"Использование национально-регионального компонента на уроках технологии в условиях Крайнего Севера"
методическая разработка по технологии по теме

Слепцова Любовь Валерьевна

Национально-региональный компонент стандарта спосотствует свободному развитию личности на основе сочетания национальной самобытности и общечеловеческих ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_nacionalno.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Казачинская СОШ»

Усть-Янского улуса РС (Якутия)

Использование национально-регионального компонента

на уроках технологии в условиях Крайнего Севера

(из опыта работы)

        Составила: Слепцова Л.В.

                                                                                      учитель технологии

2008 год.

Использование национально – регионального компонента на уроках технологии в условиях Крайнего Севера

Национально-региональные компоненты стандартов способствуют  свободному развитию личности на основе сочетания национальной самобытности и общечеловеческих ценностей, бережному отношению к жизни и здоровью человека, воспитанию гражданственности и любви к Родине.

        Главной задачей национальных школ В.Г. Богораз считал такую организацию образования, которая не отрывала бы местных жителей от их привычной хозяйственной обстановки, от промысловой деятельности, а была бы строго согласована с местным укладом жизни, со спецификой охотничьего хозяйства и национальной культуры.

        Гармоничное развитие личности невозможно без этнического чувства, которое включает всякие многогранные понятия. Воспитание прекрасного, отношения к нему, желание творить красивое – сложные психологические качества личности. Основа формирования художественного видения мира закладывается с  самого раннего детства. Немало усилий тратят родители и педагоги, чтобы дети выросли добрыми, отзывчивыми, понимающими красоту жизни. Одним из эффективных средств трудового воспитания является  декоративно – прикладная деятельность. Хорошо, если это проводится системно и последовательно. Природные задатки формируются в навыки, навыки в способности, а способности превратятся в талант. На наших уроках ведется большая творческо – поисковая работа по прикладному мастерству. Часто сам материал подсказывает такие неожиданные варианты, что просто диву даешься, а дальше много вопросов: на какую основу поставить, на какой клей? С какими материалами выбранный дает лучшее сочетание? И так далее… Как музыкант из ограниченной гаммы звуков извлекает бесконечное разнообразие мелодий, так и наши мастера из немногих сочетаний цветов создают каждый раз новую работу с неожиданным декоративным эффектом и настроением. Причем мы используем местный материал: мех пушнины, оленя, ровдугу. Здесь в изобилии мех белого песца. А между тем это очень хороший материал для различных поделок. Его легко можно перекрасить в любой цвет. Обычно мех красят специальным красителем. Мы же используем в качестве красителя обыкновенный фломастер. Техника проста: вынимается ватка из фломастера, опускается в небольшое количество воды. Замачивается мех. Из этого материала можно составить очень много красивых вещей: панно, цветы, украшения и т.д.

                Если программой предусмотрено по два часа в неделю, то на национально – региональный компонент отводится 14 уроков в год. За год занятий ребенок может выполнить две – три выставочные работы. Помимо этого он занимается изготовлением сувениров и небольших подарочных работ для себя и для коллекции школы. При выборе темы дети исходят из своего жизненного опыта и представления об окружающем мире. Можно наблюдать, что чаще всего они обращаются к теме своего края, с удовольствием наряжают куклы в якутские национальные костюмы. Дети тундры (нашего края) обычно шьют для своих кукол теплые вещи из меха. Это объясняется тем, что здесь всегда холодно, даже летом. Как говорится «двенадцать месяцев зима, остальное лето».

        Несколько уроков с учетом возрастной психологии мы отводим изучению якутского орнамента и вышивки. Уроки систематизированы поэтапно, т.е. 5 –е классы – изучение элементов орнамента на геометрических формах, 6-е классы – для развития чувства композиции на силуэтах предметов декоративно-прикладной деятельности, 7-8 классы – по замыслу для развития творческого воображения. Практика показала, что такое поэтапное обучение обеспечивает рациональные способы усвоения орнамента для вышивки и отделки изделия. Репродуктивность обучения формирует у детей конкретный объем знаний. По каждому виду орнамента определен обязательный объем знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок к концу года в каждой возрастной группе. В итоге к моменту перехода в старшую ступень (10 – 11 кл.) учащаяся усваивает все основные виды декоративного национального шитья.

        Для проведения уроков труда большое значение имеют следующие условия:

  1. Наличие плана работы по расширению кругозора детей. Можно провести экскурсии, беседы, встречи с народными умельцами.
  2. Организация выставок в школе, микромузеи
  3. Класс должен иметь копилку изделий декоративно – прикладного искусства.
  4. Важно привлекать к работе родителей. Проводить совместные мероприятия: выставки, миниконкурсы, конференции.
  5. Обучение будет эффективным при взаимодействии с другими предметами: родной язык, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, ИЗО, национальной культурой (УСО).
  6. Необходимо приготовить хорошие учебные пособия, демонстрационные таблицы, раздаточные шаблоны, трафареты силуэтов предметов для использования по теме, художественные игрушки.
  7. Учитель заранее подбирает литературу, художественное слово, музыкальное сопровождение.
  8. Нельзя забывать основную задачу по декоративно – изобразительной деятельности. Это воспитание культуры и любви к Природе, Родине.

Таким образом, за период трудового обучения в начальной школе ученик овладевает несколькими видами прикладной деятельности – идет накопление практических навыков выразительного использования фактуры материалов, цвета, рисунка, объема, пространства в композиции. Так развивается художественный вкус, человек приобщается к искусству, а главное к творчеству.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование краеведческой компетенции младших школьников на примере использования национально-регионального компонента в начальной школе

              В настоящее время в образовательных учреждениях актуальна проблема обучения и воспитания на основе использования ...

Использование национально-регионального компонента на уроках в начальных классах

Представлен практический опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках в начальной школе...

П Р О Е К Т по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Тропинка в природу Севера»

Мой проект долгосрочный познавательно-исследовательский. Название проекта:«Тропинка в природу Севера».Участники проекта: Педагоги, воспитанники, родители.Девиз проекта: Самое лучшее открытие...

Использование национально-регионального компонента на уроках физической культуры.

В статье рассматриваются особенности народных игр адыгов, способствующие, развитию личностных качеств ребёнка: самостоятельности, активности, любознательности, физическому развитию....

Использование национально-регионального компонента на уроках литературного чтения

Систематическое, целенаправленное использование краеведческого материала на разных этапах обучения  помогает создать у обучающегося образ своего родного края, осознать неповторимость каждого угол...

3.2.урок русского языка с использованием национально-регионального компонента презентация

урок русского языка с использованием национально-регионального компонента презентация...