Кулинарное путешествие по России
план-конспект занятия по зож (4 класс)

Конспект занятия по внеурочной деятельности с использованием современных образовательных технологий

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulinarnoe_puteshestvie_po_rossii_konspekt.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по внеурочной деятельности

  «Разговор о правильном питании» 4 класс

Тема «Кулинарное путешествие по России»

Цель: Формировать у учащихся представления о кулинарных традициях как части культуры народа, а также о  кулинарных традициях и обычаях, сложившихся в Центральных регионах нашей страны.

Задачи:

1.   Развивать  умение работать в группе

2.    Развивать умение  эмоционально строить монологическое высказывание

3.   Развивать умение  пользоваться  толковым словарём

4.   Воспитывать уважение к традициям своего народа.

5.   Расширить представление о кулинарных традициях России

Тип занятия: Получение новых знаний

Форма проведения: Урок-путешествие с использованием ИКТ.

Планируемые результаты:  Знать о  кулинарных традициях традициях своей страны, о приготовлении некоторых национальных блюд.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: 

-понимать выделенные учителем ориентиры действия при выполнении задания;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-умение понимать выделенные учителем ориентиры для ответов на вопросы;

- понимание и сохранение учебной задачи;

- понимать выделенных учителем ориентиров действия в сотрудничестве с учителем;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей .

Познавательные:

-преобразовывать практическую задачу в познавательную

Коммуникативные:

- умение использовать речевые средства для озвучивания ответа на вопрос;

-умение строить монологическое высказывание;

-умение работать в группе

 

 Ход занятия

 1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята!  Проверим готовность к нашему занятию.

- Группы на месте?

- К работе готовы?

 - Настроение чемоданное?

- Когда так говорят? 

Хорошо на белом свете

Путешествовать всем вместе ,

И ловить попутный ветер,

Не печалясь ни о чём…

.II. Постановка познавательной задачи

Учитель:    Мы  продолжаем говорить о  правильном питании.

– Ребята, как вы думаете, от чего зависит пища разных народов?

Учащиеся:  От географического положения и климатических условий; от природных ресурсов; от национальных традиций)

III. Создание проблемной ситуации

  Учитель:   Когда говорят о какой-нибудь стране, что называют в первую очередь?

Ученик: Вспоминают ее место на карте мира, численность населения и площадь этой страны. 

Учитель: Каких людей вспоминают, говоря о стране?

Ученик: Вспоминают имена великих людей, прославивших имя государства,

Учитель: А вспоминают ли традиции народов, живущих в этой стране?

Ученик: Да

Учитель: А еще – обязательно вспоминают о кухне, оказывается, у каждого народа есть свои кулинарные традиции.

 -А что такое традиции? Где мы можем найти ответ?

Учащиеся: В толковом словаре.  - То, что пришло от одного поколения к другому; обычаи, установившийся порядок.

Учитель:  – Ребята, а одинаковые ли кулинарные традиции на всей территории России?      

Учащиеся:  - Нет

Учитель:   Сегодня, ребята, я предлагаю вам познакомиться с кухней разных регионов нашей необъятной страны.  

Учитель:   Какая тема нашего занятия?

 Учащиеся: Тема нашего занятия «Кулинарное путешествие по России»

Учитель:   Что узнаем на занятии?

 Учащиеся Узнаем о кулинарных традициях и обычаях нашей страны.

III. Открытие новых знаний

Учитель:  Я предлагаю путешествие, включающее в свою программу подробный рассказ о кулинарной культуре того или иного народа или местности. ( слайд 1).

Учитель:  Вы побываете в разных частях нашей Родины, и подробно о них вы узнаете во время нашего путешествия.

Учитель:   Что как вы думаете, что нам будет помогать?

 Учащиеся:  Географическая карта

Учитель Начнем кулинарное путешествие на север нашей Родины. Итак, нас встречает Архангельская область (слайд 2)

Учащиеся: У нас на севере в лесах растет много ягод и грибов. Одну из них – морошку (слайд 3)слайд - даже называют царской, так как раньше ее специально собирали для царской семьи. В Белом море у нас водится очень вкусная рыба – треска. ( слайд 4)Из нее у нас готовят очень много разных блюд, недаром в старину жителей Архангельска даже называли «трескоедами». Мое самое любимое блюдо - пироги с треской и чудесные булочки- шанежки, которая печет моя бабушка.

 Учитель Ну и нельзя не сказать о северных пряниках – козулях,( слайд5) которые пекут только в Архангельской области. Козули – это особый вид пряников, которые выпекают к Новому году. Они могут храниться до года и даже дольше, оставаясь при этом такими же хрустящими и вкусными.

– Впереди нас ждёт Центральный район России, Московская область, Калужская и Тульская (слайд6)

 Учащиеся:А вы пробовали настоящий тульский пряник? Считается, что выпекать их стали 300 лет назад. Настоящие тульские пряники были разной формы, украшались узорами и надписями. Они очень красивые и вкусные.

Учащиеся: А моя бабушка сама выращивает огурцы и помидоры. Мы их свежими едим, и консервируем. А вы знаете, что в одном из городов Московской области даже памятник огурцу стоит(.слайд 7) Мое любимое блюдо - это каша, которую варит моя мама.

Учащиеся У нас дома в Калужской области тоже часто варят кашу. Это традиционное русское блюдо очень вкусное и полезное. А еще русская кухня славится хлебом и пирогами. Недаром говорят «Каша и хлеб на стол, так и стол престол»( слайд 8 каравай)

Учитель: Молодцы! Каша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт.. В кашах сосредоточено все то, что нужно нашему организму для полноценной жизнедеятельности. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне. У каши есть свой народный праздник – так и называется, Мирская каша. Отмечается он в день Акулины-гречишницы, 26 июня  

Акулина-гречишница сегодня решила подшутить над вами. Она перемешала все крупы, а вам нужно разгадать , какие крупы перемешаны и какие каши из них варят. Ответы занесите в таблицу. 2 минуты вам на эту работу.

Физкультминутка:

Учитель: Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся в Тамбовскую, Саратовскую области и республику Татарстан. (слайд 9)

Учащиеся:  Приглашаю всех к нам в Тамбовскую область. Здесь выращивают самую вкусную картошку! Знаете, сколько блюд можно приготовить из картошки- и салат, и суп, и пироги с пирожками, пожарить, запечь- всё будет вкусно!

Учащиеся: Ребята, а вы ели чак-чак? Такую вкуснотищу можно только в Татарстане попробовать .А ещё там пекут замечательные беляши.

Учащиеся: У нас в Самарской области также много овощей и фруктов. У ещё здесь выращивают пшеницу. Мука, которая из неё получается долго сохраняет свои свойства. Из неё пекут хлеб, делают макароны, вермишель. А уж про самарский  хлеб знают даже в соседних областях.

Учитель: А сколько пословиц о хлебе сложено! А знаете ли вы пословицы о хлебе, мы сейчас проверим. Откройте тетради на стр 31. Ребята в каждой группе работают с двумя пословицами. Соедините стрелками начало и окончание пословиц. На выполнение работы-2 минуты. Время пошло!

Проверим  друг друга, поменяйтесь тетрадями. Оцените работу товарища смайликом.

А теперь давайте поработаем на ноутбуках. Как назывались кулинарные  изделия на Руси? Выполните задание группой, следуя инструкции. Через 1 минуту –проверим.

Учитель: Поехали дальше- в Краснодарский край, на Кавказ, и на Урал ( слайд 10)

Ученик: Если приедете к нам в Краснодарский край, я угощу вас борщом! Борщ- одно из самых известных блюд русской кухни. Но такого, как у нас, вы нигде не попробуете! Ведь летом у нас очень солнечно, поэтому овощи, из которых варится борщ, вырастают очень вкусные и полезные. А ещё у нас готовят вареники с разными начинками- и с вишней , и с творогом , и с картошкой.

Ученик: Если поедете в Краснодарский край, то и в нам на Кавказ загляните. У на готовят очень вкусный шашлык. А ещё я могу угостить вас осетинскими пирогами с разными начинками- из мяса, капусты, свекольных листьев, а ещё – с сыром, орехами и зеленью.

Ученик: Вам нравятся пельмени? Это блюдо у нас  на Урале очень любят и часто готовят. Пельмени делают не только с мясом, но с капустой, грибами , рыбой. В Удмуртии даже памятник пельменю поставлен. ( слайд 11)

V.Рефлексивно-оценочный

Учитель: Вот и подошло наше занятие к концу.

Подумайте, почему в нашей стране разные  кулинарные традиции?

Учащиеся Максимальное использование ресурсов края. Сохранение здоровья

Учитель: Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой области есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи.

Сегодня мы совершили кулинарное путешествие по России. В дальнейшем мы побываем и в других областях.

Что понравились на занятии больше всего? Напишите письмо родителям

Учащиеся: «Дорогие родители! Мы сегодня совершили кулинарное путешествие по нашей стране. Узнали, что в Архангельской области, в Центральных районных всегда на столе была каша- семейные традиции»

Учитель: Скоро вы вернетесь домой, отведаете любимое свое блюдо и обязательно вспомните о богатстве русской кухни. И поделитесь с нами любимыми блюдами вашей семьи.

Приятного аппетита!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кулинарное путешествие по России"

Занятие по программе "Разговор о правильном питании"...

Кулинарное путешествие. Работа "Грибочки"

Работа  по указанной теме....

Внеклассное мероприятие "Кулинарное путешествие"

Внеклассное мероприятие "Кулинарное путешествие" проводится в форме игры, целями которой являются пробуждение интереса обучающихся к кулинарным традициям России, формирование стремления к новым ...

Внеклассное мероприятие КУЛИНАРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В КАШИНО 2 КЛАСС

Тема занятия:  КУЛИНАРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ                           В...

Презентация на тему "Кулинарное путешествие по России" для 3 класса

Презентация "Кулинарное путешествие по России"...

«Виртуальное кулинарное путешествие по России» КТД обучающихся 3-4 классов

Россия – огромное многонациональное государство. В связи с этим и кулинарные традиции нашей страны весьма многообразны. Нет единой «российской кухни». У каждого из народов, населяющи...

Кулинарное путешествие по России

Открытый урок "Кулинарное путешествие по России"...