Использование национально-регионального компонента на уроках физической культуры.
статья

Мацева Мариета Казбековна

В статье рассматриваются особенности народных игр адыгов, способствующие, развитию личностных качеств ребёнка: самостоятельности, активности, любознательности, физическому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование национально - регионального компонента

на уроках физической культуры.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности народных игр адыгов,

   способствующие развитию личностных качеств ребёнка:

  самостоятельности, активности, любознательности,

 физическому развитию.

Ключевые слова: игра, народная игра, классификация игр,

ценность детских игр.

       Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Подвижные народные игры с древних времён были отражением культурно-бытового уклада жизни народа. У каждого народа есть свои национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием.

      Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач. С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, товарищество, другие нравственные черты человеческой личности.      Народные игры являются продуктом этнокультуры и выступают одним из эффективных педагогических средств воспитания подрастающего поколения. Так, в национальных играх отражаются образ жизни людей, их каждодневный быт, трудовая деятельность, национальные устои и традиции. В играх проявляются национальный дух народа, лучшие черты национального характера, представления о чести и благородстве, стремление к идеалам. Как и у всех народов, физическое воспитание адыгов возникло на основе трудовой деятельности. Этим объясняется наличие данных средств в системах физического воспитания любого народа, в том числе и адыгейского.

        Подбор игр должен быть осуществлён так, чтобы все мышечные группы развивались равномерно. Это возможно при использовании игр, основным содержанием которых являются естественные виды движений, такие как бег, ходьба, прыжки и т.д.

Ведущее значение имеют имитационные творческие или ролевые игры, разнообразные игры – забавы.

   Имитационные игры – это игры, содержанием которых являются подражание известным животным и птицам. Эти игры не имеют определённых правил и в значительной мере зависят от окружающей ребёнка среды.

    В творческих играх участники сами определяют цель и правила игры.

Игры – забавы имеют определённые правила. Поэтому, именно эти игры и составляют основное содержание национальных игр, передающихся от поколения к поколению.

Подвижные игры адыгов в значительной степени способствуют восприятию окружающего мира и посредством этого готовят ребёнка к труду, развивают его умственные способности. Чтобы удачно подобрать игру и  на хорошем педагогическом  уровне её провести, нужно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития. Следует иметь ввиду, что темпы созревания девочек и мальчиков неодинаковы и необходимо учитывать половые особенности при подборе игр. Так, если мальчики с удовольствием играют в игры, требующие проявления силы, ловкости (лъэс шыу, тхьакIумэфау, къэ – рэукъэщ зэбэныжь и др.), то девочки предпочитают спокойные игры, преимущественно направленные на развитие ловкости, наблюдательности (щэкъаштэ, чъэн и др.) Следует большое внимание  уделять правильному дозированию нагрузки в процессе проведения игр. При организации занятий играми с элементами бега нужно ограничивать время игры, в играх с единоборствами (тIы зэуал, лъэс шыу и др.) осуществлять контроль за подбором партнёров. Игровая деятельность даёт большой эффект, так как связана с возникновением и развитием между играющими определённых возможностей, что способствует активному общению детей, установлению контакта между одноклассниками.

  Воспитательные возможности игры заключаются в её содержании. Адыгейские игры очень эмоциональные, со своим требованиями. Так, например, в игре «джанкъылыщ» (захват противника), очень ярко выражены элементы коллективизма, товарищества, командные действия. Многие подвижные игры включают в себя элементы состязаний: кто самый быстрый, самый ловкий, самый меткий – «чъэн» (бегать), «тIыргъо», «дэшхоеу» (метание орехов).             Применяя адыгейские игры на уроке – решается не одна узкая задача, а одновременно несколько задач.  Так, игра «гъур» развивает быстроту, ловкость, силу, одновременно позволяет совершенствовать технику бега, метания, а правильная дозировка нагрузки позволяет решать и оздоровительную задачу.

Подбирая игру, надо обязательно обдумать, с какой целью проводить её, какие воспитательные, оздоровительные и образовательные задачи она решает. Подвижные игры дают хорошие возможности для использования приёмов косвенного воздействия, когда дети не догадываются о том, что их воспитывают. Таким образом, правильно подобранная, методически отработанная и обоснованная подвижная игра становится надёжным средством воспитания морально – волевых качеств учащихся. В народных играх, как правило, отражается выраженное деление на добро и зло. Именно на противопоставлении и борьбе добрых и злых персонажей обычно строятся игровые сюжеты. Практически в каждой игре добро побеждает зло. Поэтому можно говорить о высоком морально-этическом и нравственном содержании народных игр, формирующих у детей и подрастающего поколения стремление к тому, чтобы в своей жизни совершать добрые поступки, оказывать помощь. Игра является удобным, эффективным и универсальным способом сохранения народного опыта и способом его передачи последующему поколению.

Литература:

Шоров И.А. Народные детские игры в системе физического воспитания адыгов // УЗМИИ. – Майкоп.- Т.8.1988.мм.

                       Мафедзев С.Х. О народных играх адыгов. Нальчик,1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новейших информационных технологий на уроках физической культуры

Технические средства обучения избавляют учителя от необходимости многократно повторять физические упражнения, позволяют продемонстрировать образцовое выполнение движений....

Использование сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры.

Когда учебная четверть близится к концу, уроки, какими бы они интересными не были, начинают приедаться, желание заниматься угасает. Душа ребенка требует чего-нибудь нового, необычного. Внести разнообр...

Использование информационной системы «Тиса» на уроках физической культуры

КОНСПЕКТ УРОКАЦель занятия: Развитие  – гибкости, силы, ловкости, быстроты реакции , координации движения   при помощи  упражнений на устройстве «ТИСА»....

Использование информационной системы ТИСа на уроках физической̆ культуры для детей с ОВЗ

Использование информационной системы ТИСа на уроках физической̆ культуры для детей с ОВЗ...

«Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время»

Доклад «Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время»...

Статья учителя физической культуры ГБОУ Школа №454 Павловой И.В. на тему: Использование современных педагогических технологий на уроке физической культуры.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения физической культуре можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь...