной холодец… (Т)

Сахар да соль… (Х)

Белую фасоль… (Т)

Масло топлёное… (Х)

Рыбка солёная… (Т)

Лавровый лист… (Т)

Китайский рис… (Х)

Чернослив и изюм… (Х)

Перец болгарский… (Т)

Соус татарский… (Т)

Клубничное варенье… (Х)

Бисквитное печенье… (Т)

Молодцы, ребята! Вот такие продукты сочетаются с крупой. 

Хозяйка Ну что ж, из чего можно кашу варить, знаете. А умеете ли вы, ребятки, правильно ее варить?

1ученик. Конечно умеем. Любую крупу нужно засыпать в кипящую, подсоленную воду. Когда сильно забурлит, уменьшить огонь до самого маленького, чтобы каша не кипела, а томилась.

2 ученик. Крышкой надо прикрывать очень плотно, чтобы пар из кастрюльки не выходил. Подождать минут 15-20, пока каша упреет как следует. А потом и маслице сливочное добавить. Помните, как в поговорке: «Кашу маслом не испортишь».

3 ученик. Моя бабуля мне говорила, что   тут еще премудрости свои есть. Если любите рассыпчатую кашу, чтоб крупиночки отделялись, надо на 1 стакан крупы брать 2 стакана жидкости – воды или мясного бульона. А коль каша – размазня больше нравится, то жидкости в 3 раза больше следует брать. Чтоб каша получилась вкусной, варить ее лучше в кастрюле с толстыми стенками, а пока она варится, ложкой не мешать, крышку не приоткрывать!

Хозяйка: Ну вот, наша каша в горшке, пора её в печь ставить. В народе говорят: «Пока каша в печи томится, можно нам и повеселиться». И начнём мы наше веселье со скороговорок, и, конечно, про кашу:

Кошка Крошка на окошке

Кашу кушала по крошке.

(скороговорку дети повторяют несколько раз)

Хозяйка: Молодцы!  В старину на каше даже гадали, определяли какой урожай будет. Если каша из горшка убежит или горшок лопнет, то будет недород.

1 ученик: В канун Рождества, когда ели кутью, хозяин дома, зачерпнув полную ложку каши, швырял её под потолок: чем больше зёрен прилипнет к потолку, тем богаче урожай будет в Новом году.

2 ученик: Если каша бледная да вязкая — быть беде.

3 ученик: Наша каша вся на месте, горшок цел, значит, урожай богатый будет. Каша наша красна да рассыпчата — быть счастью. Теперь мы в кашу, для вкуса, маслица добавим, а пока оно тает песни послушаем.

 – А теперь, ребята, отгадайте загадку: без чего кашу не съесть?

Правильно, без ложки!

Кашу мы варили, ели да хвалили.

Маленькой Дуняше не хватило каши.

Ты не плачь, Дуняша, будет тебе каша,

Погоди немножко, принесу я ложку.

(В центре игровой площадки на столе лежат ложки, на одну меньше, чем количество игроков. Дети, взявшись за руки, ходят по кругу (вокруг стола), приговаривая слова. Как только приговорка заканчивается, дети бегут к столу за ложками. Кому не хватило — выбывает из игры. Затем одна ложка убирается. Игра повторяется до тех пор, пока ребёнок не возьмёт последнюю ложку. Он и становится победителем.

1скоморох. Звонкие резные,

Ложки расписные,

От зари и до зари,

Веселятся ложкари.

Танец ложкарей

Хозяйка: Дорогие ребята, а частушки про кашу вы знаете?

2 скоморох. «Частушки про зерно и про кашу» они знают.

1-й ребенок: Дайте каши, дайте каши,

Дайте каши с молоком.

Наедимся вкусной каши

И частушки вам споем.

2. Нам тихонько подпевает
Тот, кто каши обожает
Кто не любит, пусть сидит
Смотрит только и молчит
3. Мама заставляет Сашу
Ежедневно кушать кашу
Саша кушать не желает
Над тарелкой он рыдает.
4. Ну, зачем же так рыдать?

 Должен, Саша, ты понять
В каше есть все витамины
Для того, чтоб сильным стать.
5. Приходи ко мне обедать,

Щей наваристых отведать.

Когда снова приглашу -

Перловой кашей угощу.

6. Ой, подружки, дело плохо,

Мой миленок заболел.

Аппетита он лишился -

Пол ведёрка каши съел.

7.Ой, разросся наш горох

На широкой грядке.

Сварю кашу из него

И будет все в порядке.

Все вместе: Для здоровья нашего

Кормят всех нас кашею,

И готовить без затей,

И полезна для детей!

1 скоморох. Праздник дальше продолжается

В танце каша прославляется

Танец  про  манную кашу

Хозяюшка: Какие вы молодцы, сколько стихов, песен про кашу знаете! (нюхает кашу) Вкусненькая получилась!

4 ученик.  Каша наша замечательная, очень вкусная, питательная:

 И крупинчатая, и рассыпчатая, и душистая, и маслянистая!

 С клубничным вареньем – просто объеденье!

 Организм насыщает, руки силой наполняет.

Хозяйка: А вот про  кашу  я загадаю вам загадку , не угадаете, что это за каша?

«Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест—похвалит.
5 ученик.  Вот и угадаю. Удивили! Это гречневая каша. Она очень полезна Ведь в гречневой крупе, из которой она изготовляется, много растительных белков, жиров, углеводов—крахмала. Она содержит фосфор, кальций, калий. Железо, магний, марганец, а также витамины группы Б.
6 ученик. А вот мою загадку не отгадаете. Мелкие зернышки напоминают солнышко. Желто в горшке – сытно в брюшке.

 7 ученик. Да это пшённая каша.

Хозяйка. Кушайте на доброе здоровье. В ней содержатся витамины А и Е, которые способствуют росту детского организма.
А интересно, какую
 кашу любил Пётр 1?

8 ученик. Любимой кашей Петра была ячневая каша. Ещё он очень любил перловую кашку.

9 ученик. А мне перловку подавай,

Да в придачу каравай.

С перцем, солью, огурцом,

Обязательно с грибцом

Перловая - потому что «перл» по-французски «жемчуг», а разваренная каша напоминает бусинки жемчуга.

10 ученик. А какую кашу называют кашей красоты?

Полюби её и ты ! 

Дети: Овсяная

Совершенно верно. Из неё делают даже маски для лица.

Хозяйка: Ребята! А с какой кашей вы познакомились раньше всего в жизни?

Все: С манной кашей!

Из какой крупы ее готовят?

11 ученик: Манная крупа, приготовляемая из пшеницы, относится к

легкоусвояемым и очень калорийным продуктам. Ее рекомендуют давать

ребенку на завтрак перед серьезными нагрузками ( контрольными,

соревнованиями )

1 ребенок: Кашу я люблю из проса, и не может быть вопроса.

2 ребенок: Я люблю кашу из печки. Со сметаной белою, только не горелую.

3 ребенок: А я манную люблю, всем всегда её хвалю

А с малиной красной нет каши прекрасней.

4 ребенок: Мама кашу мне сварила, в кашу тыкву положила.

Думала: еда пропала, три добавки съел и мало! 

5 ребенок: Кашу с рисом есть готов. Если это сладкий плов.

В нем и мясо есть и фрукты, витаминные продукты.

6 ребенок: Я люблю овсяную, кашу очень главную.

В знатной Англии, к примеру, кормят кашей королеву.

Хозяйка: Не спорьте, ребятушки. Каши разные нужны, кашки разные важны

7 ребенок: Во всем мире едят каши, Тани, Пети и Наташи,

Гульнары, Моники,

Гузели, Вероники.

Сказительница. А кому за вкусные каши

Спасибо скажем

8 ученик. Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню шоферу,
Жаркой печке, проворной трехтонке,
Шумной мельнице, рыжей буренке,
И бабушке Маше за вкусную кашу!!!(обнимает)

Хозяйка. Угостить я вас забыла

Кашка наша, чать остыла.

 Вы берите каждый ложку,

И попробуйте немножко.

(дети пробуют кашу из чугунка)

-Кушайте, кушайте на здоровье.

9 ученик. (облизывает самую большую ложку)

Спасибо, хозяюшка, за хлеб, за соль,

Осенью опять придём.

Исполняют песню: «Кошалотик, кошалот».

10 ученик.  Кашку скушали, сказки послушали.

 Очень весело играли, сто потешек рассказали,

 Даже с ложками сплясали, но немножко все устали.

 Пришла пора нам, братцы, домой всем отправляться.

Сказительница: Да, каша – блюдо вкусное, да к тому же и сытное – съешь утром тарелочку и до самого обеда про еду не вспомнишь. Хороша каша и с маслом, и с молоком, и на гарнир, и в запеканку. Даже в начинку для пирогов годится! А еще каша очень полезна. Она дает всему телу энергию, нормализует кровообращение, хорошо влияет на пищеварение. Кто хочет вырасти большим и сильным, обязательно должен есть кашу

Хозяюшка. Ладушки, ладушки, где были?(хлопают)

Дети. У бабушки!

Бабушка. Что ели – пили?

Дети. Кашку варили. Бабушка добренькая, кашка сладенькая. Спасибо! До свидания!

Домовой: Ну что ж, засиделся я у вас. Пора мне к себе за печь. Теперь я точно знаю, вы любите кашу и знаете о ней очень много, ешьте её, она вам прибавит здоровья и ума.

И про меня не забывайте,

Вкусненькую кашку в угол кидайте

Хозяюшка. До свидания, мои хорошие! Приходите еще ко мне в гости. Хоть живу одна в избушке, я не жадная старушка! Каждому из вас я хочу подарить пакетик кашки.

Кипяточном её польёте,

И чуточку обождёте.

 (Приглашаю всех по русскому обычаю на чаепитие!)

Приглашаю, гости, приезжие,

Издалека заезжие.

По Криушинскому обычаю В День Каши

Кашек с пирогами отведать,

Прошу вас не стесняйтесь,

Кашкой сладкой угощайтесь,

А мы самовар в гости позовём,

И чайку травяного, лугового попьём.

Скоморох 1

Наш большущий самовар

Весь горит, как птица-жар

Скомарох 2.Кран-верток открывается,

Чудо-чай наливается!

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Балинская И.     Поваренок. Забавная кулинария: Книга для детей.. М, 1995.—с. 46-53.
  2. Ковалев В,М, Могильный Н,П, Русская кухня: Традиции и обычаи.- М., 1990.-с. 106- 109.
  3. Моя первая книга по кулинарии.—М. 1995.-с. 146-150.
  4. М,М,Безруких, Т,А,Филиппова, А,Г, Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. «НЕСТЛЕ» «ОЛМА -  ПРЕСС»   М, 2006 с. 20-24. «Читаем, учимся, играем» № 7 ; 2005 г. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русским былинам "БОГАТЫРСКАЯ НАША СИЛА"

Учащиеся знакомятся с народ­ными сказаниями о русских богатырях, рассматривают картины на «богатырскую» тему. Для проведения мероприятия готовятся репро­дукции или слайды картин В.М. Васнецова «Богаты...

Классный час "Каша-сила наша"

Мероприятие посвящено здоровому правильному питанию...

Классный час "Каша-сила наша"

Классный час о здоровом питании...

Классный час на тему «Каша – сила наша»

Классный час расширяет знания детей о правильном  питании, направленных на сохранение и укрепление здоровья; пробуждает у детей интерес к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем...

Классный час «Русская березка - символ нашей любви к Родине»

Цель классного часа -  воспитание любви к природе, родному краю, Родине....

Дистанционное мероприятие на тему:"Каша- сила наша", 4 класс. Кружок "Формула правильного питания.

Во время Великой Отечественной войны солдаты восстанавливали силы с помощью каши. Солдатская каша славилась всегда. Во многих фильмах и книгах мы видим с каким аппетитом ели кашу. Ребята получили зада...

Проект "Каша - сила наша"

Проект посвящён изучению полезности традиционного блюда - каши....