Использование национально-регионального компонента на уроках в начальных классах
статья (3 класс) на тему
Представлен практический опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustimkina_statya.docx | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Устимкина В.А.
МОУ «Гимназия №12» (Саранск)
Одним из приоритетных направлений современного образования в России является воспитание подрастающего поколения на основе изучения культуры, истории, традиций родного края.
Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами повышают эффективность урока, данный материал несет большой объём знаний по различной тематике: история, география, животный и растительный мир, литература, искусство.
Цель использования материала национально-регионального компонента- это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и культурному наследию родного края.
Охватить краеведческим материалом можно содержание любого предмета. В качестве примера хочу привести фрагмент урока по курсу «Моё Отечество» (3клас):
«Учитель: Кому не знакомы с детства пушкинские строки о заботах царя Дадона в «Сказке о Золотом петушке»:
Ученик: «Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юг - глядь,-
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь - лихие гости
Идут от моря » [1;122]
Учитель: Обстановка, обрисованная словами поэта, отнюдь не сказочная. Так жило молодое русское государство в конце XVI- первой половине XVII века.
- Как всё это может быть связано с городом Саранском?
- В какой век мы с вами должны отправиться, чтобы узнать об этом подробнее?
- Отправляясь на четыре века назад, что хотели бы узнать?»
В процессе изучения истории используем материалы историко-краеведческого музея, музея имени Эрьзи.
Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения мордовских поэтов и писателей. С интересом дети знакомятся с произведениями устного народного творчества мордовского народа.
На уроках математики использую задачи с краеведческим содержанием. Дети с удовольствием сами составляют задачи, по числовым данным из различных краеведческих источников. Особенно эффективна эта работа в группах.
Использование краеведческого материала значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся. Детьми были созданы проектные работы: «Мордовский костюм моего села», «Современный детский фольклор. Дети были активными участниками музейного конкурса «Сказ о родном городе», республиканского конкурсе плакатов «Сохраним Мордовские леса», конкурса проектных работ «Дерево Земли на которой я живу», «Письмо родному городу», стали победителями и призерами.
Природная любознательность ребенка, потребность в познании нового способствует развитию интереса к национальным традициям. В дальнейшем это приведет к сохранению, распространению и развитию национальной культуры, бережному отношению к историческому и культурному наследию народов России.
Литература
1. Л.А Ефросинина Литературное чтение. Учебная хрестоматия. – Москва: «Вентана-Граф», 2011.-255с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС, ПРИЕМ “КЛАСТЕР”
При составлении плана урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения ...
Использование технологии индивидуализации обучения на уроках математики начальных классов
В современном начальном образовании происходят глобальные изменения. Начальная школа переходит от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике «развития личности ребенка». Главной целью начально...
Мастер-класс "Использование приёмов критического мышления на уроках в начальных классах"
Мастер-класс...
презентация мастер-класса "Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах"
мастер-класс...
Мастер-класс "Использование приёмов критического мышления на уроках в начальных классах"
мастер-класс...
Физкультурно-познавательный компонент на уроках в начальных классах
Физкультурно-познавательный компонент на уроках русского языка. Уроки математики с позиции здоровьесбережения.Окружающий мир в рамках здоровьесберегающих технологий...