Педагогический проект «Здоровьесберегающие технологии как наиболее эффективное средство учебно- воспитательного процесса»
проект по зож (1 класс)

Кондыба Наталья Фёдоровна

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». (Василий Александрович Сухомлинский)

Целью проекта является создание здоровьесберегающих условий организации учебно- воспитательного процесса для формирования у учащихся ОВЗ потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему

«Здоровьесберегающие технологии как наиболее эффективное средство учебно - воспитательного процесса»

Содержание:

I. Актуальность темы ……………………………………………………..…………….     2

II. Цели и задачи ………………………………………………..……………………….…  4

III. Стратегии, методы и механизм реализации проекта ….…….……………………….4  

IV. Рабочий план реализации проекта …………………………………………………….4

  1. Нормативно – правовое обеспечение проекта …………………………………….4
  2. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся…………………. ……………………………………………………..5
  3. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс ……………....6
  4. Работа с учащимися. ………………………………………………………………...7
  5. Работа с родителями …………………………………………………………………9
  6. Методическая робота обмена опытом……………………………………………. 10

V. Предполагаемые результаты.………………………………………………………....11

VI. Диагностика результатов ……………………….………………………………..……11

VII. Список использованных источников ………………………………………………11  

VIII. Приложение ………………………………………………………………………….12

Слайд 2«Здоровье – это состояние полного физического,

душевного и социального благополучия,

а не только отсутствие болезни

 или физических дефектов».

В. А. Сухомлинский.

  1. Актуальность

Слайд 3            Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. В среднем более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении.  Актуальность применения здоровьесберегающих технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.

Слайд 4 Согласно заключению экспертов Всемирной организации охраны здоровья, уровень здоровья человека на 25% зависит от состояния окружающей среды, на 10% – от деятельности системы охраны здоровья, на 15% – от наследственных факторов, а остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.

Здоровье детей  является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Около 25—30% детей, приходящих в первый класс школы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в начальной школе число здоровых детей уменьшается , а значит развиваются патологии: Слайд 5

- близорукость с 3,5% до 18 %,

- с нервно-психическими расстройствами — с 2,6% до 8,8%,

 - нарушениями осанки с 5,4% до 46%.

- нарушение остроты зрения, составляющее в ряде  классов до 30—40%.

- дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения.

А сегодняшние больные дети — это больное будущее поколение нашего народа. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

В 1Г классе 100% детей относятся к категории   лиц с проблемами в развитии. Дети нуждаются в коррекционно-развивающем обучении, не готовы к обучению в школе. По наблюдениям и проведенным в начале года тестам оказалось, что у 8 человек тревожное состояние, 2 ребенка проявляют агрессию по отношению к одноклассникам.

Слайд 6 Школа - это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии - охраны и укрепления здоровья детей. В Законе РФ «Об образовании», статья 51 сказано «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». [4]

II. Цели и задачи.

Слайд 7 Цель: Создание здоровьесберегающих условий организации учебно- воспитательного процесса для формирования у учащихся ОВЗ потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.

Слайд 8 Задачи:   

  • Разработать комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка в условиях массового обучения;
  • Способствовать формированию готовности и умения вести здоровый образ жизни;
  • Разработать    разнообразные    виды    здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленные на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности;
  • Установить эффективные пути взаимодействия с родителями, с различными специалистами в области здоровьесбережения.

 Исходя из поставленных целей и задач, я планирую использовать следующие стратегия, методы и механизм реализации проекта, представленные на слайде

Слайд 9 III. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

  1. Апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в образовательном учреждении.
  2. Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый периодичностью 2 раза в год (май, сентябрь). Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности.
  3. Создание благоприятного психологического климата в классе.
  4. Пропаганда здорового образа жизни среди школьников, их родителей.
  5. Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности
  6.  Вовлечение родителей в активный досуг.

Слайд 10   IV. Рабочий план реализации проекта.

1. Нормативно – правовое обеспечение проекта:

  • Конституция РФ.
  • Конвенция «О правах ребенка».
  • Закон РФ «Об образовании».
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Устав образовательного учреждения.
  • Учебный план.
  • Учебные программы.

Слайд 11    2. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Режим дня для школьника - это наиболее рациональное распределение времени суток на периоды работы, сна и отдыха. Строится режим дня не только школьника, но и любого человека, на основе биологических ритмов человеческого организма.

Наиболее важными основами распорядка дня школьника являются занятия в школе и дома, активный отдых, который максимально возможное время должен проходить на свежем воздухе, правильный и полноценный режим здорового питания, свободное личное время, в которое ребёнок будет заниматься тем, что ему нравится, здоровый и полноценный сон.  При чётком соблюдении строгого распорядка дня школьником у него быстро выработаются привычки, и вскоре он сам начнёт его соблюдать без всяких напоминаний, что серьёзно повысит его работоспособность. Но, как мы помним, ребёнок это всегда яркая индивидуальность, поэтому режим дня необходимо составлять для школьника исходя из его личных и возрастных особенностей.  

             Правильное питание.

            Питание - это процесс усвоения организмом питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли), необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

 В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

             Основные принципы рационального питания:

  1. Обеспечение баланса;
  2. Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах;
  3. Соблюдение режима питания.

   Культура движения.

   Культура здоровья и культура движения — два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

            Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

  1. Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
  2. Развитие воображения при выполнении двигательных действий;
  3. Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

      В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.

Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

            Психическое здоровье является фундаментом, основой для здоровья психологического. Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье приобретается (или не приобретается) в течение жизни, оно является результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социализации ребёнка. Психологическое здоровье осознанно и целенаправленно «выращивается» самим человеком, для этого он прилагает определённые усилия, приобщается к накопленному человечеством опыту, к культуре. Поэтому в системе образования более правильным является употребление понятия психологическое здоровье.

   Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье младшего школьника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе.

С целью внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс я изучила методики ведущих деятелей данного направления

Слайд 12,13 3. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.                                                                                            

Реализация образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья предполагает внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, Слайд 14 Никита Константинович Смирнов(доцент, зав. кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПК и ППРО) предлагает выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а также и разные формы и методы работы:

  • Медико-гигиенические технологии.
  • Физкультурно-оздоровительные.
  • Экологические здоровьесберегающие технологии.
  • Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии.
  • Оздоровительные коррекционно-развивающие программы для оказания помощи детям, испытывающим затруднения при обучении.

Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий. С целью “смягчения” воздействия закрытых помещений и ограниченных пространств, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются специальные тренажёры “Бегущие огоньки” Слайд 15

1. Методика «зрительных горизонтов» В.Ф. Базарного (для профилактики нарушения зрения).

Согласно этой методике, педагогам рекомендуется  работать с детьми в режиме максимального удаления от детей дидактического материала. Сохранению зрения учащихся способствует расширение зрительно-пространственной активности во время уроков. Воспринимаемое ребенком пространство часто бывает ограничено учебником и тетрадью. Неизбежная притом перегрузка аккомодационного аппарата приводит к возникновению близорукости.

2.     Зрительно-координаторный тренаж с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажер «Разноцветные фигуры»)

3.    Методика В.Ф. Базарного для коррекции осанки.

Работа с детьми на уроках осуществляется в режиме «динамических движений». Суть методики заключается в периодической смене рабочей деятельности: перевод детей из статической закрепощенной позы «сидя» в активную свободную позу «стоя» и обратно несколько раз в течение урока таким образом, чтобы время непрерывной работы в одном положении не превышало 10 минут.

Слайд 16  4.              Формирование у детей на уроках правильного отношения к своему здоровью. Учитель может активно формировать навыки здорового образа жизни и правильное отношение к здоровью у детей непосредственно на уроках.

Л.Ф. Тихомировой был предложен методический прием «вставки о здоровье»:

   1). «Вежливые слова и здоровье»,

   2). «Знакомство детей с текстами о здоровье»,

   3). «Вставки о безопасном поведении».

Эти методики я использую в процессе обучения и воспитания в 1 г классе.

Слайд 17  4. Работа с учащимися.

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

●        Уроки здоровья помогают воспитать потребность в здоровом образе жизни. Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, то мы должны формировать адекватную самооценку у детей. 

Данные уроки помогают заинтересовать младших школьников, замотивировать на получение знаний о здоровье; учат младших школьников понимать и знать самих себя, свой организм; помогают учащимся в выработке умений и навыков, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

●    Физкультминутка – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. В состав упражнений для физкультминуток включаются:

       Гимнастика для глаз. Специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятие утомления глаз.

     Физкультурно – спортивные. Это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и.т.д)

        Танцевальные.  Эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения. Например, предложить учащимся послушать музыку П. Чайковского «Времена года» («Осень», «Зима» и др.) и выполнить различные движения под музыку, изобразить кружащиеся листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем лесу и. т. п. (окружающий)

      Двигательные действия и задания. Загадывать загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении. (окружающий, лит.чт, ог)

        Развивающие игры. «Запомни движения и повтори» Ученик показывает комплекс из 3-4 упражнений и предлагает повторить эти движения, а затем выполнить в обратной последовательности. (физра)

       Креативные (творческие). Гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря). мат, рус

 Например: мячом можно «рисовать» На нём можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове.

Фантазируют на что похожи кегля, скакалка и т. п. Кегля может быть вазой, жезлом милиционера, скакалка – змейкой, верёвкой для белья, мостиком и т. д.

        Оригинальные движения. Учащиеся придумывают различные композиции. Например, два мальчика, скрестив руки, несут девочку. Что это может быть? Принцесса на карете, девочка на качелях.

      Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов) Задача – показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка со словесной инструкцией, на которой описаны или изображены герои сказок или животных (добрые, злые, волшебница, Змей Горыныч, петушок, кошка и т. д)  (лит, ог, окр)Учащиеся должны передать в движение мимикой, жестами эмоциональное состояние героя.

 Комплексное использование оздоровительных  мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся

●       Классные часы на тему:

«Доктор Айболит предупреждает», «Уроки Мойдодыра»,

«Уроки Здоровейки: как сохранить и улучшить свое здоровье»,

«Правильно ли мы едим?», «Зачем человек спит, или? Как сделать сон полезным?», «Как мы двигаемся?», «Что мы знаем о глазах», «Мы и наши зубы», «Как мы слышим», «Осанка», «Как укрепить свои мышцы»,

«Как избежать болезни», «Как избежать отравления» и т. д.

●     Правильное питание.

Познавательные беседы «Правильное питание –основа здоровья», «Дары моря», классный час «Где живут витамины?», беседа «Еда как друг и враг».

●    Минутки безопасности.

«Безопасная дорога в школу», «Скользкая дорога», минутка по профилактике дорожно –транспортного травматизма в зимний период, профилактическая минутка безопасности по соблюдению ПДД.

Слайд 16  Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе:

  • "Не навреди"
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

5. Сотрудничество с родителями.

Слайд 18  Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанное на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.

                     Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

 1.  Привлечение родителей к обучению   детей здоровому образу жизни.

 2.    Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья     детей.

 3.    Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем –   самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

4.    Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Будь независимым», «Скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»)

5.    Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного лагеря).

6.     Проведение тематических родительских собраний и конференций,

 в   том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы,

 приглашения на открытые уроки и классные часы:

«Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?»;

 «Здоровое питание и влияние его на здоровье»;

«Значение режима дня в жизни школьника»;

«Компьютер – друг или враг моему ребенку?»;

«Здоровье ребенка – основа успешности в учении»;

«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?  Полезные советы на каждый день»;

«Спортивные традиции нашей семьи».

  1. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).
  2. Разработка памяток для родителей «Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка?»; памятка по сохранению здоровья детей; «Организация взаимодействия ребенка с компьютером».

Слайд 19  6. Методическая работа обмена опытом с коллегами.

1.    Обзор методической литературы и специальной литературы по здоровьесбережению для использования на уроках и внеклассных мероприятиях.

2.     Выступление на заседании МО учителей начальных классов на тему «Здоровьесберегающие подходы к обучению младших школьников».

3. Фестиваль открытых уроков, проводимых по ЗОЖ. Изучение и анализ опыта работы педагогов. Совершенствование форм и методов ЗОЖ.

4. Семинар «Педагогические условия обеспечения здоровьесбережения младших школьников с особенностями в развитии».

5. Круглый стол «Модели реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении»; «Психологическое здоровье педагога как условие психологического здоровья детей».

6. Теоретический семинар «Как подготовить и провести здоровьесберегающий урок».

7. Отслеживание посещаемости учащимися спортивных секций и кружков.

Слайд 20       V. Предполагаемые результаты.

Результаты своей деятельности я отслеживаю в различных тестах, мониторингах. Моя работа охватывает непродолжительный период, но уже наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся, формируется начальное представление о ЗОЖ. Целенаправленная работа по здоровьесбережению позволяет по некоторым показателям сохранять состояние здоровья на том уровне, с которым дети пришли в школу, а по некоторым улучшить его. 

  • Снижение ОРЗ у учащихся.
  • Положительная динамика психологического состояния.
  • Стабилизация заболеваний «близорукость» и «дальнозоркость»
  • Снижение заболеваний опорно-двигательной системы.
  • Повышение приоритета здорового образа жизни.
  • Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
  • Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;
  • Повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
  • Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей. 

VI. Диагностика результатов.

  1. Анкетирование родителей и учащихся (проводит классный руководитель для сбора материала к родительским собраниям).
  2. Мониторинг состояния физического здоровья детей (проводится 2 раза в год в сентябре и мае медицинским работником).
  3. Контроль физической подготовленности учащихся (проводится 2 раза в год в сентябре и мае учителем физической культуры).
  4. Анкетирование учащихся для выявления самочувствия ученика  в коллективе (проводится 2 раза в год в сентябре  и мае школьным психологом ).

VII. Список использованных источников.

  1. Безруких М.М ., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н.  «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.
  2. Бутова СВ. «Оздоровительные упражнения на уроках» // «Начальная школа», 2006, № 8.
  3. Дереклеева Н.И.  « Родительские собрания», «Вако», Москва,  2004.
  4. Дронов А.А. «Профилактика и коррекция плоскостопия» // «Начальная школа», 2005.  № 12 .
  5. Карасева Т. В. «Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий» // «Начальная школа». 2005.  N 11.
  6. Львова ИМ. «Физкультминутки» // «Начальная школа», 2005.  № 10.
  7. Макаров М. «Чтобы школьники росли здоровыми» // «Воспитание школьников». 2005.  N 1.
  8.  Митина Е. П. «Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра» // «Начальная школа». 2006. N 6.
  9. Ощепкова ТЛ. «Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста» // «Начальная школа». 2006. № 8.
  10. Сократов Н.В., Тиссен П.П.  «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школьников». Оренбург. Издательство ОГПУ. 2007 .
  11.  Ямполец Н. « Школа –территория здоровья»//  «Учитель». 2016. N 3.
  12.  Примерная схема режима дня  младших школьников www.couo.ru/document_print.asp? document_id=161495
  13. Правила личной гигиены школьников /sch730.edusite.ru/p147aal.html 8 Кб
  14. www.saripkro.ru/konf_psi/p20aal.html 21
  15.  www.ourboys.rubazarniy

   

VIII. Приложение.

содержание

  • Анкетирование учащихся и родителей. Режим дня в жизни школьника.
  • Анкетирование учащихся и родителей. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день.
  • Деятельность образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья(таблица)
  • Конспект урока- КВНа «Мы и наше здоровье».
  • Внеклассное спортивное мероприятие с участием родителей «Мама, папа, я- спортивная семья».

приложение

«Мы и наше здоровье»

Урок – КВН

Оборудование: кроссворды, плакат «В здоровом теле - здоровый дух», стенная газета «Будьте всегда здоровы!»

Подготовка:

  1. Класс делится на три команды. Для каждой команды выбираются названия.
  2. Команды готовят домашнее задание.
  3. Для проведения КВНа выбирается жюри, которое подсчитывают баллы.

Цель: 

  1. Прививать бережное отношение школьников к своему здоровью.
  2.  Учить детей быть здоровыми душой и телом.
  3.  Применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Ход урока:

На доске: «В здоровом теле – здоровый дух».

Учитель: Ребята, с каждым годом вы становитесь взрослее, хорошо знаете правила здорового образа жизни, умеете определить причины и признаки многих заболеваний, понимаете, какую опасность таят вредные привычки и необдуманное поведение. Сегодня вы сможете всем показать свои знания, как хорошо вы знаете свой организм и доказать, что действительно заботитесь о здоровье.

Девизом нашего КВНа будут слова, записанные на доске: «В здоровом теле – здоровый дух».

Представление команд

«Силачи», «Чистюли», «Крепыши».

  1. Разминка

Учитель: Отгадайте загадку, о каких органах или частях тела идёт речь?

(За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл)

  1.  Всегда он в работе, когда говорим.

А отдыхает, когда мы молчим.

( язык)

   2. Два соседа непоседы.

День - на работе,

А ночь - на отдыхе.

( глаза)

   3. Между двух светил я в середине один. (нос)

   4. Двое идут, двое несут,

Третий говорит.

(ноги, руки, рот)

  5. Не часы,  а тикает?

(сердце)

6.  Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю.

(губы, зубы)

Главный орган дыхательной системы.

(лёгкие)

Главный орган кровеносной системы.

(сердце)

Главные силачи человека

(мышцы)

II. Станция «Здоровое питание»

1.Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

Разделите продукты на две группы.

Полезные продукты - Неполезные продукты

Рыба, кефир, чипсы, геркулес, пепси, фанта, подсолнечное масло, жирное мясо, морковь, торты, лук, капуста, «Сникерс», яблоки, груши, шоколадные конфеты, кириешки.

(Баллы по количеству угаданных продуктов)

2.Соедини стрелками продукты и названия веществ, которые в них есть.

подсолнечник                                белки

хлеб                                                жиры

мясо                                                углеводы

картофель

масло

рыба

овощи

маргарин

варенье

жирное мясо

яйцо

молоко

орехи

конфеты

горох

( Баллы по количеству угаданных продуктов)

III. Станция «Чистюлькино».

  1. Собери пословицы.

«Чистая вода – для хвори беда».

«Холода не бойся, по пояс мойся».

«Чистота – половина здоровья». (1 балл)

  1. Игра «Угадай»

Назови принадлежности, которые помогают человеку содержать своё тело, вещи в чистоте.

Расчёска – а р с ч ё к а с

Зубная щётка – у б з а н я ё щ к а т

Мыло – ы м о л

Вихотка – и в т о х а к

Шампунь – а ш п м у ь н

Полотенце – о п о т л е ц н е (2 балла)

3.Ответьте на вопросы.

  1. Когда вы моете руки, лицо, тело? Что именно вы моете?
  2. Сколько раз в день нужно чистить зубы?
  3. Как правильно следует мыть руки?
  4. Что помогает нам победить микробов?
  5. Где больше всего скапливается грязи на теле человека?
  6. Что появляется на грязной коже? (по 2 балла)

IV. Станция «Лекарственная»

1. Запишите как можно больше лекарственных растений, которые растут в Самарской области. (3 балла)

2. Конкурс «Первая помощь».

Сможете ли вы оказать первую помощь пострадавшему (синяк, порез пальца, ожог)

На столе дезинфицирующие средства: бинты, вата, холодный компресс, холодная вода в миске, марганцовка, йод, зелёнка.

V. Станция «Вредные привычки»

1. Какие вредные вещества содержатся в табачном дыме? (Никотин, угарный газ, табачные смолы.)

Никотин влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается.

Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм.

Табачные смолы засоряют лёгкие.

Курильщики болеют страшными заболеваниями. (2 балла)

2. Какое вещество содержится в спиртных напитках: водке, вине, пиве? (Алкоголь).

Алкоголь опасен в любом возрасте, особенно в детском и подростковом возрасте. Он делает человека зависимым, к нему быстро привыкают. Организм постепенно разрушается. Разрушается печень, она перестаёт очищать кровь от вредных веществ. (2 балла)

3. Какие органы поражают алкоголь и табачный дым?

(Печень, легкие, сердце, мозг).

VI.   Домашнее задание.

Дома вам нужно было составить правила здорового образа жизни

(5 баллов)

Команды читают правила.

Вы прочитали правила, а теперь давайте их красиво наклеим на лист. Получится настоящая настенная газета, которую мы повесим в коридоре рядом с нашим классом. Пусть все читают наши пожелания и заботятся о своём здоровье, как мы.

VII.   Подведение итогов жюри.

Внеклассное спортивное мероприятие с участием родителей

«Мама, пап, я- спортивная семья»

Цель: Через различные формы коррекционно-восстановительной работы способствовать общему укреплению здоровья детей и улучшению зрительных показателей.

Задачи:

  1. Развивать функциональные способности организма, умение владеть своим телом, быть ловким, гибким, смелым и выносливым.
  2. Учить младших школьников умению перевоплощаться, расслабляться, снимать усталость и стать увереннее в себе и своих силах.
  3. Доставить детям радость.
  4. Активно вовлекать родителей в совместную детско-взрослую деятельность.

Ход праздника

(Звучит веселая музыка). Болельщики рассаживаются в спортивном зале, в центр зала выходит ведущий. (Музыка затихает).

1 вед:

Добро пожаловать, гости дорогие!
Веселья Вам, да радости желаем.
Давно Вас ждем, поджидаем,
Праздник без Вас не начинаем!

Под звуки спортивного марша и аплодисменты зрителей входят участники спортивных состязаний и строятся в отведенных местах.

2 вед: Массовость спорта – залог трудовых побед семьи, хорошего настроения и отличного здоровья.

1 вед: Сегодня на нашем празднике мы рады приветствовать дружные спортивные семьи: … (фамилию семьи и имя капитана – ребенка).

2 вед: Оценивать ваши успехи будет жюри, в составе 5-ти человек (представление членов жюри). Каждая команда имеет свою «накопительную корзину», в которую на протяжении всех состязаний, за быстро и правильно выполненное задание, будут складываться мячи (баллы). И таким образом, участникам и болельщикам будут наглядно видны результаты состязаний.

1 вед: Итак, представляем слово нашим участникам… (участники по очереди говорят название команды и девиз).

2 вед: Заниматься физкультурой полезно, веселой физкультурой – вдвойне. Ведь каждая минута занятий спортом продлевает жизнь человека на один час, а веселым – на два! И даже с минутами. Не верите? Проверьте сами. Итак, в добрый путь!

1 вед:

1-й конкурс «Словесная дуэль»

На стене вывешивается слово «физкультура». Участники должны из данного слова составить как можно больше коротких слов. Время на раздумье 1 минута. Победителем будет команда, назвавшая слово последней. (Каждой команде для данного конкурса выдается лист бумаги и карандаш).

Жюри подводит итоги.

2 вед:

2-й конкурс «Автогонки»

Этот конкурс проводится среди капитанов команд, т.е. детей.

Кататься на машине – это не только удовольствие, но и спорт. Спортивная машина отличается от обычной специальными шинами, низкой посадкой, формой руля и т.д. Представим, что именно на такой машине и предстоит соревноваться нашим участникам. А поскольку у нас эстафета шуточная, то и машины будут не настоящие, а игрушечные и они уже стоят перед вашими командами. К ним привязаны веревки, на другом конце которой закреплены палочки. Ребенок наматывает веревку на палку, до тех пор, пока машина не окажется у его ног. Победителем будет та команда, которая быстрее справится с этим заданием.

Жюри оценивает результаты.

1 вед:

Не бойтесь дети дождя и стужи,
Почаще приходите на стадион,
Кто с детских лет со спортом дружит
Всегда здоров, красив и ловок и силён.

3-й конкурс «Самый сильный папа»

Сейчас все команды спешат на стадион, на улице идет дождь. Папа несет за спиной ребёнка, а мама бежит за ними, укрывая ребенка зонтом от дождя. (Каждой команде выдается зонт).

Жюри подводит итоги.

2 вед: Ваши мамы, как и вы в детстве мечтали быть известными актрисами, певицами, художницами или гимнастками. Так вот сейчас им предоставляется такая возможность.

4-й конкурс «Мама лучшая гимнастка»

Мама под музыку исполняет произвольный танец с гимнастической лентой.

Жюри оценивает результаты.

1 вед: Помните, каким образом путешествовала лягушка в сказке «Лягушка-путешественница»? Она заставила уток взять в клювы палку, а сама, уцепившись за неё, взлетела вместе со стаей. В этой эстафете участникам придется проделать примерно то же самое.

5-й конкурс «Лягушка-путешественница»

Папа и мама несут палку, на которой сидит ребенок, держась за шеи родителей. Побеждает та команда, которая первая придет к финишу.

2 вед: Сейчас всем предстоит убедиться в том, что каждый член семьи выполняет свою важную роль, а все вместе они - сила.

6-й конкурс «Круговая порука»

Все участники стоят по кругу, правой рукой придерживают гимнастическую палку, которая одним концом стоит на полу. По свистку все быстро должны убрать руку со своей гимнастической палки и придержать впереди стоящую. Кто остался без палки (упала), тот выходит из игры. Побеждает один – самый стойкий участник и балл присуждается его команде.

Жюри подводит итоги.

1 вед: То, что мы сейчас предложим – это очень редкий вид спорта. Про него мало кто что знает. Так как вид спорта называется «Ночные снайперы», одно известно точно: соревнования эти должны проходить ночью. Поэтому участникам мы завяжем глаза, и для них наступит ночь.

7-й конкурс «Ночные снайперы»

Папы в касках на голове, с завязанными глазами, с поварёшкой в руке, ползут на четвереньках. При этом они стучат поварёшкой по полу, в поисках клада. Клад находится под кастрюлей в центре круга. (Предварительно на линии старта папа, стоя на четвереньках, вращается вокруг себя, пока все считают до пяти). Побеждает та команда, чей папа первым ударит по кастрюле. (Пока жюри подводит итоги за прошедшие семь конкурсов, болельщики и участники выполняют глазодвигательную гимнастику).

Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два – направо.
Три – наверх, четыре – вниз, (движения глазами, голова прямо)
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир. (Вращение глазами)
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз. (Смотреть то на палец, то вдаль)
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз. (Нажимать с двух сторон от переносицы)

Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

2 вед: Когда-то это занятие было популярным во всех странах. Теперь это вид спорта, но поклонников у него не стало меньше. Наверное, никто из участников не откажется стать «всадником» и проскакать с ветерком верхом на лошади. Правда, лошади в этой эстафете не совсем обычные. Их заменят прыгающие мячи. Что делает настоящий всадник перед забегом? Вскакивает в седло, берет поводья в руки, стремительно ударяет по бокам лошади и, прикрикивая: «Но! Пошла!», двигается вперед. Давайте попробуем!.. Все хором кричат: «Но! Пошла!»

8-й конкурс «Скачки»

Все участники команд по очереди прыгают на мячах-лошадках (прыгающие мячи). Побеждает та команда, которая первая придет к финишу. Жюри подводит итоги.

1 вед:

9-й конкурс – это многоборье «Вкус победы!»

Испытать этот вкус должен каждый член команды! Участники «паучками» (папа, мама и ребенок встают спиной друг к другу, сцепившись локтями) добегают до отметки, обратно возвращаются по «льдинам» (дается по 2 газеты на каждую семью – передвигаются, наступая всей семьёй на одну газету, вторую подтягивают вперед и затем перепрыгивают на неё и т.д.). На финише их ждет напиток под названием «Вкус победы» (этикетки сделаны организаторами конкурса). Побеждает та команда, которая быстрее выпьет напиток через коктейльную трубочку. Жюри подводит итоги.

2 вед:

10-й заключительный конкурс «Привал»

Все участники по очереди должны добежать до спального мешка, забраться в него, застегнуться, затем расстегнуться и выбравшись из него, вернуться к своей команде. (У каждой команды свой спальный мешок). Побеждает команда, первая справившаяся с заданием.

1 вед: На привале у костра все обычно отдыхают, играют, веселятся и поют песни. Так вот давайте и мы с вами споем песню «Неразлучные друзья…»

Пока взрослые и дети исполняют песню, жюри вместе со своими помощниками подсчитывают мячи в «накопительных» корзинах, подводят итоги, объявляют результаты и награждают команды грамотами и призами.

Деятельность образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья учащихся

УЧАЩИЕСЯ

1. Создание оптимальных внешнесредовых условий

Выполнение  требований

СанПиНов

Доброжелательный

социально-психологический

климат

Здоровьесберегающие

технологии

2. Формирование у школьников навыков здорового

 образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью

§  Через содержание учебных предметов

§  Через внеклассные мероприятия

§  Введение факультативных курсов

§  Приглашение специалистов Центра ПМСС

 

УЧИТЕЛЯ

Мотивация пед.

коллектива на проблему

здоровья

Повышение квалификации

 

Повышение  личной

ответственности

Психологические тренинги

Группы здоровья

Овладение методиками

проведения экспертизы

технологий, урока с точки

зрения их влияния на здоровье

Психолого-пед. семинары

 

 

 

Занятия со специалистами

Центра ПМСС

Овладение личностно-ориентированными и здоровьесберегающими

технологиями

РОДИТЕЛИ

Привлечение к участию

в образовательном

процессе

Родительский лекторий по вопросам здоровья

(специалисты школы)

Занятия специалистов

Центра ПМСС

 

 

 

 

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, правильно подобранная мебель, регулярная влажная уборка, рассадка учащихся с учётом медицинских показаний и т.п.

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Ориентировочная норма – 7-10 минут.

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа и т.п. Норма – не менее 3х.

Чередование видов преподавания

Норма – не позже чем через 10-15 минут.

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). 
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: 
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт 
— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Темп окончания урока

Спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель комментировать задание на дом.

Режим дня в жизни школьника.

Анкетирование учащихся класса.

  • В котором часу ты встаешь утром?
  • Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?
  • Ты встаешь охотно или с   трудом?
  • Какие процедуры входят в твой   утренний   туалет?
  • Делаешь ли ты зарядку по утрам?
  • Ты делаешь ее один или с родителями?
  • Как долго   ты делаешь уроки?
  • Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?
  • Гуляешь ли ты   на улице перед тем, как начать выполнять домашнее задание?
  • В котором часу ты идешь спать?

Анкетирование родителей учащихся класса.

  • Считаете ли вы необходимым условием успешности   учебной деятельности вашего ребенка выполнение им режима дня?
  • Ваш ребенок встает сам   или вы его будите?
  • Он   встает охотно или с   трудом?
  • Как   вы на это реагируете?
  • Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка?
  • Делает ли ваш ребенок зарядку?
  • Являетесь ли вы для него в этом примером?
  • Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
  • Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
  • Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?
  • Как долго, по-вашему, делает уроки ваш ребенок?
  • Каков ежедневный ритуал   ухода ко сну вашего ребенка?
  •  Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?

Что нужно знать   родителям о физиологии младшего школьника?

Полезные советы на каждый день.

Анкетирование учащихся класса.

  • Тебе нравятся уроки физической культуры?
  •  Какие упражнения тебе нравятся больше всего на уроках физической культуры?
  • Какую отметку ты чаще всего получаешь на уроке физической культуры?
  • Тебе нравится ваш учитель?
  •  В каких кружках и секциях тебе хотелось бы заниматься?
  • В каких спортивных мероприятиях класса ты хотел бы участвовать?
  • Что бы ты хотел в себе исправить с помощью уроков физической культуры?
  • Что бы ты хотел пожелать учителю физической культуры?
  • О чем хотел бы попросить родителей по данной теме?

Анкетирование родителей учащихся класса.

  • Нравятся ли вашему ребенку уроки физической культуры в школе?
  • Позволяете ли вы себе забирать своего ребенка с урока физической культуры, если вам это необходимо?
  • Считаете ли вы урок физической культуры равноценным по значимости с другими предметами?
  • Присутствовали ли вы когда - ни будь на уроке физической культуры?
  • Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию в школе или вне школы?
  • Что вы знаете о спортивных достижениях вашего ребенка, если таковые имеются?
  • Какой вы видите организацию спортивной работы в классе, в котором учится ваш ребенок?

Диагностика здоровьесберегающей деятельности учителя

Гигиенические критерии рациональной организации

урока (Смирнов Н. К.):

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

недостаточно

рациональный

нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75 – 80%

85 – 90%

Более 90%

2

Число видов учебной деятельности

4 – 7

2 – 3

1 – 2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 минут

11 – 15 минут

Более 15 минут

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7 – 10 минут

Смена через 11 – 15 минут

Смена через 15 – 20 минут

5

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10 – 15 минут

Через 15 – 20 минут

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (число)

2 - 3

1

нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением  гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видами работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

10

Физкультминутки

Две за урок, из 3 легких упражнений, по 3 – 5 повторений каждого

Одна физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индиферентный

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности)

Не ранее чем через 40 минут

Не ранее чем через 35 - 37 минут

Менее чем через 30 минут

Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко

1. Пальминг.

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца – на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

3. Рисование носом.

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент.

4. Раскрашивание.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, потом синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

Упражнения для глаз.

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. (Повторите 5 раз.)

       Вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом  медленно отодвиньте обратно.          (Повторите 5 раз.)

  1. Посмотреть в окно вдаль 1 минуту.

3.  Движения зрачков влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.

4.  Слегка поглаживаем себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение, засыпание).

5. Сесть напротив стены на расстоянии 2-5 метров. Наметить на стене 2 точки, одна под другой, на расстоянии 50 см. Перевести взор с точки на точку (самоуправление засыпанием).

6.  Созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10-20 секунд - один из йоговских приёмов отдыха.

7.  Сведём взор внутрь кверху, веки автоматически начнут опускаться. Теперь взор сам вернётся в первоначальное положение. Несколько таких упражнений - появятся лёгкое головокружение и сонливость.

Упражнение с помощью плаката-схемы зрительно-двигательных траекторий

Для периодической активизации чувства общей, в том числе и зрительной, координации используют схему зрительно-двигательных траекторий, которую рисуют в максимально возможную величину на одной из боковых стен или на потолке. На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх-вниз,  влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке.

Упражнение выполнять только стоя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» КОНДЫБА Н.Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Слайд 2

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Василий Александрович Сухомлинский.

Слайд 3

Актуальность Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья. В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.

Слайд 4

Здоровье человека зависит: На 10% - от возможностей медицины На 15% -от наследственной программы На 25% -от состояния окружающей среды На 50% -от образа жизни

Слайд 5

ЦЕЛЬ Создание здоровьесберегающих условий организации учебно- воспитательного процесса для формирования у учащихся ОВЗ потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.

Слайд 6

Разработать комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка в условиях массового обучения; Способствовать формированию готовности и умения вести здоровый образ жизни; Разработать разнообразные виды здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленные на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности; Установить эффективные пути взаимодействия с родителями, с различными специалистами в области здоровьесбережения. Задачи

Слайд 7

Стратегия, методы и механизм реализации проекта. Апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в образовательном учреждении. Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый периодичностью 2 раза в год (май, сентябрь). Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности. Создание благоприятного психологического климата в классе. Пропаганда здорового образа жизни среди школьников. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности Вовлечение родителей в активный досуг.

Слайд 8

Рабочий план реализации проекта. Нормативно – правовое обеспечение проекта. Создание здоровьесберегающей среды в школе. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Работа с учащимися Сотрудничество с родителями. Методическая робота обмена опытом. .

Слайд 9

Нормативно – правовое обеспечение проекта • Конституция РФ. • Конвенция «О правах ребенка». • Закон РФ «Об образовании». • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». • Устав образовательного учреждения. • Учебный план. • Учебные программы.

Слайд 10

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ- ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Слайд 11

Выделил группы, в которых используется разный подход к охране здоровья и разные формы , методы работы: Медико-гигиенические технологии Физкультурно-оздоровительные. Экологические здоровьесберегающие технологии. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Оздоровительные коррекционно-развивающие технологии для оказания помощи детям, испытывающим затруднения при обучении. Никита Константинович Смирнов профессор, зав. кафедрой психолого- педагогических технологий охраны и укрепления здоровья

Слайд 12

Методика «зрительных горизонтов» (для профилактики нарушения зрения). Зрительно-координаторный тренаж с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажер «Разноцветные фигуры») Методика для коррекции осанки Владимир Филиппович Базарный Российский учёный, врач, педагог. Доктор медицинских наук; Почётный работник общего образования Российской Федерации.

Слайд 13

Лариса Федоровна Тихомирова доктор педагогических наук, профессор. В 1979 году с отличием закончила лечебный факультет Ярославского Государственного Медицинского Университета Опубликовано 215 научных работ, некоторые из них: «Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики». Как сформировать у школьника здоровый образ жизни (учебное пособие). Руководство по спортивной медицине (учебное пособие с грифом министерства). «Школа — территория здоровья». Мониторинг здоровья обучающихся в системе управления процессом здоровьесбережения в коррекционной школе

Слайд 14

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку). Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст. Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка). Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Слайд 16

РЕКОМЕНДАЦИИ Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и ,безусловно, интерес к уроку. Оценка должна стимулировать интерес ребенка, а не быть наказанием.

Слайд 17

ПРЕДЛОЖЕНИЕ Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся; Пропаганда и пример здорового образа жизни; Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития; Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Здоровьесберегающие технологии как наиболее эффективное средство учебно - воспитательного процесса»

Слайд 2

Оздоровительные моменты на уроке Гимнастика для глаз Пальчиковая гимнастика Физкультурные минутки Дыхательная гимнастика Точечный массаж Релаксация

Слайд 3

Зрительная гимнастика помогает: Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость; Тренировать вестибулярный аппарат; Развить зрительную координацию; Укреплять глазные мышцы; Развить зоркость и внимательность; Улучшить зрение.

Слайд 5

Пальчиковая гимнастика « Рука является вышедшим наружу мозгом» И. Кант - Подготовить руку к письму -Развить внимание, терпение -Стимулировать фантазию -Активизировать работу мозга -Научиться управлять своим телом https://www.youtube.com/watch?v=mDOdropwFkM

Слайд 6

Точечный массаж помогает: - Проводить профилактику простудных заболеваний; -Научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения; -Обучить навыкам проведения точечного массажа.

Слайд 7

Физкультурные минутки помогают: Снятие усталости, напряжения; Ослабить утомление на уроке; Проводить профилактику нарушения осанки; Поддержание работоспособности, активного внимания;

Слайд 8

Дыхательная гимнастика. Укрепление дыхательной мускулатуры; Уменьшение заболеваний дыхательной системы; Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние.

Слайд 9

Релаксация на уроках. Помогает снять стресс; Расслабление мышц; Снятие усталости; Восстановление работоспособности

Слайд 10

Заключение. «Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее».

Слайд 11

Литература 1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.».,Москва, Издательство «Вако»,2005 г. 2. 2. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г. 3. 3. Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии»., Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г. 4. 4. http://www.openclass.ru/io/9/kostenko Костенко Л.В. «Здоровье сберегающие технологии в школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Здоровьесберегающие технологии как наиболее эффективное средство учебно- воспитательного процесса»

Педагогический проект предлагает здоровьезберегающие технологии для учащихся начальных классов....

Доклад на тему "Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения"

Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном  процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения...

Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».

Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара...

Исследовательская работа: Применение активных методов, приемов при создании педагогических условий развития поликультурной компетентности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе по Программе «Познаем мир вместе»

Проблема исследования - Каковы педагогические условия развития поликультурной компетентности младших школьников?.Объект исследования - процесс поликультурного воспитания младших школьников.Предме...

Применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе

Выступление из опыта работы об эффективности применения элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе....

Применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе (презентация)

Выступление из опыта работы об эффективности применения элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе...