Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровье"
рабочая программа по зож

Хомяк Надежда Атласовна

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; стремление  быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_zdorove_4-a_klass.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1

«Рассмотрено».                                             на   заседании МС     _______________

Протокол №____                                от «___» _______2019г

«Согласовано».                                       заместитель директора                       по УВР   _______________2019г                                                

Сергеева Е.В.

«Утверждаю».                             Директор МБОУ                          «НОСШ» №1_______ Константинова.Л.Н.                     Приказ №___                                      от «__» ___2019

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Здоровье»

для 4-а класс

(2 часа в неделю)

Составитель: учитель

начальных классов

Хомяк Надежда Атласова

2019-2020 учебный год

                                                         1.Пояснительная записка

       Настоящая программа «Здоровье» разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы  «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников», «Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего поколения», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707)

  Программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной деятельности» Москва «Просвещение» 2011г. «Азбука здоровья»

      Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.  

          Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

           Учебного плана МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»; годового учебного календарного графика на текущий учебный год; основной образовательной программы МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»; - учебно-методического комплекса

Цель и задачи программы

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  • обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления;
  • обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.

       Программа     соответствует   федеральному   компоненту   государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов, рассчитана  на 232 учебных часов и предполагает равномерное распределение этих часов по классам с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Режим работы: 28 еженедельных часов в 1 классе, на 68 часа – во 2-4 классе. Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.

         Количество обучающихся – 12-15 человек.

    2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

-   личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

-  метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

-   предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» является формирование следующих умений:

-  определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-  в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.     Регулятивные УУД:

-   определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-   проговаривать последовательность действий на уроке.

-  учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

-  средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

-  средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

-  делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и   формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

-  средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

   3. Коммуникативные УУД:

-   умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-  слушать и понимать речь других.

-  средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

-  совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

-  средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

-  оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

-  осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

-  социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

В результате усвоения программы учащиеся должны знать и уметь:

выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

составлять режим дня;

осуществлять активную оздоровительную деятельность;

формировать своё здоровье;

факторы, влияющие на здоровье человека;

соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи;

управлять своими эмоциями;

выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;

включать в свой рацион питания полезные продукты;

соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;

соблюдать правила пользования общественным транспортом;

соблюдать правила пожарной безопасности;

соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе;

причины некоторых заболеваний;

причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Секреты здоровья

Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения.  Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.

Попрыгать, поиграть

Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов.

Профилактика детского травматизма

Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.

3.Содержание программы.

Содержание программы

Тема 1. Что такое здоровье? (2час)

Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…»

Тема 2. Что такое эмоции? (2час)

Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя».

Тема 3. Чувства и поступки. (2час)

Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?»  Творческая работа в тетради.

Тема 4. Стресс. (2час)

Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов.

Тема 5. Учимся думать и действовать. (2час)

Повторение. Чтение и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?»

Тема 6. Учимся находить причину и последствия событий. (2час)

Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?»

Тема 7. Умей выбирать. (2час)

Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент».

Тема 8. Принимаю решение. (2час)

 Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»

Тема 9. Я отвечаю за своё решение. (2час)

Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».

Тема 10. Что мы знаем о курении. (2час)

Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа.

Тема 11. Зависимость. (2час)

Анализ ситуации в стихотворении Э. Мешковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим».

Тема 12. Умей сказать НЕТ. (2час)

Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?».

Тема 13. Как сказать НЕТ. (2час)

Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг.

Тема 14. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? (2час)

Робота со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа.

Тема 15. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. (2час)

Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа.

Тема 16. Волевое поведение. (2час)

Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг.

Тема 17.  Алкоголь. (2час)

Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить!

Тема 18. Алкоголь – ошибка. (2час)

Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С. Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг.

Тема 19. Алкоголь – сделай выбор. ( 2час)

Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка.  Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг.

Тема 20. Наркотик. (2час)

Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим».

Тема 21. Наркотик – тренинг безопасного поведения. (2час)

Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг.

Тема 22. Мальчишки и девчонки. (2ас)

Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа.

Тема 23. Моя семья. (2час)

Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Оздоровительная минутка. Чтение и анализ стихотворения. Игра «Продолжи предложение».

Тема 24. Дружба. (2час)

Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций.

Тема 25. День здоровья. (2час)

 Открытие праздника. Игры и соревнования.

Тема 26. Умеем ли мы правильно питаться? (2час)

Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом.

Тема 27. Я выбираю кашу. (2час)

Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку».

Тема 28. Чистота и здоровье. (2час)

Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения».

Тема 29. Откуда берутся грязнули? (игра – путешествие) (2час)

Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э. Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением.

Тема 30. Чистота и порядок (продолжение путешествия). (2час)

Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворениями.

Тема 31. Будем делать хорошо и не будем плохо. (2час)

Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтении и анализ стихотворений.

Тема 32. КВН «Наше здоровье» (2час)

Тема 33. Я здоровье берегу – сам себе я помогу (урок-праздник) (2час)

Тема 34. Будем здоровы. (2час)

Посещение медицинского кабинета. Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты».

Примечание: проектно-исследовательские работы по выбору детей

4.Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

теоретических

практических

всего

1

Здоровье

34

34

68

Итого

34

34

5.Календарно-тематическое планирование  

№п/п

Название раздела и темы

Дата

План

Факт

Школа  Здоровья (68 часов)

1

Что такое здоровье?

2

Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…»

3

Что такое эмоции?

4

Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает? ».

5

Чувства и поступки

6

Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?»  

7

Стресс

8

Практическая работа: упражнения на снятие стресса.

9

Учимся думать и действовать

10

Игра «Что? Зачем? Как?»

11

Учимся находить причину и последствия событий

12

Игра «Почему это произошло?» ,«Назови возможные последствия»,

13

Умей выбирать

14

Игра «Комплимент».

15

Принимаю решение

16

Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»

17

Я отвечаю за свои решения

18

Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».

19

Что мы знаем о курении

20

Встреча с медработником. Работа над пословицами.

21

Зависимость

22

Анализ ситуации в стихотворении Э. Мешковской «Странные вещи».

23

Умей сказать НЕТ

24

Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?».

25

Как сказать НЕТ

26

Толкование пословиц. Психологический тренинг.

27

Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ?

28

Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа.

29

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

30

Работа с деревом решений. Творческая работа.

31

Волевое поведение

32

Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг.

33

Алкоголь

34

Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить!

35

Алкоголь – ошибка

36

С. Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ».

37

Алкоголь – сделай выбор

38

Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг.

39

Наркотик

40

Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности.

41

Наркотик – тренинг безопасного поведения

42

Игра «Пирамида». Повторение правил.

43

Мальчишки и девчонки

44

Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа

45

Моя семья

46

Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право».

47

Дружба

48

Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций.

49

День здоровья

50

Игры и соревнования.

51

Умеем ли мы правильно питаться?

52

Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?»

53

Я выбираю кашу

54

Конкурс «Самая вкусная и полезная каша»

55

Чистота и здоровье

56

Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай».

57

Откуда берутся грязнули?

58

Анализ ситуаций в стихотворении Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э. Успенского «Очень страшная история».

59

Чистота и порядок

60

Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай».

61

Будем делать хорошо и не будем плохо

62

Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтении и анализ стихотворений.

63

КВН «Наше здоровье»

64

Командная игра.

65

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

66

Урок-праздник

67

Урок-конференция «Будьте здоровы!»

68

Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты».

Учебно- методическая литература

  1. 1.Дереклеева Н.И «Справочник классного руководителя». М., «Вако», 2012 г.
  2. 2.Дик Н.Ф «Классные часы в 3-4 классах», Ростов – на Дону, « Феникс», 2014 г.
  3. 3.Ж. «Завуч начальной школы», № 5, 2008 г.
  4. Ж. «Начальная школа», № 11, 2007 г.
  5. Ковалько В. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2014г.
  6. Ковалько В.И «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2011 г.
  7. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
  8. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
  9. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...