Беседа ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ. Первопроходцы Крайнего Севера.
материал (3 класс) по теме

Меринова Нина Егоровна

Цель беседы: расширить и углубить знания детей об истории родного края; воспитывать любовь к своей земле, пробуждать желание больше узнать об истории родного края, культуре и быте народностей Севера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_nashego_kraya._pervoprohodcy_kraynego_severa..docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Б Е С Е Д А

ТЕМА:   ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ.

               ПЕРВОПРОХОДЦЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.

ЦЕЛЬ:    Расширить и углубить знания детей об истории родного края: воспитывать любовь к своей земле, пробуждать желание больше узнать об истории родного края, культуре и быте народностей Севера.

ОБОРУДОВАНИЕ

Слайды   1.Фотография С.Дежнёва и памятника ему.

                 2.Карта походов С.Дежнёва и В.Беринга.

                 3. Фотографии В.Беринга и двух  пакетботов: «Св.Павел» и «Св.Гавриил».

.

             Взгляните на карту (слайд)

   Между великой Сибирью и Америкой лежит этот замечательный край. Здесь небо в полярную ночь ложится на вершины угрюмых заснеженных сопок. И жестокие морозы разрывают тогда землю, камень, деревья. Морозам на смену летят ошалелые ветры-циклоны. И солнце, застуженное в холодах зимы, даже летом не щедро на тепло – не в силах согреть вечно мёрзлую эту землю. А когда утихают ветры, чёрное это небо улыбается белой стылой земле загадочным светом северного сияния.

             И, глядя на безбрежные эти просторы, мы вспоминаем историю, её великие бурные приливы, её первую волну, шевельнувшую стылую дрёму этого края. Мы изумляемся подвижничеству далёких предков наших, гордимся силой духа народа своего.

             Дерзкие вольные люди – казаки. Шли они  навстречу солнцу, «проведывали земли незнакомые, пути неизвестные, страны неведомые». Имена их остались в бессмертии: на картах открытых земель, в сказаниях-песнях, казённых отписках-сказках:

                                                     Семён Дежнёв

                                                     Михаил Стародухин

                                                     Дмитрий Зырян

                                                     Иван Москвитин

             Легендарный русский землепроходец Семён Дежнёв (1605-1673) (слайд) совместно с Федотом Поповым в 1648 году поплыл в устье реки Колымы в Тихий океан, обогнул Чукотский полуостров, открыв пролив между  Азией и Америкой. Это открытие привело к возможности похода через Тихий океан в Китай и Индию.

              Бережно хранится в памяти народа имя отважного землепроходца. В память об этом замечательном землепроходце на карте нашей страны имеются мыс Дежнёва, хребет Дежнёва на Чукотке, бухта Дежнёва и село Дежнёва на Амуре. На мысе Дежнёва воздвигнут 60-метровый памятник – маяк С.Дежнёву.

               Прошло 80 лет. Освоение Востока Сибири продолжалось. По велению царя Петра I была создана Великая Сибирско-Тихоокеанская экспедиция. Руководителем экспедиции назначен ВИТУС ИОНССЕН БЕРИНГ, (слайд) датчанин, находящийся на русской службе. Моряки называли его Иваном Ивановичем. Его помощником назначили лейтенанта АЛЕКСЕЯ ИЛЬИЧА ЧИРИКОВА.

                Задачей экспедиции было подтверждение существования пролива между Азией и Америкой. О том, что этот пролив открыл Семён Дежнёв, забыли, а челобитные записки Дежнёва  лежали а архивных сундуках, и ни царь Пётр I, ни В.Беринг о них ничего не знали.

                  Больше трех лет готовился Беринг к этому плаванию. Был построен парусный бот «Св.Гавриил». (слайд) Пройдя по побережью, Беринг вошёл в пролив, но из-за очень плотного тумана не смог увидеть берегов Америки. Экспедиция вернулась ни с чем.

                   Через 10 лет вновь предпринимается попытка открыть пролив между Азией и Америкой. На Камчатке создаётся поселение для постройки кораблей, сюда привозятся продукты и всё необходимое для путешествия.

                    В 1733 году два пакетбота «Св.Пётр» и «Св.Павел» вышли в плаванье, а поселение в честь кораблей названо Петропавловском.(слайд)

                    Погода не благоприятствовала путешественникам. Во время сильного шторма суда потеряли друг друга из вида. Путь становился все более трудным, сильные штормы почти не прекращались. Пакетбот «Св.Павел», которым командовал Беринг,  подошёл к берегам Аляски. На берег была высажена группа моряков во главе с ученым Стеллером. Стеллер сделал записи о растительном и животном мире Аляски, а также описал жилище местных жителей.

                     Так и не найдя пролива, Беринг решает повернуть назад, т.к. большая часть команды болела цингой, провизия и пресная вода заканчивались, пакетбот был сильно повреждён штормами.

                      Пройдя несколько дней, команда увидела землю, но это была не долгожданная Камчатка, а неизвестный остров. На этом острове и начали готовиться к зимовке. Моряки строили землянки, добывали медведя. Особенно им нравилось мясо «Морской коровы», названной так за вкус мяса, очень напоминающий вкус говядины. Это животное было описано Стеллером и впоследствии стало называться стеллеровой коровой. К сожалению, отличные вкусовые качества мяса этого животного привели, в последствии, к полному уничтожению стеллеровой коровы, т.к. охотники стали убивать животных в больших количествах.

                     Для Беринга матросы построили отдельную землянку, но капитан был уж очень болен и скоро скончался. Оставшиеся члены команды,  46 человек, благополучно перезимовали. Весной из остатков пакетбота было построено судно, на котором моряки дошли до Камчатки, где их уже считали погибшими.

                     Героическое плавание русских моряков (мореходов) завершилось открытием Северной Америки со стороны Тихого океана и открытием Алеутских островов. Инициатор, организатор и руководитель экспедиции Витус Беринг до конца исполнил свой долг перед Родиной. На всех картах мира море, по которому он плавал, носит имя Беринга, пролив между Азией и Америкой знаменитый путешественник Кун назвал в честь Беринга.  Остров, куда выбросило пакетбот «Св.Павел», назывался Командорским, а остров, где отважный капитан-командор нашёл свой вечный покой, именуется островом Беринга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок "На крайнем севере"

Интегрированный урок для 4 класса "На крайнем севере" помогает закрепить учащимся представления об особенностяхприроды  Крайнего Севера.       МБОУ СОШ «Средняя общеобра...

Презентация к уроку окружающего мира "Народы крайнего севера"

Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс....

Презентация к беседе "История нашего края. Первопроходцы Крайнего Севера".

В презентации представлены портреты С. Дежнева и В. Беринга, изображения судов, на которых  мореплаватели исследовали Север, карты  морского пути....

Мой край родной, мой Север крайний

Воспитание интереса  к  изучению своего  родного  края, а также чувства гордости за  свою  малую  родину....

П Р О Е К Т по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Тропинка в природу Севера»

Мой проект долгосрочный познавательно-исследовательский. Название проекта:«Тропинка в природу Севера».Участники проекта: Педагоги, воспитанники, родители.Девиз проекта: Самое лучшее открытие...

Презентация по теме История нашего края

Презентация по теме История нашего края...

Учебный проект «Великая Отечественная война в истории нашего края».

Учебный проект «Великая Отечественная война в истории нашего края»....