Выступление и презентация в Временной творческой группе "Культура здорового школьника" на тему "Развитие детей на крайнем севере"
материал по зож

Бережная Татьяна Борисовна

Выступление и презентация в Временной творческой группе "Культура здорового школьника" на тему "Развитие детей на крайнем севере".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razvitie_detey_na_kraynem_severe.zip385.94 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое развитие детей 7 лет в условиях Крайнего Севера

Понятие «здоровье», как научная проблема, охватывает комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздоровительных и социальных наук. Здоровье человека зависит не столько от развития медицины и здравоохранения, сколько от совокупности личностных возможностей и социально-экономических условий. В связи с этим, здоровье рассматривается с точки зрения трех основных компонентов: физического, психического и социального.

Физическое развитие детей является одним из существенных показателей состояния здоровья ребенка, которое отражает общий уровень жизни различных групп населения и как индикатор чувствителен к любым изменениям окружающей среды. Выявление закономерности физического развития детей имеет большое значение в решении проблемы предупреждения и снижения заболеваемости и организации их диспансерного наблюдения на различных этапах развития.

Проблема полноценного физического развития школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера, в настоящее время является особо значимой. В своих исследованиях академик В.П.Казначеев показал, что относительно полная адаптационная перестройка к этим условиям происходит на протяжении 5-6 поколений. Если учитывать, что 92% детей 6-12 лет являются "переселенцами первой-второй волны", то адаптационные возможности их организма не могут в полной мере компенсировать функциональные изменения, которые происходят у них под воздействием факторов Крайнего Севера.

Детям, растущим в условиях Крайнего Севера изначально свойствен замедленный темп созревания мозговых структур.

Эта проблема еще более актуальна, так как стресс создает дополнительную нагрузку на психику ребенка. К факторам стресса относятся: низкая температура, светопериодичность (полярный день - полярная ночь), слабая солнечная активность, ультрафиолетовое голодание, а также геомагнитные факторы. Все это оказывает негативное влияние на здоровье человека и способствует развитию депрессивных и астенических состояний. Также нельзя не упомянуть и об экологических проблемах Севера, так как они являются причиной многих заболеваний.

Как результат суровых экологических условий, у детей, проживающих в районах Крайнего Севера, отчетливо выражена гиподинамия, которая оказывает тормозящее влияние на их развитие.

Особо следует обратить внимание на переселенцев из других регионов, так как они составляют более 80 % всего населения Крайнего Севера.

Как показали исследования, в первый год пребывания в Северных районах у детей существенно снижается работоспособность. Физическая работоспособность полностью восстанавливается только через 3-5 лет проживания на Севере.

Психическое и физическое здоровье нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, так как физическое нездоровье может приводить к психическим расстройствам, а психические расстройства приводят к физическому недомоганию. Именно поэтому коррекция нарушений моторики и расширение двигательных возможностей детей являются главным условием подготовки их к жизни.

Климатические условия нашего города представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на организм человека, особенно детский.

Следствием резкого изменения природно–климатических условий являются неблагоприятные изменения в функционировании, прежде всего, центральной нервной системы, а затем всех систем организма.

Заболевания, связанные с длительностью проживания человека на севере, являются отражением эффекта накопления воздействия экологических условий на организм. Показатели иммунитета на севере у детей находятся на более низком уровне, чем у жителей других регионов страны, что ведет к росту хронических заболеваний.

Функционирование детского организма осложняется авитаминозами, особенно отчетливо проявляющимися в весеннее время. Крайне неблагоприятно действуют на детей ограничения подвижности из-за малого пребывания на свежем воздухе из-за длительного холода, ветра и неприспособленных для игр помещений. Низкие температуры воздуха ограничивают возможность двигательной деятельности, столь необходимой для нормального функционирования и развития детского организма.
Для дошкольников – социальные условия во многом определяются оптимальным соотношением режимов двигательной активности и «пассивного» времяпрепровождения. Гиподинамия оказывает существенное тормозящее влияние на физическое развитие детей. Кроме того, в условиях Крайнего Севера наблюдается сезонная неравномерность поступления ультрафиолетовой энергии в солнечном спектре. В районе Крайнего Севера установлены изменяющиеся сезонные периоды (биологические ритмы), самыми негативными из которых являются период «полярной ночи» (ноябрь – декабрь) и выход из «полярной ночи» (январь – февраль). В период «полярной ночи» дети подвержены эмоциональным расстройствам, которые выражаются в форме повышенной раздражительности, обидчивости, сменяющихся агрессивностью и конфликтностью.

Одним из путей укрепления здоровья детей должна стать осторожная разумная тренировка организма, создание социальных мер защиты, позволяющих обеспечить адаптацию на Крайнем Севере и существенно снизить темп истощения резервов организма, повысить жизнестойкость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Народы крайнего севера"

Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс....

Презентация к беседе "История нашего края. Первопроходцы Крайнего Севера".

В презентации представлены портреты С. Дежнева и В. Беринга, изображения судов, на которых  мореплаватели исследовали Север, карты  морского пути....

Использование Кёкусинкай каратэ для преодоления влияния негативных факторов Крайнего Севера на здоровье детей

Организация процесса спортивной подготовки детей  на Крайнем Севере требует иного подхода, чем в средней полосе. Изучение особенностей физического развития, физической подготовленности, региональ...

Использование Кёкусинкай каратэ для преодоления влияния негативных факторов Крайнего Севера на здоровье детей

Организация процесса спортивной подготовки детей  на Крайнем Севере требует иного подхода, чем в средней полосе. Изучение особенностей физического развития, физической подготовленности, региональ...

П Р О Е К Т по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Тропинка в природу Севера»

Мой проект долгосрочный познавательно-исследовательский. Название проекта:«Тропинка в природу Севера».Участники проекта: Педагоги, воспитанники, родители.Девиз проекта: Самое лучшее открытие...

Методическая разработка по теме «Национальные виды спорта». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта.

Формирование физической культуры личности в процессе овладения основами национальных видов спорта, способных удовлетворить потребности в укреплении здоровья, ведение здорового образа жизни, содействие...

"Интеллектуальное и творческое развитие младших школьников и детей с ОВЗ"

Интеллектуальное и творческое развитие детей с ОВЗ, хорошо происходит через игровую деятельность. Даже творческую работу следует начинать с игры, волшебного ритуала входа в сказку. Таким образом, можн...