Внеклассное занятие по программе «Разговор о правильном питании».
план-конспект занятия по зож (1 класс)

Булавкина Любовь Александровна

Тема занятия:  «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_programmy_razgovor_o_pravilnom_pitanii.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Воркуты

Конкурс методик

 «Реализация программы «Разговор о правильном питании» как направлении воспитательной работы»

  Система  работы по реализации модуля «Разговор о правильном питании»:

Цель программы: формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни. 

  Для достижения цели программы необходимо решить следующие задачи:

  образовательные задачи:

- развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять здоровье;

- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности выполнять эти правила;

- развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.

воспитательные задачи:

- развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с

культурой и историей народа;

- развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание

того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

развивающие задачи:

- развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности;

- развитие самостоятельности, самоконтроля;

- развитие коммуникативности;

- развитие творческих способностей.

Содержание модуля может быть реализовано в рамках учебной и внеурочной деятельности в форме:

интегрированных уроков по правильному питанию (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, ИЗО);

внеклассных занятий по правильному питанию;

праздников;

бесед;

классных часов;

однодневных походов в природу;

родительских собраний, круглых столов, семинаров;

проектная, самостоятельная поисково–исследовательская деятельность;

конкурсов рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни;

выпуска газет, информационных буклетов.

Реализация программы «Разговор о правильном питании» через урочную деятельность :

- Разговор о правильном питании: уроки с разнообразными формами и методами обучения

Чтение: создание сборников , загадок, анализ произведений и т.д.

Математика: решение задач по подсчету калорийности продуктов

Окружающий мир: различные опыты, исследования, изучение систем организма человека и их связь с рациональным питанием

Изобразительная деятельность: конкурсы рисунков и поделок

Физкультура: беседы о здоровом образе жизни, о питании во время занятия спортом

Реализация программы «Разговор о правильном питании» через внеклассную деятельность:

- праздники

- классные часы

- познавательные игры

- встречи с интересными людьми

Работа с родителями:

- родительские собрания

- семейные праздники, выставки семейного творчества

- привлечение родителей в помощь детям (сбор информации, изготовление стенгазет)

Реализация программы «Разговор о правильном питании» через развитие единого социокультурного пространства:

- работа с родителями

- организация общественного питания (школьная столовая)

- районная детская поликлиника ( фельдшер школы)

- средства массовой информаци

- организация совместной работы со старшеклассниками (выступление участников научно-практической конференции)

- совместная работа с учителями – предметниками (беседы учителя физической культуры)

Планирование реализации модуля «Разговор о правильном питании»:

разнообразие питания: (17 ч)

  • Если хочешь быть здоров  - 1ч.( 0,5ч. теоретическая часть и 0,5ч. практическая часть.) 
  • Самые полезные продукты -.( 0,5ч. теоретическая часть и 0,5ч. практическая часть.) 
  • Как правильно есть(гигиена питания) -.( 0,5ч. теоретическая часть и 0,5ч. практическая часть.) 
  • Удивительные превращения пирожка -.( 0,5ч. теоретическая часть и 0,5ч. практическая часть.) 
  • Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной -.( 0,5ч. теоретическая часть и 0,5ч. практическая часть.) 
  • Плох обед, если хлеба нет-.( 0,5ч. теоретическая часть и 0,5ч. практическая часть.) 
  • Полдник. Время есть булочки.- 1ч.( 0,5ч. теоретическая часть и 0,5ч. практическая часть.) 
  • Пора ужинать-.( 0,5ч. теоретическая часть и 0,5ч. практическая часть.) 
  • На вкус и цвет товарищей нет-.( 0,5ч. теоретическая часть и 0,5ч. практическая часть.) 
  • Как утолить жажду-.( 0,5ч. теоретическая часть и 0,5ч. практическая часть.) 
  • Что надо есть, если хочешь стать сильнее-.( 0,5ч. теоретическая часть и 0,5ч. практическая часть.) 
  • Где найти витамины весной-.( 0,5ч. теоретическая часть и 0,5ч. практическая часть.) 
  • Овощи, ягоды и фрукты-.( 0,5ч. теоретическая часть и 0,5ч. практическая часть.) 
  • Всякому овощу свое время- .( 0,5ч. теоретическая часть и 0,5ч. практическая часть.) 
  • Праздник здоровья-.( 0,5ч. теоретическая часть и 0,5ч. практическая часть.) 
  • закрепить полученные знания о законах полезного питания, познакомить учащихся с полезными блюдами для праздничного стола

       В рамках реализации данной методики предполагается использование интерактивных форм, здоровьесберегающих технологий, активных форм и методов обученияОсобенностью данной методики является то, что, приступая к изучению новой темы, очень важно продумать содержание и цели каждого занятия, формы деятельности учителя и учеников, коллективные, индивидуальные, работу по развитию творческих способностей и познавательных процессов. Обязательными условиями обучения является занимательность изложения материала, ненавязчивость, отсутствие назидательности и поучительности. В ходе реализации методики используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

Основные методы обучения:

фронтальный метод;

групповой метод;

практический метод;

познавательная игра;

ситуационный метод;

игровой метод;

соревновательный метод;

активные методы обучения.

Основные  формы обучения:

чтение и обсуждение;

экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия;

встречи с интересными людьми;

практические занятия;

творческие домашние задания;

праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;

конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);

ярмарки полезных продуктов;

сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;

мини – проекты;

совместная работа с родителями.

Методика при работе с учащимися по программе “Разговор о правильном питании” строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком. Методические приёмы делают акцент на самостоятельность и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому выполнению заданий. Основная работа по комплекту проводится как на классных часах, так и на уроках. В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся соблюдать правила этикета. Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

Программа «Разговор о правильном питании» направлена на достижение следующих результатов у учащихся:

- Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

- Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрениям соответствия требованиям здорового образа жизни и с учетом границ личностной активности корректировать несоответствия;

- Дети получают знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определенной степени повлияет на успешность их социальной адаптации , установление контактов с другими людьми.

Внеклассное занятие по программе «Разговор о правильном питании».

Тема занятия:  «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»

                    Контингент участников: учащиеся (7-10 лет)

  Цели: познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами, со значением витаминов в жизни человека, воспитание здорового образа жизни.

 Продолжительность: 45 мин

 Планируемые результаты:

- Учащиеся вспомнят, чем отличаются овощи и фрукты;

- Узнают роль витаминов в жизнедеятельности организма:

- Научатся соблюдать правила гигиены при употреблении овощей, фруктов и ягод.

Регулятивные УУД:

- Понимание и сохранение учебной задачи;

- Понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные УУД:

- Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- Осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.

Коммуникативные УУД:

- Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

- Построение монологического высказывания.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, муляжи овощей, ягод и фруктов, рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании»  под редакцией М.Безруких, Т.Филипповой.

Конспект  занятия:

  1. Организация
  2. Мотивация

Учитель: У всех на партах листочки. Напишите, пожалуйста, название продуктов, которые вы чаще всего употребляете в пищу. А вы уверены, что он полезен для вашего организма? Это выяснится к концу нашего занятия.

- Что самое бесценное в жизни человека? (здоровье)

- Ну, конечно же, здоровье! Здоровье нужно беречь.

- Сегодня мы с вами поговорим о здоровом питании, что нужно есть и почему.

  1. Актуализация знаний.

Сформулируйте тему нашего занятия, отвечая на загадки, о чем мы будем говорить

1) Сарафан на сарафан, платьице на платьице.

     А как станешь раздевать, досыта наплачешься.

                                                            (лук)

2) Летом в огороде свежие, зеленые,

    А зимою в бочке желтые, соленые.

                                              (огурцы)

3) Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.

 Ты посоли ее немножко, ведь, правда, вкусная ….

                                                                      (картошка)

- Как назвать все эти отгадки одним словом? (Овощи)

Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет…(Банан)

- Как назвать все эти отгадки одним словом? (фрукты)

Листики - с глянцем,

Ягодки - с румянцем,

А сами кусточки -

Не выше кочки.

(Брусника)

На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка... (Морошка)

То не чёрная черника

Ягода совсем другая,

Потому, что голубая

Называют ... (Голубика)

- Как назвать все эти отгадки одним словом? (ягоды)

-Эти ягоды растут в нашем крае.

Как вы думаете, это полезные продукты? Почему?

( Эти продукты нужны человеку каждый день. В них есть вещества, без которых человек не может расти и быть здоровым - это витамины.)

- О чем же мы сегодня мы с вами будем говорить на занятии, назовите тему нашего занятия.( Овощи, фрукты и ягоды – полезные продукты)

- Тема нашего занятия «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»

- В овощах, ягодах и фруктах содержится много витаминов, необходимых для жизни человека.

4.Беседа.

- Так чем же полезны овощи?

        Разговор о пользе овощей.

- Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди укрепляют или разрушают то, что дано природой. Важную роль в сохранении и укреплении здоровья играет правильное питание. Каждому надо знать, какие продукты полезны для здоровья, а какие – вредны.

Тысячи лет назад люди стали употреблять в пищу овощи – травянистые растения со съедобными плодами, листьями, корнеплодами.

- В древние времена обычная огородная грядка с успехом заменяла аптеку. Древнегреческие и древнеримские врачи назначали своим пациентам редьку и огурцы для улучшения пищеварения и зрения, прописывали их и как жаропонижающие средства. В те времена делали лекарство из лука и петрушки, использовали целебные свойства моркови.

Капуста считалась лекарством от многих недугов: головной боли, бессонницы, глухоты, болезни печени и суставов. Этот овощ применяли также для заживления ран и язв. Свежий сок капусты, разведенный в теплой воде, использовали для полоскания рта и горла при воспалительных заболеваниях.

Капуста издавна служила основной пищей для русского народа. Наиболее полезна капуста в сыром виде. В сырой капусте много витамина С, особенно в кочерыжке. Витамин С сохраняется и при квашении капусты.

 Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук  вез с собой на корабле 60 бочек квашеной капусты. Кук и его спутники ели квашеную капусту и благодаря содержавшимся в ней витаминам были бодры и здоровы.

Игра «Вершки, корешки»

( динамическая пауза)

         Учитель произносит название овоща. Учащиеся должны определить, какую часть этого растения (вершки или корешки) употребляют в пищу, и показать ответ определенными действиями: «вершки» - встать, «корешки» - присесть, «вершки и корешки» - хлопнуть в ладоши.

    Овощи, ягоды и фрукты – настоящие кладовые витаминов. Самые главные витамины - это витамины группы А, витамины группы В, витамины С, витамины Д.

- В мире существует очень много разных витаминов. Вот некоторые из них.

Ученик 1: Витамин А – я витамин роста. Ещё я помогаю вашим глазам сохранитьзрение, а зубам быть крепкими и здоровыми. Найти этот витамин можно в капусте, морковке, зелёном луке, помидорах.

Ученик 2: Витамин В - даю я вам силу, хороший аппетит. Вы не захотите огорчаться и плакать по пустякам. Найти меня можно в яблоках, свекле, редиске, зелени салата,картофеле, шиповнике.

Ученик 3: Витамин D – я сохраняю вам зубы. Без меня зубы человека становятсямягкими и хрупкими. Меня можно найти в молоке, рыбе, твороге. Загорая насолнце, вы тоже получаем витамин Д.

Ученик 4: Витамин С - Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, то я вам в этом помогу. Я прячусь в луке,чесноке, капусте и во всех фруктах, ягодах, овощах.

- Как вы считаете, витамины крепко дружат между собой?

- В продуктах содержится не один витамин, а несколько сразу. Витамины повышают наше настроение и укрепляют наше здоровье, а это – самое главное.

- Мы с вами поговорили об овощах. А как вы думаете, в ягодах содержатся витамины?

(Учитель показывает картинки, дети рассказывают , чем они полезны)

 Малина –  лесное растение. Люди сажают в саду. Малина очень полезна. Во мне содержаться витамины А, В, С. Из моих ягод получают вкусное варенье, компот, желе. Чаем из сушеных плодов малины я лечат тех, кто простудился.

Смородина -  бывает черная, красная и белая. Самая богатая витаминами - это черная смородина. В ней есть витамины С, В, Д и др. полезные вещества. Черная смородина очень полезна при простуде, болезней почек и как общеукрепляющее средство.

Морошка-  имеют золотисто-желтый своеобразный цвет

      В традиционной народной медицине морошку использовали против цинги, причиной которой было полное отсутствие витамина C в рационе. Эту ягоду употребляли викинги и полярники, будучи в многодневных экспедициях. Эта ягода растет на нашей территории республики Коми.

- Кроме этих ягод есть и другие ягоды. Какие еще вы знаете ягоды?

- А теперь поговорим о фруктах и витаминах, которые в них содержатся.

Яблоко - обладает противомикробным и противовоспалительным свойством. Полезно кушать при головной боли, при малокровии, при простуде и боли в горле.

Груша-  очень полезна, так как применяют при сильном кашле, удушье.

Лимон -  очень много витаминов С, В и РР. Восстанавливает  силу при усталости, улучшает аппетит, помогает тем, у кого есть расстройство печени.

- Как вы думаете, что происходит с нашим организмом, когда он не получает достаточное количество витаминов?  Он начинает слабеть и заболевает.

А что нужно делать, чтобы ваш организм был здоровым и сильным. Заниматься спортом, вести здоровый образ жизни и правильно питаться.

- Нужно есть разнообразные овощи и фрукты. Ведь в каждом из них есть что-то свое особенное.

- Недаром говорят, что овощи и фрукты – это главные кладовые здоровья. Они не только сохраняют здоровье, но и помогают вернуть  его тем, кто заболел.

5.Рефлексия. Игра «Полезные и неполезные».

- Вернёмся к нашему вопросу о любимом продукте питания.

Я показываю картинку, а вы хлопайте, если продукт полезен, и топайте, если продукт вреден.

Игра.

- Подведём итог нашей игры. Я рада, что вредные продукты выбрали лишь несколько человек. А большинство ребят предпочитают есть полезные продукты питания.  А любителям чипсов, сухариков, слишком сладкой пищи нужно задуматься о том, как они питаются.

- А сейчас мы посмотрим, знаете ли вы, где какой витаминный продукт растет. У меня на корзине много разных овощей, ягод и фруктов. Прошу выйти трех ребят. Каждый получает по корзинке. Один собирает все, что растет в саду, другой – все то, что растет в огороде, третий – все то, растет в лесу, на лугах. ( Дети собирают муляжи )

           -А теперь с вами будем укреплять здоровье прямо сейчас. К нам пришла посылка из страны Витаминии, а в ней фрукты

 . Отгадайте какие:

 Круглые, румяные,

Мы  растём на ветке:

Любят нас все взрослые

И маленькие детки.

(Яблоки)

- Угощайтесь, на здоровье!

Дети моют руки и угощаются фруктами.

                                        

                                

Использованные источники:

1.Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

2. А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская « Дидактические игры на уроках».

3. Журнал « Начальная школа» №5 1991г.

4. Иллюстративный материал: набор карточек-лото (овощи, фрукты, ягоды).

5. Лариса Шуфтайкина, «Питание школьников – здоровое питание», http://kedem.ru/, 2011г.

6. «Основы здорового питания», http://www.uvelka.ru/, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по программе «Разговор о правильном питании».

В ходе занятия  формируется понятие о каше, как полезном продукте на завтрак, расширяются знания детей о злаковых растениях, о видах и пользе каш. Прививаются навыки гигиены и правильного питания...

Конспект занятия по программе "Разговор о правильном питании"во 2 классе. Тема "На охоту вместе с Шариком"

Занятие проводится в рамках реализации программы " Разговор о правильном питании". Обучающиеся в игровой форме знакомятся с лесными ягодами - полезными и вредными для здоровья.Цель данного занят...

внеклассное мероприятие по программе Разговор о правильном питании, пресс-конференция «По страницам журнала Здоровье. Что нужно есть летом и зимой».

Данное мероприятие проводится для учащихся начальной школы в рамках программы "Разговор о правильном питании. Две недели в лагере здоровья." Тема - Что нужно есть в разное время года. Занятие первое п...

Внеклассное мероприятие по программе Разговор о правильном питании «Посиделки в кафе «Здоровей-ка»

    Сценарий  авторского занятия, ориентированный на сохранение физического здоровья младших школьников.Занятие проводится в форме праздника и  раскрывает опыт работы п...

внеклассное занятие по программе Разговор о правильном питании. 1 класс

Тема: «Где найти витамины весной»Цель и задачи: формирование представлений о здоровье; мотивации на здоровый образ жизни посредством питания; закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содер...

Вкусно и здорово конспект внеклассного занятия по программе "Разговор о правильном питании"

Данное мероприятие позволяет обобщить и систематизировать знания детей о полезных веществах, необходимых человеческому организму: витамины, минеральные вещества, о продуктах, в которых их можно найти....

Внеклассное занятие по программе «Разговор о правильном питании».

На этом занятии дети знакомятся с названиями злаковых культур, закрепляют навыки гигиены, знакомятся со здоровым образом жизни и правильным питанием .Дети знакомятся  с исторической справкой, с р...