Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время
статья по физкультуре

Чекоева Александра Владимировна

Доклад по физической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rmo.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Колосковская СОШ»

Валуйского района Белгородской области





«Особенности преподавания физической культуры в начальной школе в условиях ФГОС НОО»


                         

                                                   Подготовила: Чекоева А.В.,

                                                                               учитель физической культуры




Колосково, 2019 г.


Новые  ФГОС, уделяя большое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика, не обходят стороной и его физическое здоровье и развитие. Последние десятилетия с возросшим уровнем заболеваемости людей, ставят задачу здорового образа жизни человека приоритетным направлением. Особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения  обучащихся, которая отражает новые подходы к данной деятельности - сохранению здоровья подрастающего поколения.  Основы основ  в данном направлении закладываются в начальной школе. Согласно вступивших в силу образовательных стандартов, уже с первого класса ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о способах его укрепления, а также о негативных факторах, ухудшающих его. Ученик получает установки на нормы поведения для становления здорового образа жизни. Школьные программы значительно обогащаются мероприятиями, направленными на здоровьесбережение (дополнительные часы физкультуры, Дни здоровья, военно-спортивные праздники, внеурочные занятия в кружках, спортивных секциях и др.).

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через системно-деятельностный подход и формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

На уроках физической культуры формируются следующие УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 

         На современном уроке физической культуры, как и на уроках по другим предметам, вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику в приоритет ставится развитие способности ученика самостоятельно намечать учебные цели и искать пути их достижения. Чтобы подойти к планируемым результатам, учитель физической культуры также привлекает обучающихся к поиску и использованию необходимых средств и способов достижения целей, учит контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, т.е. идет формирование познавательных УУД.

        Учитель физической культуры учит школьников толерантности, умению вести диалог, обсуждать успех и неудачи, анализируя их, не унижая достоинства личности, оценивать поступки свои и чужие. К примеру, после проведения каждого этапа эстафеты идет обсуждение результатов в командах. Тем самым  формируются оценочные суждения. Обучающиеся стараются оказывать посильную помощь и моральную поддержку  сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения (коммуникативные, личностные УУД).

         Обучающиеся на уроках и во время внеурочных занятий при развитии различных двигательных способностей, качеств (выносливость, скоростно-силовые качества и др.) выполняя различные упражнения, оценивают свои возможности, проявляют характер, демонстрируют волевые усилия (например, в игровой (эстафеты, подвижные, спортивных командных играх) и соревновательной деятельности) (регулятивные УУД).

         В настоящее время системно-деятельностный подход нашел свое воплощение и реализуется в образовательных стандартах начального общего образования по физической культуре. Освоение физической культуры в школе направлено на достижение следующих целей:

  • укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
  • развитие основных физических качеств, жизненно важных двигательных умений и навыков; формирование первоначального двигательного опыта;
  • овладение общеразвивающими и  коррегирующими физическими упражнениями, освоение знаний о движениях человека;
  • воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями; культуры общения на этих занятиях.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ включает в себя следующие положения:

  1. укрепление здоровья и личную гигиену;
  2. оздоровительные (гигиенические и закаливающие) процедуры (комплексы);
  3. утреннюю гимнастику и физкультпаузы;
  4. правильное дыхание и осанку;
  5. правила простейших измерений длины и массы тела; частоты дыхания, сердечных сокращений (пульсометрия);
  6. правила и нормы поведения на уроках физической культуры, на соревнованиях, в игровой деятельности;
  7. способы двигательной деятельности:

- разнообразные способы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья, ползания, перелезания, преодоления препятствий и использование их в изменяющихся условиях;

- гимнастические упражнения на спортивных снарядах (гимнастической скамейке, напольном бревне, стенке, перекладине, канате, гимнастическом козле; висы, упоры; наскоки, лазанье, стойки, шаги, махи, соскоки);

- простейшие акробатические упражнения в различных вариантах (стойки, подскоки, перекаты, равновесия, упоры, перевороты, кувырки, прыжки);

- способы передвижения на лыжах;

- физические упражнения на развитие ловкости, быстроты, координации, гибкости, силы;

- упражнения с мячом;

- подвижные игры.

- элементы ритмической гимнастики, танцев.

В результате изучения физической культуры ученик должен знать:

  • способы и последовательность выполнения гигиенических и закаливающих процедур;
  • правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности.

В результате изучения физической культуры ученик должен уметь:

  • применять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом, прыжками в стандартных и изменяющихся условиях;
  • выполнять упражнения на силу, быстроту, гибкость и координацию;
  • определять частоту дыхания и сердечных сокращений до и после выполнения физических упражнений.

В результате изучения физической культуры ученик должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выполнять правильно и последовательно комплексы физических упражнений;
  • соблюдать правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности;
  • использовать подвижные игры с мячом для организации активного отдыха.

Позиции учебного процесса по физической культуре в свете ФГОС.

        Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему является традиционный урок. Многие учителя не один десяток лет проработали в школе и придерживались традиционной, классической методики обучения. И, понятное дело, сейчас нелегко перестраиваться. Для этого нужно какое-то время и условия, чтобы научиться работать по-новому. Хотя с использованием элементов ФГОС многие учителя уже работают и долгое время, сами того не подозревая. Изобретать новые средства физического воспитания для формирования УУД нецелесообразно, достаточно обратить внимание на проектирование учебного процесса со следующих позиций:

  • 1 ПОЗИЦИЯ

Методика формирования УУД на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений.

  • 2 ПОЗИЦИЯ

Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы:

•         повышение познавательной самостоятельности и творческой активности обучающихся;

•         проблемное обучение, проектное обучение, активные методы информационно-коммуникационные технологий.

Системно-деятельностный подход в формировании УУД  реализуется через педагогические технологии:

-  проектную;                                                      

-  информационную;

-  игровую.

 

  • 3 ПОЗИЦИЯ

Работу по формированию УУД на уроках по физической культуре рекомендуется организовать с учетом разделов программного материала. Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД. Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются такие разделы, как гимнастика и спортивные игры

  • 4 ПОЗИЦИЯ

Для формирования УУД учитель выбирает наиболее подходящие для него методики преподавания, после чего их рекомендуется адаптировать к специфике образовательного процесса по физической культуре.

  • 5 ПОЗИЦИЯ

Определять способы организации работы по формированию УУД на уроке с учетом этапа обучения, так как на разных этапах отмечены отличия при формировании УУД:

  1. этап начального разучивания (следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующего выполнения  действий, близких по технике к вновь изучаемому);
  2. этап углубленного изучения (рекомендуется организация работы в группах  по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на  пространственных, временных или динамических характеристиках техники  двигательного действия);
  3. этап совершенствования (выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций  применения упражнения и использование известных способов его выполнения).

       Обучающиеся на уроках должны сами домысливать, искать, управлять, познавать, развивать и реализовывать свои возможности. Роль учителя – это направляющая сила. Сложно перестраиваться, но задача выполнима. Итак, ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь должен стать главным деятелем. Уроки нового поколения должны быть построены так, чтобы обучающиеся сами осознавали, додумывались о теме урока, целях и задачах, способах достижения намеченных целей. Роль учителя – научить ученика домысливать, помочь понять, посоветовать, проконсультировать. Получается, что каждый урок должен быть для ученика исследовательским мини-проектом.

Рассмотрим примеры использования системно-деятельностного подхода в рамках раздела «Баскетбол».

  1. Показать обучающимся баскетбольный мяч и спросить: «Какой раздел физической культуры мы будем проходить?» Ответ, наверняка, последует однозначный.
  2. Показав руками движения на передачу или ведение мяча, мы услышим от детей тему урока.
  3. Вопрос детям: «Что в начале урока нужно делать: играть, сдавать зачет или разминаться?» Ответы последуют разнообразные. Необходимо доступно объяснить механизм разогревания и подготовки организма к основной работе. Нужно приучать детей самим анализировать.
  4. Можно сделать несколько карточек со следующими словами: ловля и передача мяча, ведение мяча, броски мяча в кольцо, игра в баскетбол. Вопрос детям: «Последовательность выполнения указанных упражнений?» Ответы, как и ранее, будут разными. В виде игры за неправильный ответ - придумать «наказание», например: нельзя приступать к игре пока не освоишь передачу, ловлю, ведение мяча и т. п.
  5. Если обучающиеся выполняют какие-то упражнения, можно связать это выполнение с определенными жизненными ситуациями.
  6. Этап рефлексии – это самостоятельный анализ ученика своей деятельности на уроке и деятельности одноклассников: выполняя упражнения, сдавая зачет или играя. Подводя итоги (закрепляя пройденный материал), каждый ученик должен осознавать свои успехи и слабые стороны, должен искать пути исправления ошибок и самореализовываться.

А закончить мне хочется актуальными на данный момент словами британского государственного деятеля Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Хочется всем пожелать быть вдохновителями своих учеников!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

Использование современных образовательных технологий для формирования экологически обоснованного отношения к среде обитания во время внеклассных занятий

Важный аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее  поколение. На...

"Сотворим красоту".Разработка урока для занятий во внеурочное время с использованием современных образовательных технологий

Разработка урока для занятий во внеурочное время с использование современных образовательных технологий(арт-технологий,игровых,здоровье - сберегающих)Музыка 3 класс....

Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС.

Предлагаемые образовательные технологии развития познавательной активности учащихся могут быть реализованы в современных условиях требований ФГОС ОНО...

«Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время»

Доклад «Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время»...

Доклад на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Выступление на педагогическом совете.  Тема: «Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие тех...