Главные вкладки

    "Сотворим красоту".Разработка урока для занятий во внеурочное время с использованием современных образовательных технологий
    методическая разработка (3 класс) на тему

    Ольга Александровна Кочурова

    Разработка урока для занятий во внеурочное время с использование современных образовательных технологий(арт-технологий,игровых,здоровье - сберегающих)

    Музыка 3 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sotvorim_krasotu.docx27.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    «СОТВОРИМ КРАСОТУ».

    Разработка урока для занятий во внеурочное время с использованием современных образовательных технологий (арт-технологий, игровых и здоровье-сберегающих)

    Музыка 3 класс

    Кочурова Ольга Александровна, учитель музыки МБОУ «СОШ№12»

     Цель: раскрытие общих законов музыки, природы и человека.

     Задачи:

     Развивающая:

    • Развить  индивидуальные творческие способности на основе изучаемого материала (музыкальную память и слух ,певческий голос, ассоциативное мышление и воображение.)
    • Развить интеграционные качества восприятия и оптимизации навыков целостного охвата искусств.
    • Развитие целостного мышления и целостного познания мира

    Образовательная:

    • Расширить представление о мире музыкального искусства,
    • Научить разбираться в жанровом многообразии музыкального искусства и его стилистических особенностях.
    • Научить размышлять и  высказывать суждения об услышанном произведении.
    • Развить абсолютную свободу творчества через непосредственное знание о природе музыкального искусства , окружающего мира и своего внутреннего восприятия
    • Обучить  практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки ,импровизации.
    • Познакомить с произведениями русских поэтов и писателей о родной природе.
    • Познакомить с произведениями композиторов П.И. Чайковского, Штрауса.

    Воспитательная: 

    • Воспитание духовной культуры учащихся на основе нравственно-эстетического ориентирования и межпредметной интеграции
    • Воспитание гуманитарно-экологического мышления
    • Воспитание любви  к природе родного края, культуре,искусству.

    Оборудование, ТСО:

    • видеосюжет “Красота Земли”;
    • аудио магнитофонная запись с голосами птиц, шумом листвы, звуками моря;
    • компьютер для демонстрации картин русских художников.
    • Стенды, для размещения предметов быта с элементами природы, поделки из природного материала.

    Наглядность:

    • картины художников
    • плакаты с красотами природы,
    • выставка рисунков, картин, творческих работ учащихся.

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

    Звучит музыка оживающей природы 

    Без музыки не проживу и дня!
    Она во мне. Она вокруг меня.
    И в пенье птиц и в шуме городов,
    В молчанье трав и в радуге цветов,
    И в зареве рассвета над землей…
    Она везде и вечно спутник мой.
    Ей все подвластно: радость и тоска,
    В ней просто миг – и долгие века.

    Учитель: Скажите, куда мы сегодня отправимся путешествовать?

    Путешествие в мир красоты и природы, (волшебный музыкальный лес, на природу)

    Что мы может быть красивым в нашей жизни?

     Ученик: музыка, природа, искусство…

     Красота – это самое главное в музыке. Что делает музыку красивой? Гармония звуков и слов».

    Красота спасёт мир.

    «... Что есть красота и почему ее обожествляют люди,

    Сосуд, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде...»

    Что можно сказать о красоте?

    Ученики отвечают, что она всегда выделяется среди окружающего мира. Красивым может быть человек, природа, искусство, музыка.

    Но без чего красота будет неполной?

    Ученик: Без смысла, без гармонии, без одухотворенности. Одним словом, без души.

    Учитель: Красота должна быть одухотворенной. Как это понять?

    Красота имеет чувства. Внешняя и внутренняя красота должны быть взаимосвязаны. Одно дополняет другое. Но иногда бывает только внутренняя красота. Это тоже красиво, отвечает ученица класса.

    Что можно сказать о репродукции Врубеля «Лесной пан» и музыке, написанной по этой картине? Как вы думаете, красив ли лесной пан?

    Ученик: У него добрые и светлые глаза. Его выдает внутренний мир. Музыка раскрывает его добрые чувства.

    Прослушав музыкальное произведение «Флейта лесного Пана» в исполнении румынского музыканта ученики говорят о том, что его музыка очень чувственная и красивая.

    Учитель: Меняется ли интонационный язык музыки?

    Ученики определяют, что у музыки два настроения. Первое – минорное, печальное, где по интонации определяют, что Лесной пан чем-то огорчен. Он плачет, он одинок. Природа вокруг сострадает Пану, тоже плачет. Второе – мажорное, светлое. В его душе произошли изменения. Почему? В музыке, кроме песен и мелодии Пана слышны звуки природы.

    Ученик: Мне кажется, главный герой  в этом мире не одинок. Природа – его друг. Она вместе с ним радуется и печалится. Вздыхает и улыбается.

    Учитель: Но без чего красота будет неполной?

    Ученик: Без смысла, без гармонии, без одухотворенности. Одним словом, без души.

    Учитель: Скажите куда мы сегодня отправились путешествовать?

    Ученик: Путешествие в мир красоты и природы.

    Учитель: Тема нашего урока Сотворим красоту. Давайте оживим природу. И пусть в этом нам поможет музыка .

    Звучит музыка «звуки леса»

    А сейчас в поисках красоты мы отправимся музыкальный сказочный лес. А почему лес ?

    Ученик: В лесу много музыки

    Здравствуй, лес, дремучий лес,
    Полный сказок и чудес!
    Ты о чём шумишь листвою
    Ночью тёмною, грозою?
    Что ты шепчешь на заре,
    Весь в росе, как в серебре?
    Что в глуши твоей таится?
    Что за зверь?
    Какая птица?
    Всё открой, не утаи:
    Ты же знаешь мы – свои!

    Учитель: Природа удивительно разнообразна красками и формами: жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных!

    Учитель: Что может звучать в лесу. ?

    Как музыка изображает природу?

    Что бы изобразить природу, что нам нужно услышать в ней

     Ученики: ритмы(движения),мелодии ,интонации, голоса(инструменты),жанровые особенности.

    Учитель: Кто больше всего умеет слушать звуки природы?

    Ученики: Конечно музыкант, художник и поэт.
    Учитель: Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все многие      

    композиторы черпали свои замыслы, наблюдая за природой

    Вы знаете что без природы не возник бы даже Вальс. Однажды Р.Штраус  в своей карете проезжал по красивому Венскому лесу и услышал дивную  музыку. Давайте послушаем, и угадаем кто напевает песню в его вальсе? Кто изображен в музыке? О чем говорит  музыка? Кто помог Штраусу создать вальс ?

    Звучит музыка Р.Штраус  «Сказки венского леса»

    Ученики: В музыке мы слышим пение птиц.

    Учитель: Нет на свете более гениального художника, чем сама природа      

    Многих  Художников привлекают эти образы нетронутой природы.

    Кто может ещё встретится в лесу?

    Ученики: звери ,птицы ,насекомые.

    Ученики: Все герои которые нам встретятся каждый имеет свой характер ,свою музыку…

    Звучит 1 песня-игра «Божья коровка». Дети стоют в круг выбирают божью коровку, танцуют по кругу в ритме музыки. Обучающиеся изображают точные движения и характер  под музыку и поют(настроение героя может меняться)

     «Эта коровка в поле не гуляет

    и хвостом усердно мух не отгоняет

    На коровку божью вовсе не похожая

     Потому - что добрая ,потому что божья

    Божья коровка улети на небо

    Божья коровка принеси мне хлеба

    А еще коровка

    Мне из поднебесья

    Принеси мне песню.»

    Звучит 2 песня-игра. Ученик выходит на музыкальную полянку и изображает паучка, его движения, и все изменения в музыке .

    «Жил на свете паучок  бородатый старичок

    Чёрненькие лапки серенький бочок»

    Звучит 3 песня-игра «светлячок» -лирическая песня .Учащиеся разыгрывают сценку ,другие поют.

    «Потерял в лесу фонарик светлячок

    Обыскал он каждый кустик и сучок

    Но нигде ,но нигде ,но нигде найти фонарик он не смог

    Не придётся никогда теперь ему

    Освещать дорогу ночью некому.

    Горько плачет и не знает светлячок .

    Что нашла ,что нашла, что нашла пропажу мышка и молчок.

    Учитель Кто нам помогает понимать природу?

    Ученик :Композитор, художник и поэт

    Учитель : Композиторы сочинили множество песен о природы. 

    Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений.

    Как учились у природы и великие музыканты?
    Послушаем как  изображают русскую природу наши композиторы.

    Ты откуда, русская, зародилась музыка?
    То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
    В радости ли? В боли?
    Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда
    Грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась
    С самого начала? Как же ты явилась?
     

    Чайковский очень много гулял в русском лесу ,черпая своё вдохновение, так он написал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

    Прослушаем произведение П.И. Чайковского  «Подснежник».

    Звучит музыка Чайковского “Подснежник”.

    Учитель; Давайте попробуем прорастить наш подснежник .

    1 группа покажет прорастание цветка руками, 2 группа движениями, 3 группа рисует цветок точно изображая мелодические линии.

    Дети делятся своими впечатлениями, танцуют ,играют, по окончании звучания  оформляют выставку рисунков.

    Учитель: Почему мы не можем прожить без красоты ,природы.

    Ученик: Человек рожден на свет, чтобы делать мир красивым, созидать во имя красоты. Красота делает нас добрыми ,учимся любить и оберегать  природу

    Учитель: И что нужно сделать для того, чтобы жизнь на нашей планете процветала?

    Учащиеся без замедления находят ответы на эти вопросы:

    Ученик: Оберегать природу, ценить красоту искусства, ведь это нас обогащает духовно. Без доброты, без добрых чувств, без гармонии во всем, нам не прожить».

    Ученики формулируют три закона:

    1. Знание(искусство)
    2. Добро (чувства, любовь)
    3. Красота (гармония)

     Звучит песня:

                  « Пророс  цветок сквозь камень ввысь

    не наступи на чудо

    Как мы уже он любит жизнь

    И дарит радость людям

    Наверно он ответил так

     стряхнув росинкой влагу

    Увидеть жизнь ещё пустяк ,

    За жизнь бороться надо…

    Цветок на камне посмотри

    на маленькое чудо

    Он символ жизни и любви

    Его частицу всей земли оберегайте люди»

    Оберегайте люди…

    Учитель: Живите в гармонии с природой ,ведь это самый прекрасный дар  видеть и понимать её .

    До новых встреч.

    »


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

    Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

    Использование современных образовательных технологий для формирования экологически обоснованного отношения к среде обитания во время внеклассных занятий

    Важный аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее  поколение. На...

    Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС.

    Предлагаемые образовательные технологии развития познавательной активности учащихся могут быть реализованы в современных условиях требований ФГОС ОНО...

    «Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время»

    Доклад «Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время»...