Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы безопасности жизнедеятельности"
рабочая программа по зож

Павлова Ю.

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для    учащихся 4 классов составлена на основании:

1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

 

       2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2019 г. № 233 с внесенными изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 );


       3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;

4. Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих программ в МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;

5. Учебного плана МБОУ «СОШ № 2»г. Сафоново на 2019-2020 учебный год.

             

В соответствии с вышеизложенным, предлагается программа, учитывающая все требования стандарта по ОБЖ в начальной школе и обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит:

• привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

• сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

• выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

          В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается лишь в основной школе. Для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо расширение содержания базового курса «Окружающий мир» по отдельным темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obzh_4kl_19-20.docx47.29 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

 «ОБЖ»

4 класс

Содержание

Раздел программы

стр.

1

Пояснительная записка  ………………………………………………….................

3

2

Планируемые результаты освоения  курса …………………………

5

3

Содержание курса..…….……………………………………………..

6

4

Тематическое планирование……………….…….…………………………………

7

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Сафоново Смоленской области

«Рассмотрено»  Руководитель ШМО (Г(Р)МО)              _______/__________/

                  ФИО

Протокол №____от «___»____2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_______/____________/

                          ФИО

«___»____2016г.

Принято на заседании педагогического совета

Протокол №____от «___»__2016г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «СОШ № 2

 г. Сафоново

_______/_____________/

                    ФИО

Приказ №__

от «__»    __________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «ОБЖ», 4 класс ,

учителя начальных классов:

              Павловой Ю.В., первая квалификационная категория

   

2019 - 2020  учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для    учащихся 4 классов составлена на основании:

1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

       2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2019 г. № 233 с внесенными изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 );


       3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;

4. Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих программ в МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;

5. Учебного плана МБОУ «СОШ № 2»г. Сафоново на 2019-2020 учебный год.

             

В соответствии с вышеизложенным, предлагается программа, учитывающая все требования стандарта по ОБЖ в начальной школе и обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит:

• привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

• сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

• выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

          В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается лишь в основной школе. Для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо расширение содержания базового курса «Окружающий мир» по отдельным темам.

Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности базового курса, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитием самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.

Таким образом, предлагаемая нами программа явится звеном не только дополняющим определенные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир», но и обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учитывая изложенное, основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», дополняющая темы основного образовательного компонента «Окружающий мир».

В ходе реализации содержания программы учащиеся начальных классов должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).                                                                                                                   

 Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться: дома, на улице, в школе, в природных условиях.                                                                                                                                    

Предусмотрено также ознакомление учащихся с такими понятиями, как чрезвычайная и экстремальная ситуация (стихийные бедствия, аварии, экологическая катастрофа) и правилами поведения в случае их возникновения.                                                                                              Главными задачами обучения  по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

   

    Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново на 2016-2017 учебный год на изучение предмета отводится 1 час в неделю.

Расхождений в распределении учебных часов по темам авторской и рабочей программ нет.

2.  Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения предмета «русский язык» у учащихся начальной школы будут сформированы предметные знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

 • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты  своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

 • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

 • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

 • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

  1. В познавательной сфере:

 • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

• правила перехода дороги;

• правила движения на велосипедах;

• правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;

• основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;

• как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;

• меры пожарной безопасности при разведении костра;

• когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова;

• основные понятия — «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

• правильно переходить дорогу, перекресток;

• ориентироваться на местности: определить стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определить расстояние по карте и по местности. Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1—2 вида узлов, развести и погасить костер;

• вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа;

• оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена).

3. Содержание учебного предмета

1.   Основы здорового образа жизни

1.1. Основные понятия — «здоровье» и «здоровый образ жизни»

 Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.

1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика

Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова. Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос — первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.

Кровотечения из носа — оказание первой медицинской помощи.

2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран. Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой помощи при отравлениях. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена).

3. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

3.1. Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 2—3 классах материала)

Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.

3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах)

Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

3.3.   Безопасное поведение на природе

Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам, Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

3.4.   Безопасное поведение на воде

Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средств

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.

Правила поведения обучающихся

19ч

2.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

3.

Основы  здорового  образа жизни

4

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

                                                                                                                    Итого

34ч

Содержание программы соответствует требованиям ФГОС начального общего образования.

4.  Тематическое планирование

п/п

№ в разделе

Тема урока

Дата

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.                                                                Правила поведения обучающихся (19 ч)

1

1

Безопасное поведение на улицах и дорогах

2

2

Безопасное поведение на улицах и дорогах

3

3

Безопасное поведение на улицах и дорогах

4

4

Безопасное поведение на улицах и дорогах

5

5

Безопасное поведение на улицах и дорогах

6

6

Безопасное поведение на улицах и дорогах

7

7

Безопасное поведение на улицах и дорогах

8

8

Безопасное поведение на улицах и дорогах

9

9

Пожарная безопасность и поведение при пожарах

10

10

Безопасное   поведение  на воде

11

11

Безопасное   поведение  на воде

12

12

Безопасное поведение дома

13

13

Безопасное   поведение   на  природе

14

14

Безопасное   поведение   на  природе

15

15

Безопасное   поведение   на  природе

16

16

Безопасное   поведение   на  природе

17

17

Безопасное   поведение   на  природе

18

18

Безопасное   поведение   на  природе

19

19

Нарушение экологического   равновесия   в   местах проживания,  правила поведения

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (6 ч)

20

1

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Первая медицинская помощь

21

2

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Первая медицинская помощь

22

3

Практические занятия по отработке навыков оказания первой    медицинской помощи

23

4

Практические занятия по отработке навыков оказания первой    медицинской помощи

24

5

Практические занятия по отработке навыков оказания первой    медицинской помощи

25

6

Практические занятия по отработке навыков оказания первой    медицинской помощи

Основы  здорового  образа жизни (5 ч)

26

1

Основные понятия «здоровье»   и   «здоровый   образ жизни»

27

2

Вредные    привычки,     их  влияние на здоровье. Профилактика

28

3

Вредные    привычки,     их  влияние на здоровье. Профилактика

29

4

Пути укрепления здоровья

30

5

Пути укрепления здоровья

Защита человека в чрезвычайных ситуациях (4ч)

31

1

Чрезвычайные     ситуации мирного и военного  времени (аварии, катастрофы, военные конфликты)

32

2

Основные       мероприятия гражданской   обороны   по защите населения

33

3

Подготовка   обучаемых   к действиям в ЧС мирного и военного времени

34

4

Подготовка   обучаемых   к проведению «Дня защиты детей» (практическое   занятие по плану образовательного учреждения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасного движения 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс Основы безопаного движения...

рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасного движения 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности ОБД 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности»  составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образова...

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасности жизнедеятельности 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасности жизнедеятельности 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасности жизнедеятельности 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасности жизнедеятельности 4 класс...

Рабочая программа Внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1 классов

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1 класса образовательных учреждений разработана  в соответствии с требованиями Федеральных законов России «О...