"Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании детей" из опыта работы
опыты и эксперименты по зож

Фадеева Галина Ивановна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Единственная красота, которую я знаю, это здоровье»

Г.Гейне

«Тысячи вещей необходимы здоровому,

и только одна больному: здоровье»

.И.Вильде

«Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А. Сухомлинский.

     Актуальность. Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

   Условия формирования.  Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. Всё это натолкнули меня на формирование опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий.

    Теоретическая база

Цель: - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

  1. Задачи: Образовательные   направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям и навыкам, включение в активную двигательную деятельность.
  2. Воспитательные направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, эстетическое и эмоциональное развитие личности.
  3. Оздоровительные направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности.
  4. Прикладные задачи  направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывание на природе, в быту.

Ожидаемые результаты:

- воспитать здоровых, добрых, отзывчивых людей, ценителей прекрасного;

-формирование у учащихся практических навыков здорового образа жизни.

Технология.

  К здоровьесберегающим образовательным технологиям (ЗОТ) относятся  педагогические приёмы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении.

   Достаточно очевидно, что состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды школы входит все то, с чем учащийся соприкасается в течение дня. Это и родители, и их взаимоотношения с ребенком, и окружающая школьная среда: воздушная, педагогическая и т.п., конкретный процесс на уроках, общение со сверстниками, внеурочное время, так или иначе заполненное. Все это находится в постоянной взаимосвязи и является психолого-педагогическим пространством. Оно воспитывает, обучает, формирует картину мира, которая прочно укладывается в сознании ребенка и остается как основа культуры человека и общества в целом. Заболеваемость же детей автоматически становится лишь показателем грамотности построенной среды, в которой обучаются и воспитываются дети.

 При работе с детьми необходим индивидуальный подход к каждому

   Человек должен овладеть искусством вести здоровый образ жизни.
Для сохранения
 здоровья учу детей соблюдать режим дня.

Режим дня – это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека: сон, бодрствование, деятельность (в том числе учебная), прием пищи. Многим требуется проявлять волю и твердый характер, чтобы соблюдать его. Однако режим придает жизни четкий ритм, создает наилучшие условия для работы и отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности. Если установленный жизненный ритм соблюдается, то он способствует укреплению здоровья, повышению уровня умственной и физической работоспособности, позволяет успешно справляться с учебными нагрузками, воспитывается организованность, воля, сознательная дисциплина.
      Формирование здорового образа жизни школьников – это личная гигиена, рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, организация целесообразного режима двигательной активности, занятий физическими упражнениями и спортом. В
беседах рассказываю детям о том, как надо соблюдать личную гигиену тела, сна, питания, одежды и обуви, разумно чередовать труд и отдых, отказаться от вредных привычек.

     Рациональное питание необходимо человеку в связи с непрерывной тратой энергии. Нормальная жизнедеятельность возможна только тогда, когда энергия пополняется веществами, поступающими с пищей. Поэтому добиваюсь, чтобы воспитанники мыли руки до и после еды (личные салфетки и мыло), пользовались чистой посудой, слежу за количеством и качеством пищи, необходимо тщательно пережевывать пищу, не отвлекаться и не разговаривать во время еды. Эту воспитательную работу провожу на воспитательских часах. 
   После завершения уроков, принимая детей в группу, обязательно интересуюсь причинами отсутствия ребенка, самочувствием и настроением детей, знакомлю их с планом дальнейших действий. 

   Во время прогулки слежу, чтобы дети активно двигались, ведь движение как форма физиологической активности играет важную роль в развитии психики и интеллекта ребенка.
   Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. Это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. 
Во время прогулок на свежем воздухе устраиваем спортивные игры и соревнования. Эти игры развивают силу, ловкость, волевые качества, выносливость, стойкость, дисциплинированность. Учат дружбе и товарищескому отношению, как к своим одноклассникам, так и к другим детям. При благоприятной погоде проводим дыхательную гимнастику, несложные физкультурные упражнения, упражнения на внимание.
     Помимо игр на свежем воздухе организую прогулки-экскурсии. Благодаря смене обстановки, новизне такая прогулка-экскурсия становится интересной детям. Они с удовольствием наблюдают за живой и неживой природой. Осторожно передвигаясь, дети стремятся как можно ближе подойти к наблюдаемому объекту: шмелю, бабочке, скворцу, воробью - рассмотреть и сфотографировать. Такое занятие на природе мы называем «фотоохотой». Задача воспитанника - увидеть, как можно больше интересных объектов. Распускающиеся листья на деревьях и кустарниках, цветы на яблонях и вишнях - все это вызывает в детях неподдельный восторг и интерес к окружающей природе, побуждает их к бережному отношению к ней.
     Во время прогулки на свежем воздухе проводим наблюдения за окружающим миром в течение 15-20 минут. При этом расширяется кругозор воспитанников, развивается речь, познавательный интерес. По возможности используем на прогулке спортивный инвентарь (мячи, кегли, флажки, скакалки), с ними игра становится интереснее, привлекательнее, способствует укреплению осанки и развитию координации движений, ловкости, силы, выносливости.
   
Игра – это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира. В игровой форме развиваются познавательные способности, воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам, соперникам, сплачивается детский коллектив, формируются навыки коллективных дел. Даю возможность детям и приучаю самостоятельно организовывать собственную деятельность, наблюдая, чтобы воспитанники не несли вред собственному здоровью.

     Самоподготовку начинаем с массажа пальцев рук, (пальчиковая гимнастика). Развитие мелкой моторики рук – играет роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у детей особое внимание обращаю на тренировку их пальцев, а это позитивно влияет и на развитие интеллекта. Например, плетение из резинок различных узоров, браслетов, «фенечек» и т.п.

   Особое место во время самоподготовки уделяю   оздоровительным минуткам, чтобы учащиеся не уставали и могли работать в полную силу. Физкультминутки провожу иногда с музыкальным сопровождением. Время начала физкультминутки выбираю в соответствии с состоянием учащихся, когда у значительной части детей начинает проявляться утомление (часто отвлекаются, разговаривают). Провожу упражнения направленные на снятие напряжения мышц спины, плечевого пояса, ног и упражнения для глаз. В течение самоподготовки проводится 1-2 физкультминутки. 

В своей работе использую следующие виды физминуток:

 1.оздоровительно-гигиенические;
2. двигательно-речевые;
3. подражательные;
4. физкультурно-спортивные.


   Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

    Особой популярностью пользуется сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой, имеет психологический терапевтический и развивающий эффект. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.
  На занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Вспоминаем старые и, придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. 
  Коррекция поведения реализуется через
сюжетно-ролевые игры. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка, как с взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит, в конце концов, к терапевтическому эффекту.

      Анализ результативности. Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что эту работу нужно начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте. (В данном случае с группы кратковременного пребывания т. к детского сада в нашем селе нет). Уже у  детей младшего дошкольного возраста формируется стиль поведения (дружить с водой, делать зарядку,  содержать свои вещи в порядке и т.д.). Без системы непрерывного здоровьесбережения нельзя решить наболевшие проблемы здорового образа жизни. Поэтому эту работу я начинаю проводить уже с детьми дошкольной группы кратковременного пребывания.  И уже сейчас видно тех ребят, с которыми я работала по данной теме. Эти дети меньше болеют, более организованы, усидчивы, выносливы,  самостоятельны, могут самостоятельно организовать свой досуг. Мои воспитанники дружат не только с водой, но и со спортом. Они активно участвуют во всех проводимых в школе и районе спортивных мероприятиях. Они более адаптированы к современным условиям жизни.

    Трудоёмкость. Все мы хотим, чтоб наши дети росли здоровыми, чтоб общение с ними приносило радость и счастье. Сделать это непросто. Понадобится много времени  и сил, чтобы сочетание разнообразных методов и приёмов здоровьесбережения, регулярное их использование в практике сохранило здоровье наших детей и научило их заботиться о себе.
Воспитателю нужно обладать большим профессиональным мастерством, чтобы привить своим воспитанникам,   умение  управлять здоровьем в собственной жизни, потребность заботиться о себе и о своих близких, о том, что нас окружает.

Вот десять «золотых» правил здоровьесбережения: 
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!

   Адресность. Опыт работы рекомендую как начинающим воспитателям, так и опытным педагогам. Используется как с дошкольниками, так и с детьми школьного возраста.

   Тиражирование опыта работы осуществляется через проведение открытых мероприятий, публикацию статей, участие в профессиональных конкурсах, в работе семинаров воспитателей ДУ и воспитателей ГПД.

• Так, опыт моей работы по данной теме был обобщен на методическом объединении учителей начальной школы и воспитателей в октябре 2019 г.

• Проведено открытое  районное мероприятие КВН «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу в 2018г.»

• В 2019 году опыт работы по теме «Игра – понятие многогранное» был представлен на заседании районного методического объединения воспитателей ГПД.

• В 2017 году представлен опыт работы по теме «Малогабаритные детские сады» на заседании районного методического объединения воспитателей ДУ.

• С 2018- 2019 учебного года являюсь куратором Всероссийской акции «Здоровое питание – активное долголетие» в рамках движения «Сделаем вместе», результат нашей работы можно увидеть в интернете.

• В 2020 году опыт работы “Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе» поместила на сайт педагогического интернет-сообщества  «Социальная сеть работников образования nsportal/ru» https://nsportal.ru/galina-ivanovna-fadeeva.

Директор школы                                            /И.Ф.Ларькин/

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта


   


 

IMG_0929

Автор опыта:

Фадеева Галина Ивановна

Воспитатель

МБОУ «Шугуровская СОШ»

2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поговорим о здоровье . Динамическая пауза между уроками. Использование здоровьесберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения. (Из опыта работы).»

Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе.   Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач по укрепле...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе (из опыта работы).

Об испоьзовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Обобщение опыта работы Кени Светланы Анатольевны, учителя МОУ лицея №4 г.Ейска МО Ейский район по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Статья содержит теоритический материал по теме, опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в 1-4 классах, фрагменты уроков, презентацию....

Обобщение опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности....

«Использование здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников в рамках введения ФГОС» (из опыта работы)

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальны...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе при работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ull; Создать атмосферу успеха для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);• Сформировать представление о сохранении и укреплении здоровья;• Научить детей верить в себя...