Использование Кёкусинкай каратэ для преодоления влияния негативных факторов Крайнего Севера на здоровье детей
проект (здоровый образ жизни, 3 класс) по теме

Организация процесса спортивной подготовки детей  на Крайнем Севере требует иного подхода, чем в средней полосе. Изучение особенностей физического развития, физической подготовленности, региональных климатических факторов, сезонной зависимости физического состояния детского организма позволило теоретически разработать и внедрить в практику, используя имеющийся опыт,  программу спортивной подготовки детей групп начальной подготовки (ГНП)  посредством занятий каратэ кёкусинкай в условиях Крайнего Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_anisimov.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

на тему:

"Использование Кёкусинкай каратэ для преодоления влияния негативных факторов

 Крайнего Севера на здоровье детей"

     

Разработал:  тренер-преподаватель

по каратэ кёкусинкай

Анисимов Феликс Витальевич

МКОУ ДОД ДЮСШ г. Салехард

Салехард, 2014г.

Введение

  Успешность спортивной подготовки ребенка в ДЮСШ в регионах Крайнего Севера зависит от уровня его физического развития и здоровья.

    Экологические условия Крайнего Севера оказывают выраженное влияние на формирование растущего организма, на состояние и развитие его физиологических систем. К числу значимых отрицательных стресс-факторов, отражающихся на самочувствии, умственной и физической работоспособности, физическом развитии, можно отнести воздействие низких температур, длительное световое голодание, резкие перепады атмосферного давления, изменения парциального давления кислорода, магнитные бури, сезонную зависимость физического состояния и др. Вследствие перечисленных факторов, при ознакомительных начальных занятиях у детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, по сравнению с учащимися средней полосы мною наблюдалось более заторможенное восприятие и замедленное запоминание нового материала, более низкие показатели физической активности в процессе тренировки.

    Важную роль в адаптивных перестройках организма на Крайнем Севере играют сердечно-сосудистая и дыхательная системы, ответственные за кислородный режим организма. Деятельность этих систем чаще всего становится фактором, лимитирующим развитие приспособительных реакций организма в процессе его адаптации к различным условиям внешней среды.

   Один из факторов снижения уровня здоровья детей на Крайнем Севере - резко ограниченная естественная двигательная активность, т.е. на Крайнем Севере прослеживается ярко выраженная гиподинамия. Условия Крайнего Севера искусственно ограничивают повседневную двигательную активность детей, увеличивая риск детской заболеваемости.

    Согласно исследованиям, количество школьников с хроническими заболеваниями на Крайнем Севере за последние годы значительно возросло и в настоящий момент составляет более 50%. Самый высокий процент хронически больных детей отмечен в подростковом возрасте.

    Исключительно большое социальное, педагогическое и медицинское значение имеет проблема здоровья детского населения, проживающего в условиях Крайнего Севера.

    Организация процесса спортивной подготовки детей  на Крайнем Севере требует иного подхода, чем в средней полосе. Изучение особенностей физического развития, физической подготовленности, региональных климатических факторов, сезонной зависимости физического состояния детского организма позволило теоретически разработать и внедрить в практику, используя имеющийся опыт,  программу спортивной подготовки детей групп начальной подготовки (ГНП)  посредством занятий каратэ кёкусинкай в условиях Крайнего Севера.

    Цель исследования –  физическая  подготовка посредством  занятий кёкусинкай каратэ у детей, проживающих на  Крайнем Севере.

   Все виды восточных единоборств, особенно каратэ - сочетают в себе физическую, энергетическую и духовную составляющие. Все эти три элемента сегодня необходимы каждому члену нашего общества, особенно детям. Сидячий образ жизни, неправильное питание и малая физическая активность в условиях низких температур здоровью, как известно не способствуют. Данный вид единоборств как нельзя кстати подходит в качестве занятий для физического развития детей на Севере, так как занятия в очень холодный и протяженный северный зимний период проводятся в зале, тогда как стандартными зимними видами спорта (лыжи, сноуборд, коньки) в условиях практически круглогодичных критических для детей отрицательных темеператур заниматься очень проблемно. К тому же по степени физических нагрузок, полезности для здоровья и общего физического состояния организма нисколько не уступает ни лыжному спорту, ни бегу, ни плаванию.

    При разработке проекта решались следующие задачи:

1. Выявление основных проблем («слабых мест») в физическом развитии учащихся на севере, пришедших на тренировки.

2. Разработка структуры учебно-оздоровительной комплексной спортивной тренировки для детей, обеспечивающий рост физического развития и укрепление здоровья.

   

       На Крайнем Севере можно выделить следующие наиболее существенные региональные особенности в физическом состоянии детей:

1. Преимущественную роль сердечно-сосудистой и дыхательной систем в формировании реакции организма на воздействие метеофакторов.

2. Высокий уровень гипоксии и гиподинамии в режиме дня школьников.

3. Сезонную зависимость физического состояния.

      Программа занятий каратэ направлена на снижение гиподинамии, повышение уровня физической работоспособности, улучшение состояния здоровья детей, проживающих в условиях Крайнего Севера. Для разработки программы занятий были выдвинуты следующие основные положения:

1. Физическое состояние учащихся, проживающих в условиях Крайнего Севера, обусловлено ограничениями двигательного режима метеоэкологическими и социальными факторами, выраженной гиподинамией до 90-92% в неделю, что необходимо учитывать при планировании занятий учащихся.

2. Объем организованной двигательной активности учащихся  в регионах Крайнего Севера может и должен превышать нормативы, установленные действующей программой в школе. В данном случае предлагается занятия по каратэ планировать в рамках дополнительного образования с учетом индивидуального физического состояния каждого  школьника в условиях Крайнего Севера.

3. Занятия для учащихся должны иметь преимущественную направленность на развитие общей выносливости; основными средствами при этом являются различные виды циклических упражнений в аэробном и смешанном режимах с обязательным их чередованием в недельном цикле.

    Было предположено, что занятия  по каратэ в рамках дополнительного физкультурного образования позволит повысить уровень физической подготовленности и здоровья учащихся, проживающих на Крайнем Севере.

     Разработка программы занятий предполагала необходимость планирования периодов (подготовительного, основного, поддерживающего) годичного цикла и круглогодичности тренировочных занятий школьников с учетом сезонного функционального состояния ребенка. Обоснованность чередования в недельном цикле различных видов физических упражнений, выполняемых в аэробном и смешанном режимах, с учетом динамики физического состояния школьников и региональных особенностей Крайнего Севера.

     Своеобразие настоящего проекта заключается в том, что он создан на основе регионального подхода к физической подготовке школьников, который предполагает повышение функциональных резервов организма через целенаправленное совершенствование кардиореспираторной системы, увеличение объема биологических возможностей и реактивных свойств организма посредством занятий каратэ, как дополнительных занятий, в нагрузку к урокам физической культуры, предлагаемой школьникам в общеобразовательных учреждениях. Направленная комплексная методика дозируемых нагрузок в аэробном и смешанном режимах создает благоприятные предпосылки постепенного перехода от щадящего режима занятий к тренировочному.

      Каратэ – это не просто вид восточного единоборства, для детей это суставная гимнастика и растяжка, дыхательные упражнения под руководством опытного инструктора, закаливание маленького организма, развитие памяти и внимательности, обучение четкой дисциплине, преодоление лени.

        Ребенок, начиная заниматься каратэ, вливается в группу, коллектив, подчас разновозрастный, учится общению и взаимоуважению. Это защита от негативного влияния улицы, праздного времяпрепровождения, бесконечных и опасных для здоровья компьютерных игр. И как результат, дети становятся уверенными, преодолевают страх перед трудностями, привыкают к дисциплине, с уважением относятся к малышам и пожилым.

       Гиподинамия - недостаточная мышечная активность, явление, широко распространенное  у школьников. Причиной ограниченного движения детей является не только суровые климатические условия, но и  развитие технического прогресса, вызвавшим широкое внедрение механизации и автоматизации в производство и быт, приобщение детей к времяпрепровождению у компьютера и телевизора.

       Однако с гиподинамическим синдромом каждый может успешно бороться, используя такую простую и физиологичную процедуру, как ходьба. Быстрая ходьба создает достаточную нагрузку на сердечно-сосудистую систему, тренирует организм, способствует значительному расходу энергии, повышает выносливость. Необходимо, чтобы  ежедневно проходимый пешеходным шагом путь составлял в общей сложности не менее 2-5 км. Но в условиях круглогодичных отрицательных температур воздуха проходить такие расстояния ребенку не представляется возможным, поэтому путь до школы или других образовательных учреждений  на Севере дети совершают с помощью транспорта, тем самым ограничивая свою двигательную активность.

      Таким образом, у школьников вырабатывается привычка к малоактивному в физическом отношении образу жизни. Объем мышечных усилий по данным [7] за последние 100 лет уменьшился приблизительно в 96 раз.  

      Клинические данные показывают, что малоподвижный образ жизни, отсутствие достаточной физической нагрузки вызывают атрофию мышечной и костной ткани, приводит к уменьшению жизненной емкости легких, а главное, к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы. Еще в прошлом веке известный французский клиницист А. Труссо писал, что движение как таковое по своему действию может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения.

       Врачам известно, что малоподвижные дети нередко отстают в развитии. Их слабым мышцам трудно поддерживать туловище в правильном положении. Это приводит к появлению сутулости, искривлению позвоночника, нарушению нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, дыхания, пищеварения. У малоподвижных детей, хуже сон, они быстрее устают.

    Поделюсь личным опытом: во время работы в Москве тренером кёкусинкай каратэ в ГБОУ №1297 на занятия каратэ родители не раз приводили слабых, отстающих в физическом развитии детей, с признаками сколиоза и нарушением осанки, не видя другого выхода, ведь лыжный спорт им противопоказан, бег, катание на велосипеде тоже. А в секцию каратэ принимают даже тех, у кого очень плохое зрение или астматический бронхит, т.е. противопоказаний для занятий каратэ практически нет. И уже через год постоянных занятий этим видом спорта тех детей, которые были очень слабыми и без конца болели, наблюдалась тенденция развития физических параметров.  Причина улучшения физического состояния детей заключается в том, что на занятиях кёкусинкай  вводится постепенное увеличение нагрузки, широко используются акробатические элементы и упражнения для укрепления мышц спины, отвечающих за осанку ребенка. Спустя два года постоянных занятий  в секции признаки сутулости исчезли. Дети стали более  выносливыми, и их иммунная система стала  намного лучше противостоять вирусам и инфекциям, т.к. занятия каратэ закаляют детей и укрепляют их иммунитет, потому что все занятия в спортивном зале проводится только босиком. Поначалу родители, опасаясь за здоровье своего малыша, оставляют его в носочках, но, спустя некоторое время, все их опасения улетучиваются. Результат - дети реже болеют.

     Нехватка солнца в условиях Крайнего Севера приводит к недостаточной выработке витамина "Д", что также  негативно сказывается на  развитии костно-суставной системы детского организма. Поэтому в  Салехарде на занятиях каратэ  стал использовать силовые упражнения, упражнения на гибкость позвоночника, растяжки мышц и высокой подвижности суставов, которые позволяют укрепить мышечную и опорно-двигательную системы, что препятствует развитию различных нарушений в позвоночнике, и даже, корригирует уже имеющиеся небольшие отклонения. Также после статической нагрузки (прыжки, бег, перенос тяжестей) в конце каждого занятия  обязательно ввожу комплекс упражнений на расслабление поясничного отдела позвоночника.

     Физиологи и клиницисты давно заметили, что хроническое ограничение мышечной активности сопровождается снижением экономичности деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, расстройствами пищеварительной функции, ухудшением приспосабливаемости к мышечной работе, гипоксии, изменениям температуры окружающей среды, снижением устойчивости к болезнетворным агентам и т. д.

     Функциональные нарушения, обусловленные снижением повседневного уровня мышечной деятельности, представляют собой болезненное физическое состояние, которое иногда называют гипокинетическим синдромом. Для этого болезненного состояния характерны повышение нервно-мышечного напряжения в покое, абсолютное и относительное увеличение массы тела, учащение сердечного ритма, уменьшение силы и растяжимости мышц, снижение жизненной емкости легких, работоспособности, раннее старение и увядание организма.

     Ведущее клиническое проявление гиподинамического синдрома — ухудшение состояния сердечно-сосудистой системы. Установлено, что у физически малодеятельных людей (в том числе  в детском и подростковом возрасте) частота сердечных сокращений в среднем на 20% выше, чем у людей, физически активных. Подсчитано, что при учащении сердечного ритма на 10 в минуту, сердце совершает в течение суток приблизительно 14 000 «лишних» сокращений. При учащенном сердцебиении ухудшается кровоснабжение самой сердечной мышцы. У физически тренированных людей более экономна реакция сердца на дозированную физическую нагрузку, скорее восстанавливаются показатели сердечной деятельности до исходных величин после ее прекращения. Увеличение функционального резерва тренированного сердца проявляется уменьшением мощности сердечного сокращения в покое при значительном и быстром ее увеличении при физической нагрузке. Поэтому сердце хорошо тренированного человека работает приблизительно на 20% экономнее в покое и на 80% эффективнее при выполнении максимальных нагрузок, чем сердце человека нетренированного.

      Двигательная активность важна для предупреждения атрофии мышц. Установлено, что интенсивная нагрузка, чередующаяся с продолжительным отдыхом, вызывает улучшение состояния мышц, и нервных клеток, регулирующих их работу. Нередко при этом в мышечных волокнах даже возникают новые нервные окончания.

     В работах ряда авторов показано, что тонус вегетативной нервной системы поддерживается сигналами, возникающими в работающих мышцах. Мышечная деятельность оказывает через вегетативную нервную систему стимулирующее влияние на многие внутренние органы. Она является лучшим и наиболее физиологичным способом снятия эмоционального перенапряжения, стресса, умственной усталости.

    В Салехарде, как и в других городах, расположенных в высоких широтах, негативное действие на состояние организма оказывает сокращение светового дня. Состояние организма человека, вызванное действием экологических факторов Крайнего Севера, получило название «синдром полярного напряжения» или просто «полярный синдром». Полярная ночь, как правило, вызывает у детей  чувство необоснованной тревоги и напряжения, депрессию, сонливость, отсутствие традиционного чувства бодрости по утрам. Выяснилось, что в этот период часто возникают депрессии, Нехватка света, кислорода, сильные морозы плюс большая нагрузка в школе – все вместе приводит к тому, что психологическое здоровье детей находится под постоянной угрозой. В результате изучения и анализа научно-педагогической литературы было выяснено, что психологическое здоровье детей зависит в первую очередь от психологической гигиены, что в свою очередь предусматривает формирование и совершенствование положительных психологических качеств, таких как стрессоустойчивость, храбрость и т.д.

       Единоборства в этом отношение, как вид физической культуры уникальны. Ни в каких других видах спорта, так ярко и целенаправленно не воспитываются  умения преодоления эмоционального напряжения – основных причин депрессии. Не случайно, в Японии – стране, лидирующей в сфере инновационных технологий (в том числе и в педагогике), такие виды единоборств, как дзю-до и каратэ ведено в учебную программу общеобразовательных школ и ВУЗов.

      В социально-воспитательном аспекте каратэ – это воспитание необходимых в жизни качеств: трудолюбие, дисциплинированность, требовательность, настойчивость, энергичность, обязательность, самодисциплина, ответственность, самостоятельность, уверенность в собственные силы, целеустремлённость, устойчивость к психофизиологическим напряжениям, умение контролировать себя в экстремальных ситуациях, выдержка. Занятия каратэ меняют социальное поведение человека. Манера общения с окружающими позволяет говорить о том, что молодой человек становится добрее, отзывчивее, честнее, обостряются чувство справедливости, заботливости. В общении с товарищами и родителями он становится более искренен. В манере поведения появляется больше жизнерадостности. Возникает здоровый оптимизм. Вместе с тем он становится более терпеливым и серьёзным.

     Каратэ учит детей в любой ситуации управлять своими чувствами, разумно устранять опасность, так как состояние нервной системы оказывает одно из ведущих влияний на организм человека.

Особенно полезно заниматься данным видом единоборств с детства, потому что, когда организм еще молод, общефизическое развитие происходит легче, быстрее, и становится заделом на всю последующую жизнь. На занятиях каратэ детям прививается привычка к здоровому образу жизни и стремление к достижению спортивных результатов. Молодой спортсмен не станет курить, употреблять алкоголь или наркотики, так как это помешает ему добиваться необходимых результатов. Стремление самоутвердиться будет реализовываться через спорт, а не вредные привычки. То есть дети, занимающиеся каратэ, получают и психологическую закалку: прививается уважение к тренеру (сенсею) и старшим, дети общаются с ровесниками, учатся преодолевать неудачи, адекватно реагировать на успехи. Это, безусловно, помогает им в жизни. Уникальность педагогической направленности кёкусинкай каратэ в том и заключается, что физическая, нравственная и интеллектуальная составляющие воспитанника должны формироваться одновременно и в равной степени.

     Организм человека очень рационально вырабатывает и расходует энергию, необходимую для различных, видов мышечной работы. Так, при кратковременных, но интенсивных мышечных нагрузках энергия получается за счет окисления углеводов, при длительных мышечных напряжениях – за счет сгорания жиров. Переключение обменных процессов на окисление жиров связано с истощением резерва углеводов, которое наблюдается уже через 10—20 мин после начала, интенсивной мышечной работы. Установлено, что длительная напряженная работа может привести к снижению вдвое уровня сахара в крови по сравнению с нормой. У спортсменов подобного снижения не отмечается, так как энергетика их мышц почти исключительно обеспечивается за счет сгорания жиров, давая приблизительно 80% необходимой энергии. Физическая работа приводит к окислению жиров организма, тормозит развитие атеросклероза, активизирует функцию щитовидной железы, повышает скорость окислительных процессов.              Мышечная активность является мощным источником стимулирующего влияния на все физиологические системы организма человека, в результате чего замедляется развитие возрастных изменений. В каратэ для развития основных групп мышц  детей выполняется базовая техника (кихон) и формальные упражнения (ката). Также для укрепления мышц вводятся общефизические упражнения, например:

- отжим от пола на кулаках (выполняется как по количеству, так и по времени);

- подъем туловища (включает в себя различные варианты);

- приседания с ударами ног и т.п.

    Мышечная деятельность активизирует деятельность дыхательной системы. Известно, что интенсивность окислительных процессов повышается при ходьбе и вообще физических усилиях.  Потребление кислорода тканями особенно, возрастает у физически тренированных людей, в связи с тем, что у них во время работы раскрывается большее число «резервных» капилляров, чем у нетренированных лиц.

         Чтобы эффективней решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей для решения проблем, связанных с гипоксией, а также повышения спортивной выносливости при физических нагрузках, в программу обучения молодых каратэистов включаются специальные дыхательные упражнения, способствующие улучшению лёгочной вентиляции.  Например, дыхание «Ногарэ»:

-1 вариант -  спокойное дыхание,  вдох выполняется в течении 4 сек. с подтяжкой рук под грудь через нос, выдох  выполняется через рот без звука с опусканием рук вдоль тела  в течении 4 сек. после нагрузки.

- 2 вариант – вдох выполняется очень быстро через нос, с одновременной подтяжкой рук под грудь, производится задержка дыхания на 2-3 сек., затем выдох через рот с разведением рук в стороны в течении 4 сек.

Или силовое дыхание – «Ибуки», выполняется вдох на 4 сек. через нос, а выдох - силовым выдохом со свойственным звуком, с напряжением мышц брюшной полости  и с подбивом таза (так называемое брюшное дыхание).

     Таким образом, в каратэ очень много различных дыхательных упражнений. Весь этот комплекс дыхательной гимнастики является обязательным для выполнения и входит в квалификационные требования.

        Как и во всех спортивных дисциплинах, занятия по кёкусинкай каратэ строятся с учетом недельного и годичного цикла подготовки.

      Недельное расписание занятий по кёкусинкай каратэ для учащихся, проживающих на Крайнем Севере составляет 9 часов в неделю. Объем двигательной активности в недельном цикле у учащихся представлен в табл. 1.

      При планировании годичного цикла учитывалось то, что динамика функционального состояния организма учащихся, проживающих на Крайнем Севере, имеет выраженный сезонный характер. Наиболее яркие проявления сезонной зависимости наблюдаются в период сезонных переходов с осени на зиму (последняя неделя октября - первая неделя ноября) и с зимы на весну (последняя неделя апреля - первая неделя мая) в сравнении с различными сезонами года (осень, зима, весна).

      В период сезонных переходов практически у всех детей наблюдаются вялость, бледность, замедленные реакции или немотивированная раздражительность, головные боли, головокружение, тошнота, отмечены колебания АД, повышение ЧСС, сокращается время произвольной задержки дыхания в гипоксических пробах, отмечается нарушение сна, снижается аппетит, обостряются симптомы хронических заболеваний.

Это говорит о том, что в период сезонных переходов у детей  наблюдается срыв механизмов регуляции на вегетативном уровне. Следовательно, изучение адаптации организма ребенка и планирование тренировочного процесса в условиях высоких широт невозможно без учета сезонной зависимости.

     На основании результатов исследования нагрузка в годичном цикле в учебной программе планировалась с учетом сезонно-климатических особенностей Крайнего Севера. Это позволяет учащимся благополучно преодолеть сезонный спад физического состояния, обусловленный метеофакторами.

     Годичный цикл условно разделен на три периода: подготовительный, основной соревновательный и межсезонный.

1. Подготовительный период (сентябрь - октябрь) учитывает период адаптации организма детей после летнего отдыха и включает сезонный переход с осени на зиму. Наблюдение за состоянием здоровья учащихся в ходе предварительного эксперимента показали, что адаптация организма детей к условиям Крайнего Севера после пребывания в средних широтах (в период летнего отдыха) осуществляется очень медленно - до 2 месяцев. Для более уверенного и безопасного вхождения ребенка в новый спортивный сезон, в подготовительный период на занятиях каратэ считается важным введение элементов подвижных игр, комплексных эстафет.

     Задачи периода: постепенная подготовка кардиореспираторной системы и всего организма к выполнению физической нагрузки; обучение технике различных по структуре циклических упражнений; развитие качеств общей выносливости, гибкости, силы, координации движений.

2. Основной соревновательный период (ноябрь - май) включает сезонный переход с зимы на весну. В этот период отмечается относительная стабилизация показателей кардиореспираторной системы на воздействие метеофакторов. Целью периода является постепенный переход от щадящего режима занятий к тренировочному. Еще одной особенностью данного периода является сохранение непрерывности занятий. Тренировочный процесс, по-возможности, проводится во время актированных дней, что позволяет сохранить достигнутый уровень физической подготовленности у детей.

Задачи периода: повышение уровня функциональной и физической подготовленности; совершенствование техники циклических упражнений; целенаправленное совершенствование качеств общей выносливости, гибкости, силы, координации движений.

3. Межсезонный период (июнь - август) включает период летних каникул, предусматривает выезд на летние сборы, во время которого каратэисты повышают уровень спортивного мастерства, обмениваются опытом с ребятами из других регионов России. Время вне лагеря отведено для самостоятельного выполнения домашних заданий тренера под контролем родителей.

    Задачи периода: сохранение достигнутого уровня функциональной и физической подготовленности детей до начала нового учебного года.

    Следует отметить, что текущий контроль за переносимостью физических нагрузок осуществляться с учетом состояния организма ребенка в условиях относительного покоя и при выполнении нагрузок.

     Оценка уровня физической подготовленности каратэистов осуществляется в соответствии с нормативами, принятыми в ДЮСШ г.Салехард в качестве контрольно-переводного тестирования. Тестирование проводится 2 раза в год: в середине сентября и в конце мая. В результате проведения тестирования групп начальной подготовки ГНП 3-го года обучения  и ГНП 2-го года обучения, была выявлена положительная динамика показателей общефизического развития. Коэффициент общефизической подготовки (ОФП) представляет собой сумму баллов, набираемых учащимся в результате выполнения определенных общефизкультурных упражнений (отжимание, подтягивание, прыжки в длину). В приложении 2 дана динамика показателей общефизического развития  каратэистов ГНП 3-го года обучения в начале и конце года (за 2012-2013 уч.год). По графику несложно определить, что в процессе занятий в течении года у детей, регулярно посещающих занятия наблюдается тенденция увеличения показателей ОФП, а следовательно происходит общефизическое укрепление  организма. Такая же динамика, но менее выраженная у ГНП 2-го года обучения (сравнение показаний начала года по январь 2014г.).

   СФП - специальные физические показатели, представляют сумму баллов, набираемых учащимися в процессе выполнения специальных упражнений (шпагат, наклоны, кондиция

хиза-гери  + маэ-гери). В приложении 3 дана динамика СФП в начале и конце года   у ГНП 3-го года обучения (за 2012-2013 уч. год) и ГНП 2-го года обучения (начало 2013-январь 2014г.) По графику видно, что динамика показателей СФП проходит намного медленнее и более дифференцирована, по сравнению с ОФП.

    Система контрольно-переводного тестирования позволяет отслеживать спортивное и общефизическое развитие детей, подбирать с учетом индивидуальных показаний учащихся физическую нагрузку, позволяет нацеливать каратэистов на улучшение спортивного результата.

   В будущей педагогической деятельности планируется дальнейший учет показателей общефизического и специального развития каратэистов, изучение влияния кёкусинкай каратэ на динамику этих показателей у учащихся в условиях Крайнего Севера и сравнение этих показателей со средней полосой России.

     

Заключение

    На состояние  здоровья детей в г. Салехард огромное влияние оказывают негативные факторы Крайнего Севера, такие как воздействие низких температур, длительное световое голодание, резкие перепады атмосферного давления, изменения парциального давления кислорода, магнитные бури и т.д. Эти стресс-факторы вызывают такие проблемы, как гипоксия, гиподинамия, признаками которых являются ухудшение самочувствия ребенка, снижение умственной и физической работоспособности, отставание в физическом развитии.

  В данном проекте произведён анализ особенностей физического развития детей на Севере,  сезонной зависимости физического состояния детского организма. На основе этого анализа, а также имеющегося опыта, для улучшения общего физического состояния учащихся, были предложены дополнительные занятия кёкусинкай каратэ в качестве  спортивной подготовки детей в условиях Крайнего Севера.

     Комплекс специальных дыхательных упражнений, используемый на занятиях, а также упражнения на  развитие дыхательной мускулатуры способствует увеличению вентиляции легких и помогает решить проблемы, связанные с гипоксией.

       Регулярные и грамотно дозированные физические нагрузки, ввод элементов подвижных игр на занятиях кёкусинкай каратэ способствуют двигательной активности ребят, укрепляют мышцы, приводят к общему укреплению организма.

        Также занятия каратэ направлены на воспитание преодоления эмоционального напряжения и страхов, выработке положительных психологических качеств, стрессоустойчивости, храбрости. Т.е. каратэисты без проблем справятся  с депрессией, вызванной уменьшением светового дня в  долгую полярную ночь.

      Занятия каратэ проводятся босиком, а это дает дополнительный массаж стоп, путем воздействия на важные рефлекторные точки, а также закаливает детский организм, способствуя росту сопротивляемости инфекциям.

       Как и во всех спортивных дисциплинах, занятия по кёкусинкай каратэ строятся с учетом недельного (табл.1.прил.1) и годичного цикла подготовки.   При планировании годичного цикла учитывалась зависимость  динамики функционального состояния организма учащихся от сезонно-климатических особенностей Крайнего Севера. В результате было выделено три цикла: подготовительный, основной соревновательный и межсезонный, каждый из которых имеет свои задачи.

            Таким образом, использование комплексной программы занятий кёкусинкай каратэ в ДЮСШ г. Салехард для физического воспитания детей  вносит реальный вклад в восстановление нарушенных функций организма (или их компенсацию); позволяет сократить заболевания; создать условия для поддержания высокого функционального уровня организма при непрерывном воздействии отрицательных факторов Крайнего Севера (табл.2 прил.2, табл.3 прил.3), создавая прочную основу социальной адаптации ребенка в обществе.

Литература

1. Береснев С.И. Возрастные особенности соотношения показателей кровообращения у детей Севера с параметрами физического развития / Физическое воспитание и спортивная медицина на Севере //Тез. докл. XI науч.-метод. конф. /Под ред. П.В. Воронцова, А.В. Грибанова. Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. - 111 с.

2. Волков В.М. Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста // Спортивная физиология. М., 1986, с. 192-218.

3. Грибанов А.В., Береснев С.И. Возрастные особенности центральной гемодинамики у школьников Европейского Севера // Север. Дети. Школа /Сб. науч. тр./Под ред. А.В. Грибанова. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1994, вып. 1. - 174 с.

4. Гудков А.Б., Теддер Ю.Р., Кононюк Н.Н. Некоторые показатели функции аппарата дыхания школьников на Севере / Физическое воспитание и спортивная медицина на Севере //Тез. докл. XI науч.-метод. конф. /Под ред. П.В. Воронцова, А.В. Грибанова. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. - 111с.

5. Лебедева О.П. Адаптация сердечно-сосудистой и дыхательной систем у подростков 13-14 лет на Крайнем Севере в различные сезоны года // Здравоохранение Ямала. 2001, № 2 (7), с. 11 - 14.

6. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Программа общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание учащихся 1 - 11-х классов с направленным развитием двигательных способностей. - М.: Просвещение, 1993. - 64 с.

7. Марачев А.Г. Морфофункциональные основы адаптации и патологии легких, сердца и красной крови человека в условиях Крайнего Севера: Автореф. докт. дис. М., 1980. - 60 с.

8. Маряшин Ю. Современное каратэ / Ю. Маряшин // Концептуальные вопросы. – М. : АСТ, 2002. – 186 с.

9. Нишияма Х. Каратэ : [учебное пособие] / Х. Нишияма, Р. Браун ; [пер. с англ. А. Алекс]. – Х.: Рубикон, 1994 . – 240 с.

10. Поликарпов Л.С. Физиологические и клинические аспекты адаптации системы кровообращения и дыхания на Крайнем Севере. Новосибирск, 1981.- 198 с.

11. Черемхин, К. Принципы рациональных занятий каратэ / К. Черемхин // Боевое искусство планеты. - 2003. - № 4. - С. 12-15.

12. Йорга И. Фудокан каратэ. Мой путь [текст] / И. Йорга. – Севастополь: НПЦ «ЭКОСИ-Гидрофизика», 2009. – 128 с.


Приложение 1

Таблица 1. Расписание занятий группы ГНП МКОУ ДОД «ДЮСШ»

Вид спорта/

ФИО тренера

Группа /уч. нагрузка

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

СБ

ВС

Кёкусинкай каратэ Анисимов Ф.В.

ГНП 2 года обучения

(9 часов)

10.00-11.30

10.00-11.30

10.00-11.30

10.00-11.30

10.00-10.45

ГНП 3 года обучения

(9 часов)

16.30-18.00

14.00-.16.30

16.30-18.00

16.30-18.00


Приложение 2

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок "На крайнем севере"

Интегрированный урок для 4 класса "На крайнем севере" помогает закрепить учащимся представления об особенностяхприроды  Крайнего Севера.       МБОУ СОШ «Средняя общеобра...

Презентация к уроку окружающего мира "Народы крайнего севера"

Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс....

"Использование национально-регионального компонента на уроках технологии в условиях Крайнего Севера"

Национально-региональный компонент стандарта спосотствует свободному развитию личности на основе сочетания национальной самобытности и общечеловеческих ценностей....

Использование Кёкусинкай каратэ для преодоления влияния негативных факторов Крайнего Севера на здоровье детей

Организация процесса спортивной подготовки детей  на Крайнем Севере требует иного подхода, чем в средней полосе. Изучение особенностей физического развития, физической подготовленности, региональ...

П Р О Е К Т по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Тропинка в природу Севера»

Мой проект долгосрочный познавательно-исследовательский. Название проекта:«Тропинка в природу Севера».Участники проекта: Педагоги, воспитанники, родители.Девиз проекта: Самое лучшее открытие...

Методическая разработка по теме «Национальные виды спорта». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта.

Формирование физической культуры личности в процессе овладения основами национальных видов спорта, способных удовлетворить потребности в укреплении здоровья, ведение здорового образа жизни, содействие...

Выступление и презентация в Временной творческой группе "Культура здорового школьника" на тему "Развитие детей на крайнем севере"

Выступление и презентация в Временной творческой группе "Культура здорового школьника" на тему "Развитие детей на крайнем севере"....