Использование национально-регионального компонента на уроках в начальных классах
статья (3 класс) на тему

Устимкина Валентина Александровна

Представлен практический опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustimkina_statya.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Устимкина В.А.

МОУ «Гимназия №12» (Саранск)

Одним из приоритетных направлений современного образования в России является воспитание подрастающего поколения на основе изучения культуры, истории, традиций  родного края.

Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами повышают эффективность урока, данный материал  несет большой объём знаний по различной тематике: история, география, животный и растительный мир, литература, искусство.

Цель использования материала национально-регионального компонента- это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и культурному наследию родного края.

        Охватить краеведческим материалом можно содержание любого предмета. В качестве примера хочу привести фрагмент урока по курсу «Моё Отечество» (3клас):

«Учитель: Кому не знакомы с детства пушкинские строки о заботах царя Дадона в «Сказке о Золотом петушке»:

Ученик: «Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

Воеводы не дремали,

Но никак не успевали:

Ждут, бывало, с юг - глядь,-

Ан с востока лезет рать.

Справят здесь - лихие гости

Идут от моря » [1;122]

Учитель: Обстановка, обрисованная словами поэта, отнюдь не сказочная. Так жило молодое русское государство в конце XVI- первой половине XVII века.

- Как всё это может быть связано с городом Саранском?

- В какой век мы с вами должны отправиться, чтобы узнать об этом подробнее?

- Отправляясь на четыре века назад, что хотели бы узнать?»

В процессе изучения истории используем материалы историко-краеведческого музея, музея имени Эрьзи.

Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения мордовских поэтов и писателей. С интересом дети знакомятся с произведениями устного народного творчества мордовского народа.

На уроках математики использую задачи с краеведческим содержанием. Дети с удовольствием сами составляют задачи, по числовым  данным из различных краеведческих  источников. Особенно эффективна эта работа в группах.

Использование краеведческого материала значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся. Детьми были созданы проектные работы: «Мордовский костюм моего села», «Современный детский фольклор. Дети были активными участниками музейного конкурса «Сказ о родном городе», республиканского  конкурсе плакатов «Сохраним Мордовские леса», конкурса проектных работ «Дерево Земли на которой я живу»,  «Письмо родному городу», стали победителями и призерами.

Природная любознательность ребенка, потребность в познании нового способствует развитию интереса к национальным традициям. В дальнейшем это приведет к сохранению, распространению и развитию национальной культуры, бережному отношению к историческому и культурному наследию народов России.

Литература

1. Л.А Ефросинина Литературное чтение. Учебная хрестоматия. – Москва: «Вентана-Граф», 2011.-255с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

         Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС, ПРИЕМ “КЛАСТЕР”

При составлении плана  урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения ...

Использование технологии индивидуализации обучения на уроках математики начальных классов

В современном начальном образовании происходят глобальные изменения. Начальная школа переходит от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике «развития личности ребенка». Главной целью начально...

Физкультурно-познавательный компонент на уроках в начальных классах

Физкультурно-познавательный компонент на уроках русского языка. Уроки математики с позиции здоровьесбережения.Окружающий мир в рамках здоровьесберегающих технологий...