ПСИХОСОМАТИКА. Методы и техники в работе с клиентами, Биржанова Жанат Амантаевна
статья по зож

Пушечкина Юлия Евгеньевна

ПСИХОСОМАТИКА. Методы и техники в работе с клиентами, Биржанова Жанат Амантаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihosomatika.docx293.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОСОМАТИКА. Методы и техники в работе с клиентами, Биржанова Жанат Амантаевна

 В данной статье речь пойдет о специальных методах и техниках, которые помогают в терапии с людьми, которые страдают психосоматическими заболеваниями. Особенность данной терапии в том, что к нам обращаются клиенты с хроническими заболеваниями тогда, когда уже обошли практическивсе инстанции, начиная с официальной медицины и заканчивая медициной неофициальной и гадалками с ясновидящими. При этом одно из главных и важных условий, которые я ставлю перед такими клиентами — они должны в обязательном порядке обследоваться, наблюдаться и проходить лечение у врача. Параллельно с этим они могут проходить у меня курс психотерапии. Первый важный метод в работе с клиентами с психосоматическими заболеваниями — работа с чувствами. Это сквозной метод, который должен быть на протяжении всего курса терапии. Важно не только отражать чувства клиента, но и проводить некое обучение: клиенты с психосоматическими заболеваниями в буквальном смысле — плохо себя чувствуют. Плохо чувствуют сигналы своего тела, ощущения и почти не распознают чувства и эмоции. Терапевт выступает иногда в роли обучающего наставника — учит распознавать чувства, дифференцировать их, идентифицировать и проявлять в виде эмоций. Многие клиенты не знают всего спектра названий чувств. Как правило, они умеют только различать знак чувств — приятные и неприятные. И основной орган, в котором скапливаются практически все подавленные чувства — тот самый слабый орган, либо слабая система в организме, которая и является психосоматическим проявлением. Одна из функций психосоматического заболевания — накапливать подавленные чувства и дать возможность человеку пережить чувства через болезнь. А наша терапевтическая задача — дать возможность человеку пережить те же самые чувства в настоящем времени вместе с терапевтом в безопасной терапевтической обстановке в терапевтических отношениях, где есть глубокий контакт, доверие и понимание. Второй метод — метод арт-терапии (терапия искусством), в котором есть несколько конкретных техник. Техника «Где живут мои чувства» Попросите клиента нарисовать собственное тело на А3 — можно просто контур своего тела. После этого терапевт называет по порядку чувства (радость, печаль, горе, злость, гнев, страх, обида, вина, удивление, нежность, ярость - список можно найти в сети). И клиент вместе с терапевтом, прислушиваясь к себе, обозначает чувства цветом и отмечает их на рисунке своего тела. Работа ведется медленно и пошагово. Терапевт должен быть максимально внимателен не только к выполняемым клиентом шагам, но и к чувствам, возникающим «здесь-и-сейчас». Помогающие вопросы в ходе этой техники: • Когда вы ощущали это чувство? • Какие события сопровождались этим чувством? • Кто и как в вашей родительской семье выражал это чувство? • Было ли это чувство запрещенным? Работа должна быть тщательной и исследовательской. Желательно без всяких интерпретаций. В итоге получается визуальная телесная карта чувств клиента. И самое главное — результат — не только сама карта, а скорее процесс вслушивания в себе клиента. Рисунок болезни Хочу обратить внимание коллег, что в арсенале терапевта должны быть разные средства для рисования — акварельные краски, мелки, масло, гуашь. А также обязательно многообразие цветов и оттенков. Клиент может рисовать свою болезнь несколько встреч. Чем тщательнее, тем лучше. И беседа ведется в процессе рисования. Терапевт вместе с клиентом погружается в мир болезни и боли. И через краски идет работа по распознаванию и выплеску чувств. Техника «Прошлое, настоящее и будущее» Клиент рисует сначала на одном листе свое состояние в настоящий момент встречи с терапевтом. После этого на втором листе он рисует свое прошлое (в каком он был раньше состоянии), возможно, здоровое. И на третьем листе он рисует свое желаемое будущее (желаемое состояние). После этого важно, чтобы клиент сочинил по рисункам сказку. При этом все атрибуты сказки должны быть учтены — сказка начинается «Жила-была», в сказке есть волшебные силы, злые и добрые колдуны, главный герой в конце - победитель. Техника «Письмо от своего симптома» Одной из эффективных техник является написание подобного письма. Эта техника не применяется в начале терапии в виду того, что клиенту пока трудно идентифицировать себя, симптом и чувства. Оптимально применить данную технику в середине терапии. Клиент от лица своего симптома пишет себе письмо. В письме должны отражаться следующие пункты: 1. сколько лет я с тобой; 2. зачем я (симптом) тебе нужен; 3. кто главный сейчас — ты или я; 4. что будет, когда меня не станет (симптома). Третий метод в терапии клиентов с психосоматическими заболеваниями— трансовые и гипнотические состояния. Если специалист имеет сертифицированные навыки гипноза, то этот метод вполне эффективен в работе с клиентами с психосоматическими заболеваниями. Основное внушение может быть направлено на снижение тревоги, восстановление энергии и жизненных сил, внутренний диалог с интуицией, обострение анализаторов и восприятия в целом. Психосоматичесие заболевания имеют особенность медленно корректироваться в терапии. Недостаток это или, наоборот, достоинство? Важно помнить правило психотерапии — все, что медленно, то надолго и глубоко.

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRRGNtfIi2Agjh6PsVX0Q9nQ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники выполнения работ на уроках изобразительного искусства

Нетрадиционные техники выполнения работ на уроках изобразительного искусства...

Статья "Метод проектов как средство работы над междисциплинарной программой "Чтение. Работа с текстом"".

Выступление на педагогическом совете по вопросам введения ФГОС в учебный процесс....

Исследовательский проект "Апробация методов, повышающих технику чтения школьников"

Паспорт проекта.Проблема исследования: какие методы и приёмы будут более эффективными при увеличении техники чтения у учащихся начальной школы.Цель работы: выявить эффективные приёмы и методы по увели...

Опыт практической работы «Методы, формы и приемы работы изучения русского языка как неродного в начальной школе"

Зачастую при обучении ребенка-мигранта появляется несколько проблем. К сожалению, вопрос заключается не только в том, что русский язык для них как иностранный, но и в том, что проблемы возникают и в с...

Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.

Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...

Выступление на тему «Эффективные технологии, методы, формы воспитательно–профилактической работы по формированию законопослушного поведения, предупреждению правонарушений обучающихся классным руководителем» (из опыта работы)

Материал раскрывает эффективные технологии, методы, формы воспитательно–профилактической работы по формированию законопослушного поведения, предупреждению правонарушений обучающихся классным рук...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...