интегрированный урок "На крайнем севере"
методическая разработка (4 класс) по теме

Интегрированный урок для 4 класса "На крайнем севере" помогает закрепить учащимся представления об особенностяхприроды  Крайнего Севера.

 

 

 

МБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа

№ 36 г. Владимира».


 

 


 


 

интегрированный  урок тема: « на крайнем севере»

Подготовила и провела:

учитель высшейкатегории

Тархова А. В.

                             Владимир   2010


 

ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Помочь ребенку мысленно побывать на крайнем Севере, чеpeз активизацию знаний уточнить его представление о климате, растительном мире, населении крайнего севера

 2.Дать возможность детям эмоционально зарядиться, используя   логические и образные способы работы с информацией.

 

ЗАДАЧИ:

1. Закрепить представления учащихся о природных особенностях         Крайнего Севера.

2. Совершенствовать навык правильного осознанного чтения. 

3. Закреплять вычислительные навыки.       

4. Закреплять знания английского языка.

5. Развивать воображение, внимание, память, мышление.      

6. Формировать пространственные и временные представления.

7. Развивать кругозор, любознательность, творчество.

 

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ:Карта, глобус, панорама Крайнего Севера, сделанная руками детей, имитация северного сияния.

 


 

I. Однажды на территории пол-ва Таймыр путешественники нашли бивень

Мамонта.

   - Покажите на карте, пол-в Таймыр.

   - Относительно нашего города где находится полуостров?

   - Что для нас является Севером?

   - Бивень торчал из земли и люди долго трудились прежде, чем вытащили его из вечной мерзлоты. Когда им это удалось, они были очень удивлены. Бивень весь был расписан загадочными рисунками. Этим заинтересовались ученые многих стран.
- Давайте и мы с вами попробуем разгадать  тайну этих рисунков, побывав мысленно на Севере.                                            

II. Итак, мы с вами на пол-ве Таймыр, Посмотрите внимательно на бивень, Что вас заинтересовало. (8 месяцев длится полярная ночь (зима)).

- Как вы думаете почему одна сторона черна, другая белая.

- Подумайте, посоветуйтесь, какие у вас догадки?

- Как вы себе это представляете?  

- А полярный день в 2 раза короче.

-Сколько длится полярный день?       

-Как понимается полярный день? (солнце не заходит пол. день (лето))

- Как вы думаете, что это? На черной стороне бивня северное сияние.

- Что такое северное сияние (Словарь: северное сияние – меняющие свечение отдельных участков ночного неба)

- Мы сейчас понаблюдаем это явление.

- С чем его можно сравнить (с цветиком).

- Это прекрасное, удивительное явление можно наблюдать только на севере. 

- Как вы думаете, почему в нашей местности мы не можем наблюдать этого
явления?. 

- Постарайтесь это выяснить вместе с родителями.

III. Ребята какая у нас среднемесячная температура (-20°).

- A на Севере в 3 раза ниже.

- Какова температура на Севере?  (-60°)

- Это холодно или очень холодно?

- Почему на Севере, вечная мерзлота? (почва содержит в себе лед, который не тает, даже летом)

- Как вы это понимаете?

- Ребята, а ведь мыс вами говорили, что на Севере бывает полярный
день, тогда солнце светит 4 месяца. Почему оно не может растопить лед?


 

(солнце стоит низко над горизонтом и его лучи лишь касаются повер­хности земли не согревая ее).
- От зимней стужи мерзлота трескается и получается удивительный рисунок.
- Продолжите и вы рисунки вечной мерзлоты (чертят симметрично на бумаге в клетку).


 

image

 

 


 

IV. Физминутка.

Метель под музыку, падают, кружатся снежинки.

V. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

  • Почему березку назвали карликовая? (маленькая).
  • А почему она маленькая?

ТЕКСТ: В тундре мерзлота начинается очень близко от поверхности: стоит копнуть 2 раза и лопата уже скрежещет об лед. Поэтому настоящие деревья в тундре не растут. Их просто некуда девать корни. Мерзлота не пускает. Стройная береза превратилась здесь в ползучий кустарник. Стелится кар­ликовая береза по земле, за ноги цепляется. Одни только листики у нее похожи на березовые,

-  Так почему стройная русская березка превратилась в тундре в ползучий кустарник?  (Ответы детей) 

  I гр. сущ. жен. р. (2)

  II гр. сущ. муж. р. (2)

  Ш гр.- сущ. жен. и муж. р (2)

 

VI. А сейчас послушайте сказку народов Севера. Чтение по ролям:

  • В чем живут оленеводы?
  • В яранге.
  • Чем покрыта яранга?
  • Оленьей шкурой.
  • Из чего сделаны стропила?
  • Из оленьих ножных костей.
  • Из чего перекладины?
  • Из оленьих ребер.
  • На чем сидят оленеводы?
  • На подушках из оленьей шерсти.
  • Что они едят?
  • Оленье мясо.
  • Чем еще выгодно это животное? (спят на снегу, пищу добывают сами).
  • Почему олени не боятся холодного ветра? (шерсть  ).
    • Как отставшие олени находят свое стадо? ( по хрусту сухожилий о кости)


 

VII.  Физминутка.

У оленя дом большой

Он глядит в свое окно

Заяц по лесу бежит

В дверь к нему стучится

Тук-тук-тук

Олень открой

Там в лесу охотник злой

Заяц, заяц забегай                                                                              

Лапку подавай.

    VIII. Какие национальности живут на Севере?

ненцы - немцы, якуты - японцы, коряки- корейцы, эскимосы-эстонцы, чукчи-чехи.

     - Выберите народов севера.

    IX.          Входит шаман.

Я к вам прибыл с п-ва Ямал. Хочу рассказать о своей беде. Злая кол­дунья украла у меня одну вещь, разбила ее на части и разбросала по всему свету. Без этой вещи у нас охота не бывает удачной, рыба не ло­вится, плохо живется нашим северным племенам. Злая колдунья вернет эту вещь если вы узнаете, что это такое. Дети решают примеры.

  -   Получается слово талисман.

  • А вот и конверт с талисманом.  Но злая колдунья разделила его на части
  • Помогите мне собрать его.  Это животное, без которого на севере трудно обойтись (Танграм (собирают животных севера (белый медведь, полярная сова….).

                                               Собрали

  • Молодцы, теперь мне нужно возвращаться к своему племени, но я не могу этого сделать,  пока вы не отгадаете этот кроссворд

по горизонтали:

1. жилище, где живут оленеводы (яранга);

2. корякская мужская шапка (малахай);

3. обувь из шкуры оленя (торбаса).    

по вертикали:

1. Теплая верхняя одежда  (парки);

2. сумка из бересты (патакуй).

  • Спасибо ребята, теперь я могу возвратиться.
  • Ребята, мы с вами отгадали загадочные рисунки бивня, помогли шама­ну. Молодцы.

- Северные народы украшают свои парки, торбаса, малахаи разными орна­ментами, и мы сейчас с вами попробуем украсить парку.

 По шаблону вырезают северный орнамент, украшают свою одежду.

-  Ребята, интересными были наши исследования?

  • А теперь нам пора возвращаться домой.                                 
  • Нам предстоит еще много разных путешествий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon integrirovannyy_urok.zip832.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа

№ 36 г. Владимира».

 

интегрированный  урок тема: « на крайнем севере»

Подготовила и провела:

учитель высшей категории

Тархова А. В.

                             Владимир   2010


ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Помочь ребенку мысленно побывать на крайнем Севере, чеpeз активизацию знаний уточнить его представление о климате, растительном мире, населении крайнего севера

 2.Дать возможность детям эмоционально зарядиться, используя   логические и образные способы работы с информацией.

ЗАДАЧИ:

1. Закрепить представления учащихся о природных особенностях         Крайнего Севера.

2. Совершенствовать навык правильного осознанного чтения.  

3. Закреплять вычислительные навыки.        

4. Закреплять знания английского языка.

5. Развивать воображение, внимание, память, мышление.      

6. Формировать пространственные и временные представления.

7. Развивать кругозор, любознательность, творчество.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карта, глобус, панорама Крайнего Севера, сделанная руками детей, имитация северного сияния.


I. Однажды на территории пол-ва Таймыр путешественники нашли бивень

Мамонта.

   - Покажите на карте, пол-в Таймыр.

   - Относительно нашего города где находится полуостров?

   - Что для нас является Севером?

   - Бивень торчал из земли и люди долго трудились прежде, чем вытащили его из вечной мерзлоты. Когда им это удалось, они были очень удивлены. Бивень весь был расписан загадочными рисунками. Этим заинтересовались ученые многих стран.
- Давайте и мы с вами попробуем разгадать  тайну этих рисунков, побывав мысленно на Севере.        

II. Итак, мы с вами на пол-ве Таймыр, Посмотрите внимательно на бивень, Что вас заинтересовало. (8 месяцев длится полярная ночь (зима)).

- Как вы думаете почему одна сторона черна, другая белая.

- Подумайте, посоветуйтесь, какие у вас догадки?

- Как вы себе это представляете?  

- А полярный день в 2 раза короче.

-Сколько длится полярный день?        

-Как понимается полярный день? (солнце не заходит пол. день (лето))

- Как вы думаете, что это? На черной стороне бивня северное сияние.

- Что такое северное сияние (Словарь: северное сияние – меняющие свечение отдельных участков ночного неба)

- Мы сейчас понаблюдаем это явление.

- С чем его можно сравнить (с цветиком).

- Это прекрасное, удивительное явление можно наблюдать только на севере.  

- Как вы думаете, почему в нашей местности мы не можем наблюдать этого
явления?.  

- Постарайтесь это выяснить вместе с родителями.

III. Ребята какая у нас среднемесячная температура (-20°).

- A на Севере в 3 раза ниже.

- Какова температура на Севере?  (-60°)

- Это холодно или очень холодно?

- Почему на Севере, вечная мерзлота? (почва содержит в себе лед, который не тает, даже летом)

- Как вы это понимаете?

- Ребята, а ведь мыс вами говорили, что на Севере бывает полярный
день, тогда солнце светит 4 месяца. Почему оно не может растопить лед?


(солнце стоит низко над горизонтом и его лучи лишь касаются повер хности земли не согревая ее).
- От зимней стужи мерзлота трескается и получается удивительный рисунок.
- Продолжите и вы рисунки вечной мерзлоты (чертят симметрично на бумаге в клетку).

IV. Физминутка.

Метель под музыку, падают, кружатся снежинки.

V. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

  • Почему березку назвали карликовая? (маленькая).
  • А почему она маленькая?

ТЕКСТ: В тундре мерзлота начинается очень близко от поверхности: стоит копнуть 2 раза и лопата уже скрежещет об лед. Поэтому настоящие деревья в тундре не растут. Их просто некуда девать корни. Мерзлота не пускает. Стройная береза превратилась здесь в ползучий кустарник. Стелится кар ликовая береза по земле, за ноги цепляется. Одни только листики у нее похожи на березовые,

-        Так почему стройная русская березка превратилась в тундре в ползучий кустарник?  (Ответы детей)  

  I гр. сущ. жен. р. (2)

  II гр. сущ. муж. р. (2)

  Ш гр.- сущ. жен. и муж. р (2)

VI. А сейчас послушайте сказку народов Севера. Чтение по ролям:

  • В чем живут оленеводы?
  • В яранге.
  • Чем покрыта яранга?
  • Оленьей шкурой.
  • Из чего сделаны стропила?
  • Из оленьих ножных костей.
  • Из чего перекладины?
  • Из оленьих ребер.
  • На чем сидят оленеводы?
  • На подушках из оленьей шерсти.
  • Что они едят?
  • Оленье мясо.
  • Чем еще выгодно это животное? (спят на снегу, пищу добывают сами).
  • Почему олени не боятся холодного ветра? (шерсть  ).
  • Как отставшие олени находят свое стадо? ( по хрусту сухожилий о кости)


VII.  Физминутка.

У оленя дом большой

Он глядит в свое окно

Заяц по лесу бежит

В дверь к нему стучится

Тук-тук-тук

Олень открой

Там в лесу охотник злой

Заяц, заяц забегай                 

Лапку подавай.

    VIII. Какие национальности живут на Севере?

ненцы - немцы, якуты - японцы, коряки- корейцы, эскимосы-эстонцы, чукчи-чехи.

     - Выберите народов севера.

    IX.        Входит шаман.

Я к вам прибыл с п-ва Ямал. Хочу рассказать о своей беде. Злая кол дунья украла у меня одну вещь, разбила ее на части и разбросала по всему свету. Без этой вещи у нас охота не бывает удачной, рыба не ло вится, плохо живется нашим северным племенам. Злая колдунья вернет эту вещь если вы узнаете, что это такое. Дети решают примеры.

  -   Получается слово талисман.

  • А вот и конверт с талисманом.  Но злая колдунья разделила его на части
  • Помогите мне собрать его.  Это животное, без которого на севере трудно обойтись (Танграм (собирают животных севера (белый медведь, полярная сова….).

                                               Собрали

  • Молодцы, теперь мне нужно возвращаться к своему племени, но я не могу этого сделать,  пока вы не отгадаете этот кроссворд

по горизонтали:

1. жилище, где живут оленеводы (яранга);

2. корякская мужская шапка (малахай);

3. обувь из шкуры оленя (торбаса).    

по вертикали:

1. Теплая верхняя одежда  (парки);

2. сумка из бересты (патакуй).

  • Спасибо ребята, теперь я могу возвратиться.
  • Ребята, мы с вами отгадали загадочные рисунки бивня, помогли шама ну. Молодцы.

- Северные народы украшают свои парки, торбаса, малахаи разными орна ментами, и мы сейчас с вами попробуем украсить парку.

 По шаблону вырезают северный орнамент, украшают свою одежду.

-  Ребята, интересными были наши исследования?

  • А теперь нам пора возвращаться домой.        
  • Нам предстоит еще много разных путешествий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Народы крайнего севера"

Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс....

"Использование национально-регионального компонента на уроках технологии в условиях Крайнего Севера"

Национально-региональный компонент стандарта спосотствует свободному развитию личности на основе сочетания национальной самобытности и общечеловеческих ценностей....

Беседа ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ. Первопроходцы Крайнего Севера.

Цель беседы: расширить и углубить знания детей об истории родного края; воспитывать любовь к своей земле, пробуждать желание больше узнать об истории родного края, культуре и быте народностей Севера....

Презентация к беседе "История нашего края. Первопроходцы Крайнего Севера".

В презентации представлены портреты С. Дежнева и В. Беринга, изображения судов, на которых  мореплаватели исследовали Север, карты  морского пути....

Изучение символов в орнаментах народов Крайнего Севера

Проект, выполненный совместно с детьми....

Использование Кёкусинкай каратэ для преодоления влияния негативных факторов Крайнего Севера на здоровье детей

Организация процесса спортивной подготовки детей  на Крайнем Севере требует иного подхода, чем в средней полосе. Изучение особенностей физического развития, физической подготовленности, региональ...

П Р О Е К Т по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Тропинка в природу Севера»

Мой проект долгосрочный познавательно-исследовательский. Название проекта:«Тропинка в природу Севера».Участники проекта: Педагоги, воспитанники, родители.Девиз проекта: Самое лучшее открытие...