Формировавание и внедрение в практику образовательного процесса здоровьесберегающих технологий.
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Дети большую часть времени проводят в школе, и  для учителя актуальным становится как образовательная часть педагогического процесса, так и состояние здоровья ребёнка.

 Придя в школу, дети попадают в следующую ситуацию: кроме усвоения огромного количества информации, привыкания к новому режиму, новым требованиям, приходится учиться держать в руках «непослушный» карандаш и ручку. Отклонение в развитии моторики сказывается на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формирования речи и письма.

Дети большую часть времени проводят в школе, и  для учителя актуальным становится как образовательная часть педагогического процесса, так и состояние здоровья ребёнка.

 Придя в школу, дети попадают в следующую ситуацию: кроме усвоения огромного количества информации, привыкания к новому режиму, новым требованиям, приходится учиться держать в руках «непослушный» карандаш и ручку. Отклонение в развитии моторики сказывается на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формирования речи и письма.

Дети большую часть времени проводят в школе, и  для учителя актуальным становится как образовательная часть педагогического процесса, так и состояние здоровья ребёнка.

 Придя в школу, дети попадают в следующую ситуацию: кроме усвоения огромного количества информации, привыкания к новому режиму, новым требованиям, приходится учиться держать в руках «непослушный» карандаш и ручку. Отклонение в развитии моторики сказывается на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формирования речи и письма.

Дети большую часть времени проводят в школе, и  для учителя актуальным становится как образовательная часть педагогического процесса, так и состояние здоровья ребёнка.

 Придя в школу, дети попадают в следующую ситуацию: кроме усвоения огромного количества информации, привыкания к новому режиму, новым требованиям, приходится учиться держать в руках «непослушный» карандаш и ручку. Отклонение в развитии моторики сказывается на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формирования речи и письма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  и внедрение в практику образовательного процесса здоровьесберегающих технологий с использованием саногенетического мониторинга и развивающего комплекса EDU TOUCH.

                                                   Санкт-Петербург

                                                         2020 год

  Дети большую часть времени проводят в школе, и  для учителя актуальным становится как образовательная часть педагогического процесса, так и состояние здоровья ребёнка.

 Придя в школу, дети попадают в следующую ситуацию: кроме усвоения огромного количества информации, привыкания к новому режиму, новым требованиям, приходится учиться держать в руках «непослушный» карандаш и ручку. Отклонение в развитии моторики сказывается на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формирования речи и письма.

                           Анализ исходной ситуации.

В ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»  с  весны 2012 года проводится саногенетический мониторинг - комплексное обследование состояния основных здоровьесберегающих систем организма для раннего выявления хронических заболеваний.

 Саногенетический мониторинг был проведен весной 2012 года для учеников 1го класса. Были получены следующие результаты:

- функциональные нарушения психомоторной функции: 80% учеников,

 - нарушения сердечно-сосудистой системы: 30% учащихся.

        Данные результаты были сопоставлены с проводимой ранее внутришкольной диагностикой. Так, ранее было выявлено, что у большей части класса наблюдаются следующие нарушения в адаптации:

- трудности в развитии мелкой моторики,

-  рассеянность внимания,

- общая неорганизованность.

            При обследовании детей на приборе УПМД (аппарат, который проверяет усиление внимания, контроль за действиями, выполнение заданий точно и быстро, умение следить за командой) было выявлено, что многие дети не следят за командой, не всегда выполняют задания точно, часто переделывают  задание из-за  отсутствия внимания, неточности выполнения команды.

Примечательно, что    такие же проблемы возникают на уроках: из- за рассеянности внимания в заданиях присутствуют ошибки  по небрежности, возникает необходимость повторять задания  по несколько раз. Дети не всегда реагируют, когда с ними разговаривают, не следят за объяснениями, испытывают трудности при смене видов деятельности, присутствует рассеянность и неорганизованность.

                                 Корректирующие мероприятия.

По итогам комплексной диагностики были внедрены следующие корректирующие мероприятия.

1.Техника написания пальцами на крупах, интегрированная в образовательный процесс на уроках русского языка и математики. 

Ход упражнения. На каждого ребёнка выдаётся бумажная тарелка с манкой в количестве, покрывающем поверхность дна. По  крупе ребёнок пальцем прописывает буквы  цифры или элементы букв, после чего тарелка легко встряхивается, образуя новую  зону для написания. Педагог, проходя по рядам, следит за правильностью выполнения задания и предупреждая ошибки в написании. Длительность упражнения - 1-2 минуты, что позволяет легко применять технологию.

После написания нужных элементов детям предоставляется свободное время, чтобы поиграть пальцами с крупой, пересыпать её и т.д.

Обратная связь показала, что детям очень нравится работа с крупой. Кроме того, следует отметить, что гиперактивные и  сильно возбуждённые учащиеся успокаиваются, перебирая пальцами крупу.

Таким образом, упражнение позволяет улучшить тактильные ощущения, развить мелкую моторику, улучшить  качество каллиграфии, что в конечном итоге напрямую связано с развитием речи и интеллекта.

2.Игра - пальчиковая гимнастика « Золушка».

Ход упражнения. Учащимся предлагается побыть в качестве Золушек, отобрать фасоль от гороха, кто быстрее. Педагог насыпает в тарелку немного сухого гороха и фасоли, детям предлагается разложить на две части, фасоль отдельно от гороха.

Возможны следующие варианты выполнения упражнения:   на тарелку с манкой высыпается немного фасоли или гороха, после чего детям нужно собрать горошек (фото №3 в приложении).

Таким образом, упражнение позволяет в увлекательной форме тренировать мелкую моторику, развивать координацию и внимание учащихся.

3.Работа с прищепками.

         Ход упражнения. На каждого ребёнка выдаётся  небольшой лоскуток ткани и 5-6 прищепок. Дети должны прицепить по краям ткани прищепки. Затем прищепки снимаются при обязательном соблюдении следующего условия: необходимо обязательно нажимать на каждую, а не стаскивать их с ткани. Затем  прищепки необходимо прицепить вертикально (фото №4 в приложении).

Данное задание позволяет разработать кисть и мелкую моторику пальцев, развивая общий уровень интеллекта у школьников.

Данное упражнение проводится на уроке -  в качестве пальчиковой гимнастики. При совмещении приятного и полезным и повышении мотивации учащихся происходит подготовка пальцев к письму, развивается мелкая моторика, тактильные ощущения.

Следует отметить, что  кусочек ткани каждый раз попадается разный по структуре, что позволяет задействовать и познавательное развитие детей: учащиеся  узнают название тканей, учатся их определять и т.д.

4. Буквы

4.1. Ход упражнения. Дети лепят буквы из пластилина или выгибают из проволоки силуэты. Данное упражнение подходит для группы продленного дня и применяется с целью закрепления букв как метод мнемотехники .

4.2. С целью  развития внимания, улучшения памяти данное задание можно также выполнять в виде аппликации(мозаики), делая очертания письменных букв. По мере того, как у школьников начинает получаться, задание можно усложнить и использовать, в том числе, для запоминания правил русского языка. Например, при разборе правописания сочетаний жи-ши, чк-чн

Значение приведенных упражнений.

Данные приёмы способствуют коррекции мелкой моторики, формированию точности и целенаправленности движений. Развитие моторики сказывается на динамике не только двигательных  навыков, но и мыслительных процессов, формированию речи и письма, формированию положительной мотивации учёбы. Пальчиковая гимнастика воздействует на активные точки, связанные с корой  головного мозга .Развитие тактильных ощущений связано напрямую с развитием речи и интеллекта.

 

По результатам  саногенетического мониторинга (осень 2012 года) функциональные нарушения психомоторной функции определены у   40%, весна(2012 года) у 56%  

Так как внимание-продукт взаимодействия разных органов чувств, позволяющий воспринимать возбудители (голос учителя), выбирать нужное и отсеивать ненужное, реагировать на ситуацию адекватно, целесообразным является проведение во время физкультминуток заданий  и игр на внимание.

- Игра  «Делай так». Примечательно, что игру может проводить как педагог, так и сами школьники. Если ребёнок ошибается, то сразу садится на стул, поэтому ученики стараются  быть внимательнее, чтобы подольше поиграть в игру.

 - Игра «Воробьи и вороны». Ход упражнения: когда педагог произносит слово «воробьи», учащимся  нужно присесть, на слово « вороны» - подпрыгнуть. Примечание: задание можно менять исходя из тематики урока, однако слова желательно подбирать начинающиеся на одни слог, чтобы повысить уровень внимательности учеников.

- Игры с мячом на уроках русского языка. Для закрепления правила на уроках русского языка целесообразным является игры с мячом во время физкультминуток. Например, при разборе правила по теме «безударная гласная в корне слова», ведущий «кидает» проверяемые слова, а игроки  - проверочные. Или при броске мяча  учитель называет часть речи, а дети приводят примеры. Таким образом, происходит закрепление правил и развитие координаций движений

Интегрирование тематики здоровья в предметы.

  В целях повышения интереса учащихся к здоровому образу жизни, а также в целях формирования потребности в самостоятельной двигательной активности, целесообразным является использование физкультурно-познавательного компонента на различных уроках.

 Так, проводя орфографические минутки и минутки чистописания, педагог может разбирать  поговорки, пословицы и скороговорки на тему здоровья.  

- Так, при изучении темы «Антонимы и синонимы» учитель предлагает школьникам выбрать имена прилагательные для характеристики здорового человека, после чего подобрать к ним синонимы и антонимы. Пример: сутулый -…, сильный -…, ловкий -…, бледный -…, румяный -…, крепкий -…, неуклюжий -…, стойкий -…, подтянутый -…, быстрый -…, медленный -….  

- По теме «Приставки» или « Однокоренные слова» учащиеся определяют значение приставок по -, раз-, про -, за - в словах бег, побег, разбег, забег, затем вставляют слова, подходящие по смыслу в текст: «На уроке физкультуры учитель предложил … на короткую дистанцию. Сережа взял хороший … со старта. В ходе работы ведется беседа о качествах бегуна, о занятиях учащихся в спортивных кружках. После беседы учащиеся пишут небольшой рассказ о своих спортивных секциях, кружках, о занятиях в них .»  

- Во время работы по теме «Правописание слов с парными согласными» ученикам предлагаются следующие вариативные задания:

1 уровень - подобрать проверочные слова,

2 уровень - образовать словосочетания со словами спорт, площадка, футбол, бег, прыжки, игрок, шест, сетка,  матч, зуб, нос, щетка, душ,  рот, холод, мороз, шапка,  грипп, прорубь, лед.

3 уровень - составить и записать предложения с этими словами.

Дыхательная гимнастика по результатам саногенетического мониторинга.

 По результатам саногенетического мониторинга детям были  рекомендованы элементы дыхательной гимнастики. Поэтому во время физкультминуток или на уроках чтения особенно рекомендовано выполнение следующих заданий.

1. «Торт». Ход упражнения. На доску вывешивается плакат с нарисованным тортом, на него приклеивается 1 свеча. Детям предлагается задуть свечу, следуя инструкции педагога: «Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух».  Затем выставляются на торт ещё несколько свечей, что сопровождается инструкцией: «На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов».

2. Кроме того, на уроках чтения целесообразным является применение скороговорок с целью  тренировки плавности, беглости, выразительности чтения, а также развития дыхания.

  Как на горке на пригорке Стоят 33 Егорки (глубокий вдох) Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).

                                                   Внеурочная деятельность

 Во внеурочной деятельности мною используется программа по спортивно- оздоровительному направлению «Подвижные игры».

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник  радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. 

            Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе

           Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем школьникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. 

        Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела. 

        Использование  мультимедийной образовательной системы EduTouch, Multikid.

EduTouch – это уникальная система для обучения детей с особыми потребностями в увлекательной форме. Система направлена на поддержку детей, испытывающих трудности в следующих сферах: мелкая и крупная моторика, развитие речи, социально-эмоциональное развитие, когнитивное развитие, адаптация в обществе и самопомощь.

Система Multikid — это полноценный обучающий комплекс, разработанный для детей начальной школы и подготовительной группы детского сада. Дети могут работать с системой Multikid, как в группах, так и индивидуально. Большинство заданий программы могут быть настроены в зависимости от возраста, потребностей, а также особенностей учебной программы.

         В комплект системы входит специальный интерактивный рабочий стол, с помощью которого детям легко и понятно ориентироваться при работе с программным обеспечением. Также в комплект с системой входят специальные пластиковые рабочие коврики, которые располагаются на поверхности интерактивного рабочего стола и используются вместе с интерактивными сенсорными кнопками для выполнения различных заданий программного обеспечения. Программное обеспечение Multikid охватывает широкий спектр тем, позволяя интегрировать работу с системой на уроках математики, окружающего мира, геометрии, безопасности на дорогах, в проведении классных часов по вопросам личной гигиены и  во время внеурочной деятельности. Также в комплект системы Multikid входят разнообразные дидактические материалы: карточки для выполнения заданий, геометрические фигуры и карточки с музыкальными нотами. Все материалы интегрированы с программным обеспечением.

 Система Multikid –это увлекательный и интересный обучающий комплекс, позволяющий детям развивать когнитивные и коммуникативные компетенции, умение работать в группе и т.п.

Варианты использования

 1. Индивидуальные занятия с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Во время таких занятий учитель работая с системой Multikid может использовать входящие в комплект наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, задания с опорой на образцы; применять наводящие вопросы, аналогии, дополнительный наглядный материал;

 2. Занятия в группе из 2-4 человек на одном рабочем месте. Групповая форма проведения занятий способствует включению ребенка в совместную деятельность со сверстниками, что особенно важно для становления самосознания и процесса социализации детей.

 3. Фронтальный урок с использованием интерактивной доски с проектором.

Школьное обучения никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, достигнутую ребенком. Концепция непрерывного образования реализована в мультимедийно образовательной среде Multikid. Система ориентирована на взаимосвязь дошкольного и начального образования и предполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства:

» приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

 » развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

 » стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

 » развитие желания и умения учиться.

 » включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);

 » совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);

 » индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

 Все это позволяет обучающим игровым модулям системы Multikid обеспечивать качественное психолого — педагогическое сопровождение в результате не только преодолевая возникающие трудности в процессе обучения, но и предотвращая их.

                          Ожидаемые и полученные результаты.

Используя данные приёмы, улучшить качество саногенетического мониторинга. Формировать мотивацию здорового образа жизни, безопасного, гигиенически разумного поведения. Способствовать развитию мелкой моторики руки, тем самым помогая детям, в образовательной деятельности.  Способствовать повышения интереса учащихся к здоровому образу жизни, а также в целях формирования потребности в самостоятельной двигательной активности.

  В результате проведённой работы, уже можно увидеть улучшение качества письма у детей. Развивается способность дольше удерживать внимание, переключение с одного вида деятельности на другой у большинства детей уже не вызывает трудностей.

 Учащиеся  на переменах самостоятельно могут организовывать свой досуг, применяя игры и задания, изученные в кружке, группе продлённого дня и на уроках и во внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект « Здоровьесберегающие технологии на уроках"

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческ...

Повышение эффективности обучения через внедрение ИКТ в образовательный процесс начальной школы

Использование информационных технологий в преподавании дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполн...

Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе через технологию развития критического мышления

Статья о применении современных образовательных технологий в начальной школе (РКМ)...

Результаты внедрения ФГОС в образовательном процессе школы

Выступление на педагогическом совете школы...

План внедрения ИКТ в образовательный процесс

Басова Елена Александровна                                  ...

статья" Деловая игра как одна из форм внедрения инноваций в образовательный процесс."

статья" Деловая игра как одна из форм внедрения  инноваций в  образовательный процесс."...